МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОРЯДКУ СОГЛАСОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
МЧС РОССИИ СОСТАВА, СТРУКТУРЫ И ОСНАЩЕНИЯ НЕШТАТНЫХ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ,
СОЗДАВАЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
I. Общие положения
1. Методические рекомендации разработаны в целях выработки единых подходов по реализации территориальными органами МЧС России абзаца одиннадцатого подпункта 4 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868, пункта 6 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 января 2006 г., регистрационный N 7383) (далее - Порядок создания НАСФ), подпункта 65 пункта 10 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС России от 27 марта 2020 г. N 217 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июля 2020 г., регистрационный N 59030), а также по действиям организаций <1>, обязанных в соответствии с законодательством Российской Федерации создавать нештатные аварийно-спасательные формирования (далее - НАСФ), при согласовании состава, структуры и их оснащения в территориальном органе МЧС России.
--------------------------------
<1> Эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, имеющие мобилизационное задание и входящие в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, мероприятия регионального и местного уровней по гражданской обороне (абзац второй пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", далее - организации).
2. Состав, структура и оснащение НАСФ определяются руководителем организации в соответствии с Порядком создания НАСФ и методическими рекомендациями по созданию НАСФ <2>.
--------------------------------
<2> Методические рекомендации по созданию, оснащению, подготовке и применению нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденные МЧС России 2 декабря 2021 г. N МР-ВЯ-1 (далее - методические рекомендации по созданию НАСФ).
3. Территориальные органы МЧС России в соответствии с пунктом 6 Порядка создания НАСФ согласовывают состав, структуру и оснащение НАСФ, создаваемых организациями.
Отсутствие у организации согласования с территориальным органом МЧС России состава, структуры и оснащения НАСФ является нарушением организацией обязательных требований в области гражданской обороны <3>.
--------------------------------
<3> Пункты 36, 37, 38 Проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемый при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны (утвержден приказом МЧС России от 4 февраля 2022 г. N 61 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 февраля 2022 г., регистрационный N 67455).
4. Под составом НАСФ понимается организационное устройство НАСФ, создаваемого организацией, содержащее перечень формирований, осуществляющих отдельные виды аварийно-спасательных работ, и информацию о количестве входящих в них единиц личного состава.
Под структурой НАСФ понимается организационно-штатная структура формирования, осуществляющего отдельные виды аварийно-спасательных работ (наименование должностей и численность работников).
Под оснащением НАСФ понимается перечень специальной техники, оборудования, снаряжения, инструментов и материалов, предназначенных для выполнения формированием отдельных видов аварийно-спасательных работ (далее - специальная техника и оборудование).
5. Организация, имеющая договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (далее - ПАСС(Ф), от обязанности создавать НАСФ не освобождается <4>.
--------------------------------
<4> В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации создавать нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников (абзац третий пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов").
Данные требования обусловлены следующими причинами:
возможным наличием у ПАСС(Ф) неограниченного количества договоров на обслуживание организаций, в том числе находящихся на значительном удалении друг от друга, что не позволит ПАСС(Ф) при возникновении чрезвычайных ситуаций (аварий) в военное время одновременно выполнять аварийно-спасательные и другие неотложные работы во всех организациях;
возможным прекращением деятельности ПАСС(Ф) в военное время, особенно при отсутствии у них мобилизационных заданий;
возможным снижением готовности ПАСС(Ф) к ликвидации чрезвычайных ситуаций (аварий) на обслуживаемых объектах, обусловленным опасностями, возникающими в ходе военных конфликтов или вследствие таких конфликтов.
6. Общих требований к оформлению организациями документов об утверждении состава, структуры и оснащения НАСФ нормативными правовыми актами не установлено, в связи с чем указанные документы на согласование в территориальный орган МЧС России могут поступать в виде писем, проектов распорядительных актов организации или в табличных формах.
Рекомендуемый образец оформления состава, структуры и оснащения НАСФ приведен в приложении N 1 к настоящим методическим рекомендациям.
