"Методические рекомендации по развитию студенческого спорта" (утв. Минобрнауки России 29.06.2016, Минспортом России 28.06.2016)

Утверждаю
Заместитель Министра образования
и науки Российской Федерации
В.Ш.КАГАНОВ
29 июня 2016 года

Заместитель Министра спорта
Российской Федерации
М.В.ТОМИЛОВА
28 июня 2016 года

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗВИТИЮ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА

1. Основания для разработки методических рекомендаций

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 8 Плана мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. N 2403-р, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 г. N 2570-р, и адресованы образовательным организациям высшего образования, профессиональным образовательным организациям, субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим деятельность в физкультурной, спортивной и оздоровительной работы со студентами (Российскому студенческому спортивному союзу, Ассоциацией студенческих спортивных клубов России, студенческим спортивным лигам, аккредитованным федерациям по видам спорта), органам исполнительной власти различного уровня имеющим в своем ведении профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, работы с молодежью, физической культуры и спорта, муниципальным органам исполнительной власти в сфере образования, работы с молодежью, физической культуры и спорта.

На 2015/2016 учебный год, по данным Федеральной службы государственной статистики в Российской Федерации, осуществляли деятельность 2891 профессиональная образовательная организация и 896 образовательных организаций высшего образования, в которых обучалось 2180,2 тыс. и 4766,5 тыс. студентов соответственно.

В целях развития студенческого спорта в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в рамках Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р определены следующие задачи:

обеспечение преемственности программ физического воспитания в организациях образования, от дошкольников до студентов, сохранение обязательной формы физкультурного образования для студентов не менее 4-х часов обязательных занятий в неделю, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, и недельной двигательной активности в объеме не менее 8 часов и повышение эффективности проведения обязательных занятий физической культурой в системе образовательных организаций, совершенствование системы физкультурных и спортивных мероприятий для всех категорий обучающихся и студентов и увеличение числа молодежи, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

увеличение числа молодежи участвующих в массовых всероссийских пропагандистских кампаниях, улучшение просветительно-образовательной работы в образовательных организациях по пропаганде физической культуры и спорта, возможностей спортивно-оздоровительной деятельности в профилактике негативных социальных явлений, выполнение норм всероссийского физкультурно-спортивного комплекса обучающимися и студентами образовательных организаций;

обеспечение образовательных организаций объектами спорта, внедрение новых проектов образовательных организаций с обязательным строительством объектов спорта (спортивных залов, в том числе тренажерных, бассейнов, многопрофильных и комплексных плоскостных спортивных сооружений) и включение объектов спорта образовательных организаций во Всероссийский реестр объектов спорта;

организация ежегодного всероссийского смотра-конкурса на лучшую организацию спортивно-массовой работы среди обучающихся и студентов, внедрение в систему образовательных организаций мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности, а также совершенствование перечня аккредитационных показателей деятельности вуза с учетом эффективности системы физического воспитания студентов и организации спортивно-массовой работы;

развитие молодежных общественных организаций в сфере физической культуры и спорта, создание в образовательных организациях спортивных клубов;

увеличение количества физкультурно-спортивных мероприятий среди учащихся и студентов, проведение раз в два года Всероссийских Универсиад по зимним и летним видам спорта;

повышение квалификации специалистов в области физической культуры и спорта, профессиональной переподготовки с использованием современных средств и методов, подготовка кадров обслуживающего и технического персонала, а также персонала по подготовке и проведению спортивных мероприятий разного уровня, в том числе волонтеров.

В целях реализации мониторинга и контроля реализации Стратегии физической культуры и спорта до 2020 года со стороны Минспорта России предполагается привлечение к этой работе субъектов физической культуры и спорта - всероссийских физкультурно-спортивных организаций, в том числе общероссийских физкультурно-спортивных обществ.

Подпрограммой 1 "Развитие физической культуры и массового спорта" государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 302 от 15 апреля 2014 г., в целях мониторинга развития студенческого спорта в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в рамках, были определены соответствующие целевые индикаторы:

увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов дневной формы обучения до 80% к 2020 году;

увеличение доли образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, имеющих студенческие спортивные клубы, в общем количестве аккредитованных государственных образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования до 60% к 2020 году;

увеличение численности обучающихся и студентов, отнесенных к специальным медицинским группам, посещающих специальные занятия физической культурой, до 95% к 2020 году и увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся адаптивной физической культурой и адаптивным спортом, в общей численности данной группы населения до 20% к 2020 году.

