"Методические рекомендации по организации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности" (утв. Минэкономразвития России)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАБОТЫ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ И ПОВЫШЕНИЮ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Раздел I

Общие положения

1. Методические рекомендации по организации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях методологического обеспечения деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также унификации подходов к организации работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

2. При разработке Методических рекомендаций учтены приоритетные направления государственной политики, определенные в Указах Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики", от 13 мая 2010 г. N 579 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года", от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".

3. При использовании Методических рекомендаций необходимо исходить из приоритета норм действующего законодательства Российской Федерации; результат применения Методических рекомендаций не должен приводить к нарушению действующего законодательства Российской Федерации и иным неблагоприятным последствиям.

Раздел II

Основные методические подходы к организации
органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации работы по энергосбережению и повышению
энергетической эффективности

1. В целях настоящих Методических рекомендаций работа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности представляет собой комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, нормативно-правовых, технических, информационных и других мероприятий, направленных на развитие энергосбережения и повышение энергетической эффективности в субъекте Российской Федерации при осуществлении деятельности, связанной с использованием энергетических ресурсов в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, включая деятельность, направленную на:

1) формирование системы управления энергосбережением на территории субъекта Российской Федерации;

2) создание условий стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) внедрение энергосберегающих технологий на территории субъектов Российской Федерации.

В качестве основных целей работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности могут быть рекомендованы следующие: решение проблем в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации, определение основных направлений развития энергосбережения и повышению энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации и мероприятий, содействующих развитию энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

2. При организации работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности рекомендуется придерживаться следующих принципов:

1) планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

2) комплексный подход к решению проблем в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который предусматривает учет всех факторов (социально-экономических, демографических, экологических, культурных, организационно-административных и др.), оказывающих влияние на состояние и развитие энергосбережения и повышения энергетической эффективности в субъекте Российской Федерации;

3) системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также формирование системообразующих элементов инфраструктуры энергосбережения и повышения энергетической эффективности и их функциональной взаимосвязи;

4) эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;

5) использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий;

6) поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

7) приоритет применения на территории субъекта Российской Федерации энергосберегающих и экологически чистых производственных технологий, повышения энергоэффективности производственных процессов, внедрения перспективных энергоэффективных технологий;

8) четкое разграничение сфер ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, некоммерческих организаций, объединяющих таких хозяйствующих субъектов;

9) контроль за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности;

10) эффективное использование ресурсов, направляемых на организацию работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Раздел III

Этапы организации работы по энергосбережению
и повышению энергетической эффективности

1. При организации работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности необходимо учитывать, что при оценке деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов учитываются показатели, отражающие эффективность их деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Организацию работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности рекомендуется осуществлять по следующим этапам:

1) принятие решения об организации работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в субъекте Российской Федерации;

2) определение приоритетов государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности с учетом особенностей субъекта Российской Федерации;

3) определение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

4) назначение ответственного заместителя высшего должностного лица субъекта Российской Федерации за работу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

5) формирование уполномоченных органов субъекта Российской Федерации, ответственных за работу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, и определение объема их полномочий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

6) создание регионального центра энергосбережения, подведомственного уполномоченному органу субъекта Российской Федерации, ответственному за работу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (далее - РЦЭ);

7) назначение уполномоченных лиц муниципальных образований, ответственных за работу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

8) формирование уполномоченных органов муниципальных образований, ответственных за работу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, и определение объема их полномочий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

9) разработка и принятие нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и муниципальных образований в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

10) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;

11) установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

12) разработка и реализация региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

13) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

14) разработка и реализация программ отдельных хозяйствующих субъектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

15) инициирование и реализация проектов (комплексных), а также отдельных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

16) управление реализацией, контроль за реализацией, координация программ, мероприятий и проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

17) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

18) обеспечение взаимодействия с научными, общественными и иными организациями и сообществами в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

19) информационное обеспечение мероприятий и проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

20) государственная поддержка в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

21) представление сведений для включения в ежегодный государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации.

