Определение Конституционного Суда РФ от 20.10.2005 N 348-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Крюкова Владимира Ивановича на нарушение его конституционных прав Положением пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002 года N 141 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 октября 2005 г. N 348-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА КРЮКОВА ВЛАДИМИРА ИВАНОВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЕМ
ПУНКТА 3 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 4 МАРТА 2002 ГОДА N 141 "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ
РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОМ
ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина В.И. Крюкова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Гражданин В.И. Крюков 4 ноября 1994 года был уволен с должности первого заместителя начальника Мурманского территориального управления Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в связи с выходом на пенсию по старости. Заявитель, считая, что с вступлением в силу с 1 января 2002 года Федерального закона от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" он как имеющий более 15 лет стажа государственной службы приобрел право на предусмотренную этим Федеральным законом пенсию за выслугу лет, обратился в Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства с заявлением о назначении указанной пенсии и просьбой направить необходимые для этого документы в Минтруд России. В данной просьбе ему было отказано со ссылкой на подпункт "в" пункта 5 Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 1999 года N 1233 "О реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1999 года N 755 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих").

Суды общей юрисдикции, куда В.И. Крюков обжаловал отказ представить его документы для назначения пенсии за выслугу лет в Минтруд России (решение Советского районного суда города Липецка от 11 марта 2003 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 7 апреля 2003 года, определение судьи Липецкого областного суда от 7 мая 2003 года, письмо и.о. Председателя Липецкого областного суда от 1 сентября 2003 года, определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2003 года, письмо заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2004 года) подтвердили его правильность, сославшись в том числе на пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002 года N 141 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации В.И. Крюков просит признать не соответствующим Конституции Российской Федерации пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002 года N 141, устанавливающий, что в 2002 году впредь до вступления в силу нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет федеральных государственных служащих, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", назначение, перерасчет размера и выплата пенсий за выслугу лет федеральным государственным служащим производятся в порядке, предусмотренном для назначения, перерасчета размера и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы, т.е. в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 1999 года N 1233 (в части, не противоречащей названному Федеральному закону).

По мнению заявителя, оспариваемая им норма, предписывающая при решении вопроса о назначении пенсии за выслугу лет государственному служащему применять пункт 5 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 1999 года N 1233, который допускает лишение государственного служащего права на получение пенсии за выслугу лет только на том основании, что он был уволен ранее указанной в данном Положении календарной даты, нарушает его конституционные права и противоречит статьям 19 (часть 2), 39 (часть 2), 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку устанавливает дополнительные по сравнению с предусмотренными законом условия назначения такой пенсии.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее уведомлял В.И. Крюкова о том, что его жалоба не соответствует требованиям названного Закона.

2. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, общий порядок назначения и предусматривать особенности приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.

Так, Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрел основания возникновения права граждан на пенсию за выслугу лет для федеральных государственных служащих, к которым, согласно его статье 2, относятся граждане, замещавшие должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих, определенные Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" и включенные в Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 33 "О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих").

Государственные должности федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти были внесены в названный Реестр Указом Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 года N 981 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы", а право на ежемесячную доплату к государственным пенсиям (назначенным в соответствии с действовавшими в тот период Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" и Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"), предусмотренное Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 до принятия соответствующих федеральных законов, приобрели те из них, кто был уволен с такой должности после 1 октября 1998 года (Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1998 года N 265 "О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации" с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 1998 года N 855).

Правило об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти при увольнении их после 1 октября 1998 года было в дальнейшем подтверждено Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 1999 года N 1233.

Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" среди оснований возникновения права граждан на пенсию за выслугу лет для федеральных государственных служащих (наличие стажа государственной службы не менее 15 лет, увольнение с федеральной государственной службы по одному из названных в нем оснований) не называет такого основания, как увольнение с замещаемой должности федеральной службы после определенной даты (для лиц, замещавших должности федеральной службы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти - не ранее 1 октября 1998 года), поскольку общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие.

В данном же случае в соответствии с названным Федеральным законом Правительство Российской Федерации в пункте 3 Постановления от 4 марта 2002 года N 141 предписало в 2002 году назначение, перерасчет размера и выплату пенсий за выслугу лет федеральным государственным служащим производить в порядке, предусмотренном для назначения, перерасчета размера и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 1999 года N 1233. Тем самым одним из условий назначения пенсии за выслугу лет для лиц, замещавших должности федеральной службы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, является увольнение с замещаемой должности федеральной службы не ранее 1 октября 1998 года.

В связи с тем, что правило, закрепленное в оспариваемой заявителем норме, в равной мере распространяется на всех государственных служащих, уволившихся с государственной службы до принятия Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также с тем, что лица, относящиеся к одной и той же категории государственных служащих, находятся в одинаковом положении, эта норма не может расцениваться как нарушающая конституционный принцип равенства всех перед законом, закрепленный в статье 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Отсутствие у заявителя права на пенсию за выслугу лет по нормам Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" не означает, что он лишен государственного пенсионного обеспечения и что тем самым нарушаются его конституционные права. Его пенсионное обеспечение осуществляется в общем порядке, т.е. в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - с 1994 года он получает пенсию по старости (аналогичная правовая позиция выражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 1998 года N 29-О по жалобе гражданина А.Г. Елисеева).

По сути, в своей жалобе В.И. Крюков просит придать Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" обратную силу и распространить его на государственных служащих, уволенных с должностей федеральной государственной службы независимо от времени увольнения, т.е. внести в данный Федеральный закон целесообразные, с его точки зрения, изменения и дополнения. Между тем разрешение этого вопроса не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, а относится к исключительной прерогативе законодателя (аналогичная правовая позиция выражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2005 года N 275-О по жалобам ряда граждан).

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Крюкова Владимира Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, и поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области