Мероприятия, направленные на увеличение доли студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом так же отражены в рамках утвержденного 29 ноября 2014 года Распоряжения Правительства Российской Федерации N 2403-р об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее - ОГМП), где отдельным разделом были выделены вопросы формирования ценностей здорового образа жизни и создания условий для физического развития молодежи.

Относящимся к физкультурной, спортивной и оздоровительной работе со студентами приоритетными задачами ОГМП являются: совершенствование условий для инклюзивного образования молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, формирование ценностей здорового образа жизни, создание условий для физического развития молодежи и расширение сети физкультурно-спортивных клубов, доступных для молодежи.

Реализация задач ОГМП предусматривает вовлечение молодежи в пропаганду здорового образа жизни, вовлечение молодежи в регулярные занятия физической культурой и спортом, в том числе техническими видами спорта, совершенствование системы студенческих соревнований и развитие студенческого спорта, содействие развитию инфраструктуры для отдыха и оздоровления молодежи, совершенствование ежегодной диспансеризации студентов, а также организации оздоровления и санаторно-курортного отдыха, реализацию проектов в области физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности, связанных с популяризацией здорового образа жизни, спорта, а также с созданием положительного образа жизни молодежи, ведущей здоровый образ жизни.

2. Нормативное правовое регулирование студенческого спорта

Нормативное правовое регулирование отношений в области физической культуры и спорта осуществляется на федеральном (федеральные законы, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств), региональном (нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации), муниципальном (акты органов местного самоуправления, включая акты представительных органов) и локальном уровне (акты организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности).

Основными документами, регулирующими развитие студенческого спорта:

- Конституция Российской Федерации (пункт 2 статьи 41);

- Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);

- Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р;

- государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 302;

- государственная программа "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденная Постановлениями Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295;

- постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2012 N 536 (ред. от 07.06.2014) "Вопросы Министерства спорта Российской Федерации";

- постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 N 466 (ред. от 13.02.2016) "Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации";

- постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2011 N 945 "О порядке совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях профессионального образования";

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года N 2403-р об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года и План мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 N 2570-р;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.09.2013 N 1065 "Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных и студенческих спортивных клубов";

- межведомственные приказы: Приказ о Межведомственной комиссии по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях от 8 февраля 2010 г. N 85/106;

- приказы Министерства спорта Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации (об утверждении ЕВСК, ВРВС, положений о соревнованиях, о подготовке спортивных сборных команд, о реализации системы мер по социальной защите спортсменов и тренеров, о проведении Всероссийских Смотров-конкурсов среди профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования и т.д.);

- нормативно-правовые и иные акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (региональные законы о физической культуре и спорте, региональные законы о студенческом спорте, ведомственные приказы, распоряжения).

3. Структура и полномочия в студенческом спорте

Согласно п. 23.2 ст. 2 N 329-ФЗ "О Физической культуре и спорте в Российской Федерации" студенческий спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях.

Таблица 1

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКИМ СПОРТОМ

Студенческий спорт рассматривается, как форма развития спорта высших достижений и массового спорта. К спорту высших достижений относится часть студенческого спорта, направленная исключительно на достижение обучающимися образовательных организаций высшего образования результатов на всемирных летних и зимних универсиадах. К массовому спорту относится физкультурная, спортивная и оздоровительная работа с обучающимися в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, в том числе направленная на их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях.

В соответствии с п. 20.1) ст. 6 N 329-ФЗ "О Физической культуре и спорте в Российской Федерации" вопросы студенческого спорта высших достижений относятся к полномочиям в области физической культуры и спорта Российской Федерации и осуществляются федеральным органом исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта, который обеспечивает подготовку и участие сборных команд Российской Федерации для участия во всемирных летних и зимних универсиадах. Составы сборных команд Российской Федерации для участия во всемирных летних и зимних универсиадах утверждаются Российским студенческим спортивным союзом по представлению аккредитованных всероссийских федераций по видам спорта.

