"Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг) за 1 полугодие 2018 года" (подготовлен Росфинмониторингом)

ОБЗОР
РЕЗУЛЬТАТОВ ОБОБЩЕНИЯ И АНАЛИЗА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ
ПРАКТИКИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ (ДАЛЕЕ -
РОСФИНМОНИТОРИНГ) ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 2018 ГОДА

В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу <1>, а также Административным регламентом <2> Росфинмониторинг и его территориальные органы осуществляют контроль за выполнением юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) посредством проведения проверок и принятия необходимых мер по устранению последствий выявленных нарушений, а также привлечение к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации в этой сфере.

--------------------------------

<1> Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу <1>, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 N 808.

<2> Административный регламент Росфинмониторинга исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по осуществлению контроля за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушение, утвержденный Приказом Росфинмониторинга от 29.07.2014 N 191.

Проверке соблюдения требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ подлежат организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (далее - поднадзорные субъекты), указанные в статье 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <3> (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), к которым относятся:

--------------------------------

<3> Отнесение организаций и индивидуальных предпринимателей к данной категории осуществляется в соответствии со ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ, а также с учетом ст. 2 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного постановлением Правительства N 58 от 27.01.2014.

- лизинговые компании;

- операторы по приему платежей;

- организации и индивидуальные предприниматели (далее - ИП), оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

- коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (далее - факторинг).

Законодательная база и институциональная структура надзорной деятельности в части ПОД/ФТ в Российской Федерации основаны на международных стандартах, утвержденных Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Осуществляемая Росфинмониторингом надзорная деятельность основывается на концепции риск-ориентированного подхода, предусматривающего повышенное внимание к поднадзорным субъектам, имеющим высокие риски нарушения требований законодательства о ПОД/ФТ.

Осуществление государственного контроля (надзора)

Контрольно-надзорная деятельность Росфинмониторинга ориентирована главным образом на проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ (далее - обязательные требования) для всех субъектов Федерального закона N 115-ФЗ.

Основной целью проведения таких мероприятий является формирование единого понимания участников "антиотмывочной" системы требований законодательства о ПОД/ФТ и создание мотивации к их добросовестному поведению. В этой связи Росфинмониторингом была поставлена задача повысить внимание представителей частного сектора <4> к качеству организации и осуществления внутреннего контроля, а также выработать совместные меры, направленные на пресечение проведения сомнительных операций.

--------------------------------

<4> Под "частным сектором" понимаются юридические и физические лица, являющиеся субъектами Федерального закона N 115-ФЗ.

1. Программа проведения Росфинмониторингом профилактических мероприятий на 2018 год размещена на сайте Росфинмониторинга (www.fedsfm.ru) (далее - сайт Росфинмониторинга) в разделе "Организациям"/"Программа профилактики".

В рамках деятельности, направленной на предупреждение нарушений требований законодательства о ПОД/ФТ, Росфинмониторингом совместно с Международным учебно-методическим центром финансового мониторинга регулярно проводились мероприятия по профилактике в формате семинаров, тематических конференций, опубликования информационных писем, консультаций при обращений граждан, в том числе на "горячую линию", а также направлялись письма поднадзорным субъектам о недопустимости нарушений законодательства о ПОД/ФТ и ответственности за нарушения, если возможность такого нарушения была выявлена при рассмотрении поступающей в Росфинмониторинг информации.

Большинство публичных мероприятий для частного сектора проводилось с участием представителей надзорных органов Российской Федерации.

Значительную роль в повышении профессиональной подготовки в целях ПОД/ФТ играют Международный учебно-методический центр финансового мониторинга (МУМЦФМ) и Международный сетевой институт в сфере ПОД/ФТ (далее - МСИ).

В целях предупреждения нарушений требований законодательства о ПОД/ФТ и повышения уровня развития финансовой грамотности и законопослушности проводится широкий спектр учебных курсов и обучающих мероприятий по тематике ПОД/ФТ (семинаров, круглых столов, тренингов), научно-практических конференций для участников национальной антиотмывочной системы (подразделения финансовой разведки, надзорные, правоохранительные органы, частный сектор) на базе МУМЦФМ и вузов МСИ.

