Определение Конституционного Суда РФ от 13.05.2014 N 983-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Шаймардановой Алсу Надировны на нарушение ее конституционных прав частью 2 статьи 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и пунктом 19 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 мая 2014 г. N 983-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНКИ ШАЙМАРДАНОВОЙ АЛСУ НАДИРОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ
ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 2 СТАТЬИ 13 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ НА СЛУЧАЙ
ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ"
И ПУНКТОМ 19 ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ
ПОСОБИЙ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ, ПО БЕРЕМЕННОСТИ
И РОДАМ, ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ПОСОБИЯ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ
ГРАЖДАНАМ, ПОДЛЕЖАЩИМ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ
СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи О.С. Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданки А.Н. Шаймардановой,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка А.Н. Шаймарданова оспаривает конституционность следующих законоположений:

части 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", согласно которой в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие;

пункта 19 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 года N 375), в котором воспроизведено предписание части 2 статьи 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и, кроме того, установлено, что в этих случаях при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается, а при исчислении ежемесячного пособия по уходу за ребенком - учитывается за период, предшествующий периоду работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего указанное пособие (абзац первый).

Как следует из представленных материалов, А.Н. Шаймардановой, с 10 августа 2009 года работающей в ООО "Гранд ЛТД" в должности главного юрисконсульта (основное место работы), а также по совместительству в ООО "Аспект ЛТД" и ООО "Базис ЛТД" в должности юрисконсульта (во всех трех организациях директором является одно и то же физическое лицо), 18 сентября 2012 года родившей ребенка и находящейся с 23 декабря 2012 года в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ежемесячное пособие по уходу за ребенком было назначено только по одному месту работы - в ООО "Гранд ЛТД" в размере, исчисленном в соответствии с предписаниями пункта 19 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (исходя из среднего заработка за время ее работы в данной организации).

А.Н. Шаймарданова, полагавшая, что при расчете размера пособия по уходу за ребенком должен был учитываться также заработок, получаемый ею в ООО "Аспект ЛТД" и ООО "Базис ЛТД", обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующими абзаца первого пункта 19 указанного Положения, а также абзаца третьего пункта 8 Изменений к нему (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 120), которым абзац первый его пункта 19 был изложен в действующей редакции.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 8 июля 2013 года, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2013 года, в удовлетворении ее заявления было отказано. Разрешая дело, Верховный Суд Российской Федерации сослался в том числе на часть 2 статьи 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и пришел к выводу, что обжалуемые нормативные положения установлены Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, данному Федеральному закону не противоречат и права и законные интересы заявительницы не нарушают.

По мнению А.Н. Шаймардановой, часть 2 статьи 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и пункт 19 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не соответствуют статьям 7, 38 (часть 1) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку исключают для лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, возможность учета при определении размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком заработка, выплаченного всеми работодателями, с которыми гражданин состоит в трудовых отношениях, притом что страховые взносы на обязательное социальное страхование начислялись и уплачивались этими работодателями за всех работников, в том числе за заключивших трудовой договор о работе по совместительству.

2. Согласно Конституции Российской Федерации политика Российской Федерации как правового и социального государства - исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, стремления обеспечить благополучие и процветание России - направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (преамбула; статья 1; статья 7, часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные меры социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства; каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1; статья 39, часть 1).

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, направленная в том числе на повышение уровня рождаемости как важного условия сохранения и развития многонационального народа России, предполагает наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации на конкретно-историческом этапе, а также уровню экономического развития и финансовым возможностям государства (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2011 года N 28-П).

Реализуя предписания статей 7, 38 (части 1 и 2) и 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе форм и способов государственной поддержки и социальной защиты семей, имеющих детей, регламентации условий и порядка их предоставления; устанавливая гарантии государственной поддержки и социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства, законодатель вправе использовать дифференцированный подход к определению характера и объема таких гарантий, предоставляемых той или иной категории граждан, с учетом конкретных социально значимых обстоятельств. Вместе с тем при осуществлении соответствующего правового регулирования он связан требованиями Конституции Российской Федерации, которые обязывают его обеспечивать баланс между конституционно защищаемыми ценностями, публичными и частными интересами, соблюдая при этом принципы справедливости, равенства и соразмерности.

2.1. К числу основных мер социальной защиты граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности пособий в связи с рождением и воспитанием детей. Единая система таких пособий, призванная обеспечивать гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и предусматривает в том числе пособия, имеющие целью предоставить материальную поддержку в период вынашивания ребенка и воспитания в первые годы его жизни, т.е. в самый ответственный и сложный период (пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком).

