Определение Верховного Суда РФ от 04.12.2008 N КАС08-620 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 15.09.2008 N ГКПИ08-1000, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 1, 3 - 7, 9, 13, 14, 19, 22 - 29 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утв. Банком России 22.09.93 N 40>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 декабря 2008 г. N КАС08-620

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего: Федина А.И.,

членов коллегии: Манохиной Г.В., Меркулова В.П.,

с участием прокурора: Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Питухиной Ольги Геннадьевны о признании частично недействующими пунктов 1, 3 - 7, 9, 13, 14, 19, 22 - 29 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22 сентября 1993 года N 40,

по кассационной жалобе Питухиной О.Г. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2008 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителей Центрального банка Российской Федерации Будановой И.Н., Тимербаевой С.М., Собецкой И.В., Федеральной налоговой службы Российской Федерации Хвощенко М.П., Министерства финансов Российской Федерации Рябова А.В., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей решение суда оставить без изменения,

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22 сентября 1993 года N 40 утвержден Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее - Порядок).

Оспариваемыми заявителем положениями Порядка предусмотрено, что: предприятия, объединения, организации и учреждения (в дальнейшем - предприятия) независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков (п. 1);

для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин (п. 3);

наличные деньги, полученные предприятиями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке (п. 4);

предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются (п. 5);

предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатков наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров (п. 6);

предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот (в последующем - оплата труда), закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения. Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда (п. 7);

предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - до 5 дней), включая день получения денег в банке (п. 9);

при приеме денежных билетов и монеты в платежи кассиры предприятий обязаны руководствоваться установленными Центральным банком Российской Федерации Признаками и правилами определения платежности банковских билетов (банкнот) и монет Банка России. Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата (п. 13);

выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами, на это уполномоченными. В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах и др. имеется разрешительная надпись руководителя предприятия, подпись его на расходных кассовых ордерах не обязательна. Заготовительные организации могут производить выдачу наличных денег сдатчикам сельскохозяйственной продукции и сырья с последующим составлением по окончании рабочего дня общего расходного кассового ордера на все выданные за день суммы по заготовительным квитанциям. В централизованных бухгалтериях на общую сумму выданной заработной платы составляется один расходный кассовый ордер, дата и номер которого проставляются на каждой платежной (расчетно-платежной) ведомости (п. 14);

приходные кассовые ордера и квитанции к ним, а также расходные кассовые ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены бухгалтерией четко и ясно чернилами, шариковой ручкой или выписаны на машине (пишущей, вычислительной). Подчистки, помарки или исправления в этих документах не допускаются. В приходных и расходных кассовых ордерах указывается основание для их составления и перечисляются прилагаемые к ним документы. Выдача приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов на руки лицам, вносящим или получающим деньги, запрещается. Прием и выдача денег по кассовым ордерам может производиться только в день их составления (п. 19);

все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге (п. 22);

каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия. При опечатывании книги мастичной печатью используются клей на основе жидкого стекла ("Силикатный", "Канцелярский", "Конторский", "Жидкое стекло"), бумага типа папиросной, штемпельная краска. Бумага с оттиском печати смазывается с двух сторон клеем, после опечатывания книги наносится еще один слой клея. Записи в кассовой книге ведутся в 2-х экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами. Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера предприятия или лица, его заменяющего (п. 23);

записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге (п. 24);

на предприятиях при условии обеспечения полной сохранности кассовых документов кассовая книга может вестись автоматизированным способом, при котором ее листы формируются в виде машинограммы "Вкладной лист кассовой книги". Одновременно с ней формируется машинограмма "Отчет кассира". Обе названные машинограммы должны составляться к началу следующего рабочего дня, иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги. Нумерация листов кассовой книги в этих машинограммах осуществляется автоматически в порядке возрастания с начала года. В машинограмме "Вкладной лист кассовой книги" последним за каждый месяц должно автоматически печататься общее количество листов кассовой книги за каждый месяц, а в последней за календарный год - общее количество листов кассовой книги за год. Кассир после получения машинограмм "Вкладной лист кассовой книги" и "Отчет кассира" обязан проверить правильность составления указанных документов, подписать их и передать отчет кассира вместе с приходными и расходными кассовыми документами в бухгалтерию под расписку во вкладном листе кассовой книги. В целях обеспечения сохранности и удобства использования машинограммы "Вкладной лист кассовой книги" в течение года хранятся кассиром отдельно за каждый месяц. По окончании календарного года (или по мере необходимости) машинограммы "Вкладной лист кассовой книги" брошюруются в хронологическом порядке. Общее количество листов за год заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия, и книга опечатывается (п. 25);

контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия (п. 26);

выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе, в оправдание остатка наличных денег в кассе не принимается. Эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира. Наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считаются излишком кассы и зачисляются в доход предприятия (п. 27);

