"Методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации" (утв. Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, протокол N 2, 22.04.2021) (вместе с "Рекомендациями по определению соответствия состава и структуры АСС (АСФ), возложенным на нее (него) задачам по ЛРН на территории", "Рекомендациями по проверке оснащенности АСС (АСФ) для выполнения ЛРН на территории", "Рекомендациями по оценке наличия условий, обеспечивающих размещение АСС (АСФ) и проведение мероприятий по профессиональной подготовке спасателей к ведению ЛРН на территории", "Рекомендациями по проведению проверки постоянной готовности АСС (АСФ) к оперативному

Утверждены
Межведомственной комиссией
по аттестации аварийно-спасательных
служб, аварийно-спасательных
формирований и спасателей
Протокол N 2
22 апреля 2021 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ АТТЕСТАЦИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ,
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ, СПАСАТЕЛЕЙ И ГРАЖДАН,
ПРИОБРЕТАЮЩИХ СТАТУС СПАСАТЕЛЯ, НА ПРАВО ВЕДЕНИЯ РАБОТ
ПО ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОД
И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МОРЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введение

Методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях формирования единого подхода органами, осуществляющими аттестацию аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя (далее - аттестационные комиссии) и аттестуемыми к проведению аттестации на право ведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации разработаны Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей в соответствии с Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований (далее - АСС (АСФ), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя (далее - Положение о проведении аттестации) [1], Положением о постоянно действующих комиссиях по аттестации АСС (АСФ), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя [6] (далее - Положение об АК), Требованиями к составу и оснащению АСС и (или) АСФ, участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов [2] (далее - Требования к составу и оснащению АСС (АСФ) и с учетом Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации [3] (далее - Правила ЛРН).

1.2. Работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации (далее - ЛРН на территории), относятся к видам аварийно-спасательных работ (далее - АСР) [2, 3].

1.3. Ликвидация разлива нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации - комплекс работ, проводимых при возникновении разлива нефти и нефтепродуктов и направленных на локализацию разлива нефти и нефтепродуктов, сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов, прекращение действия характерных опасных факторов, исключение возможности вторичного загрязнения окружающей среды, а также на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь [3].

Локализация разлива нефти и нефтепродуктов - комплекс мероприятий, направленных на прекращение распространения разлитой или выливающейся нефти (разлитых или выливающихся нефтепродуктов) на поверхности грунта или водного объекта, проводимых путем установки заграждений, проведения земляных работ или использования специальных средств [3].

1.4. Аттестационные комиссии осуществляют аттестацию АСС (АСФ), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения ЛРН на территории в соответствии со своими полномочиями и с учетом географических, гидрометеорологических и других условий местности [2, 6].

2. Аттестация АСС (АСФ) на право ведения ЛРН на территории

2.1. При проведении аттестации АСС (АСФ) рассматриваются поступившее в аттестационную комиссию заявление об аттестации на право ведения АСР и прилагаемые к нему документы.

2.2. Перечень документов, представляемых для аттестации АСС (АСФ), определен пунктами 13 и 14 Положения о проведении аттестации.

В соответствии с пунктом 10 Положения об АК аттестационные комиссии могут запрашивать и получать от организаций и граждан на основании письменных запросов необходимые материалы и информацию по вопросам, относящимся к деятельности аттестационных комиссий [6].

Проверку соответствия АСС (АСФ) обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, и готовности к выполнению задач по предназначению и проведению ЛРН на территории рекомендуется проводить в формате документарной и выездной проверки.

В случае выявления в ходе документарной проверки в представленных документах недостоверной или искаженной информации, непредставления какого-либо из предусмотренных документов дальнейшая (выездная) проверка соответствия АСС (АСФ) обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, может не проводиться, и аттестационной комиссией может быть принято решение об отказе в аттестации АСС (АСФ) [1].

2.3. Определение готовности АСС (АСФ) к оперативному реагированию и проведению ЛРН на территории осуществляется в ходе выездной проверки в месте ее (его) дислокации аттестационной комиссией или создаваемой в установленном порядке рабочей группой. При наличии нескольких мест дислокации АСС (АСФ) конкретные места для проведения проверки (проверок) определяются решением председателя (заместителя председателя) аттестационной комиссии.

Перед началом проверки руководитель рабочей группы проводит установочное совещание с руководящим составом АСС (АСФ) по проверяемым вопросам, представляет членов рабочей группы.

В ходе проверки проводится смотр личного состава, смотр аварийно-спасательной и другой техники, приборов и снаряжения, затем проверка по отдельным направлениям деятельности, в том числе по профессиональной подготовке спасателей.

При проведении проверки рекомендуется использовать критерии оценки соответствия АСС (АСФ) обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, в том числе - готовности к оперативному реагированию и проведению ЛРН на территории (приложение А).

2.4. Для определения соответствия АСС (АСФ) обязательным требованиям используется следующая система оценки (по каждому требованию):

- "соответствует" - замечаний нет или имеются замечания, не препятствующие выполнению ЛРН на территории в полном объеме;

- "не соответствует" - имеются замечания, препятствующие выполнению ЛРН на территории.

Рекомендуются к аттестации АСС (АСФ), показавшие оценки "соответствует" по всем проверяемым обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, и по результатам проверки готовности АСС (АСФ) к оперативному реагированию и проведению ЛРН на территории.

При наличии оценки "не соответствует" по одному и более обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации АСС (АСФ), и (или) по результатам проверки готовности АСС (АСФ) к оперативному реагированию и проведению ЛРН на территории, АСС (АСФ) не рекомендуется к аттестации на данный вид АСР.