7. Зачисление граждан в состав НАСФ производится приказом руководителя организации с учетом пункта 2 Порядка создания НАСФ <5>.
--------------------------------
<5> Пункт 14 Порядка создания НАСФ.
8. Поступающие в территориальный орган МЧС России проекты документов организаций об утверждении состава, структуры и оснащения НАСФ регистрируются в порядке, установленном актами МЧС России по ведению делопроизводства.
II. Деятельность территориального органа МЧС России
по согласованию состава, структуры и оснащения
НАСФ организаций
9. Для реализации полномочий по согласованию состава, структуры и оснащения НАСФ в территориальном органе МЧС России рекомендуется сформировать постоянно действующую комиссию, в состав которой включить следующих должностных лиц:
заместитель руководителя территориального органа МЧС России (по гражданской обороне и защите населения) - председатель комиссии;
сотрудники структурных подразделений территориального органа МЧС России, в задачи которых входит решение вопросов в области гражданской обороны и защиты населения, организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ, а также других структурных подразделений (по решению руководителя территориального органа МЧС России) - члены комиссии.
10. Персональный состав, а также порядок работы комиссии утверждается правовым актом территориального органа МЧС России.
11. Рассмотрение комиссией территориального органа МЧС России состава, структуры и оснащения НАСФ рекомендуется осуществлять по следующим направлениям:
а) соответствие состава создаваемых НАСФ методическим рекомендациям по созданию НАСФ и способности их к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, для выполнения которых будут привлекаться НАСФ.
Для этого используются следующие данные:
возможная обстановка, которая может сложиться на территории организации при возникновении военных конфликтов (данные оценки обстановки планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и планов гражданской обороны организаций, создающих НАСФ);
сведения о рисках аварий и связанных с ними угроз, содержащихся в декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта (декларации безопасности гидротехнического сооружения);
наличие в организации ПАСС(Ф) и их предназначение;
б) соответствие структуры НАСФ объемам предстоящих аварийно-спасательных и других неотложных работ (создание НАСФ в форме отряда, команды, группы, звена, поста).
Для этого используются следующие данные:
расчеты объемов аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении гражданской обороны в организации или при возникновении аварий на объектах организации;
расчеты возможностей выполнения каждым формированием НАСФ возложенных на него задач с учетом организации сменной работы;
в) соответствие перечня оснащения НАСФ, включающего в себя специальную технику и оборудование, спланированных для оснащения каждого формирования НАСФ, примерным нормам, содержащимся в приложении N 2 к Порядку создания НАСФ.
12. В случае поступления в территориальный орган МЧС России документов, не позволяющих провести оценку достаточности создаваемых организацией НАСФ, комиссия территориального органа МЧС России может дополнительно запросить у организации документы, необходимые для всесторонней оценки обстановки на объекте.
13. Состав, структура и оснащение НАСФ организаций могут быть положительно согласованы в одном из следующих случаев:
а) соответствие представленных на согласование состава, структуры и оснащения НАСФ Порядку создания НАСФ и методическим рекомендациям по созданию НАСФ;
б) несоответствие состава, структуры или оснащения НАСФ видам или объемам выполняемых задач, указанных в пункте 5 Порядка создания НАСФ, при этом представлены обосновывающие материалы, позволяющие комиссии территориального органа МЧС России сделать следующие выводы:
штатная численность сотрудников в организации меньше расчетной численности НАСФ, которое необходимо создать в организации на основе расчетов объемов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
о наличии в организации штатных ПАСС(Ф).
При этом во всех перечисленных в настоящем подпункте случаях в приоритетном порядке рекомендуется создавать аварийно-спасательные отряды (команды, группы, звенья) и пожарно-спасательные команды (группы, звенья), а также посты радиационного и химического наблюдения (для организаций, объекты которых расположены в зонах возможного радиоактивного загрязнения и химического заражения).
