КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 сентября 2014 г. N 1820-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ВИЧЮНАЙ-РУСЬ"
НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПОЛОЖЕНИЯМИ
ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 12.2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСОБОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав заключение судьи С.Д. Князева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы ООО "Вичюнай-Русь",
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ООО "Вичюнай-Русь" оспаривает конституционность положений части 1 статьи 12.2 Федерального закона от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", согласно которой транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, воздушные суда, водные суда, железнодорожный подвижной состав (включая порожние транспортные средства), помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны, рассматриваются для таможенных целей как транспортные средства международной перевозки при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств и перевозок товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации через территорию иностранного государства, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, при соблюдении следующих условий: 1) транспортное средство зарегистрировано на территории Калининградской области; 2) транспортное средство принадлежит юридическому лицу, государственная регистрация которого осуществлена в Калининградской области.
Как следует из представленных материалов, по результатам проведенной Калининградской областной таможней камеральной таможенной проверки в отношении ООО "Вичюнай-Русь", с 1 января 2012 года по 1 июля 2012 года осуществлявшего перевозку товаров на территорию Республики Беларусь грузовыми тягачами с рефрижераторными полуприцепами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, по каждому случаю такой перевозки были возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.20 КоАП Российской Федерации, в связи с нарушением требований части 1 статьи 12.2 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и пункта 3 статьи 24 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (заключено 18 июня 2010 года между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан) и выставлены требования об уплате таможенных платежей.
Ленинградский районный суд города Калининграда, установив, что ООО "Вичюнай-Русь" в марте 2012 года выступило в качестве перевозчика при поставке товаров с территории Калининградской области на территорию Республики Беларусь с использованием транспортных средств (тягач и полуприцеп-фургон), помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, постановлением от 24 января 2013 года признал его виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.20 КоАП Российской Федерации, и назначил наказание в виде конфискации указанных транспортных средств. Постановлением данного суда от 28 января 2013 года также за совершение (в январе 2012 года) правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.20 КоАП Российской Федерации, обществу было назначено наказание в виде конфискации транспортных средств.
Вынося данные решения, суд руководствовался пунктом 3 статьи 24 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны, временно применяемого на территории Российской Федерации со дня вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года (т.е. с 6 июля 2010 года). По мнению суда, тот факт, что на момент совершения ООО "Вичюнай-Русь" административных правонарушений Соглашение не было официально опубликовано, не освобождало общество от необходимости соблюдения содержащихся в нем положений, поскольку требование о предварительном официальном опубликовании временно применяемых на территории Российской Федерации международных договоров в качестве обязательного условия их действительности впервые было сформулировано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2012 года N 8-П, принятом после совершения заявителем данного административного правонарушения, а из Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" соответствующее требование не вытекает.
Постановлением судьи Ленинградского районного суда города Калининграда от 22 февраля 2013 года ООО "Вичюнай-Русь" было признано виновным в совершении в июне 2012 года правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.20 КоАП Российской Федерации. При этом суд указал следующее: Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны - с учетом правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 27 марта 2012 года N 8-П, - применению в деле заявителя не подлежит, поскольку не было официально опубликовано для всеобщего сведения, однако запрет на использование транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для осуществления грузоперевозок на территории государств - членов таможенного союза непосредственно вытекает из статьи 12.2 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", так как в силу статьи 4 Таможенного кодекса таможенного союза для таможенных целей к иностранным государствам относятся государства, не являющиеся членами таможенного союза.
