"Методические рекомендации по разработке Положений о системах оповещения населения в субъектах Российской Федерации" (утв. МЧС России 24.11.2015 N 2-4-87-42-11/33)

Утверждаю
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
генерал-полковник
внутренней службы
А.П.ЧУПРИЯН
24 ноября 2015 г. N 2-4-87-42-11/33

Согласовано
Директор Департамента
гражданской обороны
и защиты населения
генерал-майор
О.Л.МАНУЙЛО
20 ноября 2015 года

Начальник Управления
информационных
технологий и связи
полковник
С.В.ВЛАСОВ
9 ноября 2015 года

Начальник
ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
В.А.АКИМОВ
16 ноября 2015 года

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПОЛОЖЕНИЙ О СИСТЕМАХ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Введение

Методические рекомендации по разработке Положения о системах оповещения населения в субъектах Российской Федерации (далее - Методическое руководство) подготовлены в соответствии с пунктом 9 Плана реализации поручений Президента Российской Федерации от 27 ноября 2014 года N Пр-2751 в рамках совершенствования системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также оповещения о них населения в целях оптимизации порядка разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований нормативных правовых актов в области оповещения населения.

Методические рекомендации предназначены для органов управления РСЧС, территориальных органов МЧС России, подразделений и организаций, в ведении которых находятся вопросы по созданию, совершенствованию и поддержанию в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения на региональном и муниципальном уровнях.

Применение Методических рекомендаций должно способствовать обеспечению единых методических основ (подходов) при разработке Положений о системах оповещения населения в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

При разработке Методических рекомендаций учтены положения действующих законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, перечисленных в приложении.

В методических рекомендациях по разработке Положений о системах оповещения населения изложены назначение, структура и содержание разделов.

2. Основные понятия

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Система оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - это организационно-техническое объединение сил и технических средств связи и оповещения, сетей телерадиовещания и связи, обеспечивающих доведение сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.

Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее КСЭОН) - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.

3. Основные задачи систем оповещения населения
и требования к ним

В соответствии с положениями статей 7, 8 и 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" создание и поддержание в постоянной готовности систем оповещения населения входят в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны по выполнению задачи оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Системы оповещения населения создаются:

на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения;

на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения населения;

на объектовом уровне:

локальная система оповещения в районе размещения потенциально опасного объекта;

объектовая система оповещения, на объектах, отнесенных к категориям по гражданской обороне и продолжающих функционирование в военное время, в том числе на базе систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее - СОУЭ).

Комплексная система экстренного оповещения населения (далее - КСЭОН) на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.

Основными задачами систем оповещения населения являются:

региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения - доведение с повседневных и запасных пунктов управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сигналов оповещения и экстренной информации до:

руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации;

органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;

специально подготовленных сил РСЧС и гражданской обороны, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации, определяемых постановлением Правительства Российской Федерации;

дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;

населения, проживающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения - доведение сигналов оповещения и экстренной информации с повседневных (единых дежурно-диспетчерских служб) и запасных (при их наличии) пунктов управления органов местного самоуправления до:

руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием;

специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования;

дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты;

населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.

локальной системы оповещения - доведение сигналов оповещения и экстренной информации от дежурно-диспетчерской службы (с основных и запасных пунктов управления - при наличии) организации до:

руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект и объектового звена РСЧС;

объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;

персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;

населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

Основной задачей объектовой системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации оповещения до:

руководителей и персонала организации, а также населения находящегося на его территории.

Основной задачей КСЭОН являются:

экстренное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации достоверной информации об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;

экстренное оповещение лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом дифференциации по видам ограничения их жизнедеятельности;

экстренное оповещение органов управления РСЧС соответствующего уровня в целях принятия неотложных необходимых мер по защите населения.

