КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 июля 2016 г. N 1416-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНКИ КУПЦОВОЙ ТАТЬЯНЫ ВАЛЕНТИНОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ
ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 10 СТАТЬИ 64 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав заключение судьи А.Н. Кокотова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданки Т.В. Купцовой,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Т.В. Купцова оспаривает конституционность части 10 статьи 64 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 7 июня 2013 года N 116-ФЗ), согласно которой назначение государственного гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность государственной гражданской службы осуществляется с его согласия по решению представителя нанимателя.
Как следует из представленных материалов, на основании приказа руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Псковской области от 19 июня 2012 года N 379-П были проведены конкурсы по формированию кадрового резерва для замещения должностей государственной гражданской службы, в том числе должности заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов Псковской области, по итогам одного из которых Т.В. Купцова, замещавшая в тот период должность судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов города Великие Луки и Великолукского района, признана прошедшей конкурс и в числе других кандидатов зачислена в кадровый резерв, о чем ей было направлено уведомление от 31 августа 2012 года N 05-9578.
В 2015 году Т.В. Купцова обратилась в Псковский городской суд Псковской области с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Псковской области о признании незаконным отказа в приеме на работу и обязании заключить с ней трудовой договор по должности заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава отдела Великолукского, Куньинского и Новосокольнического районов Псковской области со дня ее обращения к руководителю названного Управления. Свои требования заявительница мотивировала тем, что в период с 2012 года в отделе судебных приставов города Великие Луки и Великолукского района неоднократно освобождались должности заместителей начальника отдела, однако эти должности ей как лицу, находящемуся в кадровом резерве, не предлагались, а замещались иными лицами. Заявительница полагала, что необходимость в дополнительных конкурсах отсутствовала, так как не был исчерпан кадровый резерв, а потому посчитала нарушенным свое право на равный доступ к замещению соответствующей должности и просила суд восстановить ее нарушенные права.
Решением Псковского городского суда Псковской области от 24 ноября 2015 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 9 февраля 2016 года, в удовлетворении требований Т.В. Купцовой было отказано.
По мнению заявительницы, оспариваемая норма не соответствует статье 32 (часть 4) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, она позволяет представителю нанимателя произвольно ограничивать доступ лиц, состоящих в кадровом резерве, к замещению вакантной должности государственной гражданской службы.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (пункт 1 статьи 11 и статья 17) и Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (пункт 14 части 1 статьи 44 и часть 1 статьи 60) основной целью создания кадровых резервов в системе государственной службы, в том числе кадрового резерва федерального государственного органа, является поиск и подбор наиболее достойных и квалифицированных специалистов для замещения должностей государственной гражданской службы.
По смыслу указанных законоположений, формирование кадровых резервов направлено на обеспечение реализации конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе и повышение эффективности функционирования государственного аппарата.
Кадровый резерв федерального государственного органа формируется как из граждан, изъявивших желание поступить на государственную гражданскую службу, по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа либо конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, так и из государственных гражданских служащих (часть 6 статьи 64 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). При этом, как это следует из указанной нормы, государственные гражданские служащие могут быть включены в кадровый резерв федерального государственного органа в порядке должностного роста по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа, по результатам конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы с их согласия либо по результатам аттестации с их согласия.
Таким образом, включению в кадровый резерв федерального государственного органа предшествует проверка профессиональной подготовки и деловых качеств государственных гражданских служащих на соответствие квалификационным требованиям, необходимым для исполнения должностных обязанностей по соответствующей должности (к уровню профессионального образования, стажу государственной гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам). Соответственно, назначение на вакантную должность государственного гражданского служащего, состоящего в кадровом резерве федерального государственного органа, осуществляется представителем нанимателя без прохождения конкурса на замещение соответствующей должности государственной гражданской службы.
Данное правовое регулирование, предусматривая в исключение из общего правила о замещении должности государственной гражданской службы по результатам конкурса особый порядок назначения на должность государственной гражданской службы лиц, состоящих в кадровом резерве, не означает возникновение права на замещение конкретной вакантной должности у включенного в кадровый резерв федерального государственного органа лица, поскольку такие правовые последствия включения в кадровый резерв Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не предусмотрены, что не выходит за пределы дискреционных полномочий федерального законодателя.
Гарантированные Конституцией Российской Федерации право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1) и право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе (статья 32, часть 4), как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, не предполагают обязанность государства обеспечить занятие гражданином конкретной должности.
При этом часть 10 статьи 64 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", закрепляя правило о назначении государственного гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность государственной гражданской службы по решению представителя нанимателя с согласия назначаемого на должность лица, порядок действий представителя нанимателя, предшествующих принятию решения о назначении на должность конкретного лица, не регулирует, а потому сама по себе не может рассматриваться как нарушающая права заявительницы в оспариваемом в жалобе аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Купцовой Татьяны Валентиновны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области