"Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Росгидромета за II квартал 2017 года" (утв. Росгидрометом 30.08.2017)

Утверждаю
Руководитель Росгидромета
А.В.ФРОЛОВ
30 августа 2017 г.

ОБЗОР
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОСГИДРОМЕТА ЗА II КВАРТАЛ 2017 ГОДА

I. Общие положения

1.1. Государственный надзор за проведением работ
по активному воздействию на метеорологические и другие
геофизические процессы

Росгидромет согласно статье 5 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе", пункту 5.3.1 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 372, пункту 2 Положения о государственном надзоре за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 946, пункту 3 Административного регламента исполнения Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной функции по осуществлению государственного надзора за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 181, пункту 1.2 Инструкции о порядке организации и проведения государственного надзора за работами по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы, утвержденной приказом Росгидромета от 02.03.2000 N 31, осуществляет государственный надзор за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

В соответствии с пунктом 6 Положения о государственном надзоре за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 946, предметом проверок является выполнение юридическими лицами правил и норм ведения работ по активному воздействию, соответствие установленным требованиям документации, методов и средств активного воздействия.

Согласно действующему законодательству государственный надзор за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации осуществляется в отношении специализированных организаций активного воздействия и других организаций, независимо от их организационно-правовой формы, проводящих в установленном порядке научно-исследовательские и производственные работы по активному воздействию, то есть юридических лиц.

Государственный надзор направлен на реализацию мер по контролю за соблюдением правил и норм ведения работ по активному воздействию в целях регулирования и уменьшения возможного вреда от данных процессов населению и экономике.

1.2. Лицензионный контроль деятельности
в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях
(за исключением указанной деятельности, осуществляемой
в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки
проектной документации, строительства, реконструкции
объектов капитального строительства), а также работ
по активному воздействию на гидрометеорологические
и геофизические процессы и явления

Росгидромет согласно пунктам 44 и 45 части 1 статьи 12 и статье 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), статьям 5 и 9 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе", постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1216 "О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления", Перечню федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 957, пункту 5.3.2 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 372, приказам Минприроды России от 28.06.2012 N 174 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной услуги по лицензированию деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства)" (зарегистрирован в Минюсте России 08.10.2012 N 25629) и от 28.06.2012 N 175 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной услуги по лицензированию работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления" (зарегистрирован в Минюсте России 31.07.2012 N 25064) (далее - административные регламенты) осуществляет лицензирование деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления, в том числе и лицензионный контроль.

В соответствии со статьей 8 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 19 Закона N 99-ФЗ предметом проверок лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

К лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции, а также требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг.

Лицензионные требования направлены на обеспечение достижения целей лицензирования: предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Проведение проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работы по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы, осуществляет Росгидромет и его территориальные органы, на которые возложены полномочия по государственному контролю (надзору). Территориальные органы составляют ежегодные планы проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласовывают их с окружными органами прокуратуры, и направляют в Росгидромет.

Руководитель Росгидромета утверждает сводный ежегодный план до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, который размещается на официальном сайте Росгидромета.

Также территориальные органы Росгидромета с 1 июля 2015 года осуществляют внесение информации в Единый реестр проверок с помощью автоматизированной системы (АС ЕРП) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Центральный аппарат Росгидромета обеспечивает мониторинг достоверности и полноты сведений о проверках, вносимых в АС ЕРП, а также соответствие сведений требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

План проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год утвержден руководителем Росгидромета А.В. Фроловым 30 декабря 2016 г., и размещен на официальном сайте Росгидромета www.meteorf.ru (http://www.meteorf.ru/about/coordination/381/plan/#DATE_FROM=01.01.2017&DATE_TO=31.12.2017&PAGEN_1=1&ID=381 в сети "Интернет".

II. Результаты контрольно-надзорной деятельности
Росгидромета за II квартал 2017 года

2.1 Сводная информация по проведению проверок
центральным аппаратом Росгидромета и департаментами
Росгидромета по федеральным округам по виду деятельности:
"деятельность в области гидрометеорологии и в смежных
с ней областях (за исключением указанной деятельности,
осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых
для подготовки проектной документации, строительства,
реконструкции объектов капитального строительства)"