КСЭОН включается (интегрируется) в состав соответствующих региональных (местных) систем оповещения населения и имеет сопряжение с системами мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения должны комплексно применяться все составные части системы оповещения населения:

- сети электрических и электронных сирен;

- сети эфирного аналогового и цифрового телевещания;

- сети УКВ-ЧМ (радиовещания);

- радиотрансляционные сети населенных пунктов (сети проводного радиовещания);

- сети уличной звукофикации;

- сети кабельного телевидения;

- сети подвижной радиотелефонной связи;

- сети связи общего пользования;

- мобильные средства оповещения.

4. Организация разработки, утверждения и внесения изменений
в Положения о системах оповещения населения в субъектах
Российской Федерации

Разработка положения (внесение изменений) осуществляется в соответствии с распорядительным документом субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) - постановлением, распоряжением, приказом, протоколом заседания и т.д., в котором, в том числе, указываются сроки разработки, ответственные за разработку должностные лица, а также заинтересованные территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и организации.

Положения о системах оповещения населения разрабатываются (уточняются) в субъекте Российской Федерации - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в муниципальном образовании - постоянно действующим органом управления, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при органе местного самоуправления и утверждаются нормативным актом субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления соответственно.

В ходе разработки проект Положения согласовывается с территориальным органом МЧС России по субъекту Российской Федерации.

Если по проекту Положения имеются разногласия, проводятся согласительные процедуры (совещания) между представителями органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, других территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, операторов связи и других организаций, задействуемых при оповещении населения. Решение о согласовании Положения оформляется письмом.

После согласования Положение утверждается нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления).

Положение, после утверждения, направляется во взаимодействующие организации и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, структурные подразделения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления для руководства.

5. Структура и содержание Положения о системах оповещения
субъектов Российской Федерации

В Положение о системе оповещения населения целесообразно включить следующие разделы:

общие положения;

основные понятия;

состав, основные задачи и характеристики системы оповещения населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

порядок оповещения населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования) во всех установленных режимах функционирования в мирное и в военное время в ручном, автоматизированном и автоматическом режимах со всех соответствующих пунктов управления;

организация поддержания системы оповещения населения в состоянии готовности;

ответственные подразделения (должностные лица) за организацию оповещения, поддержание в готовности и совершенствование системы оповещения;

организация запасов мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения и порядок поддержания их в готовности к использованию;

ответственность за не исполнение действующего законодательства по выполнению мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также мероприятий гражданской обороны;

организация финансирования мероприятий по поддержанию в готовности и совершенствованию системы оповещения населения.

5.1 В разделе "Общие положения" приводятся:

общая характеристика системы оповещения населения;

нормативные правовые акты в области организации оповещения, создания, поддержания в готовности и совершенствования системы оповещения населения;

назначение положения о системах оповещения населения;

назначение и задачи реализации мероприятий по созданию, поддержанию в готовности, совершенствованию систем оповещения населения;

уровни систем оповещения населения в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

5.2 В разделе "Основные понятия"

приводятся понятия, определения и назначение в области организации оповещения, создания, поддержания в готовности и совершенствования систем оповещения населения в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) с учетом требований законодательства Российской Федерации.

5.3 В разделе "Состав, основные задачи и характеристики системы оповещения населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования)"

перечисляется состав автоматизированных систем оповещения в субъекте Российской Федерации на региональном, муниципальном и объектовом уровне, включая КСЭОН (на муниципальном уровне - соответственно), а также не автоматизированных технических средств оповещения, в том числе взаимодействующих (организаций и подразделений), используемых для оповещения населения;

определяются пункты управления и рабочие места оперативных дежурных служб, с которых обеспечивается управление соответствующей системой оповещения;

указываются подразделения органа исполнительной власти, органов местного самоуправления, операторов связи, других организаций и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, задействуемых при оповещении населения;

перечисляются пункты управления (конкретные рабочие места оперативных дежурных), с которых осуществляется управление соответствующих систем оповещения различного уровня;

указываются конкретные задачи, выполняемые соответствующей системой оповещения населения с учетом требований законодательства Российской Федерации, МЧС России и субъекта Российской Федерации;

