ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июля 2003 г. N КАС 03-297
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И., членов коллегии Толчеева Н.К., Ермилова В.М., с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 15 июля 2003 года гражданское дело по заявлению Большакова В.А. о признании недействующим п. 1 Постановления Правительства РФ от 13 марта 2003 г. N 152 "Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2003 г. страховой части трудовой пенсии и коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала" и компенсации морального вреда по кассационной жалобе Большакова В.А. на решение Верховного Суда РФ от 13 мая 2003 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителей Правительства РФ Бодунова А.В. и Хаустова Е.А., возражавших против кассационной жалобы, заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
Большаков В.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об отмене коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2003 года страховой части трудовой пенсии в размере 1,126, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2003 года N 152.
В судебном заседании суда первой инстанции Большаков В.А. расширил заявленные требования, просил суд отменить также коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, определенного по состоянию на 1 января 2002 года в размере 1,307, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 13 марта 2003 года N 152, и компенсировать ему моральный вред и издержки, связанные с рассмотрением дела.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Большаков В.А. просит решение суда отменить, полагая его необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для отмены решения Верховного Суда РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2003 г. N 152 утверждены: коэффициент дополнительного увеличения с 1 апреля 2003 г. страховой части трудовой пенсии в размере 1,126 и коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, определенного по состоянию на 1 января 2002 г. в размере 1,307.
Порядок индексации страховой части трудовой пенсии установлен законом.
Так, в соответствии с подпунктом 5 пункта 7 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случае, если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации превысит суммарный коэффициент произведенной индексации размера страховой части трудовой пенсии в этом же году (подпункты 1 - 3 настоящего пункта), с 1 апреля следующего года производится дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и указанным коэффициентом. При этом дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии (с учетом ранее произведенной индексации указанной части трудовой пенсии) не может превышать индекс роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий.
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" вступил в силу с 1 января 2002 года, с учетом этого дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии стало осуществляться только с 1 апреля 2003 года.
В соответствии с действовавшим до 1 января 2002 года Законом Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статья 7) индексация государственных пенсий осуществлялась в связи с ростом заработной платы в стране четыре раза в год - с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и с 1 ноября.
В этой связи на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 15.01.2001 N 26 был утвержден индекс роста среднемесячной заработной платы для исчисления и увеличения государственных пенсий за IV квартал 2000 года в размере 1,1.
С 1 августа 2001 года согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 09.07.2001 N 521 индекс роста среднемесячной заработной платы для исчисления и увеличения государственных пенсий за II квартал 2001 года был утвержден также в размере 1,1.
Суммарный коэффициент индексации в 2001 году составил 1,21 (21%) (1,1 x 1,1) при уровне инфляции в 1,186 (18,6%).
Исходя из того, что в силу ст. 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (который, как уже указывалось выше, вступил в действие с 1 января 2002 года) индексация страховой части трудовой пенсии должна осуществляться исходя из роста цен на потребительские товары и услуги (инфляции) за каждый календарный квартал (полугодие) не менее чем на 6 процентов, а также с учетом средств, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджете ПФР на индексацию трудовых пенсий, с 1 февраля 2002 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.2002 N 42 базовая и страховая части трудовой пенсии были проиндексированы в 1,065 раза, что превышает индекс потребительских цен.
С 1 августа 2002 года согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 535 базовая и страховая часть были проиндексированы в 1,09 с учетом роста потребительских цен за I полугодие 2002 года.
В итоге суммарный коэффициент индексации в 2002 году составил 1,161 (1,065 x 1,09) при уровне инфляции 115,06%.
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определил, что дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии не может превышать индекса роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий (подпункт 5 пункта 7 статьи 17 настоящего Федерального закона).
Как пояснили суду представители Правительства РФ, по данным Госкомстата России (информация о социально-экономическом положении России) индекс роста среднемесячной номинально начисленной заработной платы за 2002 год составил 135%.
Индекс роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направленных на выплату страховой части трудовых пенсий, составил 1,307.
Достоверных данных, свидетельствующих, что индекс роста доходов Пенсионного фонда РФ в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, был установлен в нарушение федерального законодательства, заявителем представлено не было.
Учитывая исходные параметры по ограничению на размер дополнительного увеличения страховой части трудовой пенсии, а также объем средств, предусмотренных в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на индексацию страховой части трудовой пенсии в 2003 году, коэффициент дополнительного увеличения размера страховой части трудовой пенсии с 1 апреля 2003 года был определен как отношение между индексом роста доходов Пенсионного фонда РФ и суммарным коэффициентом страховой части трудовой пенсии и составил 1,126, или 12,6% (1,307/1,161).
Ссылки заявителя на то, что Правительство РФ неправильно определило дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии с 1 апреля 2003 года, правильно признаны судом несостоятельными, поскольку приведенные заявителем расчеты коэффициента дополнительного увеличения страховой части трудовой пенсии не соответствуют положениям подпункта 5 пункта 7 статьи 17 Федерального закона N 173-ФЗ, в котором вместо индекса роста заработной платы в Российской Федерации указан индекс роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации. Кроме того, расчеты заявителя были произведены без учета вышеприведенных данных относительно произведенной в 2001 году индексации пенсий.
Доводы Большакова В.А. об экономической необоснованности оспоренного Постановления Правительства РФ не могут служить основанием для признания его не соответствующим закону.
С учетом, что положения оспариваемого нормативного правового акта не противоречат Федеральному закону, изданы в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушают права граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что жалоба Большакова В.А. не подлежит удовлетворению.
Каких-либо новых доводов, которые не были бы рассмотрены судом первой инстанции и которые могли бы служить основанием к отмене обжалованного решения суда, в кассационной жалобе не содержится.
Требования Большакова В.А., выдвинутые в кассационной жалобе, об отмене Постановления Правительства Российской Федерации от 24.01.2002 N 42 в части установления коэффициента индексации пенсии, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 535 в части установления коэффициента индексации базовой и страховой частей трудовой пенсии не могут быть рассмотрены в Кассационной коллегии, поскольку данные требования не были предметом рассмотрения суда первой инстанции.
Поскольку требования заявителя об оспаривании нормативного правового акта судом оставлены без удовлетворения, то отсутствуют правовые основания для возмещения Большакову В.А. издержек, связанных с рассмотрением дела, и компенсации морального вреда.
Приведенные в кассационной жалобе формулы расчета индекса роста заработной платы за 2002 год и индекса роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации не могут служить основанием для признания оспариваемых положений нормативного акта незаконными, так как не подтверждены нормами законодательства.
Материальный закон применен и истолкован судом правильно, решение постановлено с соблюдением норм процессуального права, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 13 мая 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Большакова В.А. - без удовлетворения.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области