Раздел IV

Примерные направления реализации
этапов работы по энергосбережению и повышению
энергетической эффективности

1. При принятии решения об организации работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в субъекте Российской Федерации необходимо исходить из необходимости обеспечения на федеральном, региональном и местном уровнях взаимоувязки и сбалансированности реализации государственной политики, стратегий, государственных программ, муниципальных программ, программ хозяйствующих субъектов, проектов и отдельных мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

2. В целях определения стратегии энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации межведомственного взаимодействия, осуществления координации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в субъекте Российской Федерации может быть создан постоянно действующий коллегиальный совещательный межведомственный координационный орган по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

2.1. В состав постоянно действующего коллегиального совещательного межведомственного координационного органа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности целесообразно включить представителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, РЦЭ, организаций инженерно-энергетического комплекса, организаций, осуществляющих научную, инновационную и образовательную деятельность в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

3. При определении полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности необходимо учитывать разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

4. Определение приоритетов государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в субъекте Российской Федерации должно осуществляться на основе анализа состояния и основных проблем энергосбережения в субъекте Российской Федерации с учетом географических, климатических, стратегических, социально-экономических, ресурсных, инфраструктурных, экологических и иных особенностей.

5. При назначении заместителя высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, должностных лиц муниципальных образований, ответственных за работу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, при формировании соответствующих органов субъекта Российской Федерации и муниципальных образований и определении их полномочий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности возможно объединение данных функций с аналогичными функциями в смежных отраслях (энергетика, ЖКХ, и т.д.). Таким образом, создание специальных должностей и органов с исключительной компетенцией в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности не обязательно.

6. При создании РЦЭ необходимо исходить из того, что данные центры создаются в целях:

мониторинга и содействия в координации и реализации мероприятий программ и проектов в области энергосбережения;

научно-технического и методического обеспечения деятельности организаций в сфере энергосбережения;

внедрения энергосберегающих, в том числе возобновляемых, безотходных и ресурсосберегающих, технологий;

организации проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, наладочных, ремонтных, проектных и эксплуатационных работ на объектах хозяйства в части, касающейся энергосбережения;

поиска и внедрения новых эффективных методов планирования и контроля за ходом проведения работ при реализации программ и проектов в области энергосбережения.

6.1. Рекомендуемые направления деятельности РЦЭ:

участие в разработке и реализации программ, проектов и мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в их актуализации;

участие в разработке органами государственной власти (органами местного самоуправления) проектов нормативных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

информационно-просветительская и образовательная деятельность в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

обеспечение функционирования и сопровождение информационных систем в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями по вопросам разработки и реализации программ и проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

оказание услуг в сфере обследований, измерений, испытаний в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

разработка методических материалов и рекомендаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе на основании проведенных испытаний;

реализация "пилотных" проектов внедрения энергосберегающих технологий.

6.2. Учитывая цели и функции, целесообразно создание РЦЭ в форме государственных бюджетных или автономных учреждений, а также в форме образования юридического лица, в уставном капитале которого доля (вклад) субъекта Российской Федерации составляет более чем пятьдесят процентов.

7. При разработке и принятии нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и муниципальных образований в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности необходимо учитывать разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

7.1. Нормативная правовая база в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в субъекте Российской Федерации формируется на основании федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации, регулирующих отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Правовое регулирование отношений в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в субъекте Российской Федерации должно основываться на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе от 25 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. В соответствии с данными актами и в их развитие целесообразна разработка и принятие соответствующих законов, и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

7.2. В целях эффективной реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в субъекте Российской Федерации рекомендуется принятие рамочного закона субъекта Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в субъекте Российской Федерации, устанавливающего:

1) общие принципы и основы регулирования правоотношений в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в субъекте Российской Федерации;

2) полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, иных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

4) основы функционирования постоянно действующего коллегиального совещательного межведомственного координационного органа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

5) основы регулирования программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности субъекта Российской Федерации;

6) основы государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

7) основы информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

8) основы образовательной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

9) основы обеспечения энергетической эффективности в отдельных отраслях хозяйственной деятельности.