1. Количество проверок, проведенных центральным аппаратом Росгидромета
80
2. Количество проверок лицензиатов, проведенных территориальными органами Росгидромета (плановые/внеплановые)
38 (29/9)
3. Количество проверок, по результатам которых выявлены нарушения лицензионных требований (плановые/внеплановые)
15 (10/5)
4. Количество случаев нарушения лицензионных требований, выявленных по результатам проверок (плановые/внеплановые)
15 (11/4)
5. Количество лицензионных проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания (плановые/внеплановые)
6 (4/2)
6. Общее количество административных наказаний, наложенных по результатам проверок (плановые/внеплановые)
10 (6/4)
в том числе:
предупреждение/административный штраф
2/7

2.2. Сводная информация по проведению проверок
центральным аппаратом Росгидромета и департаментами
Росгидромета по федеральным округам по виду деятельности:
"работы по активному воздействию на гидрометеорологические
и геофизические процессы и явления"

1. Количество проверок, проведенных центральным аппаратом Росгидромета
2
2. Количество проверок лицензиатов, проведенных территориальными органами Росгидромета (плановые/внеплановые)
1 (1/0)
3. Количество проверок, по результатам которых выявлены нарушения лицензионных требований (плановые/внеплановые)
0
4. Количество случаев нарушения лицензионных требований, выявленных по результатам проверок (плановые/внеплановые)
0
5. Количество лицензионных проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания (плановые/внеплановые)
0
6. Общее количество административных наказаний, наложенных по результатам проверок (плановые/внеплановые)
0
в том числе:
предупреждение/административный штраф
0

2.3. Сводная информация по проведению проверок
центральным аппаратом Росгидромета и департаментами
Росгидромета по федеральным округам в рамках исполнения
государственной функции по осуществлению государственного
надзора за проведением работ по активному воздействию
на метеорологические и другие геофизические процессы
на территории Российской Федерации

1. Количество проверок, проведенных центральным аппаратом Росгидромета
0
2. Количество проверок, проведенных территориальными органами Росгидромета (плановые/внеплановые)
3 (2/1)
3. Количество проверок, по результатам которых выявлены правонарушения (плановые/внеплановые)
1 (0/1)
4. Количество правонарушений
(плановые проверки/внеплановые)
1 (0/1)
5. Количество проверок, по итогам проведения которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях (плановые/внеплановые)
1 (0/1)
6. Общее количество административных наказаний, наложенных по результатам проверок (плановые/внеплановые)
2 (0/2)
в том числе:
предупреждение/ административный штраф
0/2

2.4. Выявление физических и юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей, осуществляющих
деятельность в области гидрометеорологии и смежных
с ней областях (за исключением указанной деятельности,
осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых
для подготовки проектной документации, строительства,
реконструкции объектов капитального строительства)
и деятельность по выполнению работ по активному
воздействию на гидрометеорологические и геофизические
процессы и явления без лицензии и принятие мер
по недопущению и (или) пресечению их
незаконной деятельности

За II квартал 2017 г. выявлено 5 организаций, осуществляющих деятельность без лицензии. Возбуждено 4 дела об административных правонарушениях и направлены на рассмотрение в различные судебные органы.

2.5. По результатам контрольно-надзорной деятельности
Росгидромета за II квартал 2017 г.

Начислено штрафных санкций на сумму (руб.)
670500
из них взыскано в II квартале 2017 года (руб.)
310000

