"Обзор результатов осуществления Федеральным казначейством контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей, получателей средств федерального бюджета и органов управления государственными внебюджетными фондами, выявленных системных и систематических недостатков и нарушений, а также положительной практики, направленной на предупреждение нарушений в финансово-бюджетной сфере, в I полугодии 2024 года"

ОБЗОР
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗНАЧЕЙСТВОМ
КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ
В ОТНОШЕНИИ ГЛАВНЫХ РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА, РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ, ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА И ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ
ФОНДАМИ, ВЫЯВЛЕННЫХ СИСТЕМНЫХ И СИСТЕМАТИЧЕСКИХ НЕДОСТАТКОВ
И НАРУШЕНИЙ, А ТАКЖЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ, НАПРАВЛЕННОЙ
НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ В ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ,
В I ПОЛУГОДИИ 2024 ГОДА

В ходе осуществления контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере в I полугодии 2024 года Федеральным казначейством, территориальными органами Федерального казначейства выявлены следующие системные и систематические <1> недостатки и нарушения, допущенные отдельными главными распорядителями средств федерального бюджета (далее - ГРБС), распорядителями, получателями средств федерального бюджета (далее - ПБС, заказчики), а также бюджетными и автономными учреждениями (далее - учреждения).

--------------------------------

<1> Систематические нарушения (критерии "регулярность", "постоянность") - однородные и неоднократные нарушения, выявленные у одного объекта (контроля).

1. Недостатки и нарушения при исполнении федерального
бюджета по расходам

1.1. Системные нарушения

1.1.1 Нарушение абзаца первого пункта 1 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абзаца шестого пункта 10, пункта 19 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 февраля 2018 г. N 226н (далее - Порядок N 226н), правового акта ГРБС, утверждающего порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет.

В 6% проверенных объектов контроля несвоевременно внесены изменения в показатели бюджетной сметы при увеличении объема сметных назначений.

Нарушение срока от 1 до 184 календарных дней.

1.1.2. Нарушение пунктов 1, 2 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта "б" пункта 8, абзаца второго пункта 22 Порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 258н.

В 16% проверенных объектов контроля сведения о принятых бюджетных (денежных) обязательствах (внесение в них изменений) сформированы для представления в органы Федерального казначейства позднее установленного срока.

Нарушение срока от 1 до 97 рабочих дней.

1.1.3. Несоблюдение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, документа, являющегося правовым основанием предоставления средств.

В 6% проверенных объектов контроля установлены факты недостижения результатов, установленных мероприятиями, на реализацию которых предоставляются бюджетные средства.

Например:

- произведена оплата за частично выполненные работы, при этом результат, установленный при предоставлении бюджетных средств в целях реализации мероприятий федеральной целевой программы, не достигнут, а именно - работы по выполнению проектной документации в объеме, необходимом для обеспечения строительства и ввода объекта в эксплуатацию, не выполнены, государственный контракт расторгнут;

- приобретены материалы, которые не использовались в процессе деятельности.

1.1.4. Нарушение абзаца второго статьи 70, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ), правовых актов ГРБС, определяющих порядок выплат денежного содержания и компенсаций служащим.

В 5% проверенных объектов контроля неправомерно выплачены сотрудникам денежное содержание, денежное довольствие, компенсации.

Например:

- начисление и выплата премии при наличии дисциплинарного взыскания;

- перечисление денежных средств на компенсацию стоимости проезда без письменных заявлений о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно;

- оплачены дни проезда к месту проведения основного отпуска и обратно (в пределах Российской Федерации) сотрудникам, относящимся к определенной категории, при отсутствии документального подтверждения факта нахождения в месте проведения отпуска;

- отдельным сотрудникам, представлено большее количество отпускных дней чем минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, в результате чего, в проверяемом периоде неправомерно выплачено денежное довольствие.

1.1.5. Нарушение абзаца второго статьи 70, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ, пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. N 916 "О порядке и размерах возмещения сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, расходов на проезд в период нахождения в служебной командировке за счет средств федерального бюджета", правовых актов ГРБС, определяющих порядок и условия командирования сотрудников.