При проведении проверок готовности АСС (АСФ) рекомендуется проводить фотовидеофиксацию хода проверки для последующего представления материалов в аттестационную комиссию и демонстрации на заседании аттестационной комиссии.

2.5. Решение об аттестации АСС (АСФ) на право ведения ЛРН на территории принимается аттестационной комиссией по результатам рассмотрения представленных документов и проверки соответствия АСС (АСФ) обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации [1].

2.6. В ходе проверки соответствия АСС (АСФ) обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, в соответствии с Положением о проведении аттестации, проверяются:

- полнота и достоверность представленных документов для аттестации АСС (АСФ) (пп. 13, 14 Положения о проведении аттестации);

- наличие учредительных документов АСС (АСФ) (устава (положения), приказа или иного документа о создании АСС (АСФ);

- соответствие состава и структуры АСС (АСФ), утвержденных ее (его) учредителями или организацией, создавшей АСС (АСФ), возложенным на нее (него) задачам по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и требованиям законодательства Российской Федерации (приложение Б);

- укомплектованность личного состава спасателями, не менее 75 процентов которых аттестованы на право ведения ЛРН на территории;

- оснащенность в соответствии с нормами обеспечения, утверждаемыми учредителями АСС (АСФ), аварийно-спасательными средствами, обеспечивающими выполнение ЛРН на территории и принадлежащими этой службе (этому формированию) на праве собственности или ином законном основании на срок не менее срока действия аттестации (приложение В);

- наличие условий (в соответствии с нормами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций), обеспечивающих размещение аварийно-спасательных средств и проведение мероприятий по профессиональному обучению спасателей к выполнению ЛРН на территории в соответствии с технологией ее ведения, а для профессиональной (профессионального) АСС (АСФ), кроме этого, - условий, обеспечивающих несение дежурства спасателями этой (этого) АСС (АСФ) (приложение Г);

- постоянная готовность сил и средств к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации;

2.7. Структура и численность АСС (АСФ) для проведения ЛРН на территории утверждаются учредителем АСС (АСФ) в соответствии с Требованиями к составу и оснащению АСС (АСФ), участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Оснащение АСС (АСФ) специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами не может быть ниже установленных минимальных норм [2].

Для АСС (АСФ), созданных организациями, осуществляющими деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию углеводородного сырья и произведенной из него продукции на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, состав и оснащение АСС (АСФ) определяются учредителем в планах предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов [3] (далее - ПЛРН) с учетом необходимости и достаточности привлекаемых сил и средств для выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации в соответствии с Правилами ЛРН, а также с учетом географических, гидрометеорологических и других условий местности [2].

2.8. В ходе проверки анализируются соответствие структуры и численности АСС (АСФ) возлагаемым на нее (него) задачам и функциям.

Укомплектованность АСС (АСФ) личным составом определяется как соотношение фактической численности спасателей, аттестованных на право ведения ЛРН на территории, к установленной организационно-штатной структурой (далее - ОШС) численности работников, должностные (служебные) обязанности которых предусматривают непосредственное участие в проведении АСР, и должна составлять не менее 75 процентов.

При проверке укомплектованности АСС (АСФ) личным составом определяется соответствие фактической структуры и численности АСС (АСФ) требованиям нормативных документов, локальным актам о структуре и численности АСС (АСФ), утвержденным учредителем, сведениям в документах, представленным в аттестационную комиссию.

2.9. Проверка постоянной готовности АСС (АСФ) к оперативному реагированию и проведению ЛРН на территории осуществляется путем проведения учебной тренировки, с учетом сценариев, прописанных в ПЛРН (при наличии обслуживаемых объектов), с выездом к месту проведения АСР, развертыванием сил и средств и демонстрацией действий по проведению ЛРН на территории (приложение Е).

К проведению учебной тренировки привлекаются руководящий состав и спасатели АСС (АСФ) в полном составе (за исключением отсутствующих по уважительной причине). План проведения учебной тренировки разрабатывается заблаговременно и доводится до проверяемой АСС (АСФ).

В ходе учебной тренировки проверяется возможность прибытия АСС (АСФ) от места постоянной дислокации к месту проведения ЛРН на территории и проведения работ по локализации за время, не превышающее с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации при разливе на поверхностных водных объектах (включая их водоохранные зоны) 4 часов, при разливе на сухопутной части территории Российской Федерации - 6 часов [3].

Для профессиональных АСС (АСФ) оценивается организация несения дежурства (приложение Ж).

При выполнении ЛРН на территории также проверяется уровень профессиональной подготовки работников органов управления и спасателей АСС (АСФ). Критериями уровня профессиональной подготовки являются знание специальной терминологии, правильность выполнения практических заданий, соблюдение последовательности их выполнения, технологии и необходимых мер безопасности.

2.10. При проведении проверки постоянной готовности АСС (АСФ) к оперативному реагированию и проведению ЛРН на территории используется техническое оснащение, имеющееся у аттестуемой АСС (АСФ).

2.11. По результатам проверки соответствия АСС (АСФ) обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, и готовности к выполнению возложенных на нее (него) задач [1] составляется Акт проверки АСС (АСФ) (приложение З), который представляется в аттестационную комиссию.