2.6. Наиболее частые выявленные нарушения

Частые нарушения обязательных требований
Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования
Рекомендации по недопущению нарушения обязательных требований
Непредставление лицензиатом информации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О гидрометеорологической службе".
Федеральный закон от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" (статья 16); Положение о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1216 (подпункт "в" пункта 5).
Информация общего назначения - полученная и обработанная в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, предоставляемая пользователям (потребителям) бесплатно информация о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении.
Специализированная информация - информация, которая предоставляется по заказу пользователя (потребителя) и за счет его средств.
В соответствии с пунктом 4 Положения о создании и ведении Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.1999 N 1410, централизованный учет документов Единого государственного фонда данных, методическое руководство по комплектованию, учету, систематизации документов и их структуре, обеспечению их сохранности и совместимости форматов представления данных на электронных носителях осуществляются Всероссийским научно-исследовательским институтом гидрометеорологической информации - Мировым центром данных, находящимся в ведении Росгидромета.
Единый государственный фонд данных составляют документы, содержащие информацию общего назначения и специализированную информацию в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
В том числе целесообразно руководствоваться РД 52.19.143-2010 "Перечень документов архивного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении".
Непринятие лицензиатом мер по переоформлению лицензии в связи с осуществлением лицензируемого вида деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии.
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (часть 1 статьи 18).
Порядок переоформления лицензии установлен Административным регламентом предоставления Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной услуги по лицензированию деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), утвержденным приказом Минприроды России от 28.06.2012 N 174.
Форма заявления о переоформлении лицензии, утверждена приказом Росгидромета от 09.06.2015 N 355 "Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в процессе лицензирования в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В том числе порядок переоформления лицензии размещен на официальном сайте Росгидромета: http://www.meteorf.ru/services/gosuslugi/28/detail517/.
Непринятие лицензиатом мер по переоформлению лицензии в связи с изменением перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (часть 1 статьи 18).
Порядок переоформления лицензии установлен Административным регламентом предоставления Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной услуги по лицензированию деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), утвержденным приказом Минприроды России от 28.06.2012 N 174.
Форма заявления о переоформлении лицензии, утверждена приказом Росгидромета от 09.06.2015 N 355 "Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в процессе лицензирования в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В том числе порядок переоформления лицензии размещен на официальном сайте Росгидромета: http://www.meteorf.ru/services/gosuslugi/28/detail517/.
Осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (статья 13).
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1216 "О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления".
Порядок получения лицензии установлен Административным регламентом предоставления Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной услуги по лицензированию деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), утвержденным приказом Минприроды России от 28.06.2012 N 174.
Административным регламентом предоставления Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной услуги по лицензированию работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления, утвержденным приказом Минприроды России от 28.06.2012 N 175.
Форма заявления о получении лицензии, утверждена приказом Росгидромета от 09.06.2015 N 355 "Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в процессе лицензирования в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В том числе порядок получения лицензии размещен на официальном сайте Росгидромета: http://www.meteorf.ru/services/gosuslugi/28/detail517/.

III. Судебная практика Росгидромета за II квартал 2017 года

Судебная практика Росгидромета размещена на официальном сайте Росгидромета в разделе "Деятельность"/"Контрольно-надзорная деятельность"/"Судебная практика Росгидромета".

IV. Анализ результатов контрольно-надзорной деятельности
Росгидромета за II квартал 2017 года. Выводы

4.1. Согласно статье 23.28 КоАП РФ Росгидромет уполномочен составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 7.2 (об уничтожении и о повреждении стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть, а равно о нарушениях режима их охранных зон), статьями 8.5, 8.40, 8.43 КоАП РФ.

Также, согласно пункту 36 части 2 и части 3 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица Росгидромета в соответствии с приказом Росгидромета от 24.05.2011 N 275 "Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" вправе составлять протоколы - об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 14.1, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.20 КоАП РФ.

В силу приказа Минприроды России от 28.12.2012 N 461 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (зарегистрирован в Минюсте России 13.02.2013 N 27030) территориальный орган Росгидромета осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: государственный надзор за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации, контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований, правил и норм выполнения работ при осуществлении деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления.

В настоящее время Перечень должностных лиц Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден приказом Росгидромета от 24.05.2011 N 275 (зарегистрирован в Минюсте России 06.06.2011 N 20947).

В этой связи в соответствии с частью 4 статьи 28.3 КоАП РФ Росгидромет разработал проект приказа Росгидромета "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" (далее - проект приказа) в целях:

приведения перечня должностных лиц центрального аппарата Росгидромета уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в соответствие с кадровыми изменениями в центральном аппарате Росгидромета;

дополнения перечня должностных лиц территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, иными должностными лицами территориальных органов Росгидромета.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" в период с 19.01.2017 по 02.02.2017 проект приказа был размещен на официальном сайте www.regulation.gov.ru в сети "Интернет" в целях прохождения процедуры общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

По результатам общественного обсуждения и проведенной независимой антикоррупционной экспертизы предложений и замечаний по проекту приказа в Росгидромет не поступило.

Проект приказа согласован Минприроды России письмом от 26.04.2017 N 06-14-44/11883.

Приказ Росгидромета от 03.05.2017 N 202 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" (зарегистрирован в Минюсте России 04.07.2017, регистрационный N 47291).

4.2. В соответствии с подпунктом "в" пункта 5 Положения о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1216 (далее - Положение), одним из лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, является передача лицензиатом информации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О гидрометеорологической службе" (для работ и услуг, указанных в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 2 Положения).

Юридические лица независимо от организационно-правовых форм и физические лица, осуществляющие сбор информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, обязаны предоставлять данную информацию в федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В этой связи Росгидромет считает целесообразным отметить следующее.

Информация общего назначения - полученная и обработанная в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, предоставляемая пользователям (потребителям) бесплатно информация о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении.