В соответствии с пп. 1.1) п. 1 ст. 8 и пп. 1.1.) п. 1 ст. 9 вопросы студенческого спорта, как части массового спорта, относятся к полномочиям в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

К органам исполнительной власти имеющим отношение к студенческому спорту относятся федеральные, региональные и муниципальные органы исполнительной власти, имеющие в своем ведении профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования.

В условиях широкого межведомственного и межуровневого регулирования сферы студенческого спорта важную координирующую роль в развитии студенческого спорта осуществляют субъекты физической культуры и спорта определенные в ст. 5 N 329-ФЗ "О Физической культуре и спорте в Российской Федерации": федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, орган местного самоуправления, подведомственные этим органам организации (п. 9), а также всероссийские общественные объединения: Российский студенческий спортивный союз (далее - РССС) (п. 8.1), студенческие спортивные лиги (п. 1), спортивные федерации (п. 1.1).

Взаимодействие вышеизложенных субъектов физической культуры и спорта между собой в вопросах студенческого спорта осуществляется в соответствии с:

- положениями, установленными Международной федерацией студенческого спорта FISU и Европейской ассоциацией студенческого спорта EUSA;

- государственной аккредитацией спортивных федераций;

- рекомендациями Минспорта России общероссийским спортивным федерациям по созданию студенческих спортивных лиг и ассоциаций, разработанные по итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту 28 июня 2010 года;

Взаимодействие профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования с вышеизложенными субъектами физической культуры и спорта в вопросах студенческого спорта осуществляется в соответствии с:

- ведомственной подчиненностью органам исполнительной власти сферы физической культуры и спорта (в отношении образовательных организаций сферы физической культуры и спорта);

- уставами РССС, студенческих спортивных лиг, аккредитованных спортивных федераций, образовательных организаций;

- регламентами и положениями официальных мероприятий органов исполнительной власти сферы физической культуры и спорта, РССС, студенческих спортивных лиг и аккредитованных спортивных федераций.

Обязательное взаимодействие профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования с вышеупомянутыми субъектами физической культуры и спорта относится исключительно к официальным физкультурным и спортивным мероприятиям с обучающимися.

Официальный статус определяется наличием студенческого спортивного мероприятия в Единых календарных планах физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий (далее - ЕКП) федерального, региональных и муниципальных органов исполнительной власти осуществляющих управление в сфере физической культуры и спорта. Порядок формирования ЕКП определен приказом Минспорта России от 8 мая 2009 г. N 289.

Организация процесса физического воспитания и физической подготовки обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, их подготовка к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, не имеющих статус официальных - обязательного взаимодействия профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования с вышеупомянутыми субъектами физической культуры и спорта не предполагает, но для эффективного развития студенческого спорта является рекомендованным.

Структура студенческих спортивных соревнований:

- локальные: межфакультетские спартакиады, спартакиады общежитий и т.д.;

- местные (муниципальные): фестивали, студенческие соревнования по видам спорта т.д.;

- региональные: региональные универсиады, фестивали, региональные этапы студенческих спортивных лиг и т.д.;

- межрегиональные: фестивали, студенческие спартакиады, межрегиональные дивизионы студенческих спортивных лиг и т.д.;

- всероссийские: Универсиады, Всероссийский фестиваль студенческого спорта, первенства среди студентов, чемпионаты РССС, чемпионаты АССК России;

- международные: чемпионаты Европы среди студентов, чемпионаты мира среди студентов и Всемирные летние и зимние Универсиады.

24 ноября 2015 года подписано распоряжение Правительства Российской Федерации N 2390-р об утверждении перечня официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, подлежащих обязательному ежегодному включению в Единый календарный план Минспорта России, а также в планы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В перечень включено 29 физкультурных мероприятий, в том числе Всероссийский фестиваль студенческого спорта, летняя и зимняя Всероссийская Универсиады.

