КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июня 2008 г. N 499-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЖАЛОБ ГРАЖДАНИНА ЗОРИ ВЛАДИМИРА ВАСИЛЬЕВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 1
СТАТЬИ 346.23 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ЧАСТЬЮ 1 СТАТЬИ 15.6 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Я. Сливы, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалоб гражданина В.В. Зори,
установил:
1. В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.В. Зоря - руководитель ООО "Частное охранное предприятие "Ветеран", перешедшего на упрощенную систему налогообложения, просит признать не соответствующими статьям 1, 2, 6 (часть 2), 8 (часть 2), 18, 19 (часть 1), 55 и 57 Конституции Российской Федерации следующие законоположения:
пункт 1 статьи 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому организация, перешедшая на упрощенную систему налогообложения, по истечении налогового (отчетного) периода представляет налоговую декларацию в налоговый орган по месту своего нахождения; налоговая декларация по итогам налогового периода представляется налогоплательщиком-организацией не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; налоговая декларация по итогам отчетного периода представляется не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода;
часть 1 статьи 15.6 КоАП Российской Федерации, согласно которой непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.
Из жалоб и приложенных к ним материалов следует, что Постановлениями мирового судьи судебного участка N 3 Советского района города Орла, вынесенными 26 марта 2007 года и оставленными без изменения решением Советского районного суда города Орла от 11 мая 2007 года, В.В. Зоря как должностное лицо был привлечен к административной ответственности по статье 15.5 "Нарушение сроков представления налоговой декларации" и статье 15.6 "Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" КоАП Российской Федерации. Как указал суд, несмотря на то что в отчетном периоде налогоплательщик предпринимательскую деятельность не осуществлял, он не освобождается от предусмотренной статьей 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности представить налоговую декларацию за соответствующий период; кроме того, налогоплательщик, как лицо, производящее выплаты физическим лицам, обязан соблюдать установленный пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" срок представления в налоговый орган расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Надзорные жалобы заявителя оставлены без удовлетворения председателем Орловского областного суда (письма от 16 июля 2007 года и от 18 июля 2007 года).
2. Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законно установленными налоги могут считаться лишь при условии, что в законе четко определены все элементы налогообложения, и только при соблюдении этого условия на налогоплательщика может быть возложена указанная конституционная обязанность и, следовательно, ответственность за ее неисполнение (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 1997 года N 3-П, от 11 ноября 1997 года N 16-П, от 27 мая 2003 года N 9-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2003 года N 316-О и др.).
Конкретизируя требование статьи 57 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель закрепил в Налоговом кодексе Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, формы и методы налогового контроля (подпункты 4 и 5 пункта 2 статьи 1), и возложил осуществление налогового контроля на налоговые органы, которые составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей (пункт 1 статьи 30), каковыми, в частности, являются согласно статье 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
3. Налоговая декларация, будучи одним из элементов обеспечительного механизма исполнения обязанности, закрепленной в статье 57 Конституции Российской Федерации, представляет собой, согласно статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации, письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога; налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, и в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (пункты 1 и 6).
Исходя из того, что обязанность представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога, налогоплательщик, даже если предпринимательская деятельность им не ведется и, соответственно, прибыль не извлекается, должен представить в налоговый орган соответствующие документы. Таким документом при применении упрощенной системы налогообложения является налоговая декларация, отражающая все показатели хозяйственной деятельности субъекта, вне зависимости от их результатов.
Конституционный Суд Российской Федерации, анализируя законоположения о налоге на доходы физических лиц, в Определении от 11 июля 2006 года N 265-О указал, что к обязанностям налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, вытекающим из его статуса, относится обязанность представлять налоговую декларацию по данному налогу (пункт 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации), которая не ставится в зависимость от результатов предпринимательской деятельности, т.е. от факта получения дохода в соответствующем налоговом периоде. Аналогичный вывод можно сделать и в отношении организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения и обязанных в соответствии с пунктом 1 статьи 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации представлять налоговую декларацию по единому налогу.
Таким образом, налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, поскольку законом он признан плательщиком единого налога, обязан подавать налоговую декларацию по этому налогу независимо от результатов своей предпринимательской деятельности, что само по себе не может рассматриваться как нарушение его конституционных прав.
Что касается статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то ее применение в случае, если налогоплательщик - организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, не имеет штата сотрудников и предпринимательскую деятельность не ведет, требует учета фактических обстоятельств, установление и исследование которых составляют компетенцию судов общей юрисдикции. В полномочия Конституционного Суда Российской Федерации разрешение таких вопросов не входит.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Зори Владимира Васильевича, поскольку они не отвечают требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области