Специализированная информация - информация, которая предоставляется по заказу пользователя (потребителя) и за счет его средств.

В соответствии с пунктом 4 Положения о создании и ведении Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.1999 N 1410, централизованный учет документов Единого государственного фонда данных, методическое руководство по комплектованию, учету, систематизации документов и их структуре, обеспечению их сохранности и совместимости форматов представления данных на электронных носителях осуществляются Всероссийским научно-исследовательским институтом гидрометеорологической информации - Мировым центром данных (ФГБУ "ВНИИГМИ-МЦД"), находящимся в ведении Росгидромета. Официальный сайт ФГБУ "ВНИИГМИ-МЦД" - http://meteo.ru/.

Единый государственный фонд данных составляют документы, содержащие информацию общего назначения и специализированную информацию в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Руководящим документом 52.19.143-2010 "Перечень документов архивного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении" установлена структура перечня, его состав, сроки и место хранения документов архивного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.

Руководящим документом 52.19.568-2010 "Организация комплектования, учета, хранения и использования документов архивного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении" установлены основные требования по организации комплектования, учета, хранения и использования документов архивного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

4.3. В соответствии с пунктом 44 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), пунктом 5.3.2 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 372, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1216 "О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления" и Перечнем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 957, Росгидромет осуществляет лицензирование деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления.

Согласно статье 3 Закона N 99-ФЗ, понятие "лицензирование", в том числе включает осуществление лицензионного контроля.

В настоящее время в соответствии с пунктом 71 Административного регламента предоставления Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной услуги по лицензированию деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 174, и пунктом 71 Административного регламента предоставления Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной услуги по лицензированию работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 175, административная процедура по осуществлению лицензионного контроля проводится в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в отсутствие соответствующего административного регламента по осуществлению государственной функции по контролю, определяющего порядок осуществления административных процедур.

С учетом изложенного и в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" Росгидрометом разработаны проекты Административного регламента исполнения Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной функции по осуществлению лицензионного контроля работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления и Административного регламента исполнения Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной функции по осуществлению лицензионного контроля деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства).

Основной целью указанных проектов является упорядочение действий Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды при проведении мероприятий по контролю, а также определение порядка осуществления административных действий.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" указанные проекты размещены на официальном сайте www.regulation.gov.ru в сети "Интернет" в целях прохождения процедуры общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

Письмом Росгидромета от 11.07.2017 N 140-04953/17и проекты приказов Минприроды России "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной функции по осуществлению лицензионного контроля деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) и о внесении изменений в Административный регламент предоставления Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной услуги по лицензированию деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 174" и "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной функции по осуществлению лицензионного контроля работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления и о внесении изменений в Административный регламент предоставления Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной услуги по лицензированию работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 175" направлены в Минприроды России.

4.4. В целях повышения профессионального уровня специалистов, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, а также обмена мнениями и накопленным опытом в соответствии с Планом-проспектом повышения квалификации руководящих работников и специалистов на 2017 год в ФГБОУ ДПО "ИПК" для специалистов департаментов Росгидромета по федеральным округам в период с 15 по 20 мая 2017 года проведен учебный курс по теме: "Контрольно-надзорная деятельность Росгидромета", в рамках которого были рассмотрены следующие вопросы:

вопросы осуществления лицензионного контроля и государственного надзора;

риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности Росгидромета;

вопросы порядка ведения единого реестра проверок;

обмен лучшими практиками при организации и проведении лицензионного контроля.

Практика проведения указанных курсов на системной основе активно поддерживается руководителями и работниками департаментов.

4.5. В рамках реализации во II квартале 2017 года
Плана-графика профилактических мероприятий Росгидромета,
направленных на предупреждение нарушения обязательных
требований, в 2017 году