приводится перечень каналов средств массовой информации (федеральных, региональных и местных) аналогового и цифрового эфирного, спутникового, кабельного, проводного теле- и радиовещания, используемых в каждой (на региональном и местном уровнях) системе оповещения и взаимодействующих теле- и радиовещательных компаний (студий). Указывается режим передачи сообщений по указанным каналам (автоматизированный, ручной - дикторами из студий);

перечисляются операторы связи, предоставляющие каналы связи для обеспечения бесперебойного функционирования системы оповещения населения и обеспечивающие их техническую готовность;

указываются ответственные подразделения (должностные лица) за разработку, ответственное хранение и своевременное уточнение заранее подготовленных аудио- и видеосообщений.

Даются нормативные временные характеристики оповещения населения. В частности:

Реальное время, за которое должно обеспечиваться оповещение населения всеми средствами в целом и, в том числе отдельными средствами (сетями):

- электрических и электронных сирен;

- эфирным аналоговым и цифровым телевещанием;

- УКВ-ЧМ (ФМ) радиовещанием;

- проводным радиовещанием;

- уличной звукофикацией;

- кабельным телевидением;

- подвижной радиотелефонной связью;

- мобильными средствами оповещения и т.д.

5.4 В разделе "Порядок оповещения населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования)" во всех установленных режимах функционирования в мирное и в военное время в ручном, автоматизированном и автоматическом режимах со всех установленных пунктов управления:

перечисляются установленные режимы функционирования подсистемы РСЧС (ГО) субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в мирное и в военное время;

перечисляются режимы работы системы оповещения населения, с учетом режимов функционирования и прогнозируемых чрезвычайных ситуаций;

определяются команды управления, сигналы оповещения и речевые сообщения, необходимые для оповещения органов управления, сил РСЧС и ГО и населения в установленных режимах функционирования;

определяется порядок оповещения населения: условия, очередность и временные параметры задействования сетей - составных частей системы оповещения населения (с учетом п. 3 и п. 5.3), а также порядок передачи сообщений по каналам теле- и радиовещания во всех установленных режимах работы системы оповещения населения. Порядок оповещения населения определяется с учетом требований постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 177 и Положения о системах оповещения населения, утвержденного совместным приказом МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России от 25 июля 2006 г. N 422/90/376;

определяется порядок использования мобильных средств оповещения;

определяются должностные лица, ответственные за принятие решения о задействовании систем оповещения населения и лица их замещающие;

определяются конкретные оперативные дежурные службы, ответственные за непосредственный запуск систем (элементов) оповещения населения;

определяются ответственные подразделения (должностные лица, организации) за разработку и утверждение соответствующих регламентов, инструкций, положений по взаимодействию при подготовке и обеспечении оповещения населения, а также сроки их разработки.

Утверждается и оформляется приложением к Положению схема организации оповещения органов управления, сил РС ЧС и ГО и населения.

5.5 В разделе "Организация поддержания системы оповещения населения в состоянии готовности"

указываются ответственные подразделения (должностные лица) за:

квалификационную подготовку оперативного дежурного состава, отвечающего за задействование системы оповещения населения;

своевременное восстановление технических средств системы оповещения;

организацию и проведение эксплуатационно-технического обслуживания, наличие и качественное состояние ЗИП, поддержание в готовности (своевременный ремонт) и совершенствование технических средств (стационарных и мобильных) системы оповещения с учетом требований Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденного совместным приказом МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России от 7 декабря 2005 г. N 877/138/597;

разработку и выполнение план-графиков технических проверок и технического обслуживания системы оповещения;

вопросы сопряжения с системами оповещения населения и совершенствование систем мониторинга природных и техногенных чрезвычайных ситуаций;

за организацию и проведение проверок, в том числе комплексных, состояния готовности систем оповещения населения;

вопросы защиты информации в системе оповещения населения и обеспечение ее защиты от несанкционированного доступа;

определяется периодичность и порядок проведения проверок состояния готовности систем оповещения населения;

определяется порядок создания запасов мобильных средств оповещения их необходимый объем и сроки хранения.