В Акте проверки АСС (АСФ) делается вывод о соответствии АСС (АСФ) обязательным требованиям, предъявляемым при их аттестации, и готовности к оперативному реагированию и проведению ЛРН на территории и указываются:

максимальный объем разлива нефти и нефтепродуктов, локализацию и ликвидацию которого способна осуществить аттестуемая АСС (АСФ) на сухопутной территории организаций, входящих в заявленную зону ответственности АСС (АСФ);

максимальный объем разлива нефти и нефтепродуктов, локализацию и ликвидацию которого способна осуществить аттестуемая АСС (АСФ) на поверхностных водных объектах (за исключением внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации) организаций, входящих в заявленную зону ответственности АСС (АСФ).

2.12. При положительном решении аттестационной комиссии об аттестации АСС (АСФ) на право ведения ЛРН на территории в протоколе заседания, а также на оборотной стороне свидетельства об аттестации АСС (АСФ) указываются максимальные объемы разлива нефти и нефтепродуктов, локализацию и ликвидацию которых может осуществить аттестуемая АСС (АСФ) на сухопутной территории и на поверхностных водных объектах (за исключением внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации), например:

"ЛРН (терр.) на сухопутной территории - до 500 тонн, на водных объектах - до 100 тонн".

3. Аттестация спасателей и граждан, приобретающих статус
спасателя, на право ведения ЛРН на территории

3.1. Решение об аттестации спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя (далее - спасатели), на право ведения ЛРН на территории принимается аттестационной комиссией по результатам проверки их соответствия обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, и готовности к действиям по проведению ЛРН на территории [1].

3.2. В ходе проверки соответствия спасателя обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, проверяется полнота и достоверность документов, представленных в аттестационную комиссию в соответствии с пунктами 23 - 25 Положения о проведении аттестации, а также оценивается выполнение нормативов по физической подготовке.

3.3. Определение готовности спасателей к действиям по проведению ЛРН на территории включает оценку теоретических знаний и практических навыков.

Для определения готовности спасателей к действиям по проведению ЛРН на территории аттестационным комиссиям рекомендуется разрабатывать и не менее чем за 10 дней до начала проверки доводить до проверяемых перечни теоретических вопросов и практических упражнений (нормативов), составляемых с учетом типа АСС (АСФ) (профессиональное, нештатное, общественное), географических, гидрометеорологических и других условий местности, особенностей отраслей и объектов, имеющегося технического оснащения, а также функциональных обязанностей спасателей и руководящего состава АСС (АСФ) (приложение Д).

При проверке готовности спасателя оцениваются теоретические знания и умения спасателя по ведению ЛРН на территории и проверяется выполнение одного - двух практических упражнений (нормативов).

3.4. Ответы на теоретические вопросы и выполнение практических упражнений оцениваются на "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".

Общая оценка выставляется:

а) "отлично", если по проверенным вопросам получено не менее 50% оценок "отлично", остальные - не ниже "хорошо";

б) "хорошо", если по проверенным вопросам получено не менее 50% оценок "отлично" и "хорошо", остальные - не ниже "удовлетворительно";

в) "удовлетворительно", если по проверенным вопросам получено 100% оценок не ниже "удовлетворительно";

г) "неудовлетворительно", если не выполнены требования по оценке "удовлетворительно".

3.5. Уровень физической подготовки проверяется путем выполнения спасателями нормативов [5].

Упражнения по физической подготовке выполняются в следующей последовательности:

а) упражнение на скоростные возможности;

б) упражнение на силу;

в) упражнение на выносливость.

Спасатели выполняют по одному упражнению из каждого норматива, определяемому исходя из погодных условий и места проведения проверки выполнения нормативов.

Результаты проверки отражаются в "Ведомости выполнения нормативов по физической подготовке спасателями и/или гражданами, приобретающими статус спасателя" (приложение И).

3.6. Решение об аттестации или об отказе в аттестации спасателя принимается аттестационной комиссией по результатам проверки соответствия спасателя обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, и оценки его готовности к действиям по проведению ЛРН на территории [1].

Приложение А

КРИТЕРИИ
ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫМ
ПРИ АТТЕСТАЦИИ АСС (АСФ) НА ПРАВО ВЕДЕНИЯ ЛРН НА ТЕРРИТОРИИ

Таблица А.1

Наименование
Результат проверки
Оценка соответствия обязательным требованиям
1. Документы для аттестации АСС (АСФ)
1.1. Документы для аттестации АСС (АСФ) [1]
Имеется полный комплект документов. Не выявлено наличие в них неполной, недостоверной или искаженной информации.
Соответствует
Документы имеются частично или отсутствуют. Выявлено наличие в них неполной, недостоверной или искаженной информации.
Не соответствует
2. Соответствие АСС (АСФ) утвержденной организационно-штатной структуре
2.1. Соответствие АСС (АСФ) ОШС, утвержденной ее (его) учредителем или организацией, создавшей АСС (АСФ)
АСС (АСФ) соответствует утвержденной ОШС, которая обеспечивает проведение ЛРН на территории.
Соответствует
АСС (АСФ) не соответствует утвержденной ОШС
Не соответствует
ОШС не обеспечивает проведение ЛРН на территории.
Не соответствует
3. Укомплектованность личным составом, аттестованным для проведения ЛРН на территории
3.1. Укомплектованность личным составом, аттестованным для проведения ЛРН на территории
Укомплектованность составляет не менее 75%, при этом укомплектованы должности руководителя и (или) заместителя руководителя АСС (АСФ).
Соответствует
Укомплектованность менее 75%.
Не соответствует
4. Оснащенность в соответствии с нормами обеспечения аварийно-спасательными средствами для выполнения ЛРН на территории
4.1. Оснащенность аварийно-спасательными средствами для ведения ЛРН на территории
Имеется оснащение на праве собственности или ином законном основании на срок не менее срока аттестации, в исправном состоянии, в полном соответствии с нормами обеспечения (100%).
Соответствует
Имеются незначительные замечания по наличию и исправности оснащения, не препятствующие проведению ЛРН на территории в полном объеме.
Соответствует
Имеются замечания по наличию и исправности оснащения, препятствующие проведению ЛРН на территории.
Не соответствует
Не подтверждена принадлежность оснащения к АСС (АСФ) на законных основаниях на срок не менее срока аттестации.
Не соответствует
4.2. Наличие и состояние оперативного автотранспорта (для профессиональных АСС (АСФ) [8]
Имеется в наличии в полном соответствии с нормами обеспечения, в исправном состоянии, на праве собственности или ином законном основании на срок не менее срока аттестации. Автотранспорт обеспечивает оперативную доставку личного состава, оснащения и оборудования к месту проведения ЛРН на территории, имеет цветографическую раскраску, специальные звуковые и световые сигналы в соответствии с установленными требованиями) [4], [8].
Соответствует
Необходимое количество оперативного автотранспорта отсутствует или находится в неисправном состоянии.
Имеющийся транспорт не приспособлен для оперативной доставки личного состава, оснащения и оборудования к месту проведения ЛРН на территории.
Не соблюдаются требования по количеству и категориям оснащенных специальными световыми и звуковыми сигналами транспортных средств [8].
Не соответствует
Не подтверждена принадлежность оперативного автотранспорта к АСС (АСФ) на законных основаниях.
Не соответствует
5. Наличие условий, обеспечивающих размещение АСС (АСФ), несение дежурства спасателями и проведение мероприятий по профессиональной подготовке спасателей к ведению ЛРН на территории
5.1. Наличие условий для размещения АСС (АСФ) и несения дежурства спасателями (для профессиональных АСС)
Имеются на праве собственности или используются на законном основании необходимые служебные и бытовые помещения. Состояние помещений позволяет обеспечивать размещение и функционирование АСС (АСФ) в полном объеме.
Соответствует
Помещения отсутствуют или не позволяют обеспечивать размещение и функционирование АСС (АСФ).
Не соответствует
5.2. Наличие условий для профессиональной подготовки спасателей к ведению ЛРН на территории
Имеется (используется) учебно-материальная база, состояние и оснащенность которой позволяют проводить подготовку спасателей и отрабатывать основные этапы проведения работ по ЛРН на территории.
Соответствует
Условия для профессиональной подготовки спасателей к ведению ЛРН на территории отсутствуют.
Не соответствует
6. Постоянная готовность к оперативному реагированию и проведению ЛРН на территории <*>
6.1. Выполнение работ по локализации разливов нефти и нефтепродуктов (в ходе проведения учебной тренировки)
Работы по локализации разлива нефти и нефтепродуктов выполнены без замечаний и в установленный срок.
Соответствует
Работы по локализации разлива нефти и нефтепродуктов не выполнены в установленный срок или имеются нарушения, которые могут привести к ущербу для жизни и здоровья людей, окружающей природной среде и имуществу.
Не соответствует
6.2. Выполнение работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (в ходе проведения учебной тренировки)
Работы по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов выполнены без замечаний.
Соответствует
Работы по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов не выполнены или имеются нарушения, нарушения, которые могут привести к ущербу жизни и здоровью людей, окружающей природной среде и имуществу.
Не соответствует
6.3. Организация дежурства в профессиональных АСС (АСФ)
Организация дежурства в профессиональных АСС (АСФ) обеспечивает оперативное реагирование на ЛРН.
Соответствует
Имеются замечания по организации дежурства в профессиональных АСС (АСФ), препятствующие оперативному реагированию на ЛРН
Не соответствует
Выводы о соответствии АСС (АСФ) обязательным требованиям по результатам проверки:
Оценка "Соответствует" по всем параметрам проверки
Рекомендуется к аттестации
Оценка "Не соответствует" по одному или более параметрам проверки
К аттестации не рекомендуется

--------------------------------

<*> В случае, если по результатам проверки готовности структурных подразделений АСС (АСФ), созданным на базе представительств и филиалов организации, в одном или нескольких местах дислокации АСС (АСФ) выставлена оценка "не соответствует", АСС (АСФ) оценивается как "не соответствует обязательным требованиям".

Приложение Б

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ АСС (АСФ),
ВОЗЛОЖЕННЫМ НА НЕЕ (НЕГО) ЗАДАЧАМ ПО ЛРН НА ТЕРРИТОРИИ

Б.1. Количество спасателей АСС (АСФ) установлено Требованиями к составу и оснащению АСС (АСФ) [2] и в соответствии с объемом возможного разлива нефти и нефтепродуктов составляет, не менее:

- до 500 тонн - 8 спасателей, из них аттестованных на проведение ЛРН на территории 6 человек;

- до 1000 тонн - 12 спасателей, из них аттестованных на проведение ЛРН на территории 9 человек;

- до 5000 тонн - 22 спасателя, из них аттестованных на проведение ЛРН на территории 17 человек;

- свыше 5000 тонн - 30 спасателей, из них аттестованных на проведение ЛРН на территории 23 человека.

Б.2. При определении соответствия АСС (АСФ) требованиям об укомплектованности спасателями рассматриваются в том числе следующие документы, представляемые заявителем:

- книжки спасателей с отметкой об аттестации спасателей на право ведения ЛРН на территории, удостоверения личности спасателей, выписки из протоколов аттестационных комиссий о предыдущей аттестации личного состава АСС (АСФ);

- документы об образовании и квалификации спасателей и других работников АСС (АСФ) в сфере проведения ЛРН на территории, в том числе документы о владении смежными специальностями в соответствии с возложенными на АСС (АСФ) задачами;

- распорядительные документы о возложении задач по проведению ЛРН на территории на структурные подразделения АСС (АСФ) и спасателей;

- должностные инструкции личного состава АСС (АСФ) (с учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных");

- копии документов о допуске спасателей к работе в условиях вредных или опасных факторов и к эксплуатации аварийно-спасательного оборудования в соответствии с задачами АСС (АСФ) и Табелем оснащения АСС (АСФ);

- копии договоров (страховых полисов) обязательного страхования жизни и здоровья спасателей при исполнении ими обязанностей, связанных с проведением работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в индивидуальном порядке или в составе АСС (АСФ).

При рассмотрении должностных инструкций и других документов личного состава АСС (АСФ) проверяется:

- отсутствие в составе АСС (АСФ) на должностях спасателей граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничения для работы спасателями;

- соблюдение ограничений, установленных статьей 282 Трудового кодекса Российской Федерации, при работе спасателей по совместительству.

Приложение В

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕРКЕ ОСНАЩЕННОСТИ АСС (АСФ) ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛРН
НА ТЕРРИТОРИИ

В.1. При проверке оснащенности оперативным автотранспортом и аварийно-спасательными средствами оценивается возможность выполнения АСС (АСФ) ЛРН на территории, с применением аварийно-спасательных средств, предусмотренных нормами оснащения.

Нормы оснащения АСС (АСФ), обеспечивающие выполнение ЛРН на территории, устанавливаются в соответствии с Требованиями к составу и оснащению АСС (АСФ) [2] и отражаются в Табеле оснащения АСС (АСФ) оперативным автотранспортом и аварийно-спасательными средствами, необходимыми для проведения заявленных видов аварийно-спасательных работ.

При разработке норм оснащения (состава и количества) учредителем АСС (АСФ) (организацией, создавшей АСС (АСФ) учитываются:

- особенности обслуживаемых объектов (при наличии);

- места (территории, акватории), условия и технологии проведения работ по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

- меры защиты спасателей от опасных факторов, сопровождающих разливы нефти и нефтепродуктов;

- другие факторы, влияющие на оснащенность и безопасность проведения АСР.

В.2. При проверке оснащенности АСС (АСФ) оперативным автотранспортом и аварийно-спасательными средствами, обеспечивающими проведение ЛРН на территории, рассматриваются следующие документы, представляемые заявителем:

- табель оснащения АСС (АСФ) оперативным автотранспортом и аварийно-спасательными средствами, необходимыми для проведения ЛРН на территории (далее - табель оснащения);

- ведомость оснащения АСС (АСФ) оперативным автотранспортом и аварийно-спасательными средствами, необходимыми для проведения ЛРН на территории (далее - ведомость оснащения);

- документы по учету технического состояния оперативного автотранспорта и аварийно-спасательных средств, в т.ч. судов;

- документы, подтверждающие принадлежность к АСС (АСФ) оперативного автотранспорта и аварийно-спасательных средств, на праве собственности или ином законном основании на срок не менее срока действия аттестации.

В.3. При проверке оснащенности АСС (АСФ) анализируются:

1) соответствие фактической оснащенности АСС (АСФ) Требованиям к составу и оснащению АСС (АСФ) [2];

2) соответствие фактического наличия автотранспорта, аварийно-спасательных средств сведениям, указанным в табеле оснащения и ведомости оснащения;

3) техническое состояние и комплектность автотранспорта, аварийно-спасательных средств, необходимых для проведения ЛРН на территории, а также подготовленность их к применению;

4) документы, подтверждающие техническое состояние имеющихся в наличии и указанных в ведомости оснащения автотранспорта и аварийно-спасательных средств, необходимых для проведения ЛРН на территории, в т.ч. плавсредств, ведение документации, связанной с их содержанием и эксплуатацией;

5) документы, подтверждающие принадлежность (права владения) к АСС (АСФ), либо организации, создавшей АСС (АСФ), оперативного автотранспорта и аварийно-спасательных средств, на праве собственности или ином законном основании на срок не менее срока действия аттестации.

Документами, подтверждающими исправное техническое состояние аварийно-спасательных, являются выданные (имеющие соответствующие отметки) в установленные нормативные сроки:

для автотранспорта - диагностические карты;

для судов - классификационные свидетельства;

для технических устройств - технические паспорта (формуляры и др.), выдаваемые заводом-изготовителем (с соответствующими отметками), заключения экспертизы промышленной безопасности, акты технического осмотра (подписанные уполномоченными лицами) и др.

6) наличие прав владения оперативным автотранспортом и аварийно-спасательными средствами, необходимыми для проведения заявленных видов аварийно-спасательных работ, устанавливается, в том числе, на основе следующих документов:

договоров купли-продажи (аренды, лизинга и др.);

документов государственной регистрации;

свидетельств о постановке на учет;

актов приема-передачи;

счетов-фактур;

сведений бухгалтерского учета;

паспортов изделий и других документов.

7) соответствие количества и категорий транспортных средств, оснащенных специальными световыми и звуковыми сигналами, нормативным требованиям [8].

Приложение Г

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОЦЕНКЕ НАЛИЧИЯ УСЛОВИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РАЗМЕЩЕНИЕ АСС
(АСФ) И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКЕ СПАСАТЕЛЕЙ К ВЕДЕНИЮ ЛРН НА ТЕРРИТОРИИ

Г.1. Проверка зданий (строений) и помещений, в которых дислоцируется АСС (АСФ), проводится в целях:

- определения наличия условий, обеспечивающих размещение аварийно-спасательных средств, проведение мероприятий по профессиональному обучению спасателей к выполнению заявленных видов аварийно-спасательных работ;

- определения условий несения дежурства спасателями АСС (АСФ) (для профессиональных АСС (АСФ).

Г.2. Рабочей группой рассматриваются следующие документы, представляемые заявителем:

- справка, содержащая сведения о наличии зданий (строений) и помещений, в которых дислоцируется АСС (АСФ);

- организационно-штатная структура АСС (АСФ);

- документы о наличии структурных подразделений АСС (АСФ), находящихся на круглосуточном дежурстве;

- документы о наличии обособленных территориально удаленных структурных подразделений АСС (АСФ), с указанием мест их дислокации и зоны ответственности;

- документы, регламентирующие нормы хранения аварийно-спасательных средств.

Г.3. Проверяются следующие условия для размещения аварийно-спасательных средств:

- наличие помещений (площадок, специально отведенных мест) для хранения аварийно-спасательных средств;

- наличие помещений (площадок, специально отведенных мест) для проведения проверки, ремонта и обслуживания аварийно-спасательных средств;

- соответствие мест хранения, проверки, ремонта и обслуживания аварийно-спасательных средств требованиям, установленным изготовителем.

Проверяются следующие условия для проведения мероприятий по профессиональному обучению спасателей к выполнению ЛРН на территории:

- наличие учебного класса, оборудованного наглядными пособиями, учебно-методическими материалами, макетами и тренажерами;

- наличие спортивной площадки для занятий;

- наличие помещения (учебной площадки, полигона, натурного участка местности) для отработки практических навыков выполнения ЛРН на территории.

В профессиональных АСС (АСФ), кроме того, проверяются следующие условия для несения дежурства:

- наличие помещения дежурного (диспетчерского пункта), оборудованного необходимыми средствами связи и оповещения;

- наличие комнаты для отдыха спасателей;

- наличие комнаты для приготовления и приема пищи спасателями;

- наличие санитарно-бытовых помещений (туалет, душевая и т.д.).

Условия для несения дежурства оцениваются с учетом наличия обособленных структурных подразделений АСС (АСФ).

Приложение Д

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ОБЪЕМ
ПРОВЕРЯЕМЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СПАСАТЕЛЕЙ ПО ВЕДЕНИЮ ЛРН
НА ТЕРРИТОРИИ

Д.1. Проверяемые знания:

- требования нормативных правовых актов Российской Федерации, локальных нормативных актов и распорядительных документов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, права, обязанности и ответственность спасателя;

- документы, регламентирующие деятельность АСС (АСФ);

- документы, регламентирующие организацию и ведение ЛРН на территории;

- требования охраны труда при ведении ЛРН на территории, в том числе при выполнении газоопасных работ, земляных работ, работ на высоте и в условиях ограниченного и замкнутого пространства, ведения ЛРН на поверхностных водных объектах, требования промышленной, пожарной и экологической безопасности;

- опасные свойства нефти и нефтепродуктов, сопутствующих углеводородных газов и сероводорода, воздействие на организм человека, предельно допустимые и взрывоопасные концентрации;

- назначение, технические характеристики и устройство, принцип действия, правила безопасной эксплуатации средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ);

- порядок применения СИЗ при проведении аварийно-спасательных работ;

- назначение и способ применения средств газового анализа (переносных газоанализаторов);

- правила ведения радиосвязи при проведении аварийно-спасательных работ;

- основные этапы ЛРН на территории;

- порядок проведения разведки места разлива нефти и нефтепродуктов;

- основные способы локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, факторы, влияющие на выбор способа;

- характеристики и порядок применения технических средств ЛРН;

- порядок обращения с отходами при ЛРН;

- виды помощи пострадавшим, задачи и объем первой помощи, алгоритмы оказания первой помощи при ранениях, кровотечениях, травматическом шоке, ушибах, вывихах, переломах, ожогах, обморожениях и т.д. [7];

- основные принципы психологической поддержки пострадавших.

Д.2. Проверяемые навыки и умения:

- проверка исправности и применение СИЗ;

- определение времени защитного действия СИЗ при проведении аварийно-спасательных работ;

- использование средств газового анализа (переносных газоанализаторов);

- использование средств радиосвязи при ведении аварийно-спасательных работ;

- оценка и анализ обстановки на месте ведения ЛРН на территории;

- определение границ опасной зоны;

- применение мер по снижению опасных факторов аварии, предотвращению взрывов, возгораний, обрушений;

- выполнение разведки, поиска и спасения пострадавших в условиях загазованности парами нефти и нефтепродуктов, а также сопутствующими углеводородными газами, сероводородом, угрозы взрыва и обрушения, плохой видимости и в других обстоятельствах, осложняющих организацию и ведение ЛРН на территории;

- выполнение локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на суше и водных объектах различными способами;

- подготовка к работе и оперативное применение имеющиеся технические средства локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

- определение состояния пострадавших и оказание им первой помощи;

- оказание психологической поддержки пострадавшим;

- взаимодействие со службами жизнеобеспечения и другими АСС (АСФ) при локализации и ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций.

Д.3. При проведении аттестации руководителей АСС (АСФ) дополнительно к вышеперечисленному рекомендуется проверять знания, навыки и умения в следующем объеме:

- права, обязанности и ответственность руководителя АСС (АСФ) при проведении АСР;

- основы руководства и распределения полномочий при выполнении ЛРН на территории;

- порядок обмена информацией и ее передачи в органы управления РСЧС о проведении ЛРН на территории;

- порядок взаимодействия с иными АСС (АСФ) при ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций;

- тактико-технические характеристики средств ЛРН, имеющихся у АСС (АСФ);

- способы локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на суше и водных объектах;

- требования к структуре и численности, оснащенности, оперативной готовности, исправности технических средств и организации обеспечения АСС (АСФ), осуществляющих ведение ЛРН на территории;

- требования к уровню подготовки руководителей и спасателей АСС (АСФ);

- требования к организации учебно-тренировочных занятий в АСС (АСФ);

- общая характеристика и основные факторы опасности обслуживаемых объектов и территорий;

- состояние и возможности НАСФ, функционирующих на обслуживаемых опасных производственных объектах (при наличии);

- организация работы подразделения спасателей при проведении ЛРН на территории;

- порядок выбора, использования средств и способов проведения ЛРН на территории в зависимости от оперативной обстановки;

- обеспечение готовности подразделений спасателей и АСС (АСФ) в целом к организации и проведению ЛРН на территории;

- обеспечение режима труда и отдыха спасателей.

Приложение Е

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРКИ ПОСТОЯННОЙ ГОТОВНОСТИ АСС (АСФ)
К ОПЕРАТИВНОМУ РЕАГИРОВАНИЮ НА ЧС И ПРОВЕДЕНИЮ ЛРН
НА ТЕРРИТОРИИ В ХОДЕ УЧЕБНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Проверку оперативной готовности АСС (АСФ) рекомендуется осуществлять в хронологической последовательности выполнения основных этапов ЛРН на территории, начиная с момента поступления вызова (оповещения об аварии, ЧС).

Основные этапы ЛРН на территории:

- сбор и выезд дежурной смены АСС (АСФ), включая подготовку транспортных средств, судов и катеров к выходу, их выход и развертывание в зоне аварии, ЧС;

- прибытие в зону аварии, ЧС;

- ввод сил и средств АСС (АСФ) в зону аварии, ЧС;

- разведка зоны аварии, ЧС (состояние объекта, территории (акватории), маршрутов выдвижения сил и средств, определение границ зоны разлива, границ загазованности выше ПДК);

- оказание первой помощи пострадавшим;

- выполнение первоочередных мероприятий по обеспечению безопасности персонала и населения (эвакуация персонала, не занятого выполнением операций по ЛРН, и др.);

- организация ограничения доступа в зону аварии, ЧС;

- приведение в готовность к использованию специальных технических средств ЛРН;

- доставка сил и средств ЛРН в зону аварии, ЧС;

- организация управления и связи в зоне аварии, ЧС;

- работы по инженерной и организационной подготовке участков при проведении ЛРН на территории и рабочих мест в зоне ЧС (расчистка площадок, установка на площадках специальных технических средств, ограждений и предупредительных знаков, освещение рабочих мест);

- локализация разливов нефти и нефтепродуктов;

- мероприятия по недопущению распространения разлива на объекты приоритетной защиты, обеспечению жизнедеятельности людей;

- эвакуация материальных ценностей из зоны аварии, ЧС (в случае необходимости);

- сбор разливов нефти и нефтепродуктов;

- прием, временное хранение собранных продуктов и нефтезагрязненных материалов на местах проведения ЛРН и транспортировка к местам хранения, переработки и утилизации;

- документирование, учет затрат и отчетность по ЛРН.

Приложение Ж

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕРКЕ ОРГАНИЗАЦИИ НЕСЕНИЯ ДЕЖУРСТВА
В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ АСС (АСФ)

Организация несения дежурства оценивается как "обеспечивает оперативное реагирование на ЛРН" при соблюдении следующих условий:

документация дежурной смены разработана, имеется в наличии и в полном объеме;

личный состав АСС (АСФ) письменно ознакомлен с графиками дежурств;

в помещении дежурной смены (оперативного дежурного) имеются в наличии карты зоны ответственности АСС (АСФ);

система и аппаратура оповещения исправны и обеспечивают прием и передачу сигналов (распоряжений) оповещения;

ведется учет выездов дежурных смен на выполнение АСР;

имеются утвержденные планы действий дежурной смены (оперативного дежурного);

оперативный дежурный знает свои обязанности и умело действует по установленным командам (сигналам);

в помещении дежурной смены (оперативного дежурного) имеются аптечки и первичные средства пожаротушения;

сбор и выезд для проведения АСР осуществляется в соответствии с установленными документами и в нормативные сроки.

Приложение З

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОФОРМЛЕНИЮ АКТА ПРОВЕРКИ СООТВЕТСТВИЯ АСС (АСФ)
ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫМ ПРИ АТТЕСТАЦИИ,
И ГОТОВНОСТИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ВОЗЛОЖЕННЫХ НА НЕЕ (НЕГО) ЗАДАЧ

В Акт проверки соответствия АСС (АСФ) обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, и готовности к выполнению возложенных на нее (него) задач включаются следующие разделы и информация:

1. Общие сведения.

- наименование АСС (АСФ), в отношении которой (которого) проводится аттестация;

- дата и место составления акта проверки АСС (АСФ);

- состав рабочей группы и основания (решения) для ее создания;

- сроки и место проведения проверки готовности;

- тип АСС (АСФ) (профессиональное, нештатное, общественное);

- перечень видов АСР, на ведение которых аттестуется АСС (АСФ);

- вид аттестации (первичная, периодическая, внеочередная (при внеочередной аттестации указывается основание для ее проведения в соответствии с пунктом 11 Положения об аттестации);

- основные задачи, выполняемые АСС (АСФ) в соответствии с учредительными документами АСС (АСФ) (уставом, положением, приказом или иным документом о создании АСС (АСФ) с учетом заявленных видов аварийно-спасательных работ;

- адрес АСС (АСФ) (место дислокации АСС (АСФ) с указанием обособленных подразделений).

2. Учредительные документы АСС (АСФ).

3. Состав и структура АСС (АСФ).

4. Укомплектованность личного состава аттестованными спасателями.

5. Оснащенность АСС (АСФ) аварийно-спасательными средствами.

6. Размещение аварийно-спасательных средств.

7. Условия для проведения мероприятий по профессиональному обучению спасателей.

8. Условия, обеспечивающие несение дежурства спасателями АСС (АСФ) (для профессиональных АСС (АСФ).

9. Постоянная готовность АСС (АСФ) к оперативному реагированию и проведению ЛРН на территории.

В разделе указываются в том числе максимальный объем разлива нефти и нефтепродуктов, локализацию и ликвидацию которого способна осуществить данная (данное) АСС (АСФ) на сухопутной территории организаций, входящих в заявленную зону ответственности АСС (АСФ), а также максимальный объем разлива нефти и нефтепродуктов, локализацию и ликвидацию которого способна (способно) осуществить аттестуемая (аттестуемое) АСС (АСФ) на поверхностных водных объектах (за исключением внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации) организаций, входящих в заявленную зону ответственности АСС (АСФ).

10. Замечания и рекомендации.

11. Выводы и предложения рабочей группы.

В разделе содержатся:

выводы о соответствии (несоответствии) АСС (АСФ) обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, и готовности (неготовности) к выполнению задач в соответствии с заявленными видами АСР;

предложения рабочей группы для принятия решения аттестационной комиссией по аттестации АСС (АСФ) на право ведения заявленных видов АСР.

В конце разделов 2 - 9 Акта проверки АСС (АСФ) приводится информация, являющаяся основанием для отказа в аттестации АСС (АСФ) (при наличии), делается вывод о соответствии (несоответствии) обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, установленным пунктом 12 Положения об аттестации, в том числе наличии в документах, неполной, недостоверной или искаженной информации, а также непредставлении какого-либо из документов, предусмотренных Положением об аттестации.

Акт проверки АСС (АСФ) оформляется в одном экземпляре.

Руководитель (полномочный представитель) аттестуемой (аттестуемого) АСС (АСФ) ознакамливается с Актом проверки АСС (АСФ) под роспись. В случае отказа полномочного представителя от ознакомления или подписи руководителем рабочей группы делается соответствующая запись в Акте проверки.

По запросу руководства аттестуемой АСС (АСФ) руководителем рабочей группы выдается копия Акта проверки АСС (АСФ).

При наличии по результатам проверки готовности АСС (АСФ) особого мнения у одного или нескольких членов рабочей группы, в котором выражается несогласие с выводами остальных членов рабочей группы, указанное мотивированное мнение оформляется в письменном виде и прилагается к Акту проверки АСС (АСФ).

Акт проверки АСС (АСФ), особые мнения (при наличии), фото- и (или) видеоматериалы проверки представляются руководителем рабочей группы в аттестационную комиссию для рассмотрения и принятия решения об аттестации в порядке, предусмотренном положением о соответствующей аттестационной комиссии.

Приложение И

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОФОРМЛЕНИЮ ВЕДОМОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКЕ СПАСАТЕЛЯМИ И/ИЛИ ГРАЖДАНАМИ, ПРИОБРЕТАЮЩИМИ
СТАТУС СПАСАТЕЛЯ

В Ведомости выполнения нормативов по физической подготовке спасателями и/или гражданами, приобретающими статус спасателя (далее - Ведомость) отображается следующая информация:

- дата и место проведения проверки;

- фамилия, имя и отчество спасателя;

- возраст спасателя;

- возрастная группа спасателя;

- наименование выполняемого упражнения (по одному из трех: "скоростные возможности", "сила", "выносливость");

- установленное для соответствующей возрастной категории минимальное значение норматива;

- результат выполнения норматива в численном выражении;

- общий результат выполнения упражнений (выполнено/не выполнено). Ведомость оформляется в одном экземпляре и подписывается всеми членами рабочей группы либо всеми членами аттестационной комиссии.

По запросу руководителя АСС (АСФ), направившего спасателя на аттестацию, либо спасателя, если он не входит в состав АСС (АСФ), может быть выдана копия Ведомости.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя".

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.12.2020 N 2124 "Об утверждении требований к составу и оснащению аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов".

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2451 "Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2007 N 548 "Об утверждении требований к транспортным средствам, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан, и специальным оперативно-служебным транспортным средствам уголовно-исполнительной системы для перевозки лиц, находящихся под стражей, а также к специальным оперативно-служебным транспортным средствам таможенных органов Российской Федерации".

5. Приказ МЧС России от 27.10.2015 N 569 "Об утверждении нормативов по физической подготовке спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" (зарегистрирован Минюстом России 18.11.2015 N 39759).

6. Приказ МЧС России от 20.02.2013 N 102 "Об утверждении Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" (зарегистрирован Минюстом России 04.04.2013 N 27993).

7. Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи" (зарегистрирован Минюстом России 16.05.2012 N 24183).

8. Приказ МЧС России от 09.07.2019 N 355 "Об установлении количества и категорий оснащенных специальными световыми и звуковыми сигналами транспортных средств профессиональных аварийно-спасательных формирований" (зарегистрирован Минюстом России 13.12.2019 N 56799).

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области