Определение Верховного Суда РФ от 03.12.2009 N КАС09-625 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 14.10.2009 N ВКПИ09-99, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца второго пункта 1 Инструкции о порядке выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы военнослужащим войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы МЧС России, утвержденной Приказом МЧС РФ от 07.02.2002 N 60>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 декабря 2009 г. N КАС09-625

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Федина А.И.,

членов коллегии - Манохиной Г.В., Крупнова И.В.,

при секретаре К.Ю.,

с участием прокурора Пайгина Р.Х.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 3 декабря 2009 года гражданское дело по заявлению К.А. об оспаривании абзаца второго пункта 1 Инструкции о выплате ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы военнослужащим войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы МЧС России, утвержденной Приказом МЧС России от 7 февраля 2002 года N 60 в редакции Приказов МЧС России от 31 декабря 2004 года N 635, от 26 апреля 2005 года N 350), в части установления размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы военнослужащим, находящимся в распоряжении командира (начальника),

по кассационной жалобе заявителя на решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 14 октября 2009 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., объяснение представителей МЧС России К.А. и Е., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Пайгина Р.Х., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

К.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с названным заявлением, полагая, что содержащееся в абзаце втором пункта 1 Инструкции положение о том, что выплата ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы военнослужащим, находящимся в распоряжении командира (начальника), производится в размере 50 процентов от окладов по ранее занимаемым воинским должностям, с 1 января 2005 года противоречит части 4 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" о выплате надбавки в зависимости только от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы.

Также К.А. указал в заявлении, что решением гарнизонного военного суда ему было отказано со ссылкой на оспариваемые положения Инструкции в удовлетворении заявления, в котором он оспорил действия командования, связанные с выплатой надбавки в меньшем размере в связи с зачислением в распоряжение начальника Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 октября 2009 года в удовлетворении требований заявителя отказано.

В кассационной жалобе К.А., указывая на оставление судом без внимания того обстоятельства, что в силу части 4 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", преамбулы и статей 100, 151 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы носит не поощрительный, а социальный характер и предназначена компенсировать льготы и компенсации, до 2005 года предоставлявшиеся военнослужащим в натуральной форме, а также несоответствие обжалуемого судебного Постановления решению Верховного Суда Российской Федерации от 20 марта 2007 года N ВКПИ 07-18, просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.

Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" система материального и иных видов обеспечения военнослужащих устанавливается с учетом занимаемых ими воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

Ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в силу части 1 статьи 12 и части 4 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" входит в денежное довольствие военнослужащих и является дополнительной выплатой.

В соответствии с частью 4 статьи 13 названного Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) выплата военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, как правильно указано в заявлении, производится дифференцированно, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы, в размерах и порядке, определяемых Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), до 120 процентов оклада по воинской должности.

Анализ названной законодательной нормы в совокупности с содержанием преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ показывает, что дифференциация в выплате надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы обусловлена необходимостью сохранения единого уровня социальной защиты разных составов военнослужащих, проходящих военную службу в населенных пунктах различного уровня в обычных условиях военной службы.

При этом определение конкретного размера и порядка выплаты надбавки Законом отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, что согласуется с необходимостью учета условий и режима военной службы отдельно взятым военнослужащим при выплате ему денежного довольствия.

Во исполнение предписаний закона Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Приказом от 7 февраля 2002 года N 60 утвердил Инструкцию о выплате ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим (военной службы военнослужащим войск гражданской обороны и государственной противопожарной службы МЧС России. Приказами Министра от 31 декабря 2004 года N 635, от 26 апреля 2005 года N 350 этот Приказ изложен в новых редакциях.

Названные Приказы зарегистрированы в Минюсте Российской Федерации и опубликованы в установленном порядке.

При таких данных вывод суда о том, что Приказ издан федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции следует признать обоснованным.

Согласно последней редакции абзаца второго пункта 1 Инструкции выплата ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы военнослужащим, находящимся в распоряжении командира (начальника), производится в размере 50 процентов от окладов по ранее занимаемым воинским должностям.

Поскольку в силу части 1 статьи 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" материальное обеспечение военнослужащих устанавливается с учетом условий прохождения ими военной службы, предусмотренная в Инструкции возможность изменения надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы при изменении условий военной службы не противоречит вышеназванному закону.

Вопреки утверждению в кассационной жалобе, в решении Верховного Суда Российской Федерации от 20 марта 2007 года N ВКПИ07-18 также указано на то, что установление в абзаце 3 пункта 109 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200 (в редакции до внесения в него изменений Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 сентября 2007 года N 367), возможности изменения размера надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы при изменении условий военной службы Министром обороны Российской Федерации произведено в рамках предоставленных ему полномочий.

При таких обстоятельствах решение Верховного Суда Российской Федерации, постановленное по данному делу, является законным и обоснованным, в связи с чем подлежащим оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 14 октября 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу К.А. - без удовлетворения.

Председательствующий
А.И.ФЕДИН

Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
И.В.КРУПНОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области