14. По результатам рассмотрения документов комиссия территориального органа МЧС России составляет протокол о соответствии (несоответствии) требованиям в области гражданской обороны создаваемых организацией НАСФ (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящим методическим рекомендациям).
15. На основании протокола о соответствии (несоответствии) требованиям в области гражданской обороны создаваемых организацией НАСФ руководитель территориального органа МЧС России принимает решение о согласовании или несогласовании состава, структуры и оснащения НАСФ.
16. При принятии руководителем территориального органа МЧС России решения о согласовании состава, структуры и оснащения НАСФ в адрес организации направляется письмо о согласовании состава, структуры и оснащения НАСФ с приложением согласованного состава, структуры и оснащения НАСФ организации.
17. При принятии руководителем территориального органа МЧС России решения о несоответствии требованиям в области гражданской обороны состава, структуры и оснащения НАСФ в адрес организации направляется мотивированное письмо об отказе в согласовании состава, структуры и оснащения НАСФ с указанием причин принятия указанного решения.
18. Территориальным органом МЧС России по согласованию с организацией может оказываться необходимая методическая и практическая помощь по вопросам создания и оснащения НАСФ.
19. Территориальному органу МЧС России рекомендуется по согласованию с организацией направлять своего представителя для участия в проводимых учениях и тренировках по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для оценки соответствия созданных НАСФ предъявляемым требованиям и предоставленным сведениям.
III. Заключительные положения
20. Для оперативного и качественного рассмотрения состава, структуры и оснащения НАСФ до организаций необходимо заблаговременно довести перечень документов и материалов, необходимых для рассмотрения комиссией территориального органа МЧС России.
21. В случае изменения возможной обстановки на объекте, функционального назначения объекта, на котором созданы НАСФ, или согласованного состава, структуры и оснащения НАСФ организации рекомендуется повторно направить на согласование состав, структуру и оснащение НАСФ в территориальный орган МЧС России с предоставлением документов, указанных в пункте 7 настоящих методических рекомендаций.
При этом в случае изменения возможной обстановки территориальному органу МЧС России при необходимости довести до организаций информацию о повторном согласовании состава, структуры и оснащения НАСФ.
22. Ликвидация и расформирование созданного организацией НАСФ рекомендуется осуществлять в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
23. Вспомогательные горноспасательные команды рекомендуется создавать в порядке, установленном приказом МЧС России от 29 ноября 2013 г. N 765 "Об утверждении Порядка создания вспомогательных горноспасательных команд" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2013 г., регистрационный N 30896).
24. Организации после создания НАСФ рекомендуется проинформировать территориальный орган МЧС России о соответствии фактически созданного НАСФ согласованному составу, структуре и оснащению.
25. При наличии в документах сведений, составляющих государственную тайну, они подлежат засекречиванию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приложение N 1
к методическим рекомендациям
по порядку согласования
территориальными органами МЧС России
состава, структуры и оснащения
нештатных аварийно-спасательных
формирований, создаваемых организациями
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ОБРАЗЕЦ
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА
СОСТАВА, СТРУКТУРЫ И ОСНАЩЕНИЯ НЕШТАТНОГО
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
СОГЛАСОВАНО
|
УТВЕРЖДАЮ
|
|
Начальник Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации
|
Руководитель организации
|
|
И.И. Иванов
|
||
____________________
|
||
"__" __________ 20__ г.
|
"__" __________ 20__ г.
|
Состав, структура и перечень
оснащения нештатного аварийно-спасательного
формирования организации
|
Наименование и адрес места нахождения объекта организации, для которого создаются НАСФ.
