Определение Верховного Суда РФ от 05.03.2013 N АПЛ13-45 <Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 06.12.2012 N АКПИ12-1477, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 107 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утв. Приказом ФМС России от 29.02.2008 N 41>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 марта 2013 г. N АПЛ13-45

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Манохиной Г.В., Лаврова Н.Г.,

при секретаре К.Ю.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.И. о признании частично недействующим пункта 107 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 29 февраля 2008 г. N 41,

по апелляционной жалобе К.И. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2012 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителей Федеральной миграционной службы О. и Ч., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной,

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

приказом Федеральной миграционной службы (далее - ФМС России) от 29 февраля 2008 г. N 41 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации (далее - Административный регламент). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 апреля 2008 г., регистрационный N 11525, опубликован в "Российской газете" 14 мая 2008 г., N 101.

Пунктом 107 Административного регламента предусмотрено, что заявление о продлении срока действия вида на жительство подается в территориальный орган ФМС России по месту выдачи вида на жительство или по месту жительства иностранного гражданина не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока его действия.

В случае пропуска иностранным гражданином срока подачи заявления по уважительным причинам (болезнь, командировка, продление срока действия документа, удостоверяющего личность), но не позднее окончания срока действия вида на жительство заявление принимается к рассмотрению.

Максимальный срок рассмотрения заявления о продлении вида на жительство не должен превышать срока действия вида на жительство.

К.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании указанного нормативного положения недействующим в части установления шестимесячного срока для подачи заявления о продлении срока действия вида на жительство и определения исчерпывающего перечня уважительных причин, при которых заявление принимается к рассмотрению. В обоснование заявленного требования ссылается на то, что установленный оспариваемой в части нормой порядок продления срока действия вида на жительство не соответствует статьям 8 и 9 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". В обоснование нарушения своих прав указал, что постоянно проживает на территории Российской Федерации на основании вида на жительство, в продлении которого ему было отказано в связи с пропуском срока, установленного оспариваемой нормой, без уважительных причин.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. в удовлетворении заявления К.И. отказано.

В апелляционной жалобе К.И. просит указанное решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований. Полагает, что принятие Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", которым внесены изменения в пункт 3 статьи 8 названного закона и установлен срок подачи заявления о продлении срока действия вида на жительство (не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося вида на жительство), свидетельствует о незаконности обжалованного решения суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) определяет вид на жительство как документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, и устанавливает, что законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, имеющее действительный вид на жительство (абзацы седьмой, восьмой пункта 1 статьи 2).

Пункт 1 статьи 8 Федерального закона N 115-ФЗ предусматривает, что в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Заявление о выдаче вида на жительство может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Пункт 3 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей на день рассмотрения дела в суде первой инстанции) предусматривал, что вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

ФМС России, реализуя полномочия, предусмотренные абзацем третьим подпункта 4 пункта 6 ранее действовавшего Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 928, по вопросу выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, на основании пункта 3 ранее действовавшего Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679, издала оспариваемый в части Административный регламент.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что статус постоянно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина предполагает, что иностранный гражданин должен проживать на территории Российской Федерации на основании действительного вида на жительство, а продление срока действия вида на жительство должно производиться со дня, следующего за днем окончания срока его действия. При таком положении заявление о продлении срока действия данного документа должно быть принято к рассмотрению с учетом периода, необходимого для выполнения действий и процедур, предусмотренных статьей 9 Федерального закона N 115-ФЗ, при соблюдении условия о том, что продление срока действия вида на жительство будет осуществлено со дня, следующего за днем окончания его действия.

Установление срока подачи заявления о продлении срока действия вида на жительство объективно необходимо и является реализацией требований статьи 9 Федерального закона N 115-ФЗ.

Данный Федеральный закон на день рассмотрения дела в суде первой инстанции непосредственно не регламентировал механизм продления срока действия вида на жительство, в связи с чем ФМС России в пределах предоставленной компетенции вправе была принять норму, закрепляющую срок подачи заявления о продлении срока действия вида на жительство, применительно к требованиям пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 115-ФЗ (6 месяцев до истечения срока действия вида на жительство).

Впоследствии Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в пункт 3 статьи 8 названного закона были внесены изменения и установлен срок подачи заявления о продлении срока действия вида на жительство не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося вида на жительство. Урегулирование в настоящее время федеральным законодателем этого вопроса не влияет на законность обжалованного решения суда.

На день рассмотрения данного дела в суде первой инстанции указанный срок федеральным законодателем установлен не был, а ФМС России, являясь компетентным федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, вправе была самостоятельно урегулировать данный вопрос.

Вывод о законности оспариваемого положения нормативного правового акта сделан судом исходя из компетенции правотворческого органа, его издавшего, и содержания изложенных в нем норм на основе надлежащего анализа норм законодательства, непосредственно регулирующего правоотношения в рассматриваемой сфере.

В настоящее время федеральный законодатель, действуя в рамках предоставленных ему Конституцией Российской Федерации дискреционных полномочий, самостоятельно урегулировал рассматриваемый вопрос в части указания срока подачи заявлений на продление срока действия вида на жительство, однако это не может служить основанием к отмене решения суда, основанного на нормах материального права, действующих на день его вынесения.

На заседании Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации представитель ФМС России О. пояснил, что разработан проект административного регламента, воспроизводящий, в частности, положения пункта 3 статьи 8 Федерального закона N 115-ФЗ с учетом изменений, внесенных в нее Федеральным законом 30 декабря 2012 г. N 320-ФЗ. В настоящее время в территориальные органы ФМС России направлено письмо от 15 января 2013 г. N СК-1/8-320 за подписью заместителя руководителя ФМС России К. В пункте 2 которого обращено внимание начальников территориальных органов ФМС России на то, что до внесения соответствующих изменений в Административный регламент при определении необходимого срока подачи иностранным гражданином заявления о продлении срока действия вида на жительство следует руководствоваться положениями пункта 3 статьи 8 Федерального закона N 115-ФЗ в редакции Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 320-ФЗ.

Предусмотренных законом оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу К.И. - без удовлетворения.

Председательствующий
А.И.ФЕДИН

Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
Н.Г.ЛАВРОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области