Определение Конституционного Суда РФ от 26.11.1998 N 144-О "О разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 ноября 1998 г. N 144-О

О РАЗЪЯСНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 24 ФЕВРАЛЯ 1998 ГОДА ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ
КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЕЙ 1 И 5
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 5 ФЕВРАЛЯ 1997 ГОДА "О ТАРИФАХ
СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ФОНДЫ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ НА 1997 ГОД"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего Н.В. Витрука, судей Г.А. Гаджиева, А.Л. Кононова, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, Н.В. Селезнева, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

руководствуясь частями первой и второй статьи 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",

рассмотрел в открытом заседании вопрос об официальном разъяснении пунктов 1 - 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год". С ходатайствами о разъяснении порядка их исполнения в Конституционный Суд Российской Федерации обратились заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации Н.Ю. Сергеева, а также граждане И.Г. Исерсон, Ю.А. Костанов, И.М. Соловьев и Н.Ф. Шарафетдинов, выступавшие в качестве сторон по указанному делу.

Заслушав сообщение судьи - докладчика Н.В. Селезнева, выступления граждан Н.А. Ижболдиной, Ю.А. Костанова, В.М. Моргулиса и Н.Ф. Шарафетдинова, а также выступления приглашенных в заседание представителей: от Пенсионного фонда Российской Федерации - Е.Я. Васильева, от Федерального фонда обязательного медицинского страхования - М.А. Ковалевского, от Верховного Суда Российской Федерации - В.С. Водовозова, Конституционный Суд Российской Федерации установил:

1. Как следует из ходатайств и приложенных к ним материалов, Пенсионный фонд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и арбитражные суды при разрешении дел о взимании в 1997 и 1998 годах страховых взносов с индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, а также адвокатов неоднозначно толкуют положения пунктов 1 - 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год", в связи с чем возникла необходимость в их официальном разъяснении.

2. Пунктом 1 резолютивной части разъясняемого Постановления Конституционного Суда Российской Федерации положения пунктов "б" и "в" статьи 1 Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год", установившие для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, а также адвокатов тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28 процентов от суммы заработка (дохода), признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3).

Это означает, что после 24 февраля 1998 года - даты провозглашения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации - при исчислении сумм страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, а также адвокатов тариф в размере 28 процентов от сумм их заработка (дохода) не должен применяться. Суммы указанных страховых взносов за 1997 год, которые до 24 февраля 1998 года не были внесены, не должны взыскиваться. Внесенные же после этой даты суммы подлежат зачету в счет текущих и будущих платежей. Вместе с тем не подлежат перерасчету суммы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации названных категорий граждан за 1997 год, если они были внесены или взысканы до 24 февраля 1998 года, за исключением сумм страховых взносов с заработка (дохода) за период с 1 января по 10 февраля 1997 года (даты введения в действие и опубликования Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год").

3. Признав неконституционными положения о тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, указанные в пункте 1 резолютивной части разъясняемого Постановления, Конституционный Суд Российской Федерации вместе с тем был не вправе (так же, как и другие суды) самостоятельно установить тариф страховых взносов, подлежащих взиманию в Пенсионный фонд Российской Федерации с заработка (дохода) индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, а также адвокатов, поскольку это является прерогативой законодателя.

4. Пунктом 2 резолютивной части разъясняемого Постановления Конституционного Суда Российской Федерации положение статьи 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" о введении данного Закона в действие с 1 января 1997 года признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, а именно вытекающему из смысла ее статьи 57 принципу, согласно которому не имеют обратной силы законы, ухудшающие положение граждан при возложении на них обязательных платежей, поскольку этим умаляются и необоснованно ограничиваются конституционные права граждан. В силу этого все плательщики страховых взносов из числа индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, а также адвокатов имеют право на зачет в счет текущих и будущих платежей всех уплаченных ими в Пенсионный фонд Российской Федерации сумм страховых взносов с заработка (дохода) за период с 1 января по 10 февраля 1997 года.

5. Согласно пунктам 3 и 4 резолютивной части разъясняемого Постановления Конституционного Суда Российской Федерации положения Федерального закона от 8 января 1998 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год", воспроизводящие признанные неконституционными положения о тарифе страховых взносов на 1997 год для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, а также адвокатов, в соответствии с частью третьей статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" должны быть пересмотрены в установленном порядке; при этом Конституционный Суд Российской Федерации, исходя из статьи 128 Конституции Российской Федерации и руководствуясь статьей 80 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", указал, что по истечении шести месяцев с момента провозглашения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации они не подлежат применению. В течение этого срока законодателю надлежало урегулировать данные отношения.

