ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 августа 2009 г. N КАС09-367
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Манохиной Г.В.,
членов коллегии - Пелевина Н.П., Корчашкиной Т.Е.,
при секретаре Кулик Ю.А.,
с участием прокурора Ластовского В.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 августа 2009 года гражданское дело по заявлению Ильменейкина Павла Вениаминовича о частичном признании недействующими абзацев 2 и 3 пункта 37 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80,
по кассационной жалобе заявителя на решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2009 года, которым отказано в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителя Министерства обороны Российской Федерации Балюкина С.А., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Ластовского В.Ф., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Ильменейкин П.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзацев 2 и 3 пункта 37 Инструкции в части наличия у начальника гарнизона права принимать решение о распределении жилых помещений между военнослужащими воинской части в случаях разногласий между командиром и жилищной комиссией указанной воинской части по вопросу распределения жилых помещений ввиду противоречия этого положения Жилищному кодексу Российской Федерации, а также отсутствия у Министра обороны Российской Федерации полномочий регулировать рассматриваемые правоотношения.
В обоснование своих требований Ильменейкин П.В. указал, что оспариваемые положения Инструкции противоречат статье 57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договору социального найма предоставляются органами местного самоуправления по месту жительства граждан.
Поэтому заявитель считает, что придание вышестоящему командиру права принимать иное решение жилищного вопроса в отношении военнослужащего и возложение на жилищную комиссию обязанности готовить и представлять на утверждение командира воинской части предложения по распределению между военнослужащими жилья противоречит ЖК РФ, не входит в компетенцию Министра обороны по изданию нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие жилищные отношения. Содержащиеся предписания в оспариваемых нормах являются неконкретными, юридически неопределенными и могут быть применены командованием расширительно для распределения жилья в собственность и не по месту военной службы военнослужащих.
Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2009 года в удовлетворении заявления Ильменейкина П.В. отказано.
В кассационной жалобе Ильменейкин П.В. просит об отмене решения суда первой инстанции, поскольку суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, суд неправильно применил нормы материального и процессуального права.
В жалобе приводятся доводы о создании Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80 неопределенности в вопросе о том, кто конкретно (командир или жилищная комиссия) распределяет жилые помещения между военнослужащими, так как это приводит к злоупотреблениям со стороны командиров и начальников, распределению ими квартир единолично, без соблюдения порядка очередности.
Заявитель также просит Кассационную коллегию указать в определении о недопустимости применения норм п. 37 Инструкции для ограничения его жилищных прав на получение от Министерства обороны Российской Федерации квартиры по договору социального найма или в собственность в порядке отселения из закрытого военного городка.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит оспариваемое решение Военной коллегии законным и обоснованным.
Военная коллегия, проанализировав положения ч. 5 ст. 5, п. 6 ст. 12 ЖК РФ, а также пункты 7 и 8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, в решении обоснованно указала, что Министр обороны Российской Федерации имеет право издавать нормативные акты, определяющие порядок и условия предоставления жилых помещений, закрепленных за этим ведомством, в том числе устанавливать орган, на основании решения которого военнослужащим, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), предоставляются жилые помещения.
Изложенное свидетельствует о том, что Министр обороны Российской Федерации утвердил Приказом от 15 февраля 2000 года N 80 Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, реализуя предоставленное ему право на издание нормативных правовых актов.
Данный Приказ прошел государственную регистрацию и опубликован в установленном действующим законодательством порядке.
Пунктом 35 Инструкции установлено, что распределение жилых помещений военнослужащим, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), возложено на жилищные комиссии, которые создаются в гарнизонах и воинских частях в соответствии с Примерным положением о жилищных комиссиях.
Примерным положением о жилищных комиссиях, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80, определено, что руководство деятельностью жилищных комиссий осуществляется в гарнизонах начальниками гарнизонов, в воинских частях - командирами воинских частей.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Из абзаца 2 пункта 37 Инструкции следует, что распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части и оформляется списком распределения жилых помещений по воинской части, который подписывается командиром и председателем жилищной комиссии, согласовывается с начальником КЭЧ района и с необходимыми документами представляется на утверждение начальнику гарнизона.
При этом установление Министром обороны Российской Федерации указанного порядка распределения военнослужащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилого помещения отнесено к его компетенции, не противоречит ЖК РФ и не нарушает прав военнослужащих.
Возложение на командира воинской части обязанности по руководству деятельностью жилищной комиссии также не противоречит действующему законодательству.
Более того, закрепив в абзаце 3 пункта 37 Инструкции положение о принятии начальником гарнизона решения о распределении жилых помещений между военнослужащими воинской части в случаях разногласий между командиром и жилищной комиссией указанной воинской части по вопросу распределения жилых помещений, Министр обороны установил дополнительную гарантию соблюдения жилищных прав военнослужащих. Данное разъяснение также дано в рамках предоставленных Министру обороны полномочий и не противоречит ЖК РФ.
Решение о распределении жилых помещений начальник гарнизона принимает по представлению гарнизонной жилищной комиссии.
Все это свидетельствует о том, что оспариваемые Ильменейкиным П.В. абзацы пункта 37 Инструкции направлены на организацию деятельности жилищных комиссий, должностных лиц воинских частей, гарнизонов, округов (флотов) по распределению жилья среди военнослужащих, в связи с чем содержащиеся в них положения не могут быть признаны противоречащими статье 57 ЖК РФ и нарушающими права заявителя на жилище.
Кроме того, военнослужащему гарантируется вытекающее из статьи 46 Конституции Российской Федерации право на судебное обжалование решений жилищной комиссии и действий должностного лица, утвердившего это решение.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания считать обоснованными доводы, приведенные в кассационной жалобе, о создании Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80 неопределенности в вопросе о том, кто конкретно (командир или жилищная комиссия) распределяет жилые помещения между военнослужащими, и что эта неопределенность приводит к злоупотреблениям со стороны командиров и начальников, распределению ими квартир единолично, без соблюдения порядка очередности.
Что касается просьбы заявителя об указании в определении Кассационной коллегии о недопустимости применения норм п. 37 Инструкции для ограничения его жилищных прав на получение от Министерства обороны Российской Федерации квартиры по договору социального найма или в собственность в порядке отселения из закрытого военного городка, то эта просьба не может быть удовлетворена, поскольку данное заявление Ильменейкина П.В. о признании Верховным Судом Российской Федерации недействующими абзацев 2 и 3 пункта 37 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации рассмотрено в порядке главы 24 ГПК РФ, а не в соответствии с требованиями главы 25 ГПК РФ, и вопрос об отселении заявителя из закрытого военного городка в судебном заседании не обсуждался, так как такое требование Верховному Суду Российской Федерации по первой инстанции в силу ст. 27 ГПК РФ не подсудно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Ильменейкина П.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.МАНОХИНА
Члены коллегии
Н.П.ПЕЛЕВИН
Г.Е.КОРЧАШКИНА
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области