ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 ноября 2012 г. N АПЛ12-550
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Манохиной Г.В., Корчашкиной Т.Е.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по заявлению Р.И. о признании частично недействующим пункта 25 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205,
по апелляционной жалобе Р.И. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 21 мая 2012 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителей Министерства юстиции Российской Федерации Ц. и Б., представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации Р.Д., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, исследовав материалы дела,
Апелляционная коллегия
установила:
приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила). Приказ согласован с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 ноября 2005 г., регистрационный номер 7161, и официально опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 21 ноября 2005 г., N 47.
Согласно пункту 25 Правил прием осужденными пищи производится в часы, установленные распорядком дня, поотрядно, по отделениям, побригадно в столовой либо в раздаточном помещении на объектах работы. Если столовая расположена на стыке жилой и производственной зон, прием пищи работающей сменой может организовываться в столовой при условии обеспечения изоляции лиц, находящихся в жилой зоне, от осужденных, работающих на производстве.
Р.И., отбывающий наказание в виде лишения свободы, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пункта 25 Правил недействующим.
В обоснование заявленного требования указал, что оспариваемая норма обязывает осужденного находиться в столовой исправительного учреждения во время, отведенное распорядком дня для приема пищи, что является дискриминацией и пыткой, потому что в столовой исправительного учреждения не готовится пища с учетом его религиозных и иных убеждений.
Считает, что оспариваемое предписание Правил не соответствует закону и нарушает его право на свободу совести и убеждений, гарантированное ему Конституцией Российской Федерации.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 21 мая 2012 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Р.И., не соглашаясь с решением суда, ссылается на то, что возражения Министерства юстиции Российской Федерации на заявление он получил после вынесения решения и был лишен возможности оспорить эти возражения. Его ходатайство об отложении заседания суда для ознакомления с этими возражениями и их оспаривания суд отклонил, чем нарушены его процессуальные права как участника процесса.
В апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении его требования.
О времени и месте судебного заседания Р.И. извещен в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, установлено, что Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
В соответствии с частью 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемые Правила утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации в соответствии с предоставленными ему полномочиями, регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений, в том числе порядок приема пищи.
В каждом исправительном учреждении устанавливается строго регламентированный распорядок дня, который включает в себя, в том числе, время принятия пищи и обязывает осужденных соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении (пункты 14, 19, 20 Правил).
Глава VII Правил устанавливает порядок приема пищи. Согласно пункту 25 Правил прием осужденными пищи производится в столовой либо в раздаточном помещении на объектах работы.
При таком положении суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемое заявителем положение нормативного правового акта, определяя место для приема пищи осужденными, не может рассматриваться как дискриминационное и нарушающее свободу вероисповедания или как пытка, поскольку не устанавливает каких-либо принудительных мер приема пищи.
Обеспечение совести и свободы вероисповедания осужденных установлено статьей 14 Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедывать любую религию либо не исповедывать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно признал, что оспариваемая норма Правил не нарушает право осужденных к лишению свободы на свободу совести и убеждений, не ограничивает право на материально-бытовое обеспечение, поскольку является элементом режима и применяется ко всем осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях.
Оспариваемыми положениями Правил определено, что прием пищи осужденными производится в часы, установленные распорядком дня, поотрядно, по отделениям, побригадно в столовой либо в раздаточном помещении на объектах работы, и данные положения Правил, как и содержащиеся в них другие нормы, ни в коей мере не унижают человеческое достоинство, а определяют порядок и условия отбывания наказания.
Довод заявителя о том, что устанавливаемая Правилами обязанность осужденных находиться при приеме пищи в столовой является дискриминацией и пыткой, причиняющей осужденному физические и душевные страдания, является несостоятельным, поскольку не предполагает ненадлежащего обращения с осужденными и не преследует своей целью оскорбить или унизить их.
Процессуальных нарушений, на которые заявитель ссылается в апелляционной жалобе и которые бы влекли отмену решения суда, не установлено.
В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть не противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов заявителя, обоснованно отказал в удовлетворении заявления (часть 1 статьи 251 ГПК РФ).
Решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права, проанализированных в решении суда, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 193, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 21 мая 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Р.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
Т.Е.КОРЧАШКИНА
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области