главный (старший) кассир перед началом рабочего дня выдает другим кассирам авансом необходимую для расходных операций сумму наличных денег под расписку в книге учета принятых и выданных кассиром денег. Кассиры в конце рабочего дня обязаны отчитаться перед главным (старшим) кассиром в полученном авансе и в деньгах, принятых по приходным документам, и сдать остаток наличных денег и кассовые документы по произведенным операциям (главному) старшему кассиру под расписку в книге учета принятых и выданных кассиром денег. По авансам, полученным для оплаты труда и выплаты стипендий, кассир обязан отчитаться в срок, указанный в платежной ведомости, для их выплаты. До истечения этого срока кассиры обязаны ежедневно сдавать в кассу остатки наличных денег, не выданных по платежным ведомостям. Эти деньги сдаются в опечатанных кассирами сумках, пакетах и других упаковках главному (старшему) кассиру под расписку, с указанием объявленной суммы (п. 28);

в соответствии с пунктом 3 руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. В тех случаях, когда по вине руководителей предприятий не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут в установленном законодательством порядке ответственность. Рекомендации по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке приведены в Приложении N 2. Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций - заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается. Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в Приложении N 3. Кассы предприятий могут быть застрахованы в соответствии с действующим законодательством (п. 29).

Питухина О.Г., являясь индивидуальным предпринимателем, обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими приведенных пунктов.

В подтверждение требований указала, что у граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, нет обязанности по ведению бухгалтерского учета доходов и расходов, по ведению первичной учетной документации по учету доходов и расходов - приходного и расходного кассовых ордеров, кассовой книги. Распространение на этих граждан положений Порядка, утвержденного для предприятий, учреждений, организаций, противоречит нормам Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О бухгалтерском учете" и нарушает ее (Питухиной О.Г.) право на свободное использование своих способностей и своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.

Верховный Суд Российской Федерации постановил приведенное выше решение, об отмене которого и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований просит в кассационной жалобе Питухина О.Г., ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Полагает, судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и законодательству.

Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене решения Верховного Суда Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Суд, проанализировав содержание оспариваемых заявителем положений Порядка, сопоставив их с требованиями действующего законодательства, пришел к правильному выводу о том, что они не противоречат действующему законодательству. Нормативный правовой акт принят Банком России в пределах предоставленных ему полномочий.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

Подпунктами 3 и 9 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 5 статьи 346.26 Кодекса налогоплательщики по единому налогу на вмененный доход обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 346.28 Кодекса налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что положения оспариваемого Порядка не противоречат приведенным нормам Федерального закона "О бухгалтерском учете" и Налогового кодекса Российской Федерации, из содержания которых усматривается, что на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, возложена обязанность по соблюдению порядка ведения кассовых операций, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, и не содержат положений о том, что индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций в наличной и безналичной формах лишь в определенной части.

Правильным является вывод суда первой инстанции о соответствии оспариваемых положений Порядка и пункту 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающего, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила данного Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Оспариваемые предписания Порядка основаны на требованиях статей 2 и 5 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

Согласно пунктам 11 и 12 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года N 745 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 года N 476), по каждой контрольно-кассовой машине ведется книга кассира-операциониста, заверенная в налоговом органе, и эта книга, как и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями (клиентами), должны храниться в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее 5 лет. Ответственность за обеспечение хранения данных документов несет руководитель организации.

Правомерен вывод суда о том, что Порядок принят Центральным банком Российской Федерации в пределах предоставленных ему Федеральным законом полномочий.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции данным Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

В силу статьи 4 названного Закона одной из функций Банка России является организация наличного денежного обращения, а согласно статье 34 этого Закона в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения, на Банк России возложена функция определения порядка ведения кассовых операций.

Утверждения в кассационной жалобе о том, что оспариваемые положения Порядка не проверены судом первой инстанции на соответствие Конституции Российской Федерации, не опровергают выводов суда о законности оспариваемых заявителем положений нормативного правового акта. Статьи Конституции Российской Федерации, на которые ссылается Питухина О.Г. в обоснование своей правовой позиции, не регулируют вопросы регламентирования в оспариваемых положениях Порядка.

Суд в порядке абстрактного нормоконтроля проверяет соответствие оспоренного нормативного правового акта (полностью или в части) федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, действующим на время рассмотрения и разрешения гражданского дела в суде.

Вывод суда о том, что оспариваемые положения Порядка не противоречат действующему законодательству, подробно мотивирован в решении суда и является правильным.

Довод кассационной жалобы о том, что суд обязан проверить законность оспоренных пунктов Порядка только на соответствие тем законам, на которые она ссылалась в обоснование своего заявления, несостоятелен.

В силу части 3 статьи 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что Порядок должен быть признан недействующим, так как не зарегистрирован в установленном законом порядке в Министерстве юстиции Российской Федерации, несостоятельна.

Статья 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" закрепляющая обязанность регистрации нормативных актов Банка России в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственных органов власти, вступила в силу с 13 июля 2002 года, т.е. после принятия оспариваемого Порядка. Действовавшая первоначальная редакция Закона РСФСР от 2 декабря 1990 года N 394-1 "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" устанавливала, что регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации подлежали только те нормативные акты Банка России, которые непосредственно затрагивали права, свободы и обязанности граждан.

Кроме того, Порядок был опубликован для всеобщего сведения в издании "Экономика и жизнь" N N 42 - 43 в 1993 году и имеется в информационно-правовых системах.

С учетом изложенного не имеется оснований к отмене решения суда, основанного на правильном применении и толковании норм материального права. В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемого нормативного положения, оснований считать такие выводы ошибочными не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу Питухиной О.Г. - без удовлетворения.

Председательствующий
А.И.ФЕДИН

Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
В.П.МЕРКУЛОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области