Указанные пособия гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию (а к ним относятся все лица, работающие по трудовому договору), предоставляются в рамках системы обязательного социального страхования, включающей обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Данный вид социального страхования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", предполагает уплату работодателем, выступающим в качестве страхователя занятых у него работников, страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (пункт 2 части 2 статьи 4.1).

Согласно названному Федеральному закону страховыми случаями, наступление которых влечет обязанность страховщика осуществлять страховое обеспечение, признаются временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных его статьей 5, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет, смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи, а видами страхового обеспечения являются: пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, социальное пособие на погребение (статьи 1.3 и 1.4). При этом размер пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованным гражданам, работающим по трудовому договору, установлен в процентном отношении к их среднему заработку, а остальных пособий - в твердой денежной сумме.

2.2. Тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, согласно пункту 2 части 2 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", составляет 2,9 процента по отношению к суммам выплат и иных вознаграждений, начисленных страхователями за расчетный период в пользу физических лиц, подлежащих данному виду обязательного социального страхования.

Реализация принципов автономности и устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования, достигаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования, предполагает, по общему правилу, установление тарифов страховых взносов, обеспечивающих формирование средств обязательного социального страхования в объеме, достаточном для финансового обеспечения всех обязательств страховщика перед застрахованными лицами.

Таким образом, тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлен исходя из необходимости предоставления застрахованным лицам обеспечения по всем видам страховых случаев, без распределения долей, за счет которых формируются средства, направляемые на финансирование отдельных видов обеспечения по обязательному социальному страхованию (пособий). При этом тариф страховых взносов не дифференцируется в зависимости от пола и возраста застрахованного лица. Учет уплаченных страховых взносов осуществляется страховщиком без открытия индивидуальных лицевых счетов на каждое застрахованное лицо.

В отличие от страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных обязательных платежей, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и предполагают гарантирование права гражданина на получение страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию в качестве их целевого назначения, притом что объем уплаченных взносов непосредственно влияет на размер трудовой пенсии (статья 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьи 14 - 16 и 29.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством представляют собой обязательные платежи, осуществляемые страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации в целях обеспечения обязательного социального страхования застрахованных лиц на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пункт 5 части первой статьи 1.2 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"), т.е. не носят персонифицированного характера и - исходя из принципа солидарности, составляющего основу системы социального страхования работающих граждан на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - подлежат распределению в интересах всех застрахованных лиц. При этом объем фактически уплаченных за каждое застрахованное лицо страховых взносов не оказывает непосредственного влияния на размеры предоставляемых пособий.

Следовательно, сумма страховых взносов, уплаченных работодателями, составляющая финансовую основу для предоставления застрахованным лицам всех предусмотренных указанным законом видов обеспечения по страхованию (пособий), различающихся по способу определения их размера (в твердом размере или исходя из среднего заработка) и по продолжительности периода выплаты, не имеет значения для определения размера пособия, в том числе ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

2.3. Согласно части 1 статьи 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет. Целевым назначением данного вида страхового обеспечения является предоставление указанным лицам, прежде всего матери малолетнего ребенка, реальной возможности осуществлять за ним уход, не только освободив их от необходимости выполнять трудовые обязанности, но и фактически сохранив часть заработка, т.е. оказание помощи в воспитании и содержании ребенка. При этом такое пособие предоставляется лицу, которое не утратило трудоспособность и заработок, а было по собственному волеизъявлению освобождено от работы для выполнения иной социально значимой функции - воспитания и ухода за ребенком, нуждающимся в силу своего возраста в повышенной заботе.

Если установление пособия по беременности и родам имеет своей целью, наряду с компенсацией (минимизацией) последствий изменения материального положения работающей женщины вследствие рождения ребенка (часть третья статьи 1 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"), обеспечение охраны здоровья женщины в период беременности и восстановления после родов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2007 года N 4-П), то ежемесячное пособие по уходу за ребенком направлено исключительно на оказание поддержки семье, воспитывающей малолетнего ребенка. Это подтверждается, в частности, тем, что в силу части третьей статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком женщина или иное лицо, осуществляющее уход за ребенком, может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в полном объеме. Соответственно, лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком и получающее ежемесячное пособие по уходу за ребенком, имеет более широкие возможности для поддержания своего материального благосостояния.

