"Межведомственный комплексный план мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц" (утв. Правительством РФ 21.12.2021 N 14000п-П8)

Утверждаю
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
Т.ГОЛИКОВА
21 декабря 2021 г. N 14000п-П8

МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ДОСТУПНОСТИ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ
ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ЗАНЯТОСТИ УКАЗАННЫХ ЛИЦ

N п/п
Мероприятие
Ответственные исполнители (по согласованию)
Ожидаемый результат
2022 - 2027 годы
2030 год
I.
Развитие системы профориентационной работы и обеспечение доступности приема на образовательные программы профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
I.1.
Нормативно-правовая база и финансовые механизмы обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
I.1.1.
Актуализация нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих меры по расширению возможностей для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ)
Минобрнауки России
2022 - 2024 годы - разработаны и (или) актуализированы нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, методические рекомендации, в том числе:
1. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденный приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. N 1309 (2022 год);
2. Разъяснения об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования, направленные письмом Минобрнауки России от 12 февраля 2016 г. N ВК-270/07 (2022 год);
3. Единые критерии оценки инклюзивной образовательной организации в сфере общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования (2023 год);
4. Типовая модель инклюзивной образовательной организации (2023 год);
5. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденное приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082 (2022 год)
2030 год - обеспечено гарантированное законодательством Российской Федерации право обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ на качественное доступное образование
Минпросвещения России
Минздрав России
Минтруд России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
Субъекты Российской Федерации
I.1.2.
Организация разработки профессионального стандарта "Профконсультант"
Минтруд России
2022 год - разработан профессиональный стандарт "Профконсультант".
2023 год - утвержден профессиональный стандарт "Профконсультант"
2030 год - не менее чем в 30% образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования в штатное расписание введена должность "Профконсультант"
Минобрнауки России
Минпросвещения России
Субъекты Российской Федерации
I.1.3.
Включение критериев по созданию специальных условий инклюзивного образования в показатели эффективности деятельности руководителя вуза
Минобрнауки России
2022 год - разработаны показатели эффективности деятельности руководителя образовательной организации высшего образования в части повышения доступности и качества высшего образования (включая ежегодный прирост численности принятых инвалидов на обучение, в том числе посредством заполнения бюджетных мест, выделяемых в рамках особой квоты для приема на образовательные программы высшего образования)
Минпросвещения России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
2023 год - осуществлено внедрение показателей эффективности деятельности руководителя образовательной организации высшего образования в части создания специальных условий для инклюзивного образования и реализации мероприятий по приему и обучению инвалидов в вузе
I.1.4.
Разработка порядка выдачи образовательного сертификата, предоставляющего право получения среднего профессионального образования и высшего образования по программам магистратуры
Субъекты Российской Федерации
2022 год - разработка порядка выдачи образовательного сертификата, предоставляющего право получения среднего профессионального образования и высшего образования по программам магистратуры детям-инвалидам, инвалидам I и II групп, инвалидам с детства, инвалидам вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"
2030 год - внедрение разработанного порядка не менее чем в 15 субъектах Российской Федерации
Минобрнауки России
Минпросвещения России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
2023 год - апробация разработанного порядка не менее чем в 1 субъекте Российской Федерации (Новосибирская область)
2024 год - апробация разработанного порядка не менее чем в 2 субъектах Российской Федерации (Новосибирская область и Пензенская область)
2027 год - внедрение разработанного порядка не менее чем в 8 субъектах Российской Федерации
I.1.5.
Разработка эффективной экономической модели развития инклюзии в образовательных организациях высшего образования
Минобрнауки России
2022 год - разработка проекта эффективной экономической модели развития инклюзии в образовательных организациях высшего образования в контексте требований абзаца 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, включающей методику расчета стоимости и повышающих коэффициентов к нормативному финансированию обучения студентов с инвалидностью в вузах, а также предложений по механизму целевого финансирования с учетом потребностей вузов
2030 год - внедрение и обеспечение функционирования разработанной модель не менее чем в 70% образовательных организациях высшего образования
Минфин России
Минпросвещения России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
Апробация разработанной модели в образовательных организациях высшего образования:
2023 год - не менее 10% вузов,
2024 год - не менее 30% вузов,
2027 год - не менее 50% вузов
I.2.
Квалифицированные кадры и новые управленческие модели развития инклюзивного профессионального образования
I.2.1.
Включение мероприятий инфраструктурной и кадровой политики, направленных на развитие условий доступности для инвалидов и лиц е ОВЗ, в программы развития вузов
Минобрнауки России
Количество образовательных организаций высшего образования, которые включили в программы развития мероприятия инфраструктурной и кадровой политики по совершенствованию условий доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ:
2022 год - не менее 20%,
2023 год - не менее 40%,
2024 год - не менее 60%,
2027 год - нс менее 75%
2030 год - 100% образовательных организаций высшего образования включили в программы развития мероприятия инфраструктурной и кадровой политики по совершенствованию условий доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
I.2.2.
Совершенствование статистического инструментария мониторинга
международной деятельности вузов
Минобрнауки России
2023 год - обеспечено изменение форм федерального статистического наблюдения (Форма N 1-Мониторинг-МД) для получения данных о численности обучающихся инвалидов из числа иностранных граждан и лиц без гражданства
2030 год - обеспечен ежегодный сбор актуальных статистических данных о численности обучающихся инвалидов из числа иностранных граждан и лиц без гражданства
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
I.2.3.
Развитие системы психолого-педагогического сопровождения образования обучающихся с ОВЗ
Минпросвещения России
Обеспечено взаимодействие базовых профессиональных образовательных организаций в системе среднего профессионального образования (далее - БПОО), ресурсных учебно-методических центров среднего профессионального и высшего образования (далее - РУМЦ СПО, РУМЦ ВО), и вузов-партнеров с ПМПК в субъектах Российской Федерации, в том числе для работы в качестве экспертов при проведении обследований при определении необходимых специальных условий, создаваемых при получении среднего профессионального образования и профессионального обучения:
2022 год - в 30 субъектах,
2023 год - в 40 субъектах,
2024 год - в 50 субъектах,
2027 год - в 70 субъектах
2030 год - в 85 субъектах Российской Федерации обеспечено взаимодействие БПОО, РУМЦ СПО, РУМЦ ВО и вузов-партнеров с ПМПК
Минобрнауки России
Субъекты Российской Федерации
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
I.2.4.
