ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 ноября 2011 г. N КАС11-604
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Манохиной Г.В., Корчашкиной Т.Е.,
при секретаре К.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Д., Л. о признании частично недействующими Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2005 г. N 649 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942", пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций",
по кассационной жалобе Д., Л. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 2011 г., которым в удовлетворении заявлений отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителя Правительства Российской Федерации З., возражавшей против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2005 г. N 649 дополнен раздел 1 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям" пунктом 1.3.1.
Согласно пункту 1.3.1 данного Положения в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии прокурорским работникам, уволенным со службы в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", засчитывается на льготных условиях период службы (в том числе время нахождения в командировке) в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах:
а) 1 месяц службы (работы) за 3 месяца:
в органах прокуратуры Российской Федерации, действовавших на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики, но не ранее чем со 2 ноября 1992 г. и не позднее дня отмены чрезвычайного положения на территории этих республик;
в составе объединенной следственно-оперативной группы (следственной бригады) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы контрразведки Российской Федерации по расследованию преступлений, но не ранее дня ее создания - 16 декабря 1992 г. и не позднее дня отмены чрезвычайного положения на территориях Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики;
в Кавказской межрегиональной прокуратуре, но не ранее дня ее создания - 23 июня 1994 г. и не позднее дня отмены чрезвычайного положения на территориях Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики;
б) 1 месяц службы (работы) за 1,5 месяца - в органах прокуратуры Российской Федерации, действующих на территории Чеченской Республики на постоянной или временной основе, но не ранее чем с 14 февраля 2000 г.
Пункт 2 Постановления распространил на прокурорских работников действие пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций".
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 7 ноября 2005 г., N 45 "Российской газете" от 3 ноября 2005 г.
В пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" предусмотрено предоставление военнослужащим и сотрудникам дополнительных гарантий и компенсаций только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Данное Постановление опубликовано в Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации 11 апреля 1994 г., N 15.
Граждане Д., Л. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлениями о признании частично недействующими названных Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2005 г. N 649 и пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280, ссылаясь на то, что оспариваемые ими положения нормативных правовых актов противоречат Федеральному закону от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Закону Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", указам Президента Российской Федерации. В соответствии с оспариваемыми нормами прокурорским работникам льготное исчисление выслуги лет (трудового стажа) производится только в случае увольнения со службы и не распространяется на случаи исчисления выслуги лет для приобретения права на выплату ежемесячной надбавки к денежному содержанию; в выслугу лет на льготных условиях засчитывается только период службы в условиях чрезвычайного положения, а период службы в условиях вооруженного конфликта в выслугу лет на льготных условиях не включается, что, по мнению заявителей, нарушает их права.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 2011 г. в удовлетворении заявления отказано. В кассационной жалобе Д., Л. просят об отмене решения суда, указав, что суд неправильно применил нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.
В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Суд, проверив оспариваемые положения нормативных правовых актов, проанализировав их на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, пришел к правильному выводу о том, что они не противоречат действующему законодательству и, следовательно, прав заявителей не нарушают.
В силу пункта 2 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" пенсионное обеспечение прокуроров, следователей, научных, педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей, а именно в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии соответствующим лицам определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы Закона, в рамках предоставленных ему полномочий, Правительство Российской Федерации Постановлением от 12 августа 1994 г. N 942 утвердило Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, установив в пункте 1.3.1 этого Положения льготный порядок включения в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы прокурорским работникам периодов службы.
Разрешая дело, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемый пункт 1.3.1 Положения, предусматривающий, что в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии прокурорским работникам, уволенным со службы в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, засчитывается на льготных условиях период службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах 1 месяц службы (работы) за 3 месяца в органах прокуратуры Российской Федерации, действовавших на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики, но не ранее чем со 2 ноября 1992 г. и не позднее дня отмены чрезвычайного положения на территории этих республик, не противоречит пункту 2 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1, как ошибочно утверждают заявители, так как не регулирует порядок исчисления выслуги лет для определения права на получение ежемесячной надбавки к денежному содержанию прокурорским работникам. Оспариваемая норма соответствует Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, предусматривающему, что льготное исчисление выслуги лет производится только в случае увольнения со службы.