5.6 В разделе "Организация запасов мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения и порядок поддержания их в готовности к использованию"

указываются ответственные подразделения (должностные лица) за организацию, номенклатуру и определение необходимого объема, своевременное восполнение, поддержание в готовности запасов мобильных технических средств оповещения;

определяются места хранения, порядок проверки технического обслуживания и освежения запасов мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения.

5.7 В разделе "Ответственность за не исполнение действующего законодательства по выполнению мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также мероприятий гражданской обороны"

Указывается ответственность за не исполнение действующего законодательства по выполнению мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также мероприятий гражданской обороны в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ст. 20.6, 20.7).

5.8 В разделе "Организация финансирования мероприятий по поддержанию в готовности и совершенствованию системы оповещения населения"

указывается порядок и источники финансирования создания, поддержания в готовности, совершенствования систем оповещения, создания и содержания запасов средств для систем оповещения всех уровней, возмещение затрат, понесенных организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения, с учетом требований статей 24, 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статьи 18 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

Приложение

ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ОПОВЕЩЕНИЯ, СОЗДАНИЯ, ПОДДЕРЖАНИЯ
И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

N п/п
Наименование документа
Требования
1
Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне"
Ст. 2. Основными задачами в области гражданской обороны являются:
оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов
Ст. 7. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов
Ст. 8. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, ...
2. Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:
поддерживают в состоянии постоянной готовности системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, ...
Ст. 9. Полномочия организаций в области гражданской обороны.
3. Организации, эксплуатирующие:
опасные производственные объекты I и II классов опасности;
особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты;
гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности;
гидротехнические сооружения высокой опасности,
создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения
2
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Ст. 11 п. 1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
б) ... осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций ...;
г) ... обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций
Ст. 11. п. 2. Органы местного самоуправления самостоятельно:
а) ... осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций ...;
в) ... обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций
Ст. 14. Организации обязаны:
в) обеспечивать создание, подготовку и содержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций ...;
г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
з) ... оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций
3
Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи"
Статья 12. Единая сеть электросвязи Российской Федерации
2. Для сетей электросвязи, составляющих единую сеть электросвязи Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области связи:
...
в зависимости от категорий сетей связи (за исключением сетей связи специального назначения, а также выделенных и технологических сетей связи, если они не присоединены к сети связи общего пользования) устанавливает требования к их проектированию, построению, эксплуатации, управлению ими или нумерации, применяемым средствам связи, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сетей связи, в том числе в чрезвычайных ситуациях, защиты сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой по ним информации, порядку ввода сетей связи в эксплуатацию;
...
2.1. Требования к применяемым средствам связи, управлению ими, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сетей связи, в том числе в чрезвычайных ситуациях, защиты сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой по ним информации, порядку ввода сетей связи в эксплуатацию устанавливаются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Статья 65. Управление сетью связи общего пользования
1. Управление сетью связи общего пользования в чрезвычайных ситуациях осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи во взаимодействии с центрами управления сетями связи специального назначения и имеющими присоединение к сети связи общего пользования технологическими сетями связи.
2. Для координации работ по устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, и его последствий в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации о введении чрезвычайного положения могут быть образованы временные специальные органы управления, которым передаются соответствующие полномочия федерального органа исполнительной власти в области связи.
Статья 66. Приоритетное использование сетей связи и средств связи
1. При угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определенных законодательством Российской Федерации, уполномоченные государственные органы в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, имеют право на приоритетное использование любых сетей связи и средств связи, а также приостановление или ограничение использования этих сетей связи и средств связи.
2. Операторы связи должны предоставлять абсолютный приоритет всем сообщениям, касающимся безопасности человека на воде, на земле, в воздухе, космическом пространстве, а также сообщениям о крупных авариях, катастрофах, об эпидемиях, эпизоотиях и о стихийных бедствиях, связанным с проведением неотложных мероприятий в области государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка
4
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Статья 26.3. Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
...
2. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:
...
45) организации и осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории субъекта Российской Федерации, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, организации и осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера
5
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Статья 16. Вопросы местного значения городского округа
1. К вопросам местного значения городского округа относятся:
...
28) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств
6
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
Требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте
...
создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии
7
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений"
Обязанности собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации
...
поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях
8
Федеральный закон от 9 января 1996 года N 3-Ф3 "О радиационной безопасности населения"
Организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь:
...
средства для оповещения и обеспечения ликвидации последствий радиационной аварии;
Обязанности организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, по обеспечению радиационной безопасности при радиационной аварии.
В случае радиационной аварии организация, осуществляющая деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, обязана:
обеспечить выполнение мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий;
проинформировать о радиационной аварии органы государственной власти, в том числе федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности, а также органы местного самоуправления, население территорий, на которых возможно повышенное облучение;
...
9
Закон от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"
Статья 35. Обязательные сообщения
...
Редакции средств массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе выпускать в свет (в эфир) по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, экстренную информацию об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов
10
Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"
7. Основными задачами МЧС России являются:
1) выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;
...
4) осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;
...
8. МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:
...
4) осуществляет:
...
руководство созданием и поддержанием в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, и контроль за созданием и деятельностью этих систем;
контроль за созданием локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов
11
Указ Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций"
1. Правительству Российской Федерации:
а) создать до 1 января 2014 г. комплексную систему экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, которая на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях должна обеспечить:
своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации, достоверной информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в такой ситуации;
возможность сопряжения технических устройств, осуществляющих прием, обработку и передачу аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, правилах поведения и способах защиты населения в таких ситуациях;
использование современных информационных технологий, электронных и печатных средств массовой информации для своевременного и гарантированного информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;
б) обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих создание комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций и организацию ее функционирования в составе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в) привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.
2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять меры по модернизации существующих систем оповещения населения и их подготовке к использованию в составе комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций
12
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 5 марта 2014 г. N 64-СФ "О результатах функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и перспективах ее развития в субъектах Российской Федерации в современных условиях"
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
...
принять меры по поддержанию и развитию в субъектах Российской Федерации технических средств радиовещания как составной части комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
4. Рекомендовать Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
осуществить меры по совершенствованию нормативно-правовой базы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с целью обеспечения единого подхода к нормативному регулированию на территории Российской Федерации по вопросам оповещения и информирования населения.
5. Рекомендовать исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям, в ведении которых находятся критически важные объекты и (или) потенциально опасные объекты:
...
активизировать работу по приведению локальных систем оповещения в соответствие с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих их создание, а также обеспечить их сопряжение с региональными автоматизированными системами централизованного оповещения;
продолжить обучение должностных лиц органов управления территориальных подсистем единой системы действиям при получении сигналов экстренного оповещения населения
13
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. N 140 "О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросу оповещения и информирования населения"
1. В перечнях лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий":
а) пункт 4 раздела I дополнить подпунктом "ж" следующего содержания:
"ж) передачи сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.";