Повышение квалификации педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала профессиональных образовательных организаций
Минпросвещения России
Ежегодное повышение квалификации педагогических работников по вопросам работы с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ для обеспечения индивидуальной профориентационной работы
2030 год - не менее 15 000 преподавателей и сотрудников вузов прошли обучение по программам повышения квалификации по вопросам работы с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ для обеспечения индивидуальной профориентационной работы (нарастающим итоговом)
Минобрнауки России
Субъекты Российской Федерации
2022 - 2024 годы - проведено повышение квалификации педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала по вопросам обеспечения доступности объектов и услуг в сфере образования:
2022 год - 800 человек,
2023 год - 1 200 человек,
2024 год - 1 600 человек,
2027 год - 1 800 человек
Всероссийские общественные организации инвалидов
2030 год - не менее 2 000 педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала прошли повышение квалификации по вопросам обеспечения доступности объектов и услуг в сфере образования для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ
Проведено повышение квалификации педагогических работников и представителей общественных организаций инвалидов и иных организаций по вопросам проведения конкурсов "Абилимпикс (нарастающим итогом):
2022 год - 5 000 человек,
2023 год - 6 000 человек,
2024 год - 7 000 человек,
2027 год - 9 000 человек
2030 год - подготовлено 12 000 экспертов конкурсов "Абилимпикс" различного уровня (национальных, региональных)
Подготовлены педагогические работники, обладающие компетенциями в области тифлокомментирования, нарастающим итогом:
2022 год - 85 человек,
2023 год - 120 человек,
2024 год - 170 человек,
2027 год - 250 человек
2030 год - подготовлено 500 педагогических работников, обладающих компетенциями в области тифлокомментирования
2022 год - разработаны методические рекомендации по комплексному психолого-педагогическому, в том числе тьюторскому сопровождению студентов с инвалидностью, обучающихся по программам среднего профессионального образования
I.2.5.
Повышение квалификации экспертов, участвующих в контрольно-надзорных мероприятиях
Рособрнадзор
Ежегодное проведение мероприятий по повышению квалификации экспертов, участвующих в контрольно-надзорных мероприятиях, по вопросам организации инклюзивного профессионального образования и создания специальных условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ
-
Субъекты Российской Федерации
I.3.
Развитие инфраструктуры образовательных организаций (ВО, СПО) и цифровых технологий для обеспечения равного доступа к образованию
I.3.1.
Развитие функционала официального интернет-портала государственных услуг
Минцифры России
2024 год - внедрение тестовой версии по предоставлению пользователям официального интернет-портала государственных услуг информации о доступности образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования в разрезе нозологий
2030 год - обеспечение доступа для пользователей официального интернет-портала государственных услуг к информации о доступности образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования в разрезе нозологий, е учетом на портале информации от 100% образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования
Минобрнауки России
Минпросвещения России
I.3.2.
Развитие и функционирование портала Инклюзивноеобразование.рф
Минобрнауки России
2022 - 2027 годы - ежегодный прирост средней ежедневной посещаемости портала на 5%
2030 год - увеличение средней посещаемости портала на 30%
Минпросвещения России
2022 год - разработка на Портале Инклюзивноеобразование.рф инструментария по профессиональному тестированию и включение в функционал портала автоматической выгрузки информации о рекомендуемых направлениях подготовки и образовательных организациях высшего образования
Обеспечение интеграции портала Инклюзивноеобразование.рф с сервисами Работа в России, Портал волонтеров, Поступи онлайн и др.
Минцифры России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
I.3.3.
Обеспечение информирования всех заинтересованных сторон о получении СПО и ПО инвалидами и лицами с ОВЗ
Минпросвещения России
Обеспечена консультационно-методическая работа на базе БПОО субъектов Российской Федерации по популяризации получения СПО и ПО посредством проведения вебинаров, семинаров, конференций для родителей, инвалидов и лиц с ОВЗ, работодателей, представителей образовательных организаций
Ежегодное проведение вебинаров, семинаров, конференций и издания методических пособий для родителей, инвалидов и лиц с ОВЗ, работодателей, представителей образовательных организаций: 2030 год - 300 мероприятий проведено БПОО субъектов Российской Федерации
Субъекты Российской Федерации
Количество мероприятий в год от БПОО субъектов Российской Федерации по популяризации получения СПО и ПО посредством проведения вебинаров, семинаров, конференций для родителей, инвалидов и лиц с ОВЗ, работодателей:
2022 год - не менее 150 мероприятий,
2023 год - не менее 200 мероприятий,
2024 год - не менее 250 мероприятий
Ежегодное издание методических пособий по вопросам приема в ПОО, обучения по программам СПО, ПО и ДПО профориентации, методики и технологии СПО и ПО, трудоустройства, трансляции лучших практик для родителей, инвалидов и лиц с ОВЗ, работодателей: 2030 год - 80 методических пособий от РУМЦ СПО субъектов Российской Федерации
Количество методических пособий по вопросам приема в ПОО, обучения и реализации программ СПО, ПО и ДПО, профориентации, методики и технологии СПО и ПО, трудоустройства, трансляции лучших практик для родителей, инвалидов и лиц с ОВЗ, работодателей, разработанных РУМЦ СПО:
2022 год - не менее 40,
2023 год - не менее 50,
2024 год - не менее 55
2030 год - функционирует единый информационный ресурс, содержащий информацию о возможностях получения среднего профессионального образования и профессионального обучения, о профориентационных мероприятиях в 85 субъектах Российской Федерации
2024 год - создан единый информационный ресурс, содержащий информацию о возможностях получения среднего профессионального образования и профессионального обучения, о профориентационных мероприятиях в субъектах Российской Федерации
I.3.4.
Повышение уровня информационной осведомленности лиц с инвалидностью (включая детей-инвалидов) и их родителей (законных представителей) о возможностях получения СПО, ПО, ВО и конкурсном движении "Абилимпикс"
Минпросвещения России
2022 - 2027 годы - функционирование и актуализация информации на официальном сайте Федерального методического центра по инклюзивному образованию, страниц БПОО и РУМЦ СПО на сайтах ПОО, ведение официальных аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах
2024 год - увеличение числа посещений официального сайта до 300 в день, увеличение подписчиков в социальных сетях - до 10 000,
2030 год - функционирование и актуализация информации на официальном сайте ФМЦИО, страниц БПОО и РУМЦ СПО на сайтах ПОО, ведение официальных аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах; увеличение числа посещений официального сайта - до 600 в день; увеличение подписчиков в социальных сетях - до 30 000.
Ежегодная актуализация 100% сайтов и социальных сетей образовательных организаций высшего образования по вопросам обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
Минобрнауки России
Субъекты Российской Федерации
2027 год - увеличение числа посещений официального сайта - до 400 в день, увеличение подписчиков в социальных сетях - до 20 000
Функционирование и актуализация информации на официальном сайте "Абилимпикс", ведение официальных аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах:
2024 год - увеличение подписчиков в социальных сетях до 18 000, 2027 год - увеличение подписчиков в социальных сетях до 25 000
I.3.5.
Формирование банка видеопаспортов доступности образовательных организаций высшего образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ
Минобрнауки России
Количество вузов, в которых созданы модельные образцы видеопаспортов о доступности образовательных организаций высшего образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ:
2022 год - в 21 вузе,
2023 год - не менее чем в 30% вузов,
2024 год - не менее чем в 40% вузов,
2027 год - не менее чем в 60% вузов
2030 год - создан банк видеопаспортов о доступности образовательных организаций высшего образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ с охватом не менее чем 80% вузов
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
I.4.
Разработка образовательного контента для инвалидов и лиц с ОВЗ и проведение научно-методических исследований
I.4.1.