N п/п
Профилактическое мероприятие
Периодичность проведения
Ответственные исполнители
Ожидаемые результаты, проведенного мероприятия
Результаты по итогам II квартала 2017 года
1.
Размещение на официальном сайте Росгидромета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для каждого вида государственного контроля (надзора) перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора)
Постоянно, по мере внесения изменений в нормативные правовые акты
УДПК (Г.С. Литовченко),
УСНП (С.В. Тасенко), совместно со структурными подразделениями центрального аппарата Росгидромета и территориальными органами Росгидромета
Стимулирование добровольного соблюдения обязательных требований Повышение уровня понимания юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а также рисков их несоблюдения
По итогам проведенного во исполнение пункта 5 раздела II Протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 22.03.2017 N 3 сравнительного анализа обязательных требований и контрольно-надзорных функций Росгидромета с лучшими аналогичными международными практиками (включая опыт стран ОЭСР), в том числе были проанализированы обязательные требования на соответствие, в первую очередь принципам обоснованности, выборочности регулирования и гибкости регулирования, разработанным Организацией экономического сотрудничества и развития и сделан вывод о необходимости актуализации обязательных требований, предъявляемых Росгидрометом к подконтрольным субъектам.
В этой связи издан приказ Росгидромета от 29.06.2017 N 299 "Об утверждении перечней актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается Росгидрометом при проведении мероприятий по контролю (надзору)" (далее - приказ Росгидромета N 299), а также актуализированы тексты правовых актов, содержащих обязательные требования (http://www.meteorf.ru/activity/control_activities/acts/).
Приказ Росгидромета N 299 размещен в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Росгидромета http://www.meteorf.ru/ в разделе "Деятельность" подраздел "Контрольно-надзорная деятельность" (http://www.meteorf.ru/activity/control_activities/).
На главной странице официального сайта Росгидромета в целях доступности и оперативности перехода пользователями официального сайта Росгидромета в подраздел "Контрольно-надзорная деятельность" создан баннер "Перечни актов и их отдельных частей (положений), содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается Росгидрометом при проведении мероприятий по контролю (надзору)".
1.1.
Информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований посредством имеющихся доступных способов
На регулярной основе
Территориальные органы Росгидромета,
УДПК (Г.С. Литовченко),
УСНП (С.В. Тасенко), совместно со структурными подразделениями центрального аппарата Росгидромета
Стимулирование добровольного соблюдения обязательных требований Повышение уровня понимания юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а также рисков их несоблюдения
На регулярной основе.
Информирование осуществляется посредством информации, размещенной на официальных сайтах департаментов Росгидромета по федеральным округам.
В департаментах Росгидромета по федеральным округам организована "Горячая линия" по телефону по вопросам соблюдения обязательных требований, соблюдение которых оценивается Росгидрометом при проведении мероприятий по контролю (надзору).
Во II квартале 2017 г. подготовлено и направлено 74 информационных письма.
2.
Обобщение практики осуществления контрольно-надзорной деятельности Росгидромета и размещение на официальном сайте Росгидромета в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" соответствующих обобщений в соответствии с приказом Росгидромета от 16.09.2016 N 422 "Об утверждении Порядка по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Росгидромета"
На регулярной основе, публикация сводного обзора - ежеквартально, но не позднее двух месяцев следующих за отчетным кварталом
УДПК (Г.С. Литовченко),
УСНП (С.В. Тасенко),
Территориальные органы Росгидромета, структурные подразделения центрального аппарата Росгидромета
Обеспечение единства практики применения Росгидрометом (территориальными органами Росгидромета) федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, выявление и устранение устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, а также повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности Росгидромета
Настоящий обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Росгидромета за II квартал 2017 года
2.1.
В рамках подготовительной работы по обобщению практики опубликование на официальном сайте сети "Интернет" статистики количества проведенных контрольно-надзорных мероприятий, перечня наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований, общую сумму привлечения к административной ответственности с указанием основных правонарушений по видам
Не реже 1 раза в квартал
Территориальные органы Росгидромета
Стимулирование добровольного соблюдения обязательных требований Повышение уровня понимания юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а также рисков их несоблюдения
Раздел II настоящего обзора правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Росгидромета за II квартал 2017 года
2.2.
На основе проведенных обобщения практики и классификации причин возникновения типовых нарушений проведение публичных мероприятий для подконтрольных субъектов с обсуждением полученных результатов, с размещением их результатов в сети Интернет и механизмом "обратной связи"
Не реже 1 раза в квартал
Территориальные органы Росгидромета