Между тем требования Калининградской областной таможни об уплате ООО "Вичюнай-Русь" таможенных платежей в сумме 9 381 561,36 рублей были по его жалобе признаны недействительными Арбитражным судом Калининградской области (решение от 30 января 2013 года). Со ссылкой на статью 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 1 и пункт 1 статьи 30 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" в системном единстве с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2012 года N 8-П арбитражный суд пришел к выводу, что, во-первых, к спорным правоотношениям положения Соглашения, определяющие запрет на осуществление помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области транспортными средствами международных перевозок между Калининградской областью и членами таможенного союза - Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, не могут быть применены, так как на момент осуществления перевозок Соглашение не было официально опубликовано, и, во-вторых, сами по себе положения части 1 статьи 12.2 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не исключают использование транспортных средств, помещенных под процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, для осуществления международных перевозок товаров, пассажиров и багажа между территорией Калининградской области и территорией Республики Беларусь, а потому до 13 июля 2012 года, т.е. до дня официального опубликования Соглашения (источник опубликования - "Официальный интернет-портал правовой информации" http://www.pravo.gov.ru), соответствующий запрет в отношении юридических лиц отсутствовал.
По мнению заявителя, положения части 1 статьи 12.2 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 6 (часть 2), 8 (часть 1), 15 (часть 2), 17, 18, 19 (часть 1), 34 (часть 1), 55 (часть 3) и 57, в частности противоречат конституционным принципам равенства и справедливости, из которых вытекает требование определенности, ясности и недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования, поскольку, допуская неоднозначное истолкование нормативного содержания таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области применительно к транспортным средствам международной перевозки, они тем самым не исключают возможность произвольного возложения на субъекты хозяйственной деятельности бремени уплаты дополнительных таможенных платежей и установления экономических ограничений и барьеров.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные ООО "Вичюнай-Русь" материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
2.1. Правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности на территории Особой экономической зоны в Калининградской области был изначально определен Федеральным законом "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу, за исключением отдельных положений, с 1 апреля 2006 года. Согласно пункту 1 его статьи 15 "Особенности применения таможенного режима свободной таможенной зоны в Калининградской области в отношении отдельных категорий товаров" моторные транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, морские и воздушные суда, железнодорожный подвижной состав, имеющие для таможенных целей статус иностранных товаров, ввезенные на территорию Калининградской области и помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, должны были рассматриваться как транспортные средства для таможенных целей при осуществлении международных перевозок между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств, а также перевозок товаров и пассажиров между территорией Калининградской области и остальной частью таможенной территории Российской Федерации.
Соответственно, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны транспортные средства могли использоваться для осуществления международных перевозок товаров и пассажиров между территорией Калининградской области и территориями любых - без каких-либо исключений - иностранных государств без завершения этого таможенного режима (без уплаты таможенных платежей).
В связи с образованием Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан таможенного союза правительствами данных государств 18 июня 2010 года было заключено Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны, в котором, основываясь на Договоре о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 года, Договоре о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 года, Договоре о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года, иных международных договорах, составляющих договорно-правовую базу таможенного союза, были определены порядок создания и функционирования свободных (специальных, особых) экономических зон, а также условия применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на единой таможенной территории образованного таможенного союза. В части первой его статьи 27 было оговорено, что Соглашение подлежит ратификации и временно применяется со дня вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года.
Согласно статье 11 Соглашения иностранные товары, ввозимые на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области юридическими лицами, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области, помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны для размещения и использования в соответствии с целями, установленными Федеральным законом "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Вместе с тем Российская Федерация приняла на себя обязательство гарантировать, что иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в Особой экономической зоне в Калининградской области, не могут быть вывезены с территории Калининградской области на остальную часть таможенной территории таможенного союза без завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Особой экономической зоне в Калининградской области, за исключением транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру свободной экономической зоны в Калининградской области и совершающих международные перевозки товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью и государствами, не являющимися членами таможенного союза, и перевозки товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью Российской Федерации и остальной частью Российской Федерации, а также товаров, вывозимых физическими лицами в качестве товаров для личного пользования в пределах норм беспошлинного ввоза, установленных международным соглашением, регулирующим порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций (пункт 3 статьи 24 Соглашения).
