Определение Верховного Суда РФ от 08.06.2006 N КАС06-150 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 24.03.2006 N ГКПИ06-86, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично не соответствующим законодательству пункта 2.2 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 N 328>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июня 2006 г. N КАС06-150

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

    Председательствующего                             Федина А.И.,
    членов коллегии                                 Толчеева Н.К.,
                                                     Хомчика В.В.,
    с участием прокурора                            Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 8 июня 2006 г. гражданское дело по заявлению С. о признании недействующим пункта 2.2 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 года N 328 (в части) по кассационной жалобе С. на решение Верховного Суда РФ от 24 марта 2006 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения заявителя С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Министерства здравоохранения и социального развития РФ Кузнец О.В., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия, руководствуясь ст. ст. 193 и 360 ГПК РФ,

установила:

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 года N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.

С. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим пункта 2.2 Порядка, предусматривающего, что при обращении в лечебно-профилактическое учреждение гражданин предъявляет документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий право на получение набора социальных услуг (удостоверение участника Великой Отечественной войны, справка, подтверждающая факт установления инвалидности, и т.д.).

В обоснование заявленного требования С. сослался на то, что открытый характер (и т.д.) перечня представляемых документов, подтверждающих право на получение набора социальных услуг, не соответствует требованиям закона и нарушает права инвалидов Великой Отечественной войны на получение бесплатных лекарств.

Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе С. ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального закона.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.

Вывод суда первой инстанции о соответствии оспоренной части нормативного правового акта Закону является обоснованным.

Так, право на получение набора социальных услуг, в том числе на обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), имеют различные категории граждан, указанные в статье 6.1 и 6.7 Федерального закона "О государственной социальной помощи".

К названным категориям относятся:

1) инвалиды войны;

2) участники Великой Отечественной войны;

3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ);

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004))

4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

8) инвалиды;

9) дети-инвалиды.

Кроме того, право на предоставление им набора социальных услуг имеют лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан.

С учетом приведенных положений Закона Министерство здравоохранения и социального развития РФ в своем нормативном правовом акте правомерно указало на то, что при обращении в лечебно-профилактическое учреждение в подтверждение права на получение определенного набора социальных услуг гражданин обязан предъявить удостоверение участника Великой Отечественной войны, справку, подтверждающую факт установления инвалидности, либо иной документ, в зависимости от принадлежности этого гражданина к определенной категории граждан, подлежащих социальной защите с конкретным набором социальных услуг.

Никаких прав и законных интересов граждан оспоренное положение нормативного правового акта само по себе не нарушает.

Как правильно указал Верховный Суд РФ в своем решении, в пункте 2.2 Порядка приведены в качестве примера документа, подтверждающего право на получение набора социальных услуг, удостоверение участника Великой Отечественной войны и справка об установлении инвалидности. Приведенные в пункте 2.2 Порядка слова: "и т.д." указывают на наличие документов, подтверждающих статус иных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг.

В соответствии с п. 5 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" именно Министерство здравоохранения и социального развития РФ как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, полномочен устанавливать порядок предоставления гражданам социальных услуг.

Оспоренное положение пункта 2.2 Порядка несомненно относится к порядку предоставления гражданам социальных услуг и не содержит ограничений, и не возлагает на граждан не предусмотренные законом обязанности по предъявлению документов.

В кассационной жалобе С. ссылается на то, что суд первой инстанции должен был разрешить спор применительно к случаю, когда инвалиды ВОВ обращаются в лечебно-профилактическое учреждение за предоставлением, в частности, лекарственных средств не по месту своего жительства.

Вместе с тем в кассационной жалобе заявитель утверждает, что пункт 2.2 Порядка вообще не регулирует отношения между инвалидом и лечебно-профилактическим учреждением вне места постоянного проживания инвалида.

Как пояснил представитель Минздравсоцразвития РФ (это также следует из содержания оспариваемого акта), в пункте 2.2 Порядка перечислены документы, которые гражданин предъявляет при обращении в лечебно-профилактическое учреждение для обеспечения необходимыми лекарственными средствами по месту жительства такого гражданина.

Полномочием же по обязыванию федерального органа исполнительной власти осуществлять нормативное регулирование правоотношений (в предлагаемом заявителем случае - установление порядка предоставления гражданам социальных услуг вне места их постоянного проживания) суд не наделен.

Согласно статье 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Ссылка заявителя в кассационной жалобе на то, что на практике лечебно-профилактические учреждения требуют предъявления не предусмотренных законом для такого предъявления документов, не может служить основанием для признания незаконным оспоренного положения нормативного акта, а следовательно, и для отмены обжалуемого судебного решения, поскольку пункт 2.2 Порядка в оспоренной части не обязывает граждан при обращении в лечебно-профилактическое учреждение предъявлять не предусмотренные законом для такого предъявления документы.

По изложенным мотивам кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 360 и 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2006 года оставить без изменения, а кассационную жалобу С. - без удовлетворения.

Председательствующий
А.И.ФЕДИН

Члены коллегии
Н.К.ТОЛЧЕЕВ
В.В.ХОМЧИК

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области