Разработка и реализация комплекса мер, направленных на поступление лиц с инвалидностью на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований
Минобрнауки России
Численность выпускников общеобразовательных организаций и среднего профессионального образования из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, прошедших индивидуальные траектории профессиональной ориентации на основе средств профессиональной диагностики с учетом нозологий (нарастающим итогом):
2022 год - не менее 5 500 выпускников,
2023 год - не менее 6 500 выпускников,
2024 год - не менее 7 500 выпускников,
2027 год - не менее 8 500 выпускников
2030 год - не менее
10 500 выпускников общеобразовательных организаций и среднего профессионального образования из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, прошедших индивидуальные траектории профессиональной ориентации на основе средств профессиональной диагностики с учетом нозологий (нарастающим итогом), не менее 30 000 школьников, принявших участие в профориентационных мероприятиях в рамках конкурсов "Абилимпикс" (нарастающим итогом)
Минпросвещения России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
Численность школьников, принявших участие в профориентационных мероприятиях в рамках конкурсов "Абилимпикс" (нарастающим итогом):
2022 год - не менее 22 000 человек,
2023 год - не менее 22 000 человек,
2024 год - не менее 23 000 человек,
2027 год - не менее 27 000 человек
Обеспечено 100% заполнение мест, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в рамках особой квоты, предусмотренной частью 5 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Разработка и реализация комплекса мер, направленных на поступление лиц с инвалидностью на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в рамках особой квоты, предусмотренной частью 5 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в том числе включающего мероприятия по совершенствованию деятельности подготовительных отделений образовательных организаций высшего образования, отбираемых в соответствии с приказом Минобрнауки России от 7 октября 2020 г. N 1276:
2022 - 2023 годы - разработка комплекса мер и его апробация в вузах сети РУМЦ ВО;
2024 год - реализация комплекса мер в системе высшего образования
I.4.2.
Обеспечение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ 6 - 11 классов общеобразовательных организаций профориентационными мероприятиями, направленными на привлекательность высшего образования
Минпросвещения России
Обеспечено ежегодное проведение в рамках государственной программы "Доступная среда" мероприятия "Национальный Фестиваль науки и творчества для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ" (далее - Фестиваль), в рамках которого предусмотрены региональный и национальный этапы по направлениям:
- конкурсы учебно-исследовательских и проектных работ среди обучающихся с инвалидностью и ОВЗ;
- предметные и метапредметные олимпиады среди обучающихся с инвалидностью и ОВЗ
2030 год - не менее 10 000 инвалидов и лиц с ОВЗ приняли участие в конкурсах Фестиваля (нарастающим итогом)
Минобрнауки России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
Численность обучающихся с инвалидностью, принявших участие в региональных этапах Фестиваля, от каждого федерального округа Российской Федерации:
2030 год - не менее 300
Численность инвалидов и лиц с ОВЗ, принявших участие в конкурсах Фестиваля (с нарастающим итогом):
2022 год - не менее 1 000,
2023 год - не менее 2 500,
2024 год - не менее 4 000
Субъекты Российской Федерации
Численность обучающихся с инвалидностью, принявших участие в региональных этапах Фестиваля, от каждого федерального округа Российской Федерации:
2022 год - не менее 50,
2023 год - не менее 75,
2024 год - не менее 100
I.4.4.
Обеспечение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ 6 - 11 классов общеобразовательных организаций профориентационными мероприятиями и обеспечение обучающихся с инвалидностью образовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным образовательным программам (коррекционных организаций), а также детей-инвалидов, находящихся на надомном обучении профориентационными мероприятиями
Минпросвещения России
Обеспечен охват профориентационной работой обучающихся с инвалидностью 6 - 11 классов общеобразовательных организаций
Доля обучающихся 6 - 11 классов с инвалидностью и ОВЗ, принявших участие в профориентационных мероприятиях, организованных БПОО субъектов Российской Федерации, от общего числа обучающихся 6 - 11 классов с инвалидностью и ОВЗ:
2022 год - не менее 30%,
2023 год - не менее 35%,
2024 год - не менее 40%,
2027 год - не менее 55%
2030 год - не менее 70% обучающихся 6 - 11 классов с инвалидностью и ОВЗ, принявших участие в профориентационных мероприятиях, организованных БПОО субъектов Российской Федерации, от общего числа обучающихся 6 - 11 классов с инвалидностью и ОВЗ
Субъекты Российской Федерации
2030 год - обеспечен охват профориентационной работой нс менее 50% обучающихся образовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным образовательным программам (коррекционных организаций), а также детей-инвалидов, находящихся на надомном обучении, профориентационными мероприятиями от общего числа данной категории
Обеспечен охват профориентационной работой обучающихся образовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным образовательным программам (коррекционных организаций), а также детей-инвалидов, находящихся на надомном обучении, профориентационными мероприятиями от общего числа данной категории:
2022 год - не менее 10%,
2023 год - не менее 15%,
2024 год - не менее 20%,
2027 год - не менее 35%
Доля участников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, принявших участие в проекте "Билет в будущее", от общего количества участников профориентационных мероприятий проекта "Билет в будущее":
2022 год - 4%,
2023 год - 5%,
2024 год - 6%,
2027 год - 8%
2030 год - доля участников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, принявших участие в проекте "Билет в будущее", от общего количества участников профориентационных мероприятий проекта "Билет в будущее" составляет 10%
I.4.5.
Организационно-методическое сопровождение инклюзивных профориентационных смен
Минпросвещения России
Разработаны методические рекомендации по реализации типовой модели инклюзивных профориентационных смен.
Типовая модель инклюзивных профориентационных смен апробирована на площадках организаций детского отдыха и иных организациях:
2022 год - в 10 субъектах Российской Федерации,
2023 год - в 30 субъектах Российской Федерации,
2024 год - в 45 субъектах Российской Федерации
2030 год - реализуются инклюзивные профориентационные программы смен в 60 субъектах Российской Федерации
Субъекты Российской Федерации
Всероссийские детские центры "Орленок", "Океан", "Смена", международный детский центр "Артек"
Инклюзивные профориентационные программы смен реализуются в субъектах Российской Федерации:
2024 год - в 45 субъектах Российской Федерации,
2027 год - в 50 субъектах Российской Федерации
I.4.6.
Выявление и тиражирование эффективных практик инклюзивного образования и создания специальных условий для получения образования обучающимися с инвалидностью и ОВЗ
Минобрнауки России
Проведены конкурсы эффективных управленческих и социальных практик инклюзивного образования и создания специальных условий для получения образования обучающимися с инвалидностью и ОВЗ, в которых численность участников:
2022 год - не менее 200 чел.,
2023 год - не менее 300 чел.,
2024 год - не менее 600 чел.