Следовательно, в отличие от пособия по беременности и родам, основным предназначением которого является компенсация заработка, утраченного в связи с невозможностью выполнять трудовые обязанности в силу нетрудоспособности (фактической или презюмируемой), ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не достигшим возраста полутора лет, выполняет иную задачу - компенсации определенной части заработка трудоспособного лица с целью создания, насколько это возможно в конкретный период, благоприятных условий для ухода за малолетним ребенком и для его воспитания, предоставляя этому лицу возможность продолжать трудовую деятельность, сочетать такую деятельность с уходом за ребенком и сохранять при этом право на получение указанного пособия.

Устанавливая такое регулирование, законодатель исходил, в частности, из того, что в силу положений Трудового кодекса Российской Федерации, базирующихся в том числе на ратифицированной Российской Федерацией Конвенции МОТ N 156 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями" (заключена в Женеве 23 июня 1981 года), осуществление ухода за ребенком является основанием для предоставления работникам ряда гарантий, позволяющих совмещать уход с трудовой деятельностью: таким категориям работников обеспечивается реальная возможность выбора (с учетом материального положения и состава семьи, сохранения возможностей карьерного роста и прочих значимых обстоятельств) оптимальных для них условий осуществления ухода за ребенком. Так, женщина, имеющая ребенка в возрасте до полутора лет, может сама не использовать отпуск по уходу за ребенком и продолжать трудовую деятельность. В этом случае ей предоставляются гарантии, предусмотренные статьями 254, 258 и 259 Трудового кодекса Российской Федерации. В частности, работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются перерывы для кормления ребенка (детей), которые включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка; женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы (например, когда такая работа несовместима с кормлением ребенка и надлежащим уходом за ним) по их заявлению должны быть переведены работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком полутора лет; направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им в соответствии с медицинским заключением.

2.4. Целевое назначение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а также то обстоятельство, что оно предоставляется трудоспособному лицу, которое ни в коей мере не ограничивается в использовании своих способностей к труду, предопределяет возможность установления особенностей его назначения и выплаты лицам, которые наряду с основной работой выполняют работу на условиях совместительства (заняты у нескольких страхователей).

Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.

Данная норма, таким образом, устанавливает для застрахованных лиц, занятых у нескольких работодателей, различные правила обеспечения пособиями по беременности и родам и пособиями по уходу за ребенком - последние назначаются и выплачиваются только по одному месту работы.

Такое правовое регулирование, основанное на существенных различиях указанных видов страхового обеспечения, учитывает также - наряду с задачами социальной политики на конкретно-историческом этапе развития общества - и всю совокупность физиологических и нравственно-психологических факторов, оказывающих воздействие на женщин в период, непосредственно предшествующий и непосредственно следующий за рождением ребенка, а также исключительный характер пособия по беременности и родам, рассчитанного на строго ограниченное время, и его повышенную значимость для жизни женщины и ребенка (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2007 года N 4-П), что обусловливает необходимость определения максимально благоприятных условий обеспечения указанным пособием.

Что касается ежемесячного пособия по уходу за ребенком, то оно не характеризуется такой исключительностью: лица, осуществляющие уход за ребенком, вправе отказаться от пособия и продолжить трудовую деятельность либо совмещать получение пособия с трудовой деятельностью (на условиях неполного рабочего времени или работы на дому).

Застрахованным лицам, занятым у нескольких работодателей, предоставлено право на получение отпуска по уходу за ребенком по каждому месту работы, однако пособие им выплачивается только одним страхователем. При этом застрахованному лицу предоставляется возможность выбора, какой из работодателей, осуществляющих его страхование в силу заключенного трудового договора, будет выплачивать ему ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Осуществляя такой выбор, застрахованное лицо может принимать во внимание как возможность использования отпуска другими членами семьи, так и условия применения его труда разными работодателями, с которыми он состоит в трудовых отношениях, а именно уровень оплаты труда, особенности организации труда, режима рабочего времени и времени отдыха и прочие обстоятельства, имеющие значение для обеспечения надлежащего ухода за ребенком.

Таким образом, устанавливая различные условия обеспечения застрахованных лиц, занятых у нескольких работодателей, пособием по беременности и родам, с одной стороны, и ежемесячным пособием по уходу за ребенком - с другой, законодатель исходил из особенностей соответствующих страховых случаев, предопределенных наличием или отсутствием такого признака, как нетрудоспособность застрахованного лица, учитывал целевое назначение указанных пособий, их значение в жизни матери и ребенка, а также построение системы обязательного социального страхования на принципах солидарности, автономности и финансовой устойчивости.