7.3. Также возможно принятие следующих нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации:

1) об утверждении региональной программы субъекта Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

2) о взаимодействии органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации при представлении информации для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) об утверждении перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

4) об утверждении плана мероприятий по повышению энергетической эффективности и снижению энергозатрат в хозяйственном комплексе субъекта Российской Федерации (документ, координирующий деятельность в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций инженерно-энергетического и транспортного комплексов, субъектов промышленной деятельности и иных организаций);

5) о порядке подготовки регионального доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в субъекте Российской Федерации;

6) об утверждении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

8. При установлении перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме необходимо руководствоваться требованиями действующего законодательства, а также рекомендуется использовать существующие методические рекомендации (в том числе Приказ Минстроя России от 15 февраля 2017 г. N 98/пр "Об утверждении примерных форм перечня мероприятий, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов в многоквартирном доме", постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2010 г. N 646 "О принципах формирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме").

9. При установлении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления необходимо руководствоваться требованиями действующего законодательства, а также рекомендуется использовать существующие методические рекомендации (в том числе постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 340 "О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности").

10. Программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности разрабатываются и реализуются в целях управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности, системности и комплексности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Разрабатываются региональные, муниципальные программы, программы отдельных хозяйствующих субъектов.

Управление реализацией, контроль за реализацией, координацию программ, проектов и мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности целесообразно осуществлять на основе непрерывного планирования с учетом результатов, достигнутых в ходе реализации соответствующих мероприятий и изменения социально-экономической ситуации.

При разработке, реализации, управлении реализацией и контроле за реализацией программ необходимо руководствоваться соответствующими требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в том числе:

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";

приказом Минэкономразвития России от 17 февраля 2010 г. N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";

приказом Минэнерго России от 30 июня 2014 г. N 399 "Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях";

приказом Минэнерго России от 11 декабря 2014 г. N 916 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке и реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности".

11. При инициировании и реализации комплексных проектов, а также отдельных проектов и мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности рекомендуется руководствоваться требованиями действующего законодательства Российской Федерации и настоящими методическими рекомендациями.

Типовые комплексные проекты и отдельные мероприятия, а также основные подходы и методики по их организации с учетом сложившихся практик приведены в разделе VI настоящих методических рекомендаций.

12. При организации и осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности необходимо исходить из компетенции соответствующих органов в соответствии с действующим законодательством и решениями органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Также необходимо учитывать, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

13. Обеспечение взаимодействия с научными, общественными и иными организациями и сообществами в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется посредством:

1) обеспечения участия представителей данных организаций и сообществ при осуществлении деятельности в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности (в том числе посредством включения представителей данных организаций и сообществ в состав постоянно действующих коллегиальных совещательных межведомственных координационных органов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности субъекта Российской Федерации);

2) обеспечения сбора, анализа, обсуждения предложений представителей данных организаций и сообществ в целях совершенствования энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) формирования концептуальных инициатив по результатам сбора, анализа и обсуждения предложений представителей данных организаций и сообществ;

4) реализации концептуальных инициатив в целях совершенствования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

14. Информационное обеспечение мероприятий и проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности осуществляется посредством:

1) обеспечения представления органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее - ГИС "Энергоэффективность"), необходимой информации для включения в ГИС "Энергоэффективность";

2) размещения на официальных сайтах органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и (или) подведомственных ему государственных, муниципальных (бюджетных или автономных) учреждений, в сети Интернет полной и достоверной информации о деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включая соответствующие документы, отчеты и т.д.;

3) организации органами государственной власти и (или) подведомственными им государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, органами местного самоуправления распространения с использованием средств массовой информации тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ, издания информационно-аналитических журналов, пособий, газет, включающих информацию о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в данной области и иной актуальной информации;

4) информирования потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлены требования к их обороту, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с процессами использования энергетических ресурсов;

5) организации форумов, конференций, выставок объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность;

6) распространения информации о потенциале энергосбережения относительно объектов электросетевого хозяйства, систем коммунальной инфраструктуры и мерах по повышению их энергетической эффективности;

7) проведения региональных этапов федеральных конкурсов и фестивалей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

8) проведения конкурса реализованных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

9) проведения просветительских уроков по энергосбережению для детей в учебных заведениях;

10) проведения семинаров в области энергосбережения для представителей органов власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждений;

11) осуществления образовательной деятельности по подготовке ответственных лиц за энергосбережение;