В 5% проверенных объектов контроля неправомерно возмещены дополнительные расходы за время нахождения сотрудников в служебной командировке.

Например:

- неправомерное возмещение сотруднику расходов на проезд на такси к месту служебной командировки и обратно.

1.1.6. Нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 162, пункта 1 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Порядка N 26н.

В 2% проверенных объектов контроля бюджетные сметы утверждены с нарушением порядка утверждения (сроков) бюджетных смет.

Нарушение срока от 1 до 29 рабочих дней.

1.1.7. Нарушение пунктов 1 и 2 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 6 и 8 Порядка N 26н, порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, утвержденного главным распорядителем бюджетных средств.

В 1% проверенных объектов контроля допущено несоответствие утвержденных показателей бюджетной сметы объему доведенных лимитов бюджетных обязательств.

1.2. Систематические нарушения:

1.2.1. Нарушение абзаца первого пункта 1 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абзаца шестого пункта 10, пункта 19 Порядка N 26н, порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, утвержденного главным распорядителем бюджетных средств.

В 2020 - 2023 годах объектом контроля несвоевременно внесены изменения в показатели бюджетной сметы при увеличении объема сметных назначений.

1.2.2. Несоблюдение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, документа, являющегося правовым основанием предоставления бюджетных средств.

В 2021 - 2023 годах в объекте контроля установлены факты недостижения заданных результатов, установленных при предоставлении бюджетных средств, с использованием определенного при предоставлении объема бюджетных средств.

1.3. Иные нарушения:

1.3.1. Нарушение пунктов 3 и 7 статьи 162, пункта 2 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 4, 6, статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации.

В проверенном объекте контроля произведена оплата денежных обязательств с нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (за исключением нецелевого использования бюджетных средств).

Например:

- за счет лимитов бюджетных обязательств 2023 года произведено перечисление налога на доходы физических лиц до фактического начисления и выплаты денежного довольствия сотрудникам, подлежащего начислению и выплате в 2024 году.

2. Недостатки и нарушения при предоставлении
субсидий бюджетным учреждениям, автономным учреждениям,
государственным унитарным предприятиям, государственным
корпорациям и государственным компаниям

2.1. Системные нарушения:

2.1.1. Нарушение абзаца четвертого пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 47 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (далее - Положение N 640), правового акта ГРБС, утверждающего порядок предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, условий соглашений о предоставлении субсидии, требований к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), установленных государственным (муниципальным) заданием.

В 9% проверенных объектов контроля отчеты о выполнении государственного задания, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставлены с нарушением установленного срока.

Нарушение срока от 1 до 311 рабочих дней.

2.1.2. Нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1 - 3 постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений" (далее - Постановление N 729).

В 6% проверенных объектов контроля неправомерно использовались средства субсидии.

Например:

- при приобретении авиабилета неправомерно произведено возмещение дополнительных сервисных услуг (страхование, выбор места, дополнительный багаж);

- за счет средств субсидии на иные цели произведено возмещение командировочных расходов сверх установленных размеров.

2.1.3 Нарушение абзаца первого пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.

В 6% проверенных объектов контроля неправомерно использовались средства субсидии.

Например:

- с нарушением пункта 33 Положения N 640 при расчете налога на имущество учреждения не применен коэффициент платной деятельности, что привело к неправомерному завышению налога на имущество;

- с нарушением части 1 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ, части 7 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в рамках исполнения договора приемка результатов выполненной работы по ремонту помещения оформлена документом о приемке и оплачена, при этом фактически работы не выполнены.

2.1.4. Нарушение подпунктов 1, 4 статьи 78.1, пункта 4 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 44 Положения N 640, пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2022 г. N 505 "О приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2022 году".

В 3% проверенных объектов контроля допущены нарушения иных условий, установленных соглашением при предоставлении субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

Например:

- в заключенных государственных контрактах, подлежащих казначейскому сопровождению, не предусмотрены авансовые платежи.

2.1.5. Нарушение абзаца четвертого пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 33 Положения N 2 640, правового акта ГРБС, утверждающего порядок определения объема и условий предоставления из федерального бюджета субсидий на иные цели подведомственным федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям.

