ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 марта 2012 г. N АПЛ12-49
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Манохиной Г.В., Пирожкова В.Н.,
при секретаре К.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению И. о признании недействующим абзаца девятого пункта 4 Инструкции о порядке государственной регистрации договоров купли-продажи и перехода права собственности на жилые помещения, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 6 августа 2001 г. N 233,
по апелляционной жалобе И. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2011 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., представителя Министерства экономического развития Российской Федерации А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 6 августа 2001 г. N 233 утверждена Инструкция о порядке государственной регистрации договоров купли-продажи и перехода права собственности на жилые помещения (далее - Инструкция). Приказ зарегистрирован в установленном порядке 16 августа 2001 г., регистрационный N 2881, опубликован для всеобщего сведения в "Российской газете" 28 августа 2001 г.
Абзацем девятым пункта 4 Инструкции предусмотрено, что на государственную регистрацию договора продажи в соответствии со статьями 16 и 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав) представляются подлинник и копия справки о лицах, имеющих право пользования жилым помещением с указанием этого права, заверенная должностным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и жительства (пункт 1 статьи 13, пункт 2 статьи 17, пункт 5 статьи 18 Закона о государственной регистрации прав, пункт 1 статьи 558 Гражданского кодекса Российской Федерации).
И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца девятого пункта 4 Инструкции, ссылаясь на то, что он противоречит требованиям Закона о государственной регистрации прав, не допускающего истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных этим Законом. Считает, что по смыслу пункта 1 статьи 558 Гражданского кодекса Российской Федерации представление вышеназванной справки для государственной регистрации договора продажи жилого помещения не требуется, информация о лицах, имеющих право пользования жилым помещением, должна указываться в договоре купли-продажи. Оспариваемое положение Инструкции создает для него (заявителя) дополнительные обязанности и препятствия при продаже квартиры, ограничивая тем самым его права собственника жилого помещения.
Заинтересованные лица по настоящему делу - Министерство юстиции Российской Федерации, издавшее и зарегистрировавшее оспариваемый нормативный правовой акт, Министерство экономического развития Российской Федерации, которому переданы функции по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявленным требованием не согласились, указав в своих возражениях, что Инструкция не противоречит действующему законодательству, каких-либо прав и законных интересов заявителя не нарушает. Закон о государственной регистрации прав предусматривает представление иных необходимых для государственной регистрации прав документов.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2011 г. в удовлетворении заявления отказано. В апелляционной жалобе И. просит об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении его заявления, по мотивам неправильного применения судом норм материального права, нарушения процессуального законодательства.
В судебное заседание Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации И., представитель Министерства юстиции Российской Федерации не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд правильно исходил из того, что нормативный правовой акт, оспариваемый заявителем в части, издан компетентным нормотворческим органом, с соблюдением установленного порядка. Абзац девятый пункта 4 Инструкции не противоречит действующему законодательству, следовательно, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Министерство юстиции Российской Федерации, реализуя полномочия, возложенные на него Законом о государственной регистрации прав, Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954, своим приказом от 6 августа 2001 г. N 233 утвердило Инструкцию, которая регулирует вопросы, касающиеся проведения государственной регистрации договоров купли-продажи жилых помещений и перехода прав на жилые помещения, приобретаемые на основании договоров купли-продажи.
Федеральным законом от 21 декабря 2009 г. N 334-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" полномочия по принятию нормативных правовых актов закреплены за федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которым согласно Указу Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" является Министерство экономического развития Российской Федерации.
Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что закрепление данных функций за другим федеральным органом исполнительной власти не влечет за собой признание утратившими силу нормативных правовых актов, принятых ранее Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области юстиции в пределах осуществления указанных полномочий.
В соответствии с Законом о государственной регистрации прав, органы, осуществляющие регистрацию прав, проводят правовую экспертизу представленных документов и проверку законности сделки (пункт 1 статьи 13); необходимые для государственной регистрации прав документы, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (пункт 5 статьи 18).
В силу статьи 558 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным условием договора купли-продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, в которых проживают лица, сохраняющие в соответствии с законом право пользования этим жилым помещением после его приобретения покупателем, является перечень этих лиц с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением; договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Суд первой инстанции на основании вышеприведенных положений пришел к обоснованному выводу о том, что документы, названные в абзаце девятом пункта 4 Инструкции, необходимы при проверке органом государственной регистрации законности договора продажи жилого помещения в части соблюдения требования о включении в договор перечня лиц, имеющих право пользования жилым помещением с указанием этого права, в качестве существенного условия, без которого в силу пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор не может считаться заключенным. Следовательно, оспариваемое положение Инструкции соответствует установленным законодательством Российской Федерации требованиям к заключению договора продажи жилого помещения и каких-либо прав и свобод собственников жилых помещений, в том числе заявителя, не нарушает.
Утверждение заявителя о том, что оспариваемая норма противоречит пункту 2 статьи 17 Закона о государственной регистрации прав, суд правильно признал несостоятельным, указав, что оно не согласуется с содержанием названного пункта, который не допускает истребование дополнительных документов, за исключением предусмотренных этим Федеральным законом, если представленные документы отвечают требованиям статьи 18 этого Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Необходимость представления документов, указанных в абзаце девятом пункта 4 Инструкции для регистрации договора продажи обусловлена ранее приведенными законоположениями.
Нельзя согласиться с доводом апелляционной жалобы о том, что Министерство юстиции Российской Федерации не вправе было определять перечень документов, подлежащих обязательному предоставлению для государственной регистрации, поскольку он противоречит статьям 3, 10 Закона о государственной регистрации прав, Указам Президента Российской Федерации от 2 августа 1997 г. N 958 и 24 сентября 2007 г. N 1274.
Не влияют на законность принятого решения ссылки в апелляционной жалобе на то, что суд не дал надлежащей правовой оценки справке, представление которой необходимо при продаже жилого помещения, которая (по мнению заявителя) не может содержать полных и достоверных данных о правах пользования квартирой, а также не учел отсутствие какого-либо централизованного учета лиц, которые после продажи квартиры сохраняют право пользования ею, и оставил без внимания, что на должностных лиц, ответственных за регистрацию граждан по месту жительства и пребывания, не возложена обязанность учета обработки и представление информации о перечне лиц, имеющих права пользования жилым помещением, и не могут служить поводом к отмене решения суда.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемого в части нормативного правового акта, оснований считать такие выводы ошибочными у Апелляционной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2011 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу И. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
В.Н.ПИРОЖКОВ
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области