ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 апреля 2003 г. N КАС03-159
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего: Федина А.И.,
членов коллегии: Ермилова В.М., Толчеева Н.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 29 апреля 2003 года гражданское дело по заявлению К. о признании недействующими пунктов 12, 78 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167,
по кассационной жалобе К. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 января 2003 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К., объяснения представителей Правительства Российской Федерации Р., Г., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
Индивидуальный предприниматель К. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 12 (абзацев 1, 3 - 7) и 78 вышеназванных Правил, указывая на то, что данный нормативный правовой акт не опубликован для всеобщего сведения, оспариваемые положения этого акта противоречат федеральному закону, нарушают ее права на свободу экономической деятельности.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит К., считая его незаконным.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Судом установлено, что Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167 в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", а также пунктом 4 статьи 3, пунктом 4 статьи 421, пунктом 4 статьи 426, пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации. Правила были опубликованы в Собрании законодательства Российской Федерации (СЗ РФ. 1999. N 8. ст. 13).
В соответствии с абзацем вторым п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации считается публикация их текстов в "Российской газете" или в Собрании законодательства Российской Федерации.
В этой связи вывод суда о том, что оспариваемые Правила опубликованы в установленном порядке для всеобщего сведения, является правильным.
Отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании публичного договора энергоснабжения, при заключении и исполнении которого указанные Правила являются для сторон обязательными.
Согласно п. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Приведенная норма не определяет, каким образом и какими документами должно подтверждаться в целях заключения договора наличие у абонента энергопринимающего устройства и соответствие этого устройства установленным техническим требованиям. В данном случае эти отношения в соответствии с п. 4 ст. 421, п. 4 ст. 526, п. 3 ст. 539 ГК РФ урегулированы Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации.
Пунктом 12 Правил предусмотрено, что для заключения договора абонент (заказчик) представляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства следующие документы:
заявку с указанием объектов, непосредственно присоединенных (присоединяемых) к системам водоснабжения и канализации, данных о субабонентах, а также объемах водопотребления и водоотведения сточных вод абонента и субабонентов;
документы, подтверждающие право собственности на устройства и сооружения для присоединения;
разрешительную документацию на присоединение;
схемы водоснабжения и канализации;
баланс водопотребления и водоотведения;
план мероприятий по рациональному использованию питьевой воды и сокращению сброса сточных вод.
Суд привел подробный правовой анализ норм ГК РФ, Градостроительного кодекса РФ, Водного кодекса РФ, Федерального закона "Об охране окружающей среды", которыми обусловлено представление вышеперечисленных документов.
Федерального закона, устанавливающего иной перечень необходимых для заключения договора документов, которому бы противоречила приведенная правовая норма, не имеется.
Ссылка заявителя на то, что указанным пунктом Правил право водопользования предоставляется только собственнику, несостоятельна и противоречит содержанию оспариваемой нормы, не устанавливающей запрета представлять перечисленные в ней документы для заключения договора другим помимо собственника лицам, в частности арендаторам объекта недвижимости, в состав которого входят энергопринимающие устройства и сооружения.
Правильным является и вывод суда о законности пункта 78 Правил, согласно которому при обнаружении самовольно возведенного устройства и сооружения для присоединения к системам водоснабжения и канализации представитель организации водопроводно-канализационного хозяйства оформляет акт и выписывает владельцу указанных устройств и сооружений, не являющемуся абонентом, платежный документ для оплаты за полученную питьевую воду и сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества, объемы которых определяются в соответствии с пунктом 57 настоящих Правил. Кроме того, владелец этих устройств и сооружений оплачивает прямой ущерб, нанесенный им организации водопроводно-канализационного хозяйства в результате самовольного пользования, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Владелец самовольно возведенных устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации подлежит отключению без уведомления. Затраты, связанные с отключением и возможной ликвидацией этих устройств, оплачиваются их владельцем.
Как видно из содержания этого пункта, в нем нет указания на то, что организация водопроводно-канализационного хозяйства составляет акт на самовольное водопользование только в одностороннем порядке, как ошибочно утверждается в кассационной жалобе. Анализ пункта 78 Правил свидетельствует, что он не исключает возможность составления акта о самовольном подключении с участием лиц, осуществляющих незаконное водопользование, если таковые известны. В случае несогласия с составленным актом, являющимся одним из доказательств самовольного подключения к системам водоснабжения, заинтересованные лица вправе оспорить его в судебном порядке, представив доказательства в опровержение зафиксированных в нем фактов.
В решении суда на основе правового анализа опровергнуты и иные доводы заявителя относительно законности оспариваемых ею пунктов, выводы суда по этим доводам в кассационной жалобе не оспариваются.
С учетом изложенного руководствуясь ст. ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 января 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу К. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
В.М.ЕРМИЛОВ
Н.К.ТОЛЧЕЕВ
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области