В 1% проверенных объектов контроля, которым предоставлены субсидии на иные цели, направлялись в ГРБС заявки для получения субсидии, не содержащие документы и материалы, необходимые для оценки потребности в запрашиваемой субсидии, что привело к завышению размера предоставленной субсидии.

Например:

- к заявке для получения субсидии не приложен предварительный расчет налога на имущество, при этом налог рассчитан без применения коэффициента платной деятельности, в связи с чем его сумма завышена.

2.1.6. Нарушение абзаца четвертого пункта 1 статьи 78.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 11 Положения N 2 640, правового акта ГРБС, утверждающего порядок определения объема и условий предоставления из федерального бюджета субсидий на иные цели подведомственным федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, условий соглашения о предоставлении средств субсидии.

В 1% проверенных объектов контроля осуществлено расходование средств субсидии на цели, не связанные с целью ее предоставления.

Например:

- осуществлен расход средств субсидии на изготовление видеоролика, сюжет которого содержит информацию о внедрении созданной автоматизированной системы, за счет средств, предоставленных из федерального бюджета на содержание Отдела объекта контроля, деятельность которого не связана с разработкой и внедрением вышеуказанной автоматизированной системы.

2.2. Систематические нарушения:

2.2.1 Нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1 - 3 Постановления N 729, правового акта ГРБС, утверждающего порядок определения объема и условий предоставления из федерального бюджета субсидий на иные цели подведомственным федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям и соглашений о предоставлении субсидии.

В 2022 - 2023 годах объектом контроля неправомерно использовались средства субсидии, а именно за счет средств субсидии на иные цели произведено возмещение командировочных расходов.

2.2.2. Нарушение статьи 70, абзаца первого пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частей 1, 3 статьи 9, части 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ.

В 2022 - 2023 годах объектом контроля допущены случаи начисления и выплаты заработной платы за фактически не отработанное время (сотрудникам в периоды командировок) за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

2.2.3. Нарушение пункта 1 статьи 78.1, пункта 4 статьи 78.2, подпункта 13 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 44 Положения N 640, пунктов 4.1.7, 4.1.9 типовой формы соглашения о предоставлении субсидии федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержденной приложением N 1 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 1 марта 2023 N 28н "Об утверждении Типовой формы соглашения о предоставлении субсидии федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)" (далее - Приказ N 28н).

В 2020 - 2023 годах у объекта контроля в заключенных соглашениях о предоставлении субсидии отсутствуют обязательства Учредителя, предусмотренные приложением N 1 к Приказу N 28н.

2.2.4. Нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 78.1 пункта 1 статьи 130, абзаца первого пункта 3 статьи 132, подпункта 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта "з" пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999, нормативных правовых актов, устанавливающих порядок расходования межбюджетных трансфертов, соглашений и договоров о предоставлении межбюджетных трансфертов.

В 2022 - 2023 годах объектом контроля несвоевременно представлялись отчеты о достижении значений результатов предоставления субсидии.

Нарушение срока от 1 до 5 рабочих дней.

3. Недостатки и нарушения при планировании и осуществлении
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных
нужд, а также закупок для обеспечения нужд субъектов
Российской Федерации, муниципальных нужд, финансовое
обеспечение которых частично или полностью осуществляется
за счет субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов,
имеющих целевое назначение, из федерального бюджета

3.1. Системные недостатки и нарушения:

3.1.1. Нарушение частей 1, 3, 18 статьи 22 Закона о контрактной системе.

8% проверенных объектов контроля при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК), цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, с применением метода анализа рынка, информации о ценах товаров, работ, услуг с несопоставимыми условиями планируемой закупки коммерческими и (или) финансовыми условиями поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Например:

- объектом контроля при определении НМЦК использована информация о рыночных ценах неидентичных товаров, планируемых к закупкам (с техническими характеристиками товара, несоответствующими техническим характеристикам товара, указанным в запросе и (или) технической документации по закупке заказчика), о ценах товаров с коммерческими и (или) финансовыми условиями поставок товаров, несопоставимыми с условиями планируемой закупки.

3.1.2. Нарушение части 22 статьи 22 Закона о контрактной системе, пункта 5 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 декабря 2019 г. N 1064н (далее - Порядок N 1064н.