В 2015 году Минспортом России внесены изменения в Положение о Единой всероссийской спортивной классификации, в соответствии с которыми предусмотрено присвоение спортивных званий и спортивных разрядов участникам значимых студенческих мероприятий. Присвоение спортивных званий, разрядов регулируется положениями статьи 22 N 329-ФЗ. В соответствии с Единой всероссийской спортивной классификацией (далее - ЕВСК) устанавливаются нормы и требования, выполнение которых необходимо для присвоения соответствующих спортивных званий и спортивных разрядов по видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта (далее - ВРВС), а также условия выполнения этих норм и требований. Положением о ЕВСК определяется содержание указанных норм, требований и условий, а также устанавливается порядок присвоения спортивных званий и спортивных разрядов по различным видам спорта. Таким образом, студентам вправе присуждаться спортивные разряды и звания в соответствии с ЕВСК и ВРВС.

3.1. Российский студенческий спортивный союз

Общероссийская общественная организация "Российский студенческий спортивный союз" в соответствии с п. 8.1 ст. 5 N 329-ФЗ от 6 декабря 2011 г. "О Физической культуре и спорте в Российской Федерации" является субъектом физической культуры и спорта ответственным за развитие системы официальных физкультурных и спортивных мероприятий.

РССС - член Международной федерации студенческого спорта FISU. Основная цель деятельности РССС - содействие государству в реализации стратегии молодежной политики посредством эффективной организации системы студенческого спорта в Российской Федерации и развития международного сотрудничества в данной области.

РССС осуществляет деятельность в соответствии с Уставом, а также:

- соглашением о сотрудничестве и взаимодействии между РССС, Минспорта России и Минобрнауки России;

- соглашением о сотрудничестве и взаимодействии между РССС и Олимпийским комитетом России;

- соглашением о стратегическом сотрудничестве РССС с Российским союзом ректоров;

- соглашениями о взаимодействии между Российским студенческим спортивным союзом и всероссийскими спортивными федерациями, региональными отделениями РССС с региональными спортивными федерациями;

- соглашениями о взаимодействии между Российским студенческим спортивным союзом и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- соглашениями о сотрудничестве между РССС и образовательными организациями.

РССС осуществляет деятельность в образовательных организациях посредством взаимодействия первичных отделений РССС с физкультурно-спортивными структурными подразделениями образовательных организаций: институты, факультеты, центры, управления, кафедры, спортивные клубы и т.д.

Сайт РССС: http://studsport.ru/.

3.2. Ассоциация студенческих спортивных клубов России

В июне 2013 года создана Общероссийская молодежная общественная организация "Ассоциация студенческих спортивных клубов России". Основным направлением ее деятельности является содействие созданию и расширению сети спортивных клубов, популяризации здорового образа жизни и создания оптимальных условий для развития и функционирования массового студенческого спорта, всеобщей и равнодоступной формы общественной жизни молодежи, обучающейся на базе образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования. Поддержание инициатив, направленных на интеллектуальное, духовное, физическое развитие учащихся и подростков.

В форме некоммерческой организации, порядок создания и деятельности такого Некоммерческого партнерства или Молодежной общественной организации регламентируется Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "Об общественных объединениях" (Приложение N 1 - не приводится).

АССК России организует и проводит соревнования, спартакиады, фестивали, лагеря, просветительские, обучающие мероприятия и другие культурно-массовых мероприятия и осуществляет деятельность в образовательных организациях посредством взаимодействия некоммерческих организаций АССК России с молодежными объединениями образовательных организаций: спортивно-массовые органы студенческого самоуправления, студенческие спортивные клубы и т.д.

Сайт АССК России: http://studsportclubs.ru/.

3.3. Студенческие спортивные лиги по видам спорта

Студенческая спортивная лига - некоммерческая организация, которая создана на основе членства и целями которой являются содействие в популяризации студенческого спорта и развитии одного или нескольких видов спорта, организация и проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий со студентами (п. 23.2 ст. 2 N 329-ФЗ от 6 декабря 2011 г. "О Физической культуре и спорте в Российской Федерации").

Студенческие спортивные лиги создаются в соответствиями с рекомендациями Минспорта России посредством совместного учреждения самостоятельных некоммерческих организаций - аккредитованными спортивными федерациями и РССС. Студенческие спортивные лиги являются субъектами физической культуры и спорта, а также формируют свои представительства по территориальному признаку.

Студенческие спортивные лиги осуществляют деятельность в образовательных организациях посредством взаимодействия своих территориальных представительств со спортивными клубами по видам спорта входящими в состав физкультурно-спортивных структурных подразделений образовательных организаций: центры, управления, спортивные клубы и т.д.