Соответственно, с 6 июля 2010 года юридические лица - в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации, согласно которой если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора, - были лишены возможности использовать для совершения международных перевозок товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью и являющимися членами таможенного союза республиками Беларусь и Казахстан помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в Особой экономической зоне в Калининградской области транспортные средства без завершения такой таможенной процедуры.
2.2. Оспариваемое в жалобе ООО "Вичюнай-Русь" законоположение было введено в Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в результате принятия Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", имевшего своей целью, как это следует из пояснительной записки к его проекту, унификацию российского законодательства с законодательством таможенного союза, в том числе посредством изменения законодательства Российской Федерации об особых экономических зонах в связи с принятием Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
Тем же Федеральным законом Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" был дополнен нормами, установившими, что для целей его глав 3 (включает статью 12.2) и 3.1 используются понятия, определенные Таможенным кодексом таможенного союза и Соглашением (часть 2 статьи 2), а содержание применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области процедуры свободной таможенной зоны определяется Соглашением (часть 1 статьи 9).
Из этого однозначно следует, что часть 1 статьи 12.2 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" подлежит истолкованию и применению в соответствии с правилами, закрепленными в Соглашении, соответственно, предусмотренная ею возможность использования транспортных средств, помещенных под процедуру свободной таможенной зоны в Особой экономической зоне в Калининградской области, для международных перевозок товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью и территориями иностранных государств не распространяется на государства - члены таможенного союза.
Что касается утверждения заявителя о невозможности применения Соглашения до его официального опубликования (т.е. до 13 июля 2012 года), поскольку иное противоречило бы Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2012 года N 8-П, согласно которому пункт 1 статьи 23 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" в части, допускающей временное применение до вступления в силу международного договора (или части международного договора) Российской Федерации, затрагивающего права, свободы и обязанности человека и гражданина и устанавливающего при этом иные правила, чем предусмотренные законом, по своему конституционно-правовому смыслу не предполагает возможности применения такого международного договора (или части международного договора) в Российской Федерации без официального опубликования, то при оценке данного утверждения необходимо учитывать, что указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации предусмотрены особенности его исполнения.
В частности, Конституционный Суд Российской Федерации, специально отметив, что сделанный им вывод о недопустимости временного применения в Российской Федерации положений международного договора без его официального опубликования не ставит под сомнение обязанность Российской Федерации добросовестно соблюдать в межгосударственных отношениях общепризнанный принцип международного права pacta sunt servanda (статьи 26 и 27 Венской конвенции о праве международных договоров) и, по общему правилу, не может служить оправданием для неисполнения Российской Федерацией обязательств, вытекающих из временно применяемых ею международных договоров, в отношениях с другими государствами-участниками в связи с отсутствием внутригосударственного официального опубликования таких договоров, на основании пункта 12 части первой статьи 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" во взаимосвязи с его статьями 79 и 80 счел необходимым установить трехмесячный срок, в течение которого должно быть завершено официальное опубликование временно применяемых международных договоров Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина и устанавливающих при этом иные правила, чем предусмотренные законом, и указал, что по истечении этого срока любые такие международные договоры Российской Федерации не могут применяться далее на территории Российской Федерации, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В силу этого Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны - несмотря на отсутствие официального опубликования - подлежало применению на территории Российской Федерации со дня вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года, т.е. с 6 июля 2010 года, вплоть до дня его опубликования, т.е. до 13 июля 2012 года, поскольку опубликование было осуществлено в установленный Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 27 марта 2012 года N 8-П трехмесячный срок.
2.3. Таким образом, положения части 1 статьи 12.2 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в системе действующего правового регулирования не содержат неопределенности относительно возможности использования транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в Особой экономической зоне в Калининградской области, для международных перевозок товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью и территориями иностранных государств и потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Проверка же законности и обоснованности вынесенных по делу ООО "Вичюнай-Русь" судебных решений, в том числе в части правильности выбора подлежащих применению правовых норм, в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Вичюнай-Русь", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области