17% проверенных объектов контроля при расчете средневзвешенной цены единицы лекарственного препарата:

- не учитывалась цена лекарственного препарата с эквивалентной дозировкой планируемого к закупке лекарственного препарата, указанная в документах о приемке товаров, подписанных заказчиком в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу расчета НМЦК;

- использовалась информация о цене лекарственного препарата, без исключения из нее оптовой надбавки;

- учитывались цены лекарственного препарата, указанные в документах о приемке товаров, подписанных заказчиком в течение периода, не соответствующего требованиям пункта 5 Порядка N 1064н.

Данные факты привели к завышению НМЦК.

3.1.3. Формальный подход к соблюдению требований части 22 статьи 22 Закона о контрактной системе, подпункта "б" пункта 9 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий, утвержденного приказом Минздрава России от 15.05.2020 N 450 (далее - Порядок N 450н).

В 12% проверенных объектов контроля заказчиками при определении и обосновании НМЦК методом анализа рынка использован только один источник информации о ценах планируемых к приобретению товаров, что в отдельных случаях повлекло завышение НМЦК.

Например:

- использовалась информация о ценах медицинских изделий, полученная исключительно по запросам у поставщиков идентичных товаров, при этом не использовалась информация, содержащаяся в реестре контрактов, требования к которой определены пунктом 10 Порядка N 450н.

3.1.4. Нарушение части 1 статьи 18, пункта 3 части 1, части 8 и части 22 статьи 22 Закона о контрактной системе, пунктов 2, 4 Порядка N 1064н.

В 10% проверенных объектов контроля допущены нарушения при определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения.

Например:

- цена единицы отдельных товаров не определена и не обоснована, что в отдельных ситуациях привело к неправомерному использованию бюджетных средств, так как оплата производилась по ценам, превышающим установленные максимальные значения в соответствующих государственных реестрах.

3.1.5 Нарушение статьи 12 Закона о контрактной системе.

В 16% проверенных объектов контроля допускались случаи длительного неиспользования дорогостоящего оборудования в целях осуществления закупки, в том числе ввиду отсутствия у учреждения (получателя товара) лицензии на оказание специализированной медицинской помощи, отсутствия необходимого компьютерного оборудования.

Срок неиспользования оборудования до 18 месяцев.

3.1.6. Нарушение части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.

В 7% проверенных объектов контроля заказчиками изменялись условия контрактов, тогда как возможность изменения условий не предусмотрена Законом о контрактной системе.

Например:

- заказчиками были внесены изменения в части изменения срока поставки лекарственных препаратов в случае, не предусмотренном Законом о контрактной системе.

3.1.7. Нарушение пункта 2 части 1 статьи, части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе.

В 18% проверенных объектах контроля заказчиками допускались нарушения порядка оплаты товаров, работ, услуг.

Например:

- допускались нарушения сроков оплаты обязательств по контракту до 96 рабочих дней.

3.1.8. Нарушение требований, установленных частями 6, 7 статьи 34, статьи 94 Закона о контрактной системе, условий заключенных контрактов.

В 22% проверенных объектов контроля заказчиками не соблюдены требования о применении мер ответственности в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Например:

- поставщику (подрядчику, исполнителю) не направлялись требования об уплате пени за просрочку исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом или за поставку товаров, не соответствующих условиям контракта в части характеристик.

Просрочка исполнения поставщиком обязательств, установленная в ходе проверок, составляет от 14 до 161 календарных дней.

3.2. Систематические недостатки и нарушения:

3.2.1. Нарушение статьи 18, части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе.

В 2020 - 2023 года объектом контроля (заказчиком) не произведено определение и обоснование цены государственных контрактов на выполнение работ по эксплуатации информационных систем, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в порядке, установленном Законом о контрактной системе, а именно использовалась информация о стоимости работ, представленная единственным исполнителем.

3.2.2. Нарушение пункта 12 Порядка N 1064н.