Для повышения информированности и охвата целевой аудитории, а также возможностей самоподготовки, профессионального развития в целях ПОД/ФТ МУМЦФМ развивает дистанционные формы и новые технологии обучения (видеоконференцсвязь, видео-лекции, электронные курсы и др.).

В целях кадрового обеспечения и формирования качественного кадрового резерва национальной системы ПОД/ФТ университеты МСИ готовят современных специалистов финансовой разведки по профильным программам высшего образования, проводят научные исследования по актуальным вопросам ПОД/ФТ, повышают грамотность студенческой молодежи и широких слоев населения по вопросам ПОД/ФТ.

В 1 полугодии 2018 года "балансовые совещания", проводимые территориальными органами Росфинмониторинга для частного сектора, в том числе общественных объединений, ассоциаций, гильдий, посетило более 3 тыс. представителей (для сравнения в аналогичном периоде 2017 года - более 750 представителей).

2. В преддверии прохождения российской системы в области ПОД/ФТ четвертого раунда взаимных оценок со стороны международных экспертов ФАТФ, Росфинмониторингом проведена Национальная оценка рисков ОД/ФТ 2017 - 2018 гг. (далее - НОР), результаты которой в форме публичных отчетов размещены на сайте Росфинмониторинга в разделе "Деятельность"/"Национальная оценка рисков".

Результаты НОР будут использованы всеми участниками системы ПОД/ФТ (правоохранительными, контрольно-надзорными и иными государственными органами, а также субъектами первичного финансового мониторинга) как в практическом применении риск-ориентированного подхода в надзорной деятельности, так и при выстраивании политики управления рисками, проведении оценки рисков своих клиентов, продуктов, услуг частным сектором.

3. Территориальными органами Росфинмониторинга на постоянной основе проводится разъяснительная работа непосредственно в ходе проведения проверок в целях принятия поднадзорными субъектами мер по предотвращению нарушений обязательных требований.

Предоставление проверяющими предметных разъяснений, связанных с конкретными случаями, а также оперативное реагирование проверяемых субъектов и принятие ими исчерпывающих мер по исправлению ситуации и недопущению ее впредь, показали свою эффективность в обеспечении соблюдения обязательных требований и, как следствие, повышения уровня законопослушности.

Результаты проведения мероприятий по контролю в отношении
поднадзорных субъектов

Система государственного контроля в сфере ПОД/ФТ направлена в первую очередь на профилактику и предупреждение нарушений, на изменение поведенческой модели организаций, их должностных лиц, на повышение правосознания и правовой культуры руководителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, а также определение способов устранения или снижения рисков их возникновения.

Росфинмониторинг на постоянной основе осуществляет дистанционный мониторинг-контроль за исполнением поднадзорными субъектами обязательных требований, с последующим комплексным анализом.

В 1 полугодии 2018 года контрольными мероприятиями были охвачены все поднадзорные Росфинмониторингу сектора.

Используемый в Росфинмониторинге метод планирования проведения проверок организаций на основе риск-ориентированного подхода, определяет выбор интенсивности проведения мероприятий по контролю путем отнесения деятельности поднадзорных субъектов к определенному уровню риска (с учетом степени тяжести, частоты возникновения и возможных негативных последствий для охраняемых законом ценностей в результате несоблюдения обязательных требований).

В результате такого подхода в деятельности 100% поднадзорных субъектов, отобранных для проверок в 1 полугодии 2018 года, в ходе их проведения выявлены нарушения законодательства о ПОД/ФТ (в 1 полугодии 2017 года - 97%). В 97% из них: возбуждены дела об административных правонарушениях (далее - дело об АП) (в 1 полугодии 2017 года - 96%), в 78% - наложены административные наказания (в 1 полугодии 2017 года - 86%).

Результаты анализа более 200 материалов проверок в части наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований в разрезе видов деятельности организаций и ИП, поднадзорных Росфинмониторингу, приведены в Приложении N 1. Состав наиболее часто допускаемых нарушений, выявленных проверками в 1 полугодии 2018 года фактически не изменился по сравнению с 2016 - 2017 гг.

Одним из наиболее существенных нарушений обязательных требований является нарушение порядка и сроков представления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также операций, имеющих признаки сомнительности <5>.

--------------------------------

<5> Порядок предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, определен пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ, об операциях, имеющих риск ОД/ФТ - п. 2 ст. 6 и п. 3 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

В этой связи Росфинмониторингом посредством профилактических мероприятий уделяется особое внимание процессу качественного формирования представляемой в уполномоченный орган информации, в том числе о подозрительных операциях.

