Определение Верховного Суда РФ от 07.02.2013 N АКПИ12-1618 <О прекращении производства по делу о признании частично недействующим перечня санаторно-курортных учреждений (государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения), в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.10.2010 N 873н>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 февраля 2013 г. N АКПИ12-1618

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,

при секретаре И.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ч. о признании частично недействующим перечня санаторно-курортных учреждений (государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения), в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2010 г. N 873н,

установил:

Ч. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим перечня санаторно-курортных учреждений (государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения), в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - Перечень), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2010 г. N 873н (далее - Приказ). Полагает, что оспариваемый Приказ противоречит Федеральному закону от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".

Заявитель, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

В судебном заседании прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масалова Л.Ф. просила суд о прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что оспариваемый в части нормативный правовой акт не затрагивает интересы заявителя.

Представители Министерства здравоохранения Российской Федерации А., Министерства труда Российской Федерации Г. и Министерства юстиции Российской Федерации С. против прекращения производства по делу не возражали.

Оспариваемый заявителем в части Приказ принят Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее -Минздравсоцразвития России) во исполнение части 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 14 октября 2004 г. N 158 отбор санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение льготным категориям граждан в рамках государственной социальной помощи, осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации путем проведения открытого конкурса в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд". Сведения о санаторно-курортных учреждениях, признанных победителями по результатам конкурса, в целях формирования перечня санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, представляются Фондом социального страхования Российской Федерации в Минздравсоцразвития России (пункты 1 и 4).

На основании части 1 статьи 4 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 названного Федерального закона при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа об их соответствии требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

Из приведенных норм следует, что заявитель не является участником отношений, связанных с формированием данного Перечня. Оспариваемая норма адресована уполномоченному органу, осуществляющему предоставление путевок на санаторно-курортное лечение, не содержит обязательных для получателей социальных услуг правил поведения и не затрагивает интересы заявителя.

Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг, может отказаться от их получения (статья 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

Доводы заявителя о том, что указанные в Перечне организации не отвечают требованиям Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" фактически сводятся к несогласию с результатами проведения торгов и проверке участников размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов на соответствие обязательным требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации. При этом указанная проверка не может быть осуществлена в порядке производства по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части (глава 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В случае нарушения прав и законных интересов заявителя, имеющего право на государственную социальную помощь и использующего в ходе ее реализации товары и услуги, защита этих прав осуществляется в ином судебном порядке - путем предъявления соответствующего искового заявления.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 134 и абзацу второму статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 134, абзацем вторым статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

определил:

производство по делу по заявлению Ч. о признании частично недействующим перечня санаторно-курортных учреждений (государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения), в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2010 г. N 873н, прекратить.

Определение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение пятнадцати дней.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Т.А.ПЕТРОВА

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области