Деятельность Студенческой спортивной лиги осуществляется в соответствии с Уставом. (Приложение N 2 - не приводится).

4. Права и обязанности образовательных организаций
и обучающихся в вопросах развития физической
культуры и спорта

Пункт 1) статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ об образовании) определяет "образование" как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения в целях, в том числе физического развития человека, а дополнительное образование, согласно пункту 14) статьи 2 ФЗ об образовании является видом образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека, в том числе физическом совершенствовании.

В рамках пункта 16) статьи 28 ФЗ об образовании создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом является компетенцией, обязанностью и ответственностью образовательной организации, а к числу материальных объектов, необходимых для организации образовательной деятельности согласно пункту 26) статьи 2 ФЗ об образовании спортивное оборудование и инвентарь рассматриваются средствами обучения и воспитания.

В соответствии с подпунктом 1.и) пункта 2 статьи 29 ФЗ об образовании образовательные организации обязаны обеспечить открытость и доступность информации об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, а также о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе о наличии оборудованных объектов спорта, средств обучения и воспитания.

В то же время подпункт 3) пункта 1 статьи 43 ФЗ об образовании определяет ответственность обучающихся о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию.

В целях реализации права каждого человека на образование, согласно подпункта 2) пункта 5 статьи 5 ФЗ об образовании федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления оказывается содействие обучающимся проявившим выдающиеся способности в физической культуре и спорте, а в рамках п. 10.1) статьи 28 поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в физкультурной и спортивной деятельности является компетенцией, обязанностью и ответственностью образовательной организации, если иное не установлено ФЗ об образовании.

5. Физическая культура и спорт в образовательной организации

Содержание высшего образования определяется основной образовательной программой образовательной организации, которая разрабатывается ею самостоятельно на основе федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) и с учетом примерной основной образовательной программы.

ФГОС высшего образования по направлениям подготовки бакалавриата и специалитета в обязательной части базовой подготовки предусматривает изучение обязательной дисциплины "Физическая культура".

Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках: базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программ в объеме не менее 72 академических часов (2 зачетные единицы) в очной форме обучения и элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в зачетные единицы не переводятся.

Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.

Согласно ФГОС, дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

Формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой образовательные организации определяют самостоятельно с учетом местных условий и интересов обучающихся.

В соответствии с ФГОС высшего образования образовательные организации самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и дополнительных финансовых средств, привлеченных в установленном порядке, должны обеспечивать оснащение образовательного процесса.

Согласно ст. 27 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры и могут иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся, в том числе кафедры, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы.

Структурным подразделением образовательной организации высшего образования, обеспечивающим организацию и проведение образовательного процесса по дисциплине "Физическая культура", научной, воспитательной и методической работы по соответствующему физической культуре и спорту профилю, является кафедра.

Кафедра может иметь в своей структуре: учебные базы, центры, базы практической подготовки, научно-исследовательские лаборатории и др., а также имущество, инвентарь, оборудование и спортивные объекты, которые находятся в оперативном управлении.

Кафедра имеет функции и полномочия в соответствие с утвержденными локальными актами образовательной организации.

В соответствии с п. 3 ст. 28 N 329-ФЗ "О Физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Порядком осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов (приказ Минобрнауки России от 13.09.2013 г. N 1065) - спортивный клуб может создаваться образовательными организациями в качестве их структурных подразделений, а также в виде общественных объединений, не являющихся юридическими лицами.

Спортивный клуб в качестве структурного подразделения образовательной организации осуществляет спортивно-массовую работу с обучающимися, в том числе входящими в составы сборных команд, обеспечивает деятельность спортивных секций по видам спорта, осуществляет селекционный спортивный отбор обучающихся и обеспечивает учебно-тренировочный и соревновательный процессы сборных команд по видам спорта. Спортивный клуб в рамках структурного подразделения может иметь в своей структуре: спортивные центры и клубы по видам спорта, а также имущество, инвентарь, оборудование, спортивные объекты и оздоровительные базы, которые находятся в оперативном управлении. Спортивный клуб осуществляет свою деятельность во взаимодействии с РССС, спортивными федерациями и студенческими спортивными лигами, имеет функции и полномочия в соответствие с утвержденными локальными актами образовательной организации. (Приложение N 3 - не приводится).