Суд правильно признал несоответствующей содержанию пункта 1.3.1 Положения ссылку заявителей на то, что периоды службы в условиях вооруженного конфликта в выслугу лет на льготных условиях не включаются, так как именно из названного пункта следует, что период службы подлежит расчету на льготных условиях только в том случае, если такой период проходил в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Не свидетельствует о незаконности оспариваемого нормативного правового акта, как правильно указал суд в решении, и отсутствие в этой норме указания на дату отмены чрезвычайного положения на территории Республики Ингушетия, дату отмены решения об отнесении данной местности к зоне вооруженного конфликта, так как имеются иные нормативные акты. В связи с осетино-ингушским конфликтом в октябре - декабре 1992 года на территории Северо-Осетинской ССР и Республики Ингушетия со 2 ноября 1992 г. Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 1992 г. N 1327 было введено чрезвычайное положение. Указом Президента Российской Федерации от 27 марта 1993 г. N 407 режим чрезвычайного положения был отменен с 31 марта 1993 г. и распространен на отдельные территории Республики Северная Осетия - Алания, Назрановского района Республики Ингушетия. В дальнейшем этот режим продлевался на основании соответствующих указов Президента Российской Федерации и с 15 февраля 1995 г. отменен. Таким образом, сроки начала и окончания режима чрезвычайного положения определены соответствующими указами Президента Российской Федерации.
Утверждение заявителей о том, что Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2005 г. N 649 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942" имеет обратную силу и может применяться ранее даты введения его в действие, проверено судом и обоснованно признано ошибочным. Данный нормативный правовой акт не содержит указание о придании ему обратной силы. По общему правилу нормативные правовые акты не имеют обратной силы и применяются к правоотношениям, возникающим после введения их в действие.
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определяется Правительством Российской Федерации.
В целях реализации предоставленных статьей 7 названного Закона полномочий Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", в пункте 2 которого предусмотрено, что дополнительные гарантии и компенсации предоставляются только за время фактического выполнения военнослужащими и сотрудниками задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, оформленных соответствующими приказами. Действие данного пункта распространено на прокурорских работников пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2005 г. N 649.
Отказывая в удовлетворении заявления в этой части, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 не противоречит Федеральному закону от 17 января 1992 г. N 2202-1, так как данным Законом не установлены дополнительные льготы для прокурорских работников, выполняющих свои служебные обязанности в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также порядок их реализации и соответствует Закону Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1, которым к компетенции Правительства Российской Федерации отнесено определение порядка установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Нельзя согласиться с доводом кассационной жалобы о противоречии оспариваемого пункта 2 Постановления части 2 пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 15 февраля 1995 г. N 139 "О мерах по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 г.", поскольку Указами Президента Российской Федерации от 9 июля 1997 г. N 710 и от 12 апреля 1999 г. N 456 положения данного Указа, за исключением пункта 10, признаны утратившими силу, следовательно, не порождают правовых последствий.
Суд правильно исходил из того, что пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2005 г. N 649 распространил на прокурорских работников действие пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280, предусмотрев тем самым порядок предоставления прокурорским работникам дополнительных гарантий и компенсаций в виде льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии, и поэтому не может рассматриваться как нарушение их прав.
Государство, в целях поддержки и поощрения лиц, осуществляющих специфические задачи обороны страны и охраны правопорядка, сопряженные с опасностью для их жизни и здоровья, иными значительными издержками этих видов профессиональной деятельности, а также с учетом своих финансовых возможностей и иных факторов, вправе в соответствии с действующим законодательством устанавливать такого рода льготы, равно как и определять порядок их реализации.
Ссылки в кассационной жалобе на нарушение судом первой инстанции требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (судом не дано оценки всем заявленным требованиям, не в полной мере исследованы материалы дела, искажен смысл оспариваемых нормативных положений), не соответствуют действительности и не могут служить поводом к отмене решения суда. В соответствии со статьей 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о признании нормативного правового акта полностью или в части недействующим, суд проверяет его на соответствие федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу. Это требование было выполнено судом.
В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемых заявителями нормативных правовых актов, оснований считать такие выводы ошибочными не имеется.
При рассмотрении данного дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права. Оснований, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Д., Л. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
Т.Е.КОРЧАШКИНА
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области