Определение Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N КАС08-99 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 26.12.2007 N ВКПИ07-143, которым отказано в удовлетворении заявления об оспаривании абзаца 2 пункта 104 Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации, утв. Приказом Министра обороны РФ от 12.03.2003 N 80>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 апреля 2008 г. N КАС08-99

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - А.И. Федина,

членов коллегии - В.В. Горшкова, В.В. Хомчика,

с участием прокурора В.И. Багателии,

рассмотрела в судебном заседании 3 апреля 2008 года гражданское дело по заявлению Н. о признании недействующим абзаца 2 пункта 104 Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 года N 80, в части слов "Условия замещения этих должностей определяются начальником вуза", а также о взыскании судебных расходов в размере ___ рублей __ копеек,

по кассационной жалобе заявителя, поданной его представителем М., на решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2007 года, которым в удовлетворении заявления оказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хомчика В.В., объяснение представителей Министерства обороны Российской Федерации У. и С., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Багателии В.И., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным заявлением, считая, что оспариваемое положение Руководства противоречит ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации, ст. 332 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и п. 2 ст. 20 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", а также п.п. "в" п. 10 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, п. 75 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 года N 264.

Данное положение, по утверждению Н., предоставляет начальнику института право назначать на должности преподавательского состава лиц гражданского персонала своим приказом без проведения конкурса, что влечет за собой нарушение его права как военнослужащего, находящегося в распоряжении этого начальника, на равный доступ к замещению указанных должностей.

Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2007 года в удовлетворении заявления Н. отказано.

В кассационной жалобе Н., не соглашаясь с этим решением Военной коллегии, просит его отменить. Заявитель считает, что обжалуемый приказ Министра обороны Российской Федерации не соответствует требованиям законодательства, поскольку начальник вуза не имеет права определять условия замещения преподавательских должностей. Он вправе лишь назначить (объявить) конкурс и проверить через конкурсную комиссию соответствие уже установленным квалификационным требованиям конкретного конкурсанта.

Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Правильно указал суд первой инстанции в решении, что в соответствии с п. 2 ст. 11 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" и п. 1 ст. 10 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" учредителем высших учебных заведений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 года N 650 утверждено Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, из п. 2 которого видно, что Правительство делегировало свои полномочия учредителя после создания (реорганизации) высшего военно-учебного заведения федеральным органам, в которых законом предусмотрена военная служба. Свою деятельность высшее военно-учебное заведение осуществляет в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующего федерального органа и своим уставом.

Пункт 23 Типового положения определяет, что порядок комплектования должностей постоянного состава высшего военно-учебного заведения (в том числе преподавательского) устанавливается законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа.

Из этого следует, что Министерство обороны Российской Федерации, обладая полномочиями учредителя после создания (реорганизации) высших военно-учебных заведений, правомочно издавать нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы работы таких военно-учебных заведений, не противоречащие действующему законодательству и актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе по вопросам комплектования должностей преподавательского состава.

Действуя в пределах своей компетенции, Министр обороны Российской Федерации приказом от 12 марта 2003 года N 80, утвердил Руководство по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации.

Пункт 1 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" устанавливает, что право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы. Пунктом 2 указанной статьи Федерального закона определено, что государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, назначение на высшие воинские должности с учетом условий заключенного ими контракта в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе.

Применительно к комплектуемым офицерами вакантным должностям профессорско-преподавательского состава и научных работников в высших военно-учебных заведениях, научно-исследовательских организациях и на испытательных полигонах, данная гарантия конкретизирована в подпункте "в" пункта 10 статьи 11 Положения о порядке прохождения военной службы. В частности, из данного подпункта следует, что эти должности и замещаются на конкурсной основе. Порядок и условия проведения конкурса на замещение указанных вакантных должностей определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Во исполнение требований подпункта "в" пункта 10 статьи 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, Министр обороны Российской Федерации издал приказ от 6 мая 2000 года N 230 "О конкурсном замещении офицерами некоторых категорий воинских должностей", которым утвердил "Инструкцию по конкурсному замещению офицерами вакантных должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников в высших военных образовательных учреждениях профессионального образования, научно-исследовательских организациях и на испытательных полигонах (в центрах) Министерства обороны Российской Федерации". В этой инструкции изложены порядок и условия проведения конкурса на замещение указанных вакантных должностей, что полностью опровергает доводы жалобы заявителя.

Из пункта 104 Руководства, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 года N 80, следует, что замещение должностей преподавательского состава и научных работников вуза офицерами, а также должностей преподавательского состава гражданским персоналом проводится на конкурсной основе. Должности, подлежащие замещению военнослужащими и являющиеся вакантными, могут замещаться гражданским персоналом по трудовому договору (контракту). Условия замещения этих должностей определяются начальником вуза в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Организуя эту работу в конкретном вузе, начальники этих военных учебных заведений, действуя в соответствии с требованиями приведенных выше нормативных правовых актов, в том числе приказов Министра обороны Российской Федерации от 6 мая 2000 года N 230 и от 12 марта 2003 года N 80, сами определяют условия замещения этих должностей, но не произвольно, а в соответствии с действующим законодательством.

Что касается Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Положения о порядке прохождения военной службы, которым, по мнению Н., противоречит Руководство, то они в своей совокупности не регулируют порядок назначения на должности преподавательского состава лиц гражданского персонала. Поэтому абзац 2 пункта 104 оспариваемого Руководства, регламентирующего иные правоотношения, указанным нормам не противоречит.

Не подлежат удовлетворению также требования заявителя о признании оспариваемого нормативного правового акта противоречащим Трудовому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и Типовому положению об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации.

Из пункта 2 статьи 20 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" следует, что замещение всех должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении производится по трудовому договору, заключаемому на срок до пяти лет. При замещении должностей научно-педагогических работников, за исключением должностей декана факультета и заведующего кафедрой, заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор.

Абзац 2 статьи 332 Трудового кодекса Российской Федерации и пункт 75 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации содержат аналогичную норму.

Таким образом, следует признать правильным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое положение Руководства, вопреки утверждению Н., не только не освобождает начальника вуза от выполнения требований действующего в Российской Федерации законодательства о труде и в области образования, но и устанавливает необходимость проведения конкурса для замещения лицом гражданского персонала преподавательской должности в установленных законом случаях.

При таких обстоятельствах абзац 2 пункта 104 Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 года N 80, в части слов "Условия замещения этих должностей определяются начальником вуза" не противоречит действующему законодательству и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает установленного ст. 37 Конституции Российской Федерации права Н. на труд.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Н. - без удовлетворения.

Председательствующий
А.И.ФЕДИН

Члены коллегии
В.В.ГОРШКОВ
В.В.ХОМЧИК

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области