12) выполнения иных действий в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

15. Государственная поддержка в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на уровне субъекта Российской Федерации может осуществляться по следующим направлениям:

1) применение мер стимулирующего характера при осуществлении инвестиционной деятельности и реализации инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

2) установление цен (тарифов), направленных на стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) пропаганда использования энергосервисных договоров (контрактов);

4) содействие в разработке и использовании объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность;

5) содействие в строительстве зданий, строений, сооружений, имеющих высокий класс энергетической эффективности;

6) поддержка муниципальных образований и хозяйствующих субъектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

7) содействие в осуществлении образовательной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и информационной поддержки мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

8) содействие в разработке и актуализации документов территориального планирования, планирования систем инженерного жизнеобеспечения;

9) содействие во внедрении инновационных технологий, оборудования и приборов хозяйствующими субъектами и органами местного самоуправления с целью сокращения объемов потребления топливно-энергетических ресурсов;

10) возмещение определенной категории граждан затрат на установку (замену) приборов учета используемых энергетических ресурсов, предназначенных для расчетов за используемые энергетические ресурсы;

11) иные направления, предусмотренные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

16. В целях подготовки ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации требуется обеспечить своевременное представление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (а также организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и организациями, осуществляющими деятельность в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности) в Минэкономразвития России сведений и данных официального статистического учета, аналитической, отчетной и иной информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Раздел V

Основные сферы реализации решений по энергосбережению
и повышению энергетической эффективности

5.1. Бюджетная сфера

1. В государственных (муниципальных) учреждениях (предприятиях) рекомендуется:

обеспечить учет используемых энергетических ресурсов и воды на объектах подведомственных государственных (муниципальных) учреждений (предприятий);

организовать ежегодное представление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования ГИС "Энергоэффективность", деклараций государственных (муниципальных) учреждений о потреблении энергетических ресурсов;

обеспечить снижение в сопоставимых условиях суммарного объема потребления энергетических ресурсов и воды на объектах подведомственных государственных (муниципальных) учреждений в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации;

обеспечить утверждение и реализацию программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с установленными требованиями к таким программам;

организовать проведение закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг;

обеспечить соблюдение требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Для эффективного исполнения установленных требований законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности рекомендуется в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) в органах местного самоуправления, в ведении которых находятся государственные (муниципальные) учреждения, назначить лиц, ответственных за обеспечение реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в подведомственных государственных (муниципальных) учреждениях.

3. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления рекомендуется организовать обучение в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в целях повышения квалификации ответственных лиц по соответствующим направлениям деятельности.

4. При реализации мероприятий и проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на объектах государственных (муниципальных) учреждений субъекта Российской Федерации рекомендуется привлекать внебюджетные источники финансирования, в том числе заключать энергосервисные договоры (контракты).

5. Рекомендуется утвердить минимальный перечень работ по капитальному ремонту, обеспечивающему повышение энергетической эффективности объектов бюджетной сферы и проводить мониторинг по его применению.

5.2. Жилищный фонд

1. В жилищном фонде рекомендуется:

организовать работы по обеспечению учета используемых энергетических ресурсов и воды;

организовать работу по присвоению классов энергетической эффективности многоквартирным домам;

проводить мониторинг реализации мероприятий в соответствии с перечнем мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

при осуществлении государственного жилищного и строительного контроля (надзора) осуществлять контроль (надзор) за соблюдением установленных требований законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

проводить мониторинг соблюдения требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установленных законодательством Российской Федерации;

проводить мероприятия по капитальному ремонту общего имущества собственников многоквартирных домов с применением энергоэффективных технологий, материалов и оборудования.

2. Рекомендуется включать в состав ежегодного отчета об исполнении региональной программы капитального ремонта общего имущества собственников многоквартирных домов информацию о реализации законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

5.3. Системы коммунальной инфраструктуры и энергетика

В организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности, рекомендуется:

осуществлять региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в части утверждения программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;

проводить мониторинг исполнения требований законодательства о доведении использования регулируемыми организациями осветительных устройств с использованием светодиодов до установленного уровня.