В 2022 году объектом контроля неоднократно не использовалось минимальное значение начальной цены единицы лекарственного препарата, следующее после цены единицы лекарственного препарата, на участие в закупке по которой не подано ни одной заявки, ввиду использования сведений о ранее несостоявшейся закупке аналогичного лекарственного препарата, содержащей иное количество закупаемого лекарственного препарата, что привело к завышению НМЦК.

3.2.3. Нарушение части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.

В 2020 - 2023 годах объектом контроля приняты и оплачены выполненные не в полном объеме работы по государственным контрактам на оказание услуг по техническому сопровождению компонентов государственной информационной системы.

3.2.4. Нарушение правовых актов и поручений Президента Российской Федерации, правовых актов Правительства Российской Федерации об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), принятых в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

В 2020 - 2023 годах объектом контроля не обеспечено соблюдение установленных правовыми актами требований к объему исполнения единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту.

4. Недостатки и нарушения при ведении бюджетного
(бухгалтерского) учета, формировании бюджетной
(бухгалтерской) отчетности

4.1. Системные нарушения:

4.1.1. Нарушение части 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ, пункта 9 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений" утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н (далее - Инструкция N 33н), подпунктов 3, 4 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н (далее - Инструкция N 162н), пункта 7 Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н (далее - Инструкция N 191н), пункта 2 Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н (далее - Инструкция N 174н), пункта 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н), пунктов 17 и 68 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н (далее - Федеральный стандарт N 256н), пункта 13 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концессионные соглашения", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июня 2018 г. N 146н.

В 12% проверенных объектов контроля не соблюден порядок применения плана счетов бюджетного учета, что привело к искажению показателей бюджетной отчетности в денежном измерении.

Например:

- в ходе отнесения расходов, произведенных по оплате выполненных работ по капитальному ремонту помещений здания, монтируемый объект основных средств и расходы по его монтажу, отнесены на счет 1.401.20 "Финансовый результат экономического субъекта", а следовало отразить на счете 1.101 "Основные средства", что привело к искажению отчетных данных в "Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета", форма 0503130;

- допущено формирование первоначальной стоимости основного средства без учета затрат на монтаж, что привело к недостоверности бюджетной (бухгалтерской) отчетности в Балансе государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) в части занижения показателя по строке 010 Основные средства;

- не отражена кредиторская задолженность по счету 030200000 "Расчеты по принятым обязательствам" по возмещению командировочных расходов раздела "Обязательства" годового Баланса (ф. 0503130) и в приложении (ф. 0503169) к годовому отчету на конец года, что привело к искажению бухгалтерской (бюджетной) отчетности.

4.1.2. Нарушение подпункта 5 пункта 1 статьи 162, абзаца первого пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 6, частей 1, 3 статьи 9, части 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, пункта 29 Федерального стандарта N 256н, пунктов 3 и 11 Инструкции N 157н, пункта 2 Инструкции N 2 162н, положений учетной политики.

В 7% проверенных объектов контроля осуществлялось несвоевременное формирование и отражение в бюджетном (бухгалтерском) учете фактов хозяйственной жизни, не приведших к недостоверности бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

Например:

- объектом контроля на основании Акта о списании материальных запасов от 15 августа 2022 несвоевременно списаны с бюджетного учета материальные запасы, согласно установочным актам от апреля и июня 2022 года, материалы следовало списать в апреле и июне 2022 года;

- объектом контроля приняты к бухгалтерскому учету первичные (сводные) учетные документы позднее наступления факта хозяйственной жизни, а именно позже даты их получения, подтверждаемой отметкой в актах выполненных работ, от 1 до 3 рабочих дней.

4.1.3. Нарушение подпункта 5 пункта 1 статьи 162, пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 3 статьи 9, части 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, абзаца второго, пятого пункта 3 Инструкции N 157н, пункта 84 Инструкции N 162н, положений Методических указаний по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н (далее - Методические указания N 52н).

В 2% проверенных объектов контроля, установлены факты принятия к бухгалтерскому (бюджетному) учету документов, которыми оформлялись не имевшие места факты хозяйственной жизни.

Например:

- принятие к учету по актам о приемке выполненных работ (по форме N КС-2) фактически невыполненных объемов работ. Так в ходе осмотра (наблюдения) выявлены несоответствия в количестве фактически установленного монтажного оборудования количеству указанному по актам о приемке выполненных работ.