2030 год - не менее 60% организаций среднего профессионального и высшего образования, обучающих лиц с инвалидностью и ОВЗ, используют эффективные управленческие и социальные практики
Минпросвещения России
Агентство стратегических инициатив (АСИ)
Субъекты Российской Федерации
Проведено обучение руководителей, специалистов, преподавателей образовательных организаций доказательному подходу в социальной сфере:
2022 год - не менее 500 чел.,
2023 год - не менее 1 000 чел.,
2024 год - не менее 1 500 чел
2030 год - не менее 90 эффективных управленческих и социальных практик в сфере инклюзивного образования и создания специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ и с инвалидностью размещены для тиражирования на СМАРТЕКе (АСИ)
Оформление эффективных управленческих и социальных практик в соответствии со Стандартом доказательности социальных практик и размещено на СМАРТЕКе (АСИ) для тиражирования:
2022 год - не менее 30,
2023 год - не менее 40,
2024 год - не менее 60
Ежегодное проведение конкурсов на выявление и тиражирование эффективных управленческих и социальных практик инклюзивного образования и создания специальных условий для получения образования обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ (не менее 1 конкурса управленческих практик и 1 конкурса социальных практик)
2024 год - не менее 30% организаций среднего профессионального и высшего образования, обучающих лиц с инвалидностью и ОВЗ, используют эффективные управленческие и социальные практики
Ежегодное проведение обучающего вебинара для участников и экспертов конкурсов
Ежегодное проведение обучающих вебинаров для преподавателей профессиональных образовательных организаций (не менее 2 раз в год)
Ежегодное проведение вебинаров по организационно-методической поддержке тиражирования и внедрению эффективных управленческих и социальных практик в деятельность образовательных организаций (не менее 2 раз в год)
I.4.7.
Разработка методики и проведение общероссийского исследования по анализу потребностей и возможностей детей-инвалидов, инвалидов и лиц с ОВЗ для получения профессионального образования
Минобрнауки России
2022 год - разработана методика общероссийского исследования по анализу потребностей и возможностей детей-инвалидов, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья для получения профессионального образования, а также с целью изучения структуры выпуска инвалидов и лиц с ОВЗ из образовательных организаций в разрезе групп инвалидности, определения процента поступлений каждой категории по группам инвалидности на программы профессионального обучения, программы СПО, программы ВО и анализа причин не продолжать получение образования на следующем уровне (далее - исследования). Апробация разработанной методики исследования на базе 2 пилотных субъектов Российской Федерации (Республика Башкортостан, Костромская область)
2030 год - проведение исследования в 85 субъектах Российской Федерации (нарастающим итогом) и разработка информационно-методических материалов на основе полученных итогов
Минпросвещения России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
2024 год - актуализация методики общероссийского исследования и его проведение в 10 субъектах Российской Федерации (нарастающим итогом)
2027 год - проведение исследования в 40 субъектах Российской Федерации (нарастающим итогом)
II.
Внедрение лучших практик профессионального образования для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ
II.1.
Нормативно-правовая база и финансовые механизмы обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ОВЗ
II.1.1.
Актуализация нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, направленных на развитие специальных условий обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ
Минобрнауки России
2022 - 2024 годы - разработаны и актуализированы нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, в том числе: о порядке и случаях перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное в части защиты прав инвалидов
2030 год - актуализация правовых регламентов и документов, обеспечивающих гарантии доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, связанных с нормами, утвержденными новой редакцией Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере высшего образования и науки, а также оказания им при этом необходимой помощи
Минпросвещения России
Минздрав России
Минтруд России
II.1.2.
Уточнение перечня специалистов, обеспечивающих комплексное сопровождение образовательного процесса инвалидов в образовательных организациях, и разработка рекомендаций по нормированию их труда
Минпросвещения России
2023 год - осуществлено уточнение перечня специалистов, обеспечивающих комплексное сопровождение образовательного процесса инвалидов в образовательных организациях. На основе уточненного перечня скорректирован перечень должностей раздела "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 год N 1н
2024 год - осуществлена разработка рекомендаций по нормированию труда специалистов, обеспечивающих комплексное сопровождение образовательного процесса инвалидов в образовательных организациях
2030 год - 100% образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования разработали порядок кадрового обеспечения в части комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов
Минобрнауки России
Минтруд России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
II.2.
Квалифицированные кадры и новые управленческие модели развития инклюзивного профессионального образования
II.2.1.
Развитие федеральной сети РУМЦ ВО
Минобрнауки России
Доля образовательных организаций высшего образования, которые вовлечены в партнерскую сеть ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ на базе образовательных организаций высшего образования:
2022 год - нс менее 50%,
2023 год - не менее 60%,
2024 год - не менее 70%,
2027 год - не менее 80%
2030 год - не менее 90% образовательных организаций высшего образования вовлечены в партнерскую сеть РУМЦ ВО
Минпросвещения России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
Модернизована роль сети РУМЦ среди вузов-партнеров как центров, обеспечивающих сопровождение реализации инклюзивного образования, методической поддержки, мониторингов, подготовки и переподготовки кадров, центра консалтинга; центров мониторинга и выявления лучших практик по развитию отдельных направлений по работе с инвалидами разных нозологий, анализу успешности этих практик, научной оценки педагогических и иных эффектов применения данных практик, оценки возможности внедрения и тиражирования их и внедрения в другие образовательные организации; использование потенциала РУМЦ ВО по разработке и апробации новых технических средств реабилитации и средств обучения
II.2.2.
Развитие сети ПОО, в которых обеспечены условия для получения образования инвалидами и лицами с ОВЗ, в том числе путем реализации отдельных разделов, модулей программ с использованием дистанционных образовательных технологий
Минпросвещения России
Доля ПОО в субъекте Российской Федерации, охваченных сетевым взаимодействием с базовыми профессиональными образовательными организациями (БПОО):
2022 год - 40%,
2023 год - 45%,
2024 год - 50%,
2027 год - 75%
2030 год - обеспечено 100% сетевое взаимодействие профессиональных образовательных организаций с БПОО и РУМЦ СПО
Субъекты Российской Федерации
Доля ПОО на закрепленных территориях охвачено сетевым взаимодействием, охваченных сетевым взаимодействием с РУМЦ СПО:
2022 год - 25%,
2023 год - 30%,
2024 год - 35%,
2027 год - 75%
II.2.3.
Мониторинг деятельности образовательных организаций высшего образования и мониторинг деятельности среднего профессионального образования и профессионального обучения по вопросам реализации инклюзивного образования
Минобрнауки России
Ежегодное проведение мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования по вопросам приема инвалидов, обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ и обеспечения для студентов с инвалидностью специальных условий для получения образования, трудоустройства лиц с инвалидностью и ОВЗ
2030 год - 100% образовательных организаций высшего образования принимают участие в мониторинговых исследованиях
Минпросвещения России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
2030 год - 85 субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены образовательные организации среднего профессионального образования и профессионального обучения, принимают участие в мониторинговых исследованиях
Ежегодное проведение мониторинга деятельности образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования и профессионального обучения по вопросам приема инвалидов и лиц с ОВЗ, обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ
II.2.4.
Проведение Рособрнадзором контрольно-надзорных мероприятий по соблюдению прав инвалидов при получении среднего профессионального и высшего образования
Рособрнадзор
Ежегодное проведение контрольно-надзорных мероприятий и реализация мер, принятых в отношении образовательных организаций, допустивших нарушение прав инвалидов при получении среднего профессионального и высшего образования
-
II.2.5.
