Определение Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N КАС08-630 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 07.10.2008, которым отказано в удовлетворении требования о признании недействующим абзаца второго пункта 2 Правил осуществления в 2008 году компенсационных выплат отдельным категориям граждан РФ по вкладам в Сбербанке РФ, являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан РФ", утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 1002>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 декабря 2008 г. N КАС08-630

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего: Федина А.И.,

членов коллегии: Манохиной Г.В., Хомчика В.В.,

с участием прокурора: Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лисянского Николая Ивановича о признании недействующим абзаца второго пункта 2 Правил осуществления в 2008 году компенсационных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 1002,

по кассационной жалобе Лисянского Н.И. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 7 октября 2008 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителей Правительства Российской Федерации Филоненко Е.В., Косолаповой Е.Ш., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей решение суда оставить без изменения,

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 декабря 2007 года N 1002 утвердило Правила осуществления в 2008 году компенсационных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" (далее - Правила).

Нормативный правовой акт опубликован "Российская газета", N 9, 18.01.2008, Собрание законодательства РФ, 21.01.2008, N 3, ст. 188.

Согласно абзацу второму пункта 2 Правил размеры компенсации и дополнительной компенсации зависят от срока хранения вкладов и определяются с применением следующих коэффициентов:

1 - по вкладам, действующим в настоящее время, а также по вкладам, действовавшим в 1992 - 2008 годах и закрытым в 1996 - 2008 годах;

0,9 - по вкладам, действовавшим в 1992 - 1994 годах и закрытым в 1995 году;

0,8 - по вкладам, действовавшим в 1992 - 1993 годах и закрытым в 1994 году;

0,7 - по вкладам, действовавшим в 1992 году и закрытым в 1993 году;

0,6 - по вкладам, закрытым в 1992 году.

Лисянский Н.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца второго пункта 2 Правил.

В подтверждение требований указал, что по состоянию на 20 июня 1991 года он имел денежные вклады, которые закрыл в октябре 1991 года. Абзац второй пункта 2 Правил противоречит Федеральному закону "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", предусматривающих, что предварительная компенсация проводится по состоянию на 20 июня 1991 года, без указания каких-либо сроков закрытия вкладов и коэффициентов к ним. Оспариваемая норма Правил нарушает его право на получение компенсации по восстановленным и гарантированным государством вкладам. При издании акта Правительство РФ превысило свои полномочия, поскольку ему было поручено установить только порядок выплаты компенсации, но не размеры выплат.

Верховный Суд Российской Федерации постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Лисянский Н.И., ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Полагает, судом нарушены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства дела, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и законодательству.

Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене решения Верховного Суда Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Суд, проанализировав содержание оспариваемого заявителем абзаца второго пункта 2 Правил, пришел к правильному выводу о том, что он не противоречит действующему законодательству. Правила изданы Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий и не нарушают прав заявителя.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 мая 1995 года N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств:

на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации (ранее Государственные трудовые сберегательные кассы СССР, действовавшие на территории РСФСР; Российский республиканский банк Сбербанка СССР; Сбербанк РСФСР) в период до 20 июня 1991 года;

на вклады в организации государственного страхования Российской Федерации (ранее организации государственного страхования СССР, действовавшие на территории РСФСР; организации государственного страхования РСФСР) по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 года;

в государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР), размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 года.

Статьей 2 приведенного Федерального закона установлено, что гарантированные сбережения граждан являются государственным внутренним долгом Российской Федерации.

В силу статьи 5 Федерального закона восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений граждан производится путем перевода их в целевые долговые обязательства Российской Федерации, являющиеся государственными ценными бумагами.

Согласно статье 12 Федерального закона порядок перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации, их виды, условия и формы их обслуживания и порядок определения долговой стоимости устанавливаются федеральными законами.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый заявителем абзац второй пункта 2 Правил не противоречит положениям Федерального закона от 10 мая 1995 года N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", который не предусматривает осуществление предварительной компенсации, а также дополнительной предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации, обесценившихся в 1992 - 1995 годах.

В соответствии со статьей 6 названного Федерального закона при переводе гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации величина номинала этих обязательств приравнивается к первоначальному номиналу вложенных в указанные сбережения денежных средств с учетом условий договора денежного вклада за весь период существования вклада.

Для гарантированных сбережений граждан, созданных после 1 марта 1991 года, номинал целевого долгового обязательства Российской Федерации определяется с учетом изменения покупательной способности денежных средств после указанной даты.

Довод заявителя о том, что оспариваемое положение Правил противоречит приведенным нормам Федерального закона, правильно признан судом первой инстанции несостоятельным, поскольку статья 6 этого Федерального закона не регулирует вопросы компенсационных выплат отдельным категориям граждан.

С целью социальной поддержки отдельных категорий граждан Указами Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 года N 733 "О мерах по предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации, обесценившихся в 1992 - 1995 годах" и от 2 декабря 1997 года N 1269 "Об очередном этапе предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации, обесценившихся в 1992 - 1995 годах" предусмотрена выплата предварительной компенсации вкладов отдельным категориям граждан Российской Федерации в Сбербанке России по состоянию на 20 июня 1991 года. С 1998 года расходы на осуществление компенсационных выплат отдельным категориям граждан по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации определяются в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на текущий год.

Категории граждан Российской Федерации, которые имеют право на получение компенсационных выплат и размер компенсационных выплат определены Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".

В соответствии с пунктом 7 статьи 19 названного Федерального закона порядок осуществления компенсационных выплат по вкладам (взносам) определяется Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы Федерального закона Правительство утвердило Правила осуществления в 2008 году компенсационных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации".

Поэтому, как правильно указал суд в решении, Правительство Российской Федерации, установив в пункте 2 Правил, что размеры компенсации и дополнительной компенсации зависят от срока хранения вкладов и определяются с применением коэффициентов, действовало в пределах предоставленных ему Федеральным законом полномочий.

Утверждения в кассационной жалобе о нарушении и неправильном применении судом норм материального права являются ошибочными.

Суд, установив, что действующим законодательством не предусмотрены компенсационные выплаты отдельным категориям граждан, которые имели вклады в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года, и закрыли их до 2 января 1992 года, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта не нарушают прав граждан Российской Федерации, в том числе заявителя, которым государство гарантировало восстановление и сбережение сохранности денежных сбережений, и не противоречат действующему законодательству.

С учетом изложенного не имеется оснований к отмене решения суда, основанного на правильном применении и толковании норм материального права. В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемого нормативного положения, оснований считать такие выводы ошибочными не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 7 октября 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лисянского Н.И. - без удовлетворения.

Председательствующий
А.И.ФЕДИН

Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
В.В.ХОМЧИК

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области