4.1.4. Нарушение абзаца третьего пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абзаца девятого пункта 53 Инструкции N 157н.

В 3% проверенных объектов контроля допущены нарушения порядка оформления поступления нефинансовых активов, правильности отнесения ценностей к основным средствам, своевременности и правильности их оприходования.

Например:

- хозяйственные операции по принятию к бухгалтерскому учету объектов нефинансовых активов - Мобильной лаборатории и Мобильного пункта управления отражены по счету 10125000 "Транспортные средства - особо ценное движимое имущество" вместо предусмотренного счета 10124000 "Машины и оборудование - особо ценное движимое имущество учреждения", что привело к отражению недостоверной информации о наличии нефинансовых активов в годовой бюджетной отчетности (Сведений о движении нефинансовых активов (ф. 0503768), приложения к Пояснительной записке к балансу учреждения (ф. 0503760);

- объектом контроля приобретена станция управления АГАВА для модернизации блочного модуля очистных сооружений питьевой воды, которая не установлена (не смонтирована) и фактически не введена в эксплуатацию, отражена по балансовому счету 101.34 "Машины и оборудование", тогда как до модернизации блочного модуля очистных сооружений питьевой воды указанную станцию управления АГАВА следовало отразить на балансовом счете 105.34 "Строительные материалы".

4.1.5. Нарушение статьи 5 Федерального закона N 402-ФЗ, пунктов 3, 351 Инструкции N 157н, пункта 12 Инструкции N 174н.

В 2% проверенных объектов контроля допущены нарушения порядка учета нефинансовых активов на забалансовых счетах.

Например:

- объектом контроля списаны пришедшие в негодность объекты особо ценного движимого имущества с балансового учета соответствующими бухгалтерскими записями на основании Бухгалтерских справок (ф. 0504833), без одновременного отражения объектов на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые на хранение" до завершения мероприятий по ликвидации (демонтажу, утилизации);

- объектом контроля не приняты к забалансовому учету на счете 10 "Обеспечение исполнения обязательств" банковские гарантии, выданные поставщикам и подрядчикам в целях обеспечения исполнения контрактов и обеспечения гарантийных обязательств, в результате чего допущено искажение данных в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, входящей в состав Баланса (ф. 0503730).

4.1.6. Нарушение части 1 статьи 6 Федерального закона N 402-ФЗ, пункта 85(1) Инструкции N 157н.

В 2% проверенных объектов контроля допущены нарушения порядка начисления амортизации на объекты основных средств.

Например:

- неверно начислена амортизация на объекты, по которым отсутствовали права пользования, что повлекло занижение строк 100,190, 350 граф 6, 8, завышение строки 570 граф 6,8 Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма по ОКУД 0503130);

- неверно установлен срок полезного использования транспортных средств, что привело к занижению суммы амортизации;

- неверное отражение объектов основных средств по счетам 101.34 "Машины и оборудование", 101.36 "Инвентарь производственный и хозяйственный", что привело к неверному отражению начисленной амортизации.

4.1.7. Нарушение части 1 статьи 19 Федерального закона N 402-ФЗ.

В 5% проверенных объектов контроля установлены отсутствие обязательных реквизитов документов, заверяющих штампов и подписей ответственных исполнителей.

Например:

- в отдельных инвентарных карточках (ф. 0504031) не отражены сведения об объектах основных средств;

- допущено нарушение порядка учета инвентарного объекта, выразившееся в необеспечении нанесения инвентарного номера на приобретенные объекты имущества в установленном порядке.

4.1.8. Нарушение подпункта 5 пункта 1 статьи 162, пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частей 4 и 5 статьи 10, статьи 11 Федерального закона N 402-ФЗ, пунктов 3 и 5 Методических рекомендаций N 52н, пунктов 2.8 и 2.10 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. N 49 (далее - Приказ N 49).

В 3% проверенных объектов контроля нарушены общие правила проведения инвентаризации активов и обязательств, установленные Приказом 49.

