КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июля 2008 г. N 399-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА КУВШИННИКОВА ВАДИМА МИХАЙЛОВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 2 УКАЗА
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 23 АВГУСТА 2000 ГОДА
N 1563 "О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ ЯДЕРНОГО ОРУЖЕЙНОГО КОМПЛЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя О.С. Хохряковой, судей Н.С. Бондаря, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина В.М. Кувшинникова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин В.М. Кувшинников более 40 лет работал в федеральном государственном учреждении Министерства обороны Российской Федерации, входящем в состав организаций и воинских частей ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, осуществляя деятельность, дающую право на меры социальной поддержки, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", в связи с чем получал заработную плату в повышенном размере. Полагая, что имеет право на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение при выходе на трудовую пенсию по старости в соответствии с названным Указом, В.М. Кувшинников обратился к работодателю за выдачей документов, подтверждающих наличие стажа соответствующей работы, а также размер среднемесячного заработка. В выдаче этих документов ему было отказано со ссылкой на то, что заявитель, относящийся к гражданскому персоналу Министерства обороны Российской Федерации, не имеет права на названную меру социальной поддержки. В.М. Кувшинников обратился в суд с иском о возложении на работодателя обязанности выдать указанные документы. Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 16 августа 2007 года ему было отказано в иске.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации В.М. Кувшинников оспаривает конституционность пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563, согласно которому отдельным категориям граждан устанавливается дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение при выходе на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по проведению государственной политики в сфере развития и безопасного функционирования ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях.
По мнению заявителя, данное нормативное положение нарушает его права, гарантированные статьями 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку не предусматривает предоставление дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданскому персоналу воинских частей Министерства обороны Российской Федерации, входящих в ядерный оружейный комплекс Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства основные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2), не устанавливает конкретных мер социальной защиты, их объема (размеров), а также условий предоставления. Выбор организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, относится к компетенции законодателя. Отдельные меры социальной поддержки могут быть установлены указом Президента Российской Федерации в рамках реализации его функций, предусмотренных статьей 80 Конституции Российской Федерации.
Указ Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", как видно из его преамбулы, направлен на обеспечение эффективной адресной социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации до вступления в силу соответствующих федеральных законов.
Данным Указом предусмотрено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение специалистов ядерного оружейного комплекса при выходе на пенсию. Эта мера социальной поддержки определена Президентом Российской Федерации как адресная и установлена исходя из дифференцированной оценки профессиональной деятельности в ядерном оружейном комплексе Российской Федерации в зависимости от того, осуществлялась ли эта деятельность в организациях Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в таких организациях, либо в Вооруженных Силах Российской Федерации.
По смыслу названного Указа, дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение является мерой социальной поддержки, не относится к обязательным видам социального обеспечения и, по существу, выступает в качестве способа повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, которым назначена трудовая пенсия. Ее фактическое применение к определенной категории специалистов может быть обусловлено осуществлением ими, исходя из усредненной оценки их должностных обязанностей, деятельности, сопряженной с наиболее высоким риском для жизни и здоровья.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, принцип равенства, предполагая равный подход к формально равным субъектам, не обусловливает необходимость предоставления одинаковых гарантий лицам, относящимся к разным категориям, а выделение в особую категорию лиц, осуществляющих определенную деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на социальное обеспечение. Определение же того, какого рода профессиональная деятельность и в каких организациях должна давать право на соответствующие льготы, связано с установлением объективных критериев оценки условий и характера труда, зависит от вида и профиля деятельности соответствующей организации и относится к компетенции органов исполнительной власти, что исключает возможность их произвольного истолкования (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 года N 392-О, от 24 января 2008 года N 40-О-О и от 15 апреля 2008 года N 263-О-О).
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кувшинникова Вадима Михайловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации
О.С.ХОХРЯКОВА
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области