Разработка методических рекомендаций для экспертов, участвующих в процедуре независимой оценки качества
Минобрнауки России
2023 год - разработаны методические рекомендации по вопросам проведения независимой оценки качества и организации инклюзивного образования, в том числе в целях учета специфики создания специальных условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ
Минпросвещения России
Минтруд России
II.2.6.
Повышение квалификации работников образовательных организаций высшего образования, включая специалистов по сопровождению, по вопросам работы с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ
Минобрнауки России
Численность работников образовательных организаций высшего образования, включая специалистов по вопросам работы с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ (нарастающим итогом):
2022 год - не менее 3 000 человек,
2023 год - не менее 6 000 человек,
2024 год - не менее 9 000 человек,
2027 год - не менее 18 000 человек
2030 год - 28 000 работников образовательных организаций высшего образования, включая специалистов по сопровождению, прошли повышение квалификации по вопросам работы с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ (нарастающим итогом).
Минпросвещения России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
Обеспечено проведение сетевого (отраслевого) форума "Инклюзивное высшее педагогическое образование: тенденции и перспективы развития" с охватом:
2024 год - 50% образовательных организаций высшего образования;
2027 год - 75% образовательных организаций высшего образования
2030 год - обеспечено проведение сетевого (отраслевого) форума "Инклюзивное высшее педагогическое образование: тенденции и перспективы развития"
с охватом 100% образовательных организаций высшего образования, реализующих подготовку кадров для системы образования
Субъекты Российской Федерации
Разработаны методические рекомендации:
- по организационно-управленческим основам инклюзивного высшего образования для руководящих работников образовательных организаций высшего образования;
- по организационно-методическим основам инклюзивного высшего образования для научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования;
- по вопросам деятельности образовательных организаций высшего образования по профориентации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и содействию их последующему трудоустройству
II.2.7.
Модернизация системы дефектологического образования
Минпросвещения России
Обеспечена подготовка специалистов для системы среднего профессионального, высшего образования в области специального дефектологического образования (нарастающим итогом):
2022 год - не менее 200 человек,
2023 год - не менее 300 человек,
2024 год - не менее 500 человек,
2027 год - не менее 800 человек
2030 год - обеспечена подготовка не менее 1 200 специалистов для системы среднего профессионального, высшего образования в области специального дефектологического образования (нарастающим итогом)
Минобрнауки России
Разработан федеральный государственный образовательный стандарт подготовки учителей-дефектологов с учетом норм профессионального стандарта "Педагог-дефектолог"
Разработаны новые программы магистратуры по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование"
Разработаны программы дополнительного профессионального образования с учетом требований профессионального стандарта "Педагог-дефектолог"
Разработаны программы повышения квалификации с учетом требований профессионального стандарта "Педагог-дефектолог"
Проведено обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам не менее 1 000 педагогических работников
II.3.
Развитие инфраструктуры образовательных организаций (ВО, СПО) и цифровых технологий для обеспечения равного доступа к образованию
II.3.1.
Развитие сети мастерских на базе ПОО, в которых созданы условия для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
Минпросвещения России
В создаваемой (обновляемой) мастерской организовано не менее 1 рабочего места по не менее 1 нозологии для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ (нарастающим итогом):
2022 год - не менее 500 мастерских,
2023 год - не менее 600 мастерских,
2024 год - не менее 700 мастерских,
2027 год - не менее 1 200 мастерских
2030 год - не менее чем в 1 500 созданных (обновленных) мастерских организовано не менее 1 рабочего места по не менее 1 нозологии для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
Субъекты Российской Федерации
II.3.2.
Внедрение образовательных и социальных технологий для лиц с инвалидностью и ОВЗ (в том числе с использованием специальных технических средств обучения, AR, VR-средств)
Минобрнауки России
2022 год - сформирован банк рекомендуемых к внедрению образовательных и социальных технологий для лиц с инвалидностью и ОВЗ (в том числе с использованием специальных технических средств обучения, AR-, VR-средств)
2030 год - 70% охват образовательных организаций высшего образования, осуществивших внедрение образовательных и социальных технологий для лиц с инвалидностью и ОВЗ (в том числе с использованием специальных технических средств обучения, AR-, VR-средств)
Минпросвещения России
Минпромторг России
Количество образовательных организаций высшего образования, осуществивших апробацию образовательных и социальных технологий для лиц с инвалидностью и ОВЗ (в том числе с использованием специальных технических средств обучения, AR-, VR-средств):
2023 год - не менее 20%,
2024 год - не менее 30%,
2027 год - не менее 50%
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
II.3.3.
Обеспечение доступности электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) для обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ в образовательных организациях высшего образования
Минобрнауки России
Доля вузов, имеющих ЭИОС, доступную для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ:
2022 год - 30%,
2023 год - 40%,
2024 год - 50%,
2027 год - 70%
2030 год - 100% вузов, имеющих ЭИОС, доступных для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
II.3.4.
Сеть инжиниринговых центров (технопарков) на базе вузов, обеспечивающих развитие специальных технических средств обучения (СТСО), технических средств реабилитации (ТСР) и ассистивных технологий
Минобрнауки России
Количество образовательных организаций высшего образования, в которых созданы инжиниринговые центры (технопарки), обеспечивающие развитие СТСО, ТСР и ассистивных технологий, их апробацию, а также системную интеграцию в образовательный процесс для обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ.
2022 год - не менее чем в 2,
2023 год - не менее чем в 4,
2024 год - не менее чем в 6,
2027 год - не менее чем в 10
2030 год - создана сеть не менее 15 инжиниринговых центров (технопарков) на базе вузов, обеспечивающих развитие СТСО, ТСР и ассистивных технологий для обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ
Минпросвещения России
Минцифры России
Минпромторг России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
II.3.5.
Развитие молодежных инициатив в сфере инклюзии
Росмолодежь
Количество образовательных организаций высшего образования, которые имеют действующий волонтерский центр/объединение, реализующий(ие) инициативы в сфере инклюзии:
2022 год - не менее 30%,
2023 год - не менее 40%,
2024 год - не менее 50%,
2027 год - не менее 60%
2030 год - не менее 80% образовательных организаций высшего образования имеют действующий волонтерский центр/объединение, реализующий(ие) инициативы в сфере инклюзии
Минобрнауки России
Минпросвещения России
Минтранс России
Минсельхоз России
В 2022 - 2027 год - реализация молодежных инициатив в сфере развития инклюзии в разрезе отраслевой принадлежности образовательных организаций, включая реализацию социально-реабилитационных волонтерских проектов по направлениям инклюзивное садоводство и анималотерапии и функционирование мобильных волонтерских групп поддержки в части развития объектов транспортной и дорожной инфраструктуры
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
Заинтересованные некоммерческие организации
II.3.6.
Обеспечение возможности для занятий адаптивной физической культурой и спортом для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в образовательных организациях высшего образования
Минспорт России
Доля образовательных организаций высшего образования, разработавших программу развития адаптивной физической культуры и спорта:
2022 год - не менее 27%,
2023 год - не менее 30%,
2024 год - не менее 32%,
2027 год - не менее 38%
2030 год - не менее 45% вузов разработали программу развития адаптивной физической культуры и спорта
Минобрнауки России
Минпросвещения России
2030 год - не менее чем в 25% вузов есть спортсмены и/или спортивные команды из числа обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, участвующие в спортивных соревнованиях различного уровня
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
Заинтересованные некоммерческие организации
Доля вузов, в которых есть спортсмены и/или спортивные команды из числа обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, участвующие в спортивных соревнованиях различного уровня:
2022 год - не менее чем в 12%,
2023 год - не менее чем в 15%,
2024 год - не менее чем в 17%,
2027 год - не менее чем в 20%
II.3.7.