5.4. Транспортный комплекс

В целях энергоэффективного развития транспортной отрасли субъекта Российской Федерации, рекомендуется:

содействовать внедрению автономного электротранспорта путем предоставления налоговых льгот для владельцев автономных электротранспортных средств, отмены взимания платы за размещение автономных электротранспортных средств на платных городских парковках, развития инфраструктуры электрозаправочных станций;

проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении транспортных средств, относящихся к общественному транспорту, регулирование тарифов на услуги по перевозке на котором осуществляется субъектом Российской Федерации.

5.5. Строительство

1. Требования энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений, установленные законодательством Российской Федерации, подлежат применению при проектировании, реконструкции, проведении капитального ремонта и эксплуатации зданий, строений, сооружений, в том числе оборудованных теплопотребляющими установками, электроприемниками, водоразборными устройствами и (или) устройствами для использования природного газа с целью обеспечения потребителей энергетическими ресурсами и коммунальными услугами.

2. Выполнение требований энергетической эффективности обеспечивается соблюдением удельного годового расхода:

энергетических ресурсов на отопление и вентиляцию всех типов зданий, строений, сооружений;

электрической энергии на общедомовые нужды и тепловой энергии на горячее водоснабжение многоквартирных домов.

3. Требованиями энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений также установлены обязательные технические требования, обеспечивающие достижение показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности.

4. Рекомендуется утвердить региональный методический документ по обеспечению энергетической эффективности жилых и общественных зданий.

5.6. Промышленность

В промышленном секторе рекомендуются содействовать:

технологическому перевооружению и модернизации производства субъектов промышленной деятельности с использованием энергоэффективных и энергосберегающих технологий;

снижению энергоемкости продукции в обрабатывающих производствах;

повышению уровня энергоэффективности и производительности труда субъектов промышленной деятельности.

Раздел VI

Типовые комплексные проекты в области энергосбережения
и повышения энергетической эффективности

6.1. Общие положения

Комплексные проекты представляют собой комплекс взаимосвязанных организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов в отношении определенных объектов, объединенных в единый комплекс (расположены в границах определенной территории, принадлежат одному собственнику, находятся в цепочке производства и т.д.).

К типовыми можно отнести комплексные проекты в отношении аналогичных видов объектов (внедрение эффективных осветительных устройств в системах наружного (уличного) и внутреннего освещения, установка индивидуальных тепловых пунктов, и реализуемых по аналогичным сценариям.

Примерами наиболее распространенных типовых комплексных проектов могут служить комплексные проекты, реализуемые в рамках энергосервисных договоров (контрактов) (глава 5 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

В случае необходимости проекты могут реализовываться в "пилотном" формате.

6.2. Организация работы по комплексным проектам в субъектах
Российской Федерации

Организацию работы по подготовке и реализации комплексных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности рекомендуется осуществлять по следующим этапам:

1) определение отрасли и (или) объектов, в отношении которых предполагается реализация мероприятий (действий), направленных на повышение их энергоэффективности;

2) анализ объема потребления энергетических ресурсов и расходов на их оплату на выбранных объектах (в отраслях) и определение потенциала по сокращению (оптимизации) данных объема и расходов;

3) определение состава мероприятий (действий), направленных на повышение энергоэффективности объектов (отрасли), и принятие решения о подготовке проекта на основании предварительного анализа затрат на его реализацию и оценки влияния проводимых мероприятий на тарифы;

4) проведение подготовительных работ, выбор технических решений для оптимизации энергозатрат, в том числе:

анализ договоров с ресурсоснабжающими организациями и анализ динамики изменения тарифов на используемый энергетический ресурс;

оценка фактического расхода (потребления) используемых энергетических ресурсов;

оценка эффективности использования энергетических ресурсов;

определение структуры и анализ динамики расхода, потребления и потерь по каждому виду используемых энергетических ресурсов;

составление баланса по каждому виду используемых энергетических ресурсов;

расчет и оценка потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности, по каждому виду используемых энергетических ресурсов;

оценка влияния планируемых энергоэффективных мероприятий (действий) на тарифы;

разработка перечня энергосберегающих мероприятий;

5) экономическое обоснование целесообразности выбранных решений;

6) определение источников финансирования реализации проекта;

7) проведение конкурсных процедур