Например:

- при проведении инвентаризации объекта незавершенного строительства допускались случаи неполного оформления (заполнения) реквизитов документа, в форме которого они предусмотрены, а именно: в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) ф. 0504087 отсутствуют обязательные реквизиты: "Ответственное(-ые) лицо(-а)", "Расписка ответственного лица перед началом и по окончании проведения инвентаризации", "Должность", "Подпись", "Дата", "Номер (код) объекта учета (инвентарный или иной)", "Статус объекта учета", "Целевая функция актива";

- в части обязательств, возникших при заключении государственных контрактов, инвентаризация не проводилась, отсутствуют акты сверки взаиморасчетов.

4.1.9. Нарушение подпункта 5 пункта 1 статьи 162, пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 9, части 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, абзаца двадцать пятого пункта 11 Инструкции N 157н.

В 1% проверенных объектов контроля установлены факты принятия к бухгалтерскому учету первичных (сводных) учетных документов позднее наступления факта хозяйственной жизни.

Например:

- несвоевременное предоставление работником авансовых отчетов после возвращения из командировки.

Нарушение срока от 2 до 68 рабочих дней.

4.2. Систематические нарушения:

4.2.1. Нарушение пункта 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ, абзаца восьмого пункта 3 Инструкции N 157н Федерального стандарта N 256н, пункта 72.1 Инструкции N 191н.

В 2021 - 2024 годах объектом контроля в Отчете о бюджетных обязательствах (форма 0503128) не отражены принимаемые объектом контроля бюджетные обязательства по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом).

4.2.2. Нарушение части 1 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ, абзаца пятого пункта 16, пункта 18 Федерального стандарта N 256н, пунктов 254, 256 Инструкции N 157н, пункта 128 Инструкции N 174, пунктов 13, 19 и 69 Инструкции N 33н.

В 2020 - 2022 годах объектом контроля в результате несвоевременной регистрации актов сдачи-приемки, являющихся первичными учетными документами в том отчетном периоде в котором они были фактически приняты, нарушен порядок ведения бухгалтерского учета.

4.2.3. Нарушение части 1 статьи 6 и части 2 статьи 8 Федерального закона N 402-ФЗ.

В 2021 - 2023 годах объект контроля при формировании учетных политик на 2022 год, на 2023 год руководствовался нормативными документами, утратившими силу, а именно Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, которое утратило силу с 01.01.2022.

4.2.4. Нарушение подпунктов 5, 7 пункта 1 статьи 162, пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ, пункта 114 Инструкции N 157н.

В 2021 - 2023 годах объектом контроля допущены нарушения, связанные с неправомерным списанием горюче-смазочных материалов, а именно необоснованно списан бензин, приобретенный за счет средств федерального бюджета, произведено списание ГСМ в период:

- когда автотранспортное средство не находилось в эксплуатации, а находилось в ремонте;

- во время нахождения сотрудников, в чьем распоряжении находился автотранспорт, в командировках и отпусках.

5. Иные вопросы

5.1. Системные нарушения:

5.1.1. Нарушение пунктов 2, 42 Требований к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденных приказом Минфина России от 31 августа 2018 г. N 186н.

В 1% проверенных объектов контроля не обеспечено соответствие расходов на закупку товаров, работ, услуг в Планах ФХД на 2022 год, на 2023 год и показателей итоговых Планов-графиков закупок товаров, работ, услуг на 2022 год, на 2023 год.

5.1.2. Нарушение пункта 24 Порядка составления и ведения планов финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений, утвержденного приказом Минфина России от 17.08.2020 N 168н.

В 1% проверенных объектов контроля несвоевременно внесены изменения в показатели плана финансово-хозяйственной деятельности на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.

Нарушение сроков от 1 до 13 рабочих дней.

6. Положительная практика объектов контроля, направленная
на предупреждение нарушений в финансово-бюджетной сфере

В качестве положительных практик объектов контроля, направленных на предупреждение нарушений в финансово-бюджетной сфере, можно выделить, что отдельными ГРБС в рамках достижения целей и задач федеральных проектов организована работа по организационному сопровождению заказчиков, осуществляющих закупки, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, а также осуществляется регулярный мониторинг реализации мероприятий федеральных проектов, что позволило минимизировать количество нарушений, связанных с исполнением государственных контрактов.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области