Типичным нарушением, выявляемым в ходе проверок поднадзорных субъектов, является несвоевременная постановка на учет в Росфинмониторинге и как следствие неиспользование функционала Личного кабинета для работы с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - Перечень).

В целом по результатам осуществления Росфинмониторингом государственного контроля (проверок, дистанционного мониторинг-контроля, в том числе посредством обратной связи с поднадзорными субъектами через Личный кабинет с целью добровольного устранения нарушений обязательных требований, профилактических мероприятий) в 1 полугодии 2018 года увеличилось на 3,5% количество действующих Личных кабинетов и доля организаций, использующих их для работы с Перечнем в целях выявления таких лиц.

Также существенной причиной допускаемых поднадзорными субъектами нарушений обязательных требований является недостаточное знание (понимание) нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ и (или) несвоевременное ознакомлением с внесенными в них изменениями.

В этой связи Росфинмониторинг разрабатывает и внедряет различные механизмы обучения (включая самообучение) поднадзорных субъектов, в том числе с использованием Личного кабинета.

Внедренный алгоритм оценки поднадзорных субъектов с использованием интерфейса Личного кабинета, а именно, доведение до них риск-оценки на основании признаков незаконопослушности позволяет проводить не только самооценку своей деятельности в сфере ПОД/ФТ, но и оперативно устранять нарушения до проведения проверочных мероприятий, что снижает административную нагрузку.

Основными доводами обжалования постановлений об административных правонарушениях в анализируемом периоде стали следующие:

- заявитель не согласен с назначенным наказанием в виде административного штрафа (цель обжалования - снижение суммы штрафа или его замена на предупреждение);

- заявитель не согласен с составом правонарушения;

- заявитель не относит себя к субъектам Федерального закона N 115-ФЗ.

Судебные органы при замене штрафов на предупреждения или снижении суммы штрафов в отдельных случаях руководствовались следующим:

- применение административного наказания в виде предупреждения не противоречит принципам справедливости наказания и его соразмерности;

- принятие заявителями к моменту рассмотрения дел в суде действенных мер, направленных на устранение выявленных в ходе проверки нарушений обязательных требований.

Доля обжалуемых в 1 полугодии 2018 году поднадзорными субъектами постановлений о назначении административных наказаний, вынесенных уполномоченными должностными лицами территориальных органов Росфинмониторинга, не превышает 10% (аналогично в 1 полугодии 2017 года).

Необходимо отметить, что около 70% обжалуемых в судебных органах постановлений территориальных органов Росфинмониторинга о назначении штрафов оставлены в силе, а жалобы без удовлетворения.

Развитие механизмов коммуникаций с поднадзорными субъектами

Росфинмониторингом постоянно проводится адресная разъяснительная работа в целях повышения эффективности работы всех субъектов "антиотмывочной" системы, в том числе ориентируются на выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, и принятие мер, направленных на снижение возможных рисков ОД/ФТ.

В частности, к таким профилактическим мероприятиям относится дополнительное информирование частного сектора по вопросам ПОД/ФТ, посредством размещения на официальном сайте Росфинмониторинга информационных писем и рекомендаций в разделе "Организациям"/"Информационные сообщения".

В целях повышения эффективности исполнения субъектами статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ Росфинмониторингом обобщены проблемные вопросы, обозначенные представителями "антиотмывочной" системы, и опубликованы:

- рекомендации по исполнению лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг, требований законодательства о ПОД/ФТ <6>;

--------------------------------

<6> Рекомендации Росфинмониторинга от 25.04.2018.

- информация о применении отдельных норм Федерального закона N 115-ФЗ лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг или бухгалтерских услуг <7>.

--------------------------------

<7> Информационное письмо Росфинмониторинга от 19.07.2018 N 54.

Повышение охвата юридических и физических лиц системой ПОД/ФТ позволило существенно расширить круг субъектов, до которых была доведена информация о необходимости исполнения обязательных требований, что снизило риски ОД/ФТ в секторах.

Одним из инструментов обеспечения эффективной "обратной связи" с частным сектором является Совет комплаенс <8>, в том числе на базе региональных Советов Комплаенс, созданных при Межрегиональных управлениях Росфинмониторинга.