Вовлечение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в социально-культурную деятельность
Минобрнауки России
Доля обучающихся с инвалидностью и ОВЗ по программам высшего образования, вовлеченных в социально-культурную деятельность (в том числе творческую, художественную, интеллектуальную, общественную), подтвержденную свидетельствами, сертификатами, грамотами, дипломами и т.п.:
2022 год - не менее 3%;
2023 год - не менее 5%;
2024 год - не менее 7%;
2027 год - не менее 12%
2030 год - не менее 20% обучающихся с инвалидностью и ОВЗ по программам высшего образования, вовлеченных в социально-культурную деятельность (в том числе творческую, художественную, интеллектуальную, общественную), подтвержденную свидетельствами, сертификатами, грамотами, дипломами и т.п.
Росмолодежь
Минкультуры России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования Заинтересованные некоммерческие организации
II.3.8.
Развитие информационных и организационных условий проведения конкурсных и форумных мероприятий для инвалидов и лиц с ОВЗ
АНО "Россия - страна возможностей"
2021 год - АНО "Россия - страна возможностей" проведен мониторинг доступности конкурсов платформы "Россия - страна возможностей" для участия лиц с инвалидностью и ОВЗ
2030 год - всероссийские конкурсные мероприятия организуются с учетом информационных и организационных условий платформы "Россия - страна возможностей":
- Национальный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ "Абилимпикс";
- Межвузовский чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ "Абилимпикс";
- Всероссийский сетевой конкурс студенческих проектов с участием студентов с инвалидностью "Профессиональное завтра",
- Международный форум инклюзивного высшего образования.
2030 год - популяризация историй успехов участников форумных и конкурсных мероприятий
Минобрнауки России
2022 - 2024 годы - популяризация конкурсных и форумных мероприятий для инвалидов и лиц с ОВЗ посредством возможностей платформы "Россия - страна возможностей" и информационных ресурсов АНО "Национальные приоритеты", в том числе посредством средств массовой информации
Минпросвещения России
Субъекты Российской Федерации
АНО "Национальные приоритеты"
Агентство стратегических инициатив (АСИ)
Заинтересованные некоммерческие организации
II.4.
Разработка образовательного контента для инвалидов и лиц с ОВЗ и проведение научно-методических исследований
II.4.1.
Разработка на базе университетов ФГБОУ ВО "МГППУ" и ФГБОУ ВО "РГСУ", имеющих в своей структуре РУМЦ, пилотной модели реабилитации студента с инвалидностью
Минобрнауки России
2022 год - разработка на базе университетов ФГБОУ ВО "МГППУ" и ФГБОУ ВО "РГСУ" пилотной модели реабилитации студента с инвалидностью
2023 год - апробация пилотной модели реабилитации студентов с инвалидностью на базе ФГБОУ ВО "МГППУ" и ФГБОУ ВО "РГСУ" с учетом имеющихся вариативных возможностей указанных организаций (университетская клиника, санатории и пр.)
2024 год - разработка рекомендаций по организационно-управленческим условиям эффективного обеспечения разработанной модели на базе образовательных организаций высшего образования, в которых созданы РУМЦ
2027 год - участие не менее 10 пилотных вузов в апробации модели реабилитации студента с инвалидностью
2030 год - не менее 15 вузов осуществили внедрение модели комплексной реабилитации студента с инвалидностью
Минпросвещения России
Минтруд России
II.4.2.
Создание на базе образовательных организаций высшего образования, имеющих в своей структуре РУМЦ, сети лабораторий для проведения научно-экспертной оценки социальных практик работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в системе общего, среднего профессионального и высшего образования, доведения их до уровня доказательности, а также сопровождения тиражирования и оценки их эффективности
Минобрнауки России
Организация лабораторий на базе РУМЦ, реализующих научно-экспертную оценку социальных практик работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в системе общего, среднего профессионального и высшего образования: 2022 год - не менее 2 лабораторий,
2024 год - не менее 11 лабораторий,
2027 год - не менее 21 лабораторий
2030 год - 90% охват научно-экспертной оценкой вузов, реализующих социальные практики работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в системе общего, среднего профессионального и высшего образования, их методическое сопровождение
Минпросвещения России
Минтранс России
Минспорт России
Минкульт России
2022 год - организация на базе РУМЦ, реализующих научно-экспертную оценку социальных практик работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в системе общего, среднего профессионального и высшего образования
Минсельхоз России
Минздрав России
Агентство стратегических инициатив
Ежегодный конкурсный отбор лучших социальных практик с доказанной эффективностью и их размещение на цифровом ресурсе СМАРТЕКА (АСИ)
2025 год - выработка методических рекомендаций с описанием лучших практик работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в системе общего, дополнительного и профессионального образования с доказанной эффективностью для использования в системе подготовки кадров
Ассоциация инклюзивных вузов
Ежегодное развитие социальных практик по применению дистанционных образовательных технологий, адаптированных для обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ, размещаемых на цифровом ресурсе СМАРТЕКА (АСИ)
2027 год - 50% охват научно-экспертной оценкой вузов, реализующих социальные практики работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в системе общего, среднего профессионального и высшего образования, их методическое сопровождение
Разработана модель распределенного реестра лучших социальных практик с доказанной эффективностью на цифровом ресурсе СМАРТЕКА (АСИ)
II.4.3.
Создание и обеспечение функционирования общероссийского сетевого ресурса (библиотеки) информационно-методических ресурсов инклюзивного высшего образования и создание единого информационного ресурса по адаптированным образовательным программам по профессиям и специальностям СПО, ПО
Минобрнауки России
2022 год - создание прототипа общероссийского сетевого ресурса (библиотеки), включающего примерные адаптированные образовательные программы и комплекты учебно-методических материалов с учетом требований универсального дизайна и дифференциации подходов, исходя из тяжести нарушений по конкретной нозологии
2030 год - обеспечение доступа нс менее 90% обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в вузах к ресурсам общероссийского сетевого ресурса (библиотеки)
Минпросвещения России
Минцифры России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
2030 год - функционирует и ежегодно актуализируется информационный ресурс, включающий примерные адаптированные образовательные программы по профессиям и специальностям СПО, ПО, включая методические рекомендации по их реализации
2025 год - апробация созданного прототипа библиотеки.
Доля образовательных организаций высшего образования, применяющих в образовательном процессе материалы созданной библиотеки:
2026 год - нс менее 30%,
2027 год - нс менее 60%
2022 - 2025 годы - создан информационный ресурс, включающий адаптированные образовательные программы по профессиям и специальностям СПО, ПО включая методические рекомендации по их реализации.
