Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2014 N АПЛ14-8 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 23.10.2013 N АКПИ13-916, которым оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующим пункта 2.12 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утв. Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ >

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 февраля 2014 г. N АПЛ14-8

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Манохиной Г.В., Корчашкиной Т.Е.,

при секретаре Д.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению В. о признании недействующим пункта 2.12 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@,

по апелляционной жалобе В. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 октября 2013 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения адвоката Котова Г.А., представляющего интересы В., представителя В. - Б.П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей Федеральной налоговой службы Ф., О., представителя Министерства финансов Российской Федерации Б.С., возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ утверждены Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее - Требования).

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 мая 2012 г., регистрационный номер 24139, официально опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012 г., N 44.

Пунктом 2.12 Требований предусмотрено, что в заявлении о государственной регистрации юридического лица (форма N Р11001) листы А, Б, В, Г, Д заполняются в отношении учредителей хозяйственных товариществ и обществ, учреждений, унитарных предприятий, производственных кооперативов, жилищных накопительных кооперативов.

В., являющийся учредителем дачного некоммерческого товарищества, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 2.12 Требований. В обоснование заявленного требования указал, что оспариваемая им норма противоречит подпункту "д" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", которым предусмотрено, что в едином государственном реестре юридических лиц должны содержаться сведения об учредителях юридического лица независимо от его организационно-правовой формы, и нарушает права граждан на создание дачных потребительских кооперативов, дачных некоммерческих партнерств. Нарушение своих прав усматривает в том, что регистрирующий орган незаконно отказал ему в государственной регистрации юридического лица на основании оспоренного положения в связи с отсутствием заявления о государственной регистрации юридического лица при создании по форме Р11001 (представлено заявление, не соответствующее положениям, содержащимся в пункте 2.9 Требований).

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 23 октября 2013 г. в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе В., не согласившись с решением суда первой инстанции, ссылается на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие вывода суда о законности оспоренного пункта Требований нормам материального права. Просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. Считает, что пункт 2.12 Требований допускает неоднозначное его толкование и вызывает неопределенность, что является основанием для признания его недействующим. Неопределенность оспариваемой нормы подтверждается тем, что заявителю было отказано в регистрации данного некоммерческого партнерства по причине незаполнения листов В (сведений об учредителях) в заявлении о регистрации юридического лица, и тем, что третьим лицам было отказано в регистрации потребительского кооператива и гаражно-строительного кооператива по причине заполнения листов В (сведений об учредителях) в заявлении о регистрации юридического лица.

В., представитель Министерства юстиции Российской Федерации в судебное заседание Апелляционной коллегии не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке. Представитель Министерства юстиции Российской Федерации просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.

Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", регулирующим отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, предусмотрено, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1.1 статьи 9).

Федеральная налоговая служба, в соответствии с пунктом 5.9.38 положения о ней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, и наделена полномочиями утверждать требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.

На основании приведенных нормативных положений правильным является вывод суда о том, что Требования утверждены Федеральной налоговой службой в пределах компетенции, предоставленной ей приведенными выше нормативными правовыми актами.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что пункт 2.12 Требований соответствует действующему законодательству, прав и охраняемых законом интересов заявителя не нарушает, является определенным и каких-либо неясностей не содержит.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Согласно статье 17 названного федерального закона государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

Следовательно, государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". При этом учитываются особенности, характеризующие организационно-правовую форму этого объединения.

В статье 12 данного федерального закона определен перечень документов, которые должны быть представлены при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган, в том числе заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме N Р11001, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@.

Пунктом 2.9 Требований предусмотрено, что лист В заявления "Сведения об учредителе - физическом лице" заполняется в случае, если учредителем создаваемого юридического лица является гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства. Если учредителями создаваемого юридического лица являются два и более физических лица, то в отношении каждого учредителя заполняется отдельный лист В заявления.

Пункт 12.2 устанавливает, что листы А, Б, В, Г, Д заявления заполняются в отношении учредителей хозяйственных товариществ и обществ, учреждений, унитарных предприятий, производственных кооперативов, жилищных накопительных кооперативов.

Как пояснили в судебном заседании Апелляционной коллегии представители Федеральной налоговой службы О. и Ф., пункт 12.2 должен применяться во взаимосвязи с пунктом 2.9 Требований, из чего следует, что в листе В заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001) указываются сведения об учредителе - физическом лице хозяйственных товариществ и обществ, учреждений, унитарных предприятий, производственных кооперативов, жилищных накопительных кооперативов. В случае государственной регистрации юридических лиц иных организационно-правовых форм лист В не заполняется.

Апелляционная коллегия считает, что такое толкование оспоренного пункта Требований с учетом положений пункта 2.9 Требований основано на его содержании.

Утверждения в апелляционной жалобе о том, что пункт 12.2 Требований не соответствует подпункту "д" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", так как в Едином государственном реестре будут отсутствовать сведения об учредителях - физических лицах, ошибочны.

Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что государственные реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями, включенными в записи государственных реестров на электронных носителях, и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых внесены такие записи, приоритет имеют сведения, содержащиеся в указанных документах (абзац 4 стать 4). При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются, в том числе, решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа (пункт "б" статьи 12).

Согласно пункту 6 статьи 5 названного федерального закона документы, предусмотренные этим законом и представленные в регистрирующий орган при государственной регистрации, являются частью соответственно единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Статьей 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что в протоколе, оформляющем решение о создании юридического лица, должны содержаться сведения о лицах, принявших соответствующее решение, то есть об учредителях.

При таких данных в Едином государственном реестре юридических лиц, вопреки утверждениям заявителя в апелляционной жалобе, сведения об учредителях - физических лицах содержатся и в тех случаях, когда лист В заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001) не заполняется.

Ссылки в апелляционной жалобе на неопределенность в правоприменении оспариваемого в части нормативного правового акта не опровергают вывод суда о законности пункта 12.2 Требований. Неправильное толкование и применение нормативного правового акта правоприменителем не может служить поводом для признания этого акта недействующим полностью или в части.

Предписания пункта 12.2 Требований не являются неопределенными, исключают необходимость заполнения листа В заявления по форме N Р1101 (сведения об учредителях) в отношении организационно-правовых форм юридических лиц, не указанных в этом пункте.

Установив, что пункт 12.2 Требований не противоречит действующему федеральному законодательству, прав и законных интересов заявителя как учредителя дачного некоммерческого объединения не нарушает, суд правомерно в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказал в удовлетворении заявления.

Доводы апелляционной жалобы о неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии вывода суда о законности оспоренного пункта 12.2 Требований нормам материального права несостоятельны. Судом принято решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, при правильном их толковании, выводы суда о законности оспариваемых положений мотивированы.

Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 октября 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу В. - без удовлетворения.

Председательствующий
А.И.ФЕДИН

Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
Т.Е.КОРЧАШКИНА

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области