Подобная дифференциация не может быть признана необоснованной и не согласующейся с принципами обязательного социального страхования, в рамках которого ежемесячное пособие по уходу за ребенком является видом обеспечения, направленным на частичную компенсацию заработка, утраченного застрахованным лицом в связи с необходимостью осуществления такого ухода.

Возложение на всех работодателей, с которыми такие застрахованные лица состоят в трудовых отношениях, обязанности по уплате за них страховых взносов по общеустановленному тарифу не меняет оценку дифференциации условий предоставления им различных видов пособий как допустимой, поскольку эти взносы не носят индивидуально-возмездного характера.

2.5. При оценке оспариваемого положения части 2 статьи 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" необходимо учитывать и осуществляемое на протяжении ряда лет последовательное повышение размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Так, в соответствии с правовым регулированием, которое действовало до 1 января 2007 года, всем категориям получателей ежемесячного пособия по уходу за ребенком, безотносительно к их статусу (застрахованные лица или иные граждане, имеющие право на его получение) и, соответственно, к тому, за счет какого финансового источника производилась данная выплата - Фонда социального страхования Российской Федерации или федерального бюджета, оно выплачивалось в одинаковом размере, составлявшем, в частности, с 1 января 2001 года 200 рублей, с 1 января 2002 года - 500 рублей, с 1 января 2006 года - 700 рублей (независимо от количества детей, за которыми осуществлялся уход, а также от наличия трудовых отношений с несколькими работодателями).

При внесении Федеральным законом от 5 декабря 2006 года N 207-ФЗ изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" был избран иной подход к регулированию отношений, связанных с назначением и выплатой этого пособия, в частности было установлено правило о суммировании размера пособия в случае осуществления ухода за двумя и более детьми, а также дифференцированы способы определения его размера в зависимости от статуса получателя: для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию или проходящих военную и приравненную к ней службу, пособие было установлено в размере 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия), для прочих категорий граждан - в твердом размере, равном 1500 руб. по уходу за первым ребенком и 3000 руб. - по уходу за вторым и последующими детьми. Кроме того, было предусмотрено, что максимальный размер пособия по уходу за ребенком составляет 6000 руб. (в расчете на полный календарный месяц), а в случае ухода за двумя и более детьми размер пособия суммируется и при этом для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию или занятых на военной либо правоохранительной службе, не может превышать 100 процентов среднего заработка или денежного довольствия.

С вступлением в силу с 1 января 2010 года Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", дополнившего статью 15 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" абзацем третьим, устанавливающим правило определения размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком для лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, такой размер стал определяться из фактического заработка застрахованного лица, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. При этом учитывается заработок, не превышающий предельную величину базы для обложения страховыми взносами (с 1 января 2014 года, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2013 года N 1101 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 года", она составляет 624 000 рублей).

Существенное увеличение размера указанного пособия для застрахованных лиц как в 2007, так и в 2010 году не повлекло какого-либо увеличения тарифа страховых взносов, уплачиваемых страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Важно отметить и то обстоятельство, что пособие по беременности и родам (как и пособие по временной нетрудоспособности) на протяжении длительного периода (вплоть до 2007 года) выплачивалось только по основному месту работы. Лишь Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" было установлено правило о назначении и выплате такого пособия всеми страхователями.

Таким образом, принимая во внимание имеющиеся материальные и финансовые возможности, государство осуществляет меры по поддержке и социальной защите семьи, материнства, отцовства и детства, поэтапно увеличивая размер гарантированной помощи, в том числе в системе обязательного социального страхования, и устанавливая более благоприятные условия назначения и выплаты соответствующих пособий.

2.6. С учетом изложенного установленный частью 2 статьи 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" порядок выплаты застрахованному лицу, занятому у нескольких страхователей, ежемесячного пособия по уходу за ребенком только одним страхователем по выбору этого лица, равно как и воспроизводящий и конкретизирующий данное законоположение абзац первый пункта 19 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не могут расцениваться как несовместимые с требованиями Конституции Российской Федерации и нарушающие конституционные права застрахованных лиц, состоящих в трудовых отношениях с несколькими работодателями (страхователями), в том числе заявительницы, а потому ее жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации не может быть признана допустимой в силу требований статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Данный вывод, однако, не препятствует федеральному законодателю в порядке реализации своих дискреционных полномочий по мере создания необходимых финансово-экономических условий для повышения уровня социальной защиты застрахованных лиц совершенствовать правовой механизм обеспечения таких лиц, в том числе занятых у нескольких страхователей (работодателей), пособиями, предоставляемыми в связи с материнством в системе обязательного социального страхования.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Шаймардановой Алсу Надировны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области