Разработана единая концепция функционирования цифровой платформы открытого инклюзивного образования, объединяющей материалы по сетевым адаптированным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, адаптированные учебно-методические ресурсы для обучения студентов с инвалидностью по отдельным нозологическим группам по специальностям и профессиям, по укрупненным группам специальностей, по направлениям подготовки (с учетом профилей), а также ресурсы, связанные с реабилитационными образовательными услугами
II.4.4.
Разработка и апробация сетевых образовательных программ высшего образования, адаптированных для обучения студентов с инвалидностью
Минобрнауки России
2022 - 2023 годы - разработка сетевых образовательных программ высшего образования, адаптированных для обучения студентов с инвалидностью, включая формирование комплектов учебно-методических ресурсов, с учетом получения информации в доступной для студентов с инвалидностью форме по отдельным нозологическим группам нарушений (нарушения зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата) по укрупненным группам специальностей и направлениям подготовки
2030 год - реализация разработанных сетевых образовательных программ высшего образования
Минпросвещения России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
2024 год - разработка методических рекомендаций по реализации сетевых образовательных программ высшего образования, адаптированных для обучения студентов с инвалидностью
2025 - 2027 годы - апробация разработанных сетевых образовательных программ высшего образования
II.4.5.
Учебно-методическое обеспечение среднего профессионального образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ
Минпросвещения России
Проведен анализ наиболее востребованных и перспективных профессий и специальностей СПО для инвалидов и лиц с ОВЗ и разработан РУМЦ СПО реестр примерных адаптированных образовательных программ по наиболее перспективным профессиям и специальностям, в том числе с возможностью использования дистанционных образовательных технологий (с нарастающим итогом):
2022 год - в реестре не менее 30 программ,
2023 год - в реестре не менее 40 программ,
2024 год - в реестре не менее 50 программ
2030 год - функционирует и актуализируется реестр, включающих не менее 100 примерных адаптированных образовательных программ СПО и ПО по наиболее перспективным профессиям
Минтруд России
II.4.6.
Учебно-методическое обеспечение профессионального обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и сопровождение выпускников из числа инвалидов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Минпросвещения России
Проведен анализ наиболее востребованных и перспективных профессий профессионального обучения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и разработаны примерные программы профессионального обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по наиболее перспективным профессиям (нарастающим итогом):
2022 год - реестр из не менее 10 программ,
2023 год - реестр из не менее 15 программ,
2024 год - реестр из не менее 20 программ, 2027 год - реестр из не менее 35 программ
2030 год - в реестр примерных программ профессионального обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по наиболее перспективным профессиям включено не менее 50 программ
Минтруд России
Субъекты Российской Федерации
2030 год - в 10 субъектах Российской Федерации созданы региональные специализированные мастерские на базе ПОО в целях содействия дальнейшей трудовой занятости выпускников, имеющих интеллектуальные нарушения
2022 год - разработаны методические рекомендации по созданию региональных специализированных мастерских на базе ПОО в целях содействия дальнейшей трудовой занятости выпускников, имеющих интеллектуальные нарушения, и организована методическая поддержка ПОО по вопросам созданию региональных специализированных мастерских.
Созданы региональные специализированные мастерские на базе ПОО в целях содействия дальнейшей трудовой занятости выпускников, имеющих интеллектуальные нарушения:
2022 год - в 3 субъектах Российской Федерации,
2023 год - в 4 субъектах Российской Федерации,
2024 год - в 5 субъектах Российской Федерации,
2027 год - в 8 субъектах Российской Федерации
III.
Сопровождение трудоустройства выпускников с инвалидностью
III.1.
Нормативно-правовая база и финансовые механизмы обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ОВЗ
III.1.1.
Актуализация нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, направленных на поддержку успешного трудоустройства инвалидов
Минобрнауки России
2022 год - разработан и утвержден перечень направлений подготовки и специальностей высшего образования, востребованных на рынке труда и доступных для инвалидов молодого возраста с учетом особенностей отдельных нозологических групп, в разрезе субъектов Российской Федерации
Ежегодная актуализация перечня направлений подготовки и специальностей высшего образования, востребованных на рынке труда и доступных для инвалидов молодого возраста с учетом особенностей отдельных нозологических групп, в разрезе субъектов Российской Федерации
Минпросвещения России
Минздрав России
Минтруд России
2023 год - осуществлена актуализация методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, утвержденных приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г. N 515
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
2022 - 2024 годы - актуализированы нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, методические рекомендации, в том числе:
1. перечень рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности (приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. N 515
"Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности");
2. изменения в целях обеспечения возможности получения второго среднего профессионального или высшего образования на безвозмездной основе для лиц, ставшими инвалидами в трудоспособном возрасте и нуждающимися в получении новой профессии (квалификации)
Субъекты Российской Федерации
Разработка цикличного механизма возврата налоговых поступлений от зарплатного фонда трудоустроенных выпускников с инвалидностью на социальные меры поддержки инвалидов
III.1.2.
Установление целевых показателей в разрезе субъектов Российской Федерации по занятым выпускникам ПОО из числа инвалидов и лиц с ОВЗ
Субъекты Российской Федерации
Занятые выпускники ПОО из числа инвалидов и лиц с ОВЗ в среднем по Российской Федерации:
2022 год - 83%,
2023 год - 83,5%,
2024 год - 84%,
2027 год - 87%
Занятые выпускники ПОО из числа инвалидов и лиц с ОВЗ в среднем по Российской Федерации:
2030 год - 90%
Минпросвещения России
Минтруд России
III.2.
Квалифицированные кадры и новые управленческие модели развития инклюзивного профессионального образования
III.2.1.
Реализация вузовских программ по содействию трудоустройству и постдипломному сопровождению выпускников с инвалидностью и создание центров содействия трудоустройству на базе БПОО
Минобрнауки России
Доля образовательных организаций высшего образования, реализующих программы по содействию трудоустройства выпускников, содержащих мероприятия по трудоустройству и постдипломному сопровождению выпускников с инвалидностью и ОВЗ (в том числе прошедших целевое обучение):
2022 год - 25%,
2023 год - 35%,
2024 год - 45%,
2027 год - в 60%
2030 год - не менее 80% выпускников с инвалидностью трудоустроены/самозаняты/продолжают обучение; мероприятия по трудоустройству и постдипломному сопровождению выпускников с инвалидностью и ОВЗ включены программы по содействию трудоустройству выпускников образовательных организаций высшего образования и реализуются 100% образовательных организаций высшего образования; в 85 субъектах Российской Федерации функционируют центры содействия трудоустройству на базе БПОО; обеспечено повышение уровня трудоустройства инвалидов - выпускников образовательных программ высшего образования, в том числе прошедших целевое обучение
Минпросвещения России
Минэкономразвития России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
Количество субъектов Российской Федерации, на базе БПОО которых созданы центры содействия трудоустройству:
2022 год - не менее 65,
2023 год - не менее 70,
2024 год - не менее 75,
2027 год - не менее 80
Субъекты Российской Федерации
III.2.2.
