КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 октября 2008 г. N 797-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА ШАПИЕВА АБДУЛЫ ШАПИЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЬИ 3 ЗАКОНА
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН" И ЧАСТИ ВТОРОЙ СТАТЬИ 376
ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина А.Ш. Шапиева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.Ш. Шапиев просит признать положения статьи 3 Закона Республики Дагестан от 25 июля 2003 года N 23 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Дагестан "О государственной службе Республики Дагестан", предписывающие Правительству Республики Дагестан обеспечить перерасчет в соответствии с этим Законом размеров ранее назначенных ежемесячных доплат к пенсиям лицам, замещавшим государственные должности Республики Дагестан и должности в органах государственной власти и управления ДАССР (ДССР - РД, РД), должности государственной службы Республики Дагестан, а также предусматривающие сохранение выплаты ежемесячной доплаты к пенсии в установленном до вступления его в силу размере в случае, если при указанном перерасчете он уменьшается, противоречащими статьям 39 и 55 Конституции Российской Федерации, а положения части второй статьи 376 ГПК Российской Федерации в первоначальной ее редакции, согласно которым судебные постановления могли быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу, не соответствующими статьям 1 (часть 1), 2, 15 (часть 4), 17 (часть 1) и 18 Конституции Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, А.Ш. Шапиев с 29 мая 1997 года по 30 марта 1999 года являлся членом комитета по бюджету, финансам и налогам Народного Собрания Республики Дагестан. В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 19 Закона Республики Дагестан от 10 января 1999 года N 1 "О государственной службе Республики Дагестан" с 31 марта 1999 года к назначенной пенсии ему как лицу, замещавшему государственную должность Республики Дагестан категории "А", предусмотренную Реестром государственных должностей Республики Дагестан, независимо от стажа государственной службы была установлена ежемесячная доплата, обеспечивающая общую сумму пенсии и доплаты в размере 80 процентов денежного содержания. Размер указанной доплаты подлежал, как закреплялось в абзаце седьмом пункта 2 той же статьи, перерасчету при изменении в соответствии с законодательством должностного оклада по соответствующей государственной должности или государственной пенсии.
Законом Республики Дагестан от 10 мая 2001 года N 14 "О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Республики Дагестан, и денежном содержании государственных служащих Республики Дагестан" для лиц, замещающих государственные должности Республики Дагестан (категория "А"), введено денежное вознаграждение в размерах, определенных с учетом должностных окладов, надбавок и других выплат, с установлением которого иные условия оплаты труда не подлежали применению (статья 1), а Законом Республики Дагестан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Дагестан "О государственной службе Республики Дагестан" статья 19 Закона Республики Дагестан "О государственной службе Республики Дагестан" изложена в новой редакции, согласно которой лицам, замещавшим государственные должности Республики Дагестан на постоянной профессиональной основе не менее одного года и получавшим денежное вознаграждение за счет средств республиканского бюджета, освобожденным от должностей в связи с прекращением полномочий, ежемесячная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла при замещении государственной должности Республики Дагестан от одного года до трех лет - 55 процентов, свыше трех лет - 75 процентов их месячного денежного вознаграждения (пункт 2); размер доплаты пересчитывается с соблюдением установленных правил при увеличении в централизованном порядке месячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности Республики Дагестан (пункт 7).
При указанном увеличении денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Республики Дагестан категории "А", был пересмотрен и размер установленной к пенсии заявителя ежемесячной доплаты.
Решением Советского районного суда города Махачкалы от 27 февраля 2006 года с учетом определения того же суда от 14 сентября 2006 года о разъяснении данного решения на Министерство труда и социального развития Республики Дагестан возложена обязанность произвести перерасчет выплачиваемой к пенсии А.Ш. Шапиева ежемесячной доплаты, обеспечив установление общей суммы пенсии и доплаты в размере 80 процентов месячного денежного содержания государственного служащего, замещающего соответствующую государственную должность. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2008 года, вынесенным по надзорной жалобе Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, решение суда первой инстанции, как существенно нарушающее нормы материального права, отменено и в удовлетворении требования заявителя о перерасчете ежемесячной доплаты к пенсии с установлением общей суммы пенсии и доплаты в указанном размере отказано.
По мнению А.Ш. Шапиева, оспариваемые законоположения ущемляют конституционные социальные права лиц, замещавших соответствующие государственные должности Республики Дагестан, ухудшают их материальное положение, поскольку произвольно снижают сложившийся с учетом ежемесячной доплаты к пенсии уровень социального обеспечения, гарантированный им ранее действовавшим законодательством, не создают для них возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения. Кроме того, как указывает заявитель, вопреки предписаниям части второй статьи 376 ГПК Российской Федерации, устанавливавшей запрет на пересмотр судебного постановления по истечении года со дня его вступления в законную силу, Верховный Суд Российской Федерации определением от 8 февраля 2008 года отменил решение Советского районного суда города Махачкалы от 27 февраля 2006 года.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные А.Ш. Шапиевым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Конституционным Судом Российской Федерации уже рассматривался вопрос о правовой природе ежемесячных доплат к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 1 декабря 1999 года N 189-О и от 11 мая 2006 года N 88-О, предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении законодателем правил исчисления таких доплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение государственной пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается.
Следовательно, при отсутствии федерального законодательного регулирования законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия начисления за счет средств субъекта Российской Федерации доплат к устанавливаемым государством пенсиям указанных лиц, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации применима и при оценке оспариваемых заявителем нормативных положений, предписания которых в равной мере распространяются на лиц, замещавших соответствующие государственные должности Республики Дагестан, и лиц, замещавших государственные должности государственной службы Республики Дагестан.
В принятом в рамках предоставленных региональному законодателю полномочий Законе Республики Дагестан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Дагестан "О государственной службе Республики Дагестан" закреплены новые условия дополнительного пенсионного обеспечения лиц, замещавших в данном субъекте Российской Федерации названные государственные должности, и гарантирована недопустимость снижения при перерасчете на основании этого Закона установленных до вступления его в силу размеров ежемесячной доплаты к их пенсиям, что не является правовым регулированием, ущемляющим конституционные права получателей такой доплаты, включая заявителя.
Что касается части второй статьи 376 ГПК Российской Федерации, то, как следует из ее содержания, она не устанавливает сроков рассмотрения надзорной жалобы (представления) или истребованного по надзорной жалобе (представлению) дела в суде надзорной инстанции и не применялась в деле заявителя в указанном им аспекте, что подтверждается представленными материалами.
Проверка же законности и обоснованности определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2008 года, несогласие с которым послужило поводом для обращения заявителя с жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации, не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шапиева Абдулы Шапиевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области