--------------------------------

<8> Совет комплаенс - Консультативный орган при Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

В 1 полугодии 2018 года на заседаниях Советов комплаенс рассматривались используемые в Российской Федерации схемы подозрительной деятельности, меры по нивелированию возникающих рисков ОД/ФТ, в том числе направленные на повышение качества представления в Росфинмониторинг сведений о подозрительных операциях с акцентом на конкретные риски, а также результаты участия субъектов первичного финансового мониторинга в мероприятиях национальной оценки рисков ОД/ФТ.

Особое внимание на таких заседаниях уделялось анализу практики применения права отказа в обслуживании клиента, обжалования действий кредитных организаций, механизма "реабилитации" клиентов, получивших отказ в обслуживании.

По итогам применения указанного механизма Росфинмониторингом даны разъяснения по ряду актуальных вопросов в сфере законодательства о ПОД/ФТ <9>.

--------------------------------

<9> Информационное письмо Росфинмониторинга от 30.07.2018 N 55 "О применении отдельных норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 470-ФЗ) в части функционирования механизма "реабилитации" клиентов, в отношении которых принято решение об отказе в обслуживании".

Основными задачами Росфинмониторинга на текущий год являются:

- прохождение четвертого раунда взаимных оценок со стороны международных экспертов ФАТФ;

- повышение эффективности применения риск-ориентированного подхода и развитие механизмов предупреждения правонарушений с использованием формы дистанционного контроля;

- обеспечение понимания частным сектором рисков ОД/ФТ для совершенствования внутренних подходов в управлении рисками ОД/ФТ.

В этой связи Росфинмониторинг продолжит проведение профилактических мероприятий для частного сектора, направленных на создание условий для формирования устойчивой мотивации к исполнению законодательства о ПОД/ФТ.

Приложение N 1

ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ,
ВЫЯВЛЕННЫЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРОК ПОДНАДЗОРНЫХ
СУБЪЕКТОВ, ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ КОТОРЫХ ВОЗБУЖДЕНЫ ДЕЛА
ОБ АП В СООТВЕТСТВИИ С ЧАСТЯМИ 1, 2 СТАТЬИ 15.27 КОАП РФ
ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 2018 ГОДА

N п/п
Поднадзорный сектор/Основные нарушения по итогам проверок (возбуждены дела об АП в соответствии с ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ)
Лизинговые компании
Организации (ИП), оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества
Операторы по приему платежей
Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов
1
Отсутствие ПВК/Несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ
Отсутствие в организации постоянной работы с перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму
Непроведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
Непроведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
2
Непроведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
Непроведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
Невыполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев
Невыполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев
3
Нарушение порядка и сроков предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю
Отсутствие ПВК/Несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ
Отсутствие или несвоевременное прохождение обучения в форме целевого инструктажа, внутреннего обучения сотрудников
Отсутствие ПВК/Несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ
4
Невыполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев
Невыполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев
Отсутствие ПВК/Несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ
Отсутствие или несвоевременное прохождение обучения в форме целевого инструктажа, внутреннего обучения сотрудников -
5
Отсутствие или несвоевременное прохождение обучения в форме целевого инструктажа, внутреннего обучения сотрудников
Отсутствие СДЛ/Несоответствие СДЛ квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о ПОД/ФТ
Несоответствие СДЛ квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о ПОД/ФТ
Несоответствие СДЛ квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о ПОД/ФТ
N п/п
Поднадзорный сектор/Основные нарушения по итогам проверок (возбуждены дела об АП в соответствии с ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ)
Лизинговые компании
Организации (ИП), оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества
Операторы по приему платежей
Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов
1
Нарушение порядка и сроков предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю
Нарушение порядка и сроков предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю
Нарушение порядка и сроков предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю
-
2
Непроведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
Непроведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
Отсутствие в организации постоянной работы с перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму
-
3
Отсутствие в организации постоянной работы с перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму
Отсутствие в организации постоянной работы с перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму
Непроведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
-
4
Отсутствие ПВК/Несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ
Отсутствие СДЛ
Несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ
-
5
-
Отсутствие ПВК/Несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ
Отсутствие прохождения обучения в форме целевого инструктажа, внутреннего обучения сотрудников
-
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области