Реализация программ обучения для кураторов практической подготовки (учебной и (или) производственной практики) из числа представителей работодателей по вопросам взаимодействия с обучающимися с инвалидностью на базе вузов
Минобрнауки России
Ежегодное обучение не менее 300 кураторов практической подготовки (учебной и (или) производственной практики) из числа представителей работодателей по вопросам взаимодействия с обучающимися с инвалидностью на базе вузов
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
III.3.
Развитие инфраструктуры образовательных организаций (ВО, СПО) и цифровых технологий для обеспечения равного доступа к образованию
III.3.1.
Совершенствование деятельности единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее - портал "Работа в России")
Роструд
2022 - 2023 годы - разработка регламента деятельности работодателя по оценке результатов освоения образовательных программ в части организации практической подготовки обучающихся при работе на портале "Работа в России" и проведение его апробации с учетом положений приказа Минобрнауки России и Минпросвещения России от 5 августа 2020 г. N 885/390.
2030 год - расширение функционала портала "Работа в России" для предоставления инвалидам подробной информации об адаптации рабочих мест по конкретным вакансиям и нозологиям, в том числе с целью профессиональной ориентации и оценки работоспособности; обеспечение интеграции портала "Работа в России" с современными цифровыми инструментами поддержки и содействия трудоустройству лиц с инвалидностью
Минтруд России
Минобрнауки России
Минпросвещения России
2024 год - разработка перечня справочной информации, планируемой к регулярному размещению и обновлению на портале "Работа в России" (в частности, дайджест приоритетных профессий для отдельных нозологических групп), в том числе с учетом лучших практик в рамках проекта Минпросвещения России "Атлас доступного будущего"
2027 год - обеспечение ежегодной актуализации подробной информации на портале "Работа в России" для инвалидов об адаптации рабочих мест по конкретным вакансиям и нозологиям, в том числе с целью профессиональной ориентации и оценки работоспособности
III.3.2.
Создание условий для реализации предпринимательских инициатив студентов с инвалидностью
Минобрнауки России
2022 год - внесение изменений в действующее законодательство в части упрощенного порядка пользования помещениями образовательных организаций высшего образования с учетом Федерального закона от 5 апреля 2021 г. N 77-ФЗ "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
2030 год - не менее чем в 55% образовательных организаций высшего образования созданы коворкинги для реализации предпринимательских инициатив студентов с инвалидностью
Росимущество
Минпросвещения России
Министерство экономического развития Российской Федерации
Доля образовательных организаций высшего образования, в которых созданы коворкинги для реализации предпринимательских инициатив студентов с инвалидностью:
2022 год - не менее чем в 5%,
2023 год - нс менее чем в 10%,
2024 год - не менее чем в 15%,
2027 год - не менее чем в 30%
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
Заинтересованные некоммерческие организации
III.4.
Разработка образовательного контента для инвалидов и лиц с ОВЗ и проведение научно-методических исследований
III.4.1.
Развитие конкурсов профессионального мастерства, в том числе Всероссийского сетевого конкурса студенческих проектов с участием студентов с инвалидностью "Профессиональное завтра" и чемпионата "Абилимпикс" как инструментов содействия занятости выпускникам с инвалидностью
Минобрнауки России
Доля студентов с инвалидностью и ОВЗ, принимающих участие в конкурсах профессионального мастерства, в том числе во Всероссийском сетевом конкурсе студенческих проектов с участием студентов с инвалидностью "Профессиональное завтра", как инструментов содействия занятости выпускникам с инвалидностью:
2022 год - не менее 1%,
2023 год - не менее 2%,
2024 год - не менее 3%,
2027 год - не менее 6%
2030 год - не менее 10% трудоустроившихся из числа студентов с инвалидностью и ОВЗ - участники конкурсов профессионального мастерства, в том числе Всероссийского сетевого конкурса студенческих проектов с участием студентов с инвалидностью "Профессиональное завтра" и чемпионата "Абилимпикс".
Минпросвещения России
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
Численность инвалидов и лиц с ОВЗ, принявших участие во Всероссийском сетевом конкурсе студенческих проектов с участием студентов с инвалидностью "Профессиональное завтра" (нарастающим итогом):
2022 год - не менее 300,
2023 год - не менее 300,
2024 год - не менее 300
2030 год - не менее 2000 инвалидов и лиц с ОВЗ приняли участие во Всероссийском сетевом конкурсе студенческих проектов с участием студентов с инвалидностью "Профессиональное завтра" (нарастающим итогом).
2030 год - не менее 500 инвалидов и лиц с ОВЗ приняли участие в межвузовских чемпионатах в конкурсах "Абилимпикс" (нарастающим итогом).
Численность обучающихся с инвалидностью, принявших участие в межвузовских чемпионатах "Абилимпикс":
2022 год - не менее 100,
2023 год - не менее 200,
2024 год - не менее 300
Численность инвалидов и лиц с ОВЗ, принявших участие в конкурсах "Абилимпикс" (нарастающим итогом):
2022 год - не менее 14 000,
2023 год - не менее 15 000,
2024 год - не менее 16 000
2030 год - не менее 20 000 инвалидов и лиц с ОВЗ приняли участие в конкурсах "Абилимпикс" (нарастающим итогом).
III.4.2.
Реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для выпускников вузов с инвалидностью с целью содействия и поддержки их трудоустройства
Минобрнауки России
Образовательными организациями высшего образования ежегодно разрабатывается не менее 100 программ дополнительного профессионального образования (с применением дистанционных образовательных технологий) для обучения выпускников вузов с инвалидностью с целью содействия и поддержки их трудоустройства
2030 год - разработано не менее 1 000 программ дополнительного профессионального образования (с применением дистанционных образовательных технологий) для обучения выпускников вузов с инвалидностью с целью содействия и поддержки их трудоустройства (нарастающим итогом)
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
Заинтересованные некоммерческие организации
III.4.3.
Обеспечение профессионального обучения и дополнительного профессионального образование инвалидов
Субъекты Российской Федерации
Обеспечено профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование (далее - переподготовка) инвалидов, обратившихся в центры занятости населения. Доля инвалидов, прошедших переподготовку, от числа обратившихся в центры занятости населения:
2022 год - не менее 80%;
2023 год - не менее 81%;;
2024 год - не менее 82%;.
2027 год - не менее 85%
2030 год - не менее 88% инвалидов, обратившихся в центры занятости населения, прошли переподготовку
Минтруд России
Минпросвещения России
Минобрнауки России
III.4.4.
Разработка программ дополнительного профессионального образования для инвалидов, получающих государственную социальную помощь на основании социального контракта, для программ социальной адаптации
Минобрнауки России
Образовательными организациями высшего образования ежегодно разрабатывается не менее 50 программ дополнительного профессионального образования (с применением дистанционных образовательных технологий) для обучения инвалидов с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата инвалидов, получающих государственную социальную помощь на основании социального контракта, для включения в перечень мероприятий программ социальной адаптации
2030 год - разработано не менее 400 программ дополнительного профессионального образования (с применением дистанционных образовательных технологий) для обучения инвалидов с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата инвалидов, получающих государственную социальную помощь на основании социального контракта, для включения в перечень мероприятий программ социальной адаптации (нарастающим итогом)
Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования
Заинтересованные некоммерческие организации
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области