б) пункт 4 раздела V дополнить подпунктом "д" следующего содержания:
"д) передачи сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.";
в) пункт 4 раздела IX дополнить подпунктом "ж" следующего содержания:
"ж) передачи сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.";
г) пункт 4 раздела XI дополнить подпунктом "з" следующего содержания;
"з) передачи сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.";
д) пункт 4 раздела XII дополнить подпунктом "е" следующего содержания:
"е) передачи сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.";
е) пункт 4 раздела XVI дополнить подпунктом "г" следующего содержания:
"г) передачи сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.";
ж) пункт 4 раздела XVII дополнить подпунктом "г" следующего содержания:
"г) передачи сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.";
з) пункт 4 раздела XVIII дополнить подпунктом "в" следующего содержания:
"в) передачи сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.";
и) пункт 4 раздела XIX дополнить подпунктом "в" следующего содержания:
"в) передачи сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.".
2. Правила оказания услуг связи проводного радиовещания, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2005 г. N 353 "Об утверждении Правил оказания услуг связи проводного радиовещания" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 24, ст. 2372; 2008, N 8, ст. 749), дополнить пунктом 5(1) следующего содержания:
"5(1). Оператор связи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, обязан обеспечивать передачу сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.".
3. Правила оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 г. N 785 "Об утверждении Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 249; 2008, N 8, ст. 749), дополнить пунктом 5(1) следующего содержания:
"5(1). Оператор связи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, обязан обеспечивать передачу сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.".
4. Правила оказания телематических услуг связи, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 г. N 575 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 38, ст. 4552; 2008, N 8, ст. 749; 2014, N 32, ст. 4525; N 34, ст. 4662), дополнить пунктом 5(1) следующего содержания:
"5(1). Оператор связи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, обязан обеспечивать передачу сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите, до пользователей услугами связи, оконечное оборудование которых подключено к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"."
14
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
п. 6. На каждом уровне единой системы создаются ... системы связи, оповещения и информационного обеспечения
п. 12. Размещение органов управления единой системы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных и подвижных пунктах управления, оснащенных техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию
п. 21. Управление единой системой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, ...
15
Постановление Правительства РФ от 1 марта 1993 г. N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных станций для оповещения и информирования населения РФ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени"
1. Радиотрансляционные сети и радиовещательные станции (независимо от форм собственности), включая радиопередатчики звукового сопровождения телевидения могут быть использованы органами управления ГОЧС всех уровней РСЧС по согласованию с территориальными органами Госкомсвязи России и телерадиокомпаниями для оповещения и информирования населения РФ. Сети проводного вещания и радиовещательные станции, кроме радиопередатчиков звукового сопровождения телевидения, могут быть использованы также для передачи условных сигналов в территориальных системах централизованного оповещения. Право на использование сетей радио- и сетей проводного вещания предоставляется органам исполнительной власти субъекта РФ
16
Постановление Правительства РФ от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов"
1. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерствам, ведомствам и организациям, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, обеспечить:
включение в проекты на строительство потенциально опасных объектов разделов, предусматривающих создание локальных систем оповещения;
проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах
2. Установить зоны действия локальных систем оповещения:
в районах размещения ядерно и радиационно опасных объектов - в радиусе 5 км вокруг объектов (включая поселок объекта);
в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе до 2,5 км вокруг объектов;
в районах размещения гидротехнических объектов - на расстоянии до 6 км от объектов.
4. Возложить ответственность за организацию оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов:
на министерства, ведомства и организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, - рабочих и служащих этих объектов, рабочих и служащих других предприятий и учреждений и населения в пределах зон действия локальных систем оповещения, штабов ГО;
на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов, на территории которых действуют потенциально опасные объекты, - остального населения, проживающего в зонах возможного радиоактивного и химического заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, в том числе в части дублирования оповещения указанного выше населения
17
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации"
6. В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне, в том числе своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время, на территории Российской Федерации организуется сбор информации в области гражданской обороны (далее - информация) и обмен ею.
8. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являются:
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения;
создание локальных систем оповещения;
установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации
18
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 895 "Об утверждении Положения о приоритетном использовании, а также приостановлении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
2. Во время чрезвычайных ситуаций право на приоритетное использование любых сетей связи и средств связи, а также приостановление или ограничение использования этих сетей связи и средств связи имеют ... Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ... находящиеся в их ведении службы и агентства, а также координационные органы всех уровней единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - приоритетные пользователи).
4. При приостановлении использования сетей связи и средств связи предусматривается полное прекращение их использования другими пользователями на время проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5. Приоритетное использование любых сетей связи и средств связи, сохранившихся в зоне чрезвычайных ситуаций, приостановление или ограничение их использования может применяться в отношении любых сетей связи и средств связи независимо от формы собственности, правовых оснований владения и пользования ими, категорий сетей связи, функционального предназначения и технических характеристик средств связи, а также организационно-правовой формы организаций, в ведении которых находятся сети связи.
6. Приоритетное использование любых сетей связи и средств связи, приостановление или ограничение их использования осуществляется в целях обеспечения проведения приоритетными пользователями неотложных мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, а также обеспечения деятельности в области государственного управления, обороноспособности и безопасности государства, обеспечения правопорядка, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
7. Операторы связи предоставляют абсолютный приоритет всем сообщениям, касающимся безопасности человека на воде, на земле, в воздухе, космическом пространстве, сообщениям о крупных авариях, катастрофах, об эпидемиях, эпизоотиях и о стихийных бедствиях независимо от того, кто передает эту информацию, а также сообщениям, связанным с проведением неотложных мероприятий в области государственного управления, обороноспособности и безопасности государства, обеспечения правопорядка и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
9. Любые сети связи и средства связи для приоритетного использования во время чрезвычайных ситуаций предоставляются в первую очередь для обеспечения связью:
а) правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
б) комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
в) территориальных и местных комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
г) оперативных групп органов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, осуществляющих руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций;
д) аварийно-спасательных служб и формирований, действующих в зонах чрезвычайных ситуаций
19
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июня 2015 г. N 1010-р "О проекте Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" по вопросам использования ресурсов сетей связи для целей оповещения и информирования населения"
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" по вопросам использования ресурсов сетей связи для целей оповещения и информирования населения".
2. Назначить заместителя Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алхазова Дмитрия Михайловича официальным представителем Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" по вопросам использования ресурсов сетей связи для целей оповещения и информирования населения"
20
Совместный приказ МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России от 25 июля 2006 г. N 422/90/376 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения"
4. ... системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться
5. ... создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах), по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и военное время
6. Руководители федеральных органов исполнительной власти и организаций, главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководители органов местного самоуправления, объектов (организаций), являющиеся по должности начальниками гражданской обороны, несут персональную ответственность за создание, совершенствование (реконструкцию) и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения ГО
12. Передача информации и сигналов оповещения осуществляется органами повседневного управления РСЧС с разрешения руководителей постоянно действующих органов управления РСЧС по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ ...
18. Непосредственные действия (работы) по задействованию систем оповещения осуществляются дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления РСЧС, дежурными службами организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения
37. В целях поддержания в готовности систем оповещения ГО проводятся проверки их работоспособности и организуется эксплуатационно-техническое обслуживание
39. Эксплуатационно-техническое обслуживание средств оповещения организуется органами, осуществляющими управление гражданской обороной, и проводится предприятиями связи на договорных условиях
21
Совместный приказ МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России от 7 декабря 2005 г. N 877/138/597 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения"
2. Постоянная готовность к использованию территориальных систем оповещения достигается своевременным и качественным эксплуатационно-техническим обслуживанием технических средств оповещения
5. Общее руководство эксплуатационно-техническим обслуживанием технических средств оповещения осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
13. Организация эксплуатационно-технического обслуживания, контроль за состоянием и поддержанием технических средств оповещения в постоянной готовности к использованию по предназначению осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