Принимая такое решение, Конституционный Суд Российской Федерации исходил, в частности, из того, что объем страховых взносов закреплен в доходной части бюджета Российской Федерации, определяемой на основе федерального закона о бюджете Российской Федерации, который не был и не мог быть предметом рассмотрения по данному делу, и потому до момента его отмены или изменения является действующим. В силу этого при отсутствии необходимого правового регулирования индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, а также адвокаты обязаны были уплачивать до 24 августа 1998 года страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28 процентов заработка (дохода). После же установления законодателем тарифа страховых взносов на 1998 год, согласно разъясняемому Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации, суммы страховых взносов, излишне уплаченные названными категориями с заработка (дохода) за 1998 год, подлежат зачету в счет будущих платежей.

В то же время вопрос о возможности взыскания в бесспорном порядке страховых взносов, подлежавших уплате указанными категориями плательщиков до 24 августа 1998 года, не является предметом рассмотрения в процессе разъяснения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 года. Между тем в другом Постановлении - от 17 декабря 1996 года по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции" Конституционный Суд Российской Федерации изложил правовую позицию, согласно которой бесспорный порядок взыскания с физических лиц даже налоговых платежей не соответствовал бы целям обеспечения прав граждан. Данная правовая позиция сохраняет свою силу.

После 24 августа 1998 года, т.е. по истечении шести месяцев с момента провозглашения разъясняемого Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, положения Федерального закона от 8 января 1998 года о тарифе страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, взимаемых с заработка (дохода) индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, а также адвокатов, утратили силу. Поскольку законодатель не осуществил должное правовое регулирование, в настоящее время взимание страховых взносов с перечисленных категорий плательщиков не имеет законных оснований.

6. Согласно пункту 5 резолютивной части разъясняемого Постановления Конституционного Суда Российской Федерации признание положений пунктов "б" и "в" статьи 1 Федерального закона от 5 февраля 1997 года не соответствующими Конституции Российской Федерации означает, что дела граждан А.А. Агаева, Ю.А. Андриевского, Д.В. Анисимова, Л.А. Белкиной, Н.И. Броды, Г.Г. Гаджиева, А.А. Громова, А.И. Иванова, Н.А. Ижболдиной, И.Г. Исерсона, Ю.А. Костанова, А.Н. Кулешовой, В.М. Мелузовой, Н.С. Мельниковой, В.М. Моргулиса, М.Н. Морозовой, Г.И. Никитиной, Т.Г. Попковой, Д.И. Рыжовой, А.Л. Савельева, А.Н. Ситникова, И.М. Соловьева, И.Ю. Талышевой, Л.М. Федоровой, Н.Ф. Шарафетдинова о взыскании с них страховых взносов в 1997 году в размере 28 процентов от их заработка (дохода) во всяком случае должны быть пересмотрены компетентными органами в обычном порядке. Эта их обязанность в отношении заявителей в конституционном судопроизводстве вытекает непосредственно из статьи 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь частью третьей статьи 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. В соответствии с пунктом 1 резолютивной части разъясняемого Постановления Конституционного Суда Российской Федерации не уплаченные индивидуальными предпринимателями, занимающимися частной практикой нотариусами, а также адвокатами суммы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за 1997 год после 24 февраля 1998 года не могут быть взысканы.

2. В соответствии с пунктом 2 резолютивной части разъясняемого Постановления Конституционного Суда Российской Федерации индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, а также адвокаты имеют право на зачет в счет текущих и будущих платежей сумм страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, уплаченных с их заработка (дохода) за период с 1 января по 10 февраля 1997 года.

3. Согласно пунктам 3 и 4 резолютивной части разъясняемого Постановления Конституционного Суда Российской Федерации индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, а также адвокаты обязаны были платить страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с заработка (дохода) за 1998 год, полученного до 24 августа 1998 года, в размере 28 процентов. После установления законодателем тарифа страховых взносов на 1998 год излишне уплаченные суммы страховых взносов подлежат зачету в счет будущих платежей.