Студенческий спортивный клуб осуществляет массовую работу с обучающимися входящими в состав студенческого спортивного клуба, как общественного объединения, и посредством массового привлечения обучающихся оказывает содействие деятельности спортивных секций по видам спорта и/или организует их согласно интересов членов клуба, представляет интересы обучающихся в физкультурных, спортивных и оздоровительных вопросах в объединенном совете обучающихся образовательной организации, помогает в осуществлении учебно-тренировочного и соревновательного процессов сборных команд по видам спорта.

Студенческий спортивный клуб вправе создавать команды по видам спорта для участия во внутривузовских, региональных и всероссийских спортивно-массовых соревнованиях.

Студенческий спортивный клуб осуществляет свою деятельность во взаимодействии с АССК России и имеет функции и полномочия в соответствие с утвержденными локальными актами образовательной организации.

Таблица 1

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ СТРУКТУР
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Профессиональным образовательным организациям и образовательным организациям высшего образования предусматриваются средства для организации физкультурной, спортивной и оздоровительной работы со студентами в рамках государственного задания на реализацию учебной дисциплины "Физическая культура", а также в размере месячного размера стипендиального фонда по образовательным программам профессионального образования и двукратного месячного размера стипендиального фонда по образовательным программам высшего образования (п. 15 ст. 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).

Информация о спортивных клубах, входящих в состав образовательных организаций и количестве сотрудников и обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом в образовательных организациях, за отчетный период ежегодно до 10 февраля года последующего отчетному формируется в статистическую форму 1-ФК "Сведения о физической культуре и спорте". Порядок формирования статистической отчетности определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта, процедура формирования информации в статистический отчет от образовательных организаций осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляющим управление в сфере физической культуры и спорта.

6. Мероприятия по развитию студенческого спорта

В целях оценки физкультурно-спортивной деятельности и развития студенческого спорта в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, начиная с 2010/2011 учебного года Минобрнауки России, Минспорта России и РССС проводятся всероссийские смотры-конкурсы.

Профессиональным образовательным организациям и образовательным организациям высшего образования рекомендуется, начиная с 2016 года, участвовать в смотре-конкурсе на лучшую организацию физкультурной, спортивной и оздоровительной работы среди профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.

Для дальнейшего развития студенческого спорта образовательным организациям рекомендуется:

- в связи с принятием ЮНЕСКО Международного дня студенческого спорта (20 сентября), совместно с РССС, АССК России ежегодно проводить мероприятия, приуроченные к его празднованию;

- принимать участие во Всероссийских зимних и летних Универсиадах, Всероссийском фестивале студенческого спорта, официальных студенческих соревнованиях РССС и студенческих спортивных лиг;

- совместно с РССС развивать программы развития международных молодежных обменов в сфере студенческого спорта;

- совместно с РССС развивать физкультурно-спортивную деятельность со студентами с ограниченными возможностями здоровья;

- организовывать и проводить международные и всероссийские физкультурно-спортивные и оздоровительные мероприятия для молодежи, а также мероприятия, направленные на популяризацию здорового образа жизни и создание положительного образа молодежи, ведущей здоровый образ жизни, в том числе посредством видеофильмов и мультимедийных технологий;

- совместно с АССК России развивать студенческий спорт через проведение массовых студенческих соревнований: любительских студенческих 4-этапных Чемпионатов АССК России по различным видам спорта, а также Клубных турниров АССК России среди команд студенческих спортивных клубов;

- совместно с АССК России реализовывать программу по подготовке и обучению руководителей студенческих спортивных клубов в рамках проведения образовательных семинаров, круглых столов, дискуссионных клубов, всероссийских форумов и съездов АССК России;

- совместно с АССК России в целях патриотического воспитания молодежи проводить студенческие спортивно-патриотические лагеря АССК России;

- совместно с АССК России пропагандировать ценности здорового образа жизни среди студенческой молодежи посредством проведения Всероссийских акций, викторин, флэш-мобов, видео-эстафет и др., приуроченных к памятным датам и событиям.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области