Стимулирование добровольного соблюдения обязательных требований Повышение уровня понимания юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а также рисков их несоблюдения
С учетом положений Методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований и в соответствии с приказом Росгидромета от 08.02.2017 N 39 "Об утверждении Программы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Росгидрометом при проведении мероприятий по контролю (надзору), и Плана-графика профилактических мероприятий Росгидромета, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, в 2017 году" на основе проведенных обобщения практики и классификации причин возникновения типовых нарушений департаментами Росгидромета по федеральным округам проведены первые публичные мероприятия для подконтрольных субъектов.
В частности, стоит отметить, что, например:
в Департаменте Росгидромета по ДФО проведена лекция по теме: "Типовые нарушения лицензиатов";
в Департаменте Росгидромета по УФО проведен семинар по теме: "О лицензировании, в том числе об осуществлении лицензионного контроля, деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления";
Департаментом Росгидромета по ПФО первые публичные мероприятия проведены в режиме конференцсвязи.
В целом в рамках проведенных первых публичных мероприятий для подконтрольных субъектов были рассмотрены вопросы:
1) соблюдения лицензионных условий и требований на основе проведенных обобщения практики и классификации причин возникновения типовых нарушений;
2) выявления организаций, осуществляющих деятельность без лицензии и принятия превентивных мер по недопущению незаконной деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Подконтрольным субъектам, участвовавшим при проведении публичных мероприятий, были представлены обобщенная практика осуществления контрольно-надзорной деятельности Росгидромета, причины возникновения типовых нарушений лицензионных требований, примеры выявления организаций, осуществляющих деятельность без лицензии.
3.
Внесение юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
При наличии сведений о признаках нарушений обязательных требований
Территориальные органы Росгидромета,
УДПК (Г.С. Литовченко),
УСНП (С.В. Тасенко), совместно со структурными подразделениями центрального аппарата Росгидромета
Пресечение (прекращение) и предупреждение нарушения обязательных требований
В II квартале 2017 г. подготовлено и направлено 79 информационных писем. Предостережений не вносилось.
4.
Разъяснение порядка проведения контрольно-надзорных мероприятий, включая прав и обязанностей подконтрольного субъекта, прав и обязанностей Росгидромета, сроков проведения мероприятий, порядка обжалования
При поступлении соответствующих обращений
Территориальные органы Росгидромета,
УДПК (Г.С. Литовченко),
УСНП (С.В. Тасенко), совместно со структурными подразделениями центрального аппарата Росгидромета
Повышение уровня понимания юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а также рисков их несоблюдения
На постоянном исполнении.
5.
Проведение мероприятий, направленных на поощрение и стимулирование подконтрольных субъектов, добросовестно соблюдающих обязательные требования, включая выдвижение отдельных подконтрольных субъектов в общественный совет при территориальном органе Росгидромета
На регулярной основе
Территориальные органы Росгидромета
Мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям
После проведенных проверок лицензиатов Росгидромета, заместителем начальника Департамента Росгидромета по ДФО Мезенцевым А.П. была отмечена работа лицензиатов добросовестно соблюдающих обязательные требования.
6.
Внесение информации о проводимых проверках и их результатах в АИС "Единый реестр проверок"
В сроки, предусмотренные приказами Росгидромета от 30.06.2015 N 401 "О реализации Росгидрометом постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415 "О правилах формирования и ведения единого реестра проверок" и от 31.10.2016 N 509 "Об утверждении Порядка внесения Росгидрометом информации о проверках в Автоматизированную систему "Единый реестр проверок"
Территориальные органы Росгидромета,
УДПК (Г.С. Литовченко),
УСНП (С.В. Тасенко), УНСГ (Е.А. Короткова)
Обеспечение учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора) проверок, а также их результатов
На постоянном исполнении.
7.
Организация "Горячей линии" по телефону по вопросам соблюдения обязательных требований, соблюдение которых оценивается Росгидрометом при проведении мероприятий по контролю (надзору)
Постоянно
Территориальные органы Росгидромета
Повышение уровня понимания юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а также рисков их несоблюдения
На официальных сайтах департаментов Росгидромета по федеральным округам организована "Горячая линия" по телефону по вопросам соблюдения обязательных требований, соблюдение которых оценивается Росгидрометом при проведении мероприятий по контролю (надзору).
8.
Организация сервиса для добровольного подтверждения подконтрольным (поднадзорным) субъектом соблюдения обязательных требований в электронном виде
Не позднее 1 июля 2017 года
УНСГ (Е.А. Короткова),
УДПК (Г.С. Литовченко),
УСНП (С.В. Тасенко), совместно со структурными подразделениями центрального аппарата и территориальными органами Росгидромета,
ФГБУ "ГВЦ Росгидромета"
Стимулирование добровольного соблюдения обязательных требований
Для целей самооценки подконтрольным субъектом соблюдения им обязательных требований, на официальном сайте Росгидромета http://www.meteorf.ru (http://www.meteorf.ru/activity/control_activities/anketirovanie/) в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" создан подраздел "Анкетирование".
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области