25. Планирование эксплуатационно-технического обслуживания технических средств оповещения организуют должностные лица уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
53. С целью поддержания территориальных систем оповещения в постоянной готовности к использованию проводятся следующие виды проверок:
комплексные технические проверки готовности территориальных систем оповещения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации оповещения до населения, проживающего на данной территории;
технические проверки готовности территориальных систем оповещения к задействованию без включения оконечных средств оповещения населения
54. Комплексные технические проверки проводятся не реже одного раза в год комиссией в составе представителей уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, а также организации связи, оператора связи и организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, принявших технические средства оповещения на эксплуатационно-техническое обслуживание
55. Технические проверки готовности территориальной системы оповещения к использованию проводятся оперативными дежурными пункта управления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации путем ежедневной передачи сигнала (или речевого сообщения) "Техническая проверка" без включения оконечных средств оповещения населения с последующей записью результатов в книгу учета технического состояния технических средств оповещения
22
Совместный приказ МЧС России, МВД России и ФСБ России от 31 мая 2005 г. N 428/432/321 "О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций"
Положение о порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного его оповещения и оперативного информирования о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций
23
Совместный приказ МЧС России, МВД России и ФСБ России от 28 октября 2008 г. N 646/919/526 "Об утверждении Требований по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей"
Требования по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей
24
Строительные нормы и правила Российской Федерации СНиП 31-01-2003
4.6. В жилых зданиях следует предусматривать ..., телефонизацию, радиофикацию, телевизионные антенны и звонковую сигнализацию, а также автоматическую пожарную сигнализацию, системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, ....
25
Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования. ГОСТ Р 42.3.01-2014 Утвержден Росстандартом России от 7.04.2014 N 311-ст
Определены:
4. Классификация
5. Общие технические требования
5.1. Требования к АРМ оповещения населения
5.2. Требования к аппаратуре запуска и мониторинга оконечных средств оповещения населения
5.3. Требования к специальному оконечному средству оповещения населения
26
Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Методы испытаний ГОСТ Р 42.3.03-2015. Утвержден Росстандартом России от 30.06.2015 N 834-ст
4. Методы испытаний
...
4.1. Общие положения
...
4.2. Методики испытаний на внешние воздействия
...
27
Гражданская оборона. Оценка эффективности топологии оконечных устройств оповещения населения ГОСТ Р 55199-2012. Утвержден Росстандартом России от 26.11.2012 N 1191-ст
Определены общие требования к оконечным устройствам коллективного оповещения, в том числе по минимально необходимому звуковому давлению в различных условиях
28
Свод правил. Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования. СП 133.13330.2012
Определены:
3. Термины и определения
4. Назначение и проектирование сетей проводного радиовещания
5. Проектирование и построение локальных и объектовых систем оповещения и их сопряжение с региональной системой оповещения
6. Проектирование и построение системы оповещения и управления эвакуацией пользователей зданий и сооружений (СОУЭ)
7. Системы оповещения жителей городских и сельских поселений о чрезвычайных ситуациях
8. Упрощенный расчет числа громкоговорителей в системах оповещения
29
"Концепция создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций" Принята протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 18 июня 2013 г. N 4
1. Термины и определения
2. Вводимые термины и определения
4. Нормативное обеспечение функционирования систем оповещения и информирования населения
5. Действующие системы оповещения населения и перспективы их развития
6. Системы информирования населения и перспективы их развития
7. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций
8. Основные мероприятия и этапы реализации концепции
9. Ожидаемые результаты от реализации концепции
10. Механизмы реализации и контроля за исполнением настоящей концепции
11. Возможные риски
30
Методические рекомендации МЧС России
Методические рекомендации по реконструкции территориальных систем оповещения гражданской обороны Российской Федерации, МЧС России, 2001 г.;
Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения, МЧС России, 2002 г.;
Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения на базе нового комплекса технических средств оповещения населения по радиоканалам, МЧС России, 2006 г.;
Методические рекомендации по реконструкции (созданию) региональных, местных и локальных систем оповещения на базе комплекса технических средств оповещения на цифровых сетях связи с IP-технологией и каналах кабельного телевидения, МЧС России, 2007 г.;
Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения на базе комплекса программно-аппаратных средств оповещения (КПАСО "МАРС-АРСЕНАЛ"), МЧС России, 2010 г.;
Методические рекомендации по созданию локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов на базе комплекса программно-технических средств автоматизированной системы оповещения (КПТС АСО), МЧС России, 2011 г.;
Методические рекомендации по созданию (реконструкции) региональных систем оповещения на базе комплекса программно-технических средств автоматизированной системы оповещения (КПТС АСО), МЧС России, 2011 г.;
Типовые проектные решения по созданию региональных, местных и локальных систем оповещения, 2001 г.
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области