КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 ноября 1997 г. N 111-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЗАПРОСА АРБИТРАЖНОГО СУДА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 13
ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 27 ДЕКАБРЯ
1991 ГОДА "ОБ ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе председателя М.В. Баглая, судей Э.М. Аметистова, Н.Т. Ведерникова, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, В.Д. Зорькина, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, В.И. Олейника, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи О.С. Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Арбитражного суда Архангельской области, установил:
1. Арбитражный суд Архангельской области обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности положений статьи 13 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", предусматривающих бесспорный порядок взыскания с налогоплательщиков - юридических лиц сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли).
Поводом для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации явилось находящееся в производстве Арбитражного суда Архангельской области дело по иску Архангельского инвестиционного коммерческого банка "Архангельскпромстройбанк" к Государственной налоговой инспекции по городу Архангельску о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения от 21 января 1997 года о списании в бесспорном порядке в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" заниженной прибыли за 1995 год и штрафа в размере ста процентов суммы заниженной прибыли - всего 232108300 рублей. Арбитражный суд Архангельской области полагает, что установленный оспариваемой нормой бесспорный порядок взыскания с юридических лиц сумм штрафов и иных санкций нарушает требования статей 35 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
2. Согласно пункту 3 части первой статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации отказывает в принятии обращения к рассмотрению, если по предмету обращения ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
Вопрос о соответствии Конституции Российской Федерации положений статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", по существу, разрешен Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года по делу о проверке конституционности подпунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции".
Указанные нормы в части, касающейся санкций, применяемых органами налоговой полиции, носят отсылочный характер, поэтому Конституционный Суд Российской Федерации рассматривал их в системной связи со статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьями 7 (пункты 8 и 9) и 8 Закона РСФСР от 21 марта 1991 года "О Государственной налоговой службе РСФСР", поскольку именно этими статьями предусматривается бесспорный порядок взыскания с юридических лиц недоимок по налогам, сумм штрафов и иных санкций и определяется содержание правомочий органов налоговой полиции по применению санкций. Таким образом, проверке подвергались одновременно нормы трех законов, что подтверждается как мотивировочной, так и резолютивной частью Постановления, и потому выводы Конституционного Суда Российской Федерации относительно бесспорного порядка взыскания с юридических лиц сумм штрафов и иных санкций распространяются и на положения статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующим Конституции Российской Федерации положения пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции", предоставляющие федеральным органам налоговой полиции право на основании статей 7 (пункты 8 и 9) и 8 Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" и статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" производить взыскание с юридических лиц сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в бесспорном порядке без их согласия. Правовые основания такого решения, приведенные в постановлении, также свидетельствуют о том, что бесспорный порядок взыскания с юридических лиц указанных сумм без их согласия признан неконституционным вне зависимости от того, каким органом - налоговой полицией или налоговой инспекцией - принимается решение о производстве взыскания. Данное Постановление Конституционного Суда Российской Федерации сохраняет свою силу.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Архангельской области о проверке конституционности положений статьи 13 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
2. Настоящее определение является окончательным и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее определение подлежит опубликованию в "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" и "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В.БАГЛАЙ
Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации
Т.Г.МОРЩАКОВА
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области