4. Согласно пункту 4 резолютивной части разъясняемого Постановления Конституционного Суда Российской Федерации истечение шестимесячного срока, установленного в нем, означает, что нормы, воспроизводящие неконституционные положения о тарифе страховых взносов в размере 28 процентов, после 24 августа 1998 года утрачивают свою силу, и, следовательно, уплата индивидуальными предпринимателями, занимающимися частной практикой нотариусами, а также адвокатами страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится, а все суммы, добровольно уплаченные либо взысканные после этой даты, подлежат зачету в счет будущих платежей.

5. Согласно части третьей статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения судов и иных органов, основанные на положениях, признанных неконституционными пунктом 1 резолютивной части разъясняемого Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

Согласно статье 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" дела граждан, перечисленных в пункте 5 резолютивной части разъясняемого Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, о взыскании страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за 1997 год во всяком случае подлежат пересмотру в соответствии с разъясняемым Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации.

6. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете", "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", а также в иных изданиях, где было опубликовано разъясняемое Постановление Конституционного Суда Российской Федерации.

Председательствующий -
судья Конституционного Суда
Российской Федерации
Н.ВИТРУК

ОСОБОЕ МНЕНИЕ
СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А. КОНОНОВА

Как представляется, пункт 1 резолютивной части определения Конституционного Суда и соответствующий ему раздел мотивировочной части необоснованно ограничительно истолковывают правовые последствия разъясняемого Постановления от 24 февраля 1998 года.

Так, в соответствии с данным разъяснением суммы страховых взносов за 1997 год в Пенсионный фонд Российской Федерации, внесенные или взысканные в размере, определенном пунктами "б" и "в" статьи 1 Федерального закона о тарифах на 1997 год, после 10 февраля 1997 года (дата опубликования Закона) и до 24 февраля 1998 года (дата вступления в силу решения Конституционного Суда) не подлежат возврату или зачету в счет текущих и будущих платежей. Это утверждение не обосновывается какими-либо аргументами и не вытекает ни из разъясняемого Постановления, ни из Закона о Конституционном Суде.

Постановлением от 24 февраля 1998 года Конституционный Суд признал положения пунктов "б" и "в" статьи 1 Закона о тарифах на 1997 год, как нарушающие принципы равенства плательщиков страховых взносов и соразмерности ограничений прав и свобод граждан (статьи 19 и 55 Конституции Российской Федерации), не соответствующими Конституции Российской Федерации. Из этого следует, что в конституционном смысле указанные тарифы нельзя считать законно установленными, и произведенные выплаты, таким образом, не имели законных оснований.

Конституционный Суд не оговорил определенных условий и сроков исполнения пункта 1 резолютивной части Постановления от 24 февраля 1998 года, как он это специально сделал в отношении аналогичных положений Закона о тарифах на 1998 год. Не были пересмотрены дисквалифицированные Конституционным Судом положения и в законодательном порядке.

Таким образом, правовые последствия данного решения для плательщиков взносов должны быть аналогичны тем, которые Конституционный Суд применил к периоду с 1 января по 10 февраля 1997 года (пункт 2 резолютивной части определения). Признав, что законодатель не только чрезмерно ограничил права плательщиков взносов, но и вопреки положениям статей 54 и 57 Конституции Российской Федерации придал этому ухудшению обратную силу, Конституционный Суд разъяснил, что уплаченные за период с 1 января по 10 февраля 1997 года страховые взносы подлежат зачету в счет текущих и будущих платежей, не пояснив, почему в этом случае в отличие от предыдущего он применил иной подход. Представляется, однако, что независимо от того, по каким основаниям то или иное нормативное положение признается не соответствующим Конституции, правовые последствия такого признания для решения вопроса о восстановлении нарушенного права не могут быть различными.

В соответствии с частью третьей статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" "решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными... должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях". Так, во всяком случае, на основании части второй статьи 100 того же Закона должны быть пересмотрены дела заявителей, обратившихся с жалобами в Конституционный Суд, о чем в решении имеется отдельная резолюция. Однако и все остальные плательщики страховых взносов, чьи права были нарушены признанными неконституционными положениями Закона, также вправе на основании этого решения Конституционного Суда обратиться в компетентные органы за защитой своих прав - в данном случае с требованием о возврате или зачете взносов за весь период 1997 года. Иное противоречило бы конституционному принципу равных для всех гарантий защиты прав и свобод (статьи 19, 45, 46 Конституции Российской Федерации).

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области