|
I. Состав нештатного аварийно-спасательного формирования
|
Аварийно-спасательное формирование (249 человек), включающее:
|
Аварийно-спасательное формирование радиационной химической и биологической защиты
(далее - РХБЗ) (249 человек), включающее:
|
Пожарно-спасательное формирование (109 человек), включающее:
|
Вспомогательная горноспасательная команда <1>
(15 человек)
|
Аварийно-спасательное звено инженерной разведки
(5 человек)
|
Аварийно-спасательное звено речной (морской) разведки
(5 человек)
|
Аварийно-спасательное звено разведки на средствах железнодорожного (автомобильного) транспорта
(5 человек)
|
Пост радиационного и химического наблюдения
(3 человека)
|
|||||||
отряд
(140 человек)
|
отряд
(140 человек)
|
команду (70 человек)
|
||||||||||||
команду
(70 человек)
|
команду
(70 человек)
|
группу
(30 человек)
|
||||||||||||
группу
(30 человек)
|
группу
(30 человек)
|
звено
(9 человек)
|
||||||||||||
звено
(9 человек)
|
звено
(9 человек)
|
--------------------------------
<1> Численность членов вспомогательной горноспасательной команды определяется в порядке, установленном приказом МЧС России от 29 ноября 2013 г. N 765 "Об утверждении Порядка создания вспомогательных горноспасательных команд" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2013 г., регистрационный N 30896).
II. Структура нештатного аварийно-спасательного формирования
|
1.
|
Аварийно-спасательный отряд:
|
|
1.1.
|
Начальник отряда - 1 человек;
|
|
1.2.
|
Заместитель начальника отряда - 2 человека;
|
|
1.3.
|
Водитель - 5 человек;
|
|
1.4.
|
Спасатель - 95 человек;
|
|
...;
|
||
и др.
|
||
2.
|
Аварийно-спасательная команда:
|
|
2.1.
|
Должность - количество человек;
|
|
...;
|
||
и др.
|
||
3.
|
Аварийно-спасательный отряд РХБЗ:
|
|
3.1
|
Должность - количество человек;
|
|
...;
|
||
и др.
|
||
4.
|
Иные формирования.
|
III. Перечень оснащения нештатного аварийно-спасательного формирования
|
N п/п
|
Наименование имущества
|
Единица измерения
|
Норма отпуска
|
Кому положено имущество
|
Примечание
|
1.
|
Специальная техника (АЦ-40)
|
шт.
|
2
|
Пожарно-спасательная группа
|
|
2.
|
Комплект специальной обработки транспорта
|
комплект
|
2
|
Аварийно-спасательная группа РХБЗ
|
|
3.
|
Дозиметр-радиометр
|
комплект
|
3
|
Пост радиационного и химического наблюдения
|
|
4.
|
и др.
|
Состав, структуру и перечень оснащения нештатного аварийно-спасательного формирования организации подготовил
|
Заместитель руководителя организации
|
П.П. Петров
|
Приложение N 2
к методическим рекомендациям
по порядку согласования
территориальными органами МЧС России
состава, структуры и оснащения
нештатных аварийно-спасательных
формирований, создаваемых организациями
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ОБРАЗЕЦ
Протокол о соответствии (несоответствии) <1> требованиям в области гражданской обороны создаваемых организацией нештатных аварийно-спасательных формирований Комиссией в составе: --------------------------------------------------------------------------- (указываются члены комиссии) рассмотрено заявление о согласовании состава, структуры и перечня оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ) от: --------------------------------------------------------------------------- (наименование организации и адрес объекта) По результату рассмотрения установлено следующее: ___________________________________________________________________________ (указываются перечень рассмотренных документов, описание возможной обстановки на объекте и порядка применения НАСФ при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, анализ достаточности создаваемых сил гражданской обороны на объекте, мотивированный вывод об их достаточности (недостаточности) Основания, послужившие отступлением от положений пункта 6 Порядка создания НАСФ и Методических рекомендаций <2>: ___________________________________________________________________________ (рекомендуется указывать при наличии основания для отступления от методических рекомендаций) Вывод комиссии: --------------------------------------------------------------------------- (состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований согласовываются или не согласовываются) Подписи членов комиссии:
--------------------------------
<1> Ненужное рекомендуется удалить.
<2> Методические рекомендации по созданию, оснащению, подготовке и применению нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденные МЧС России 2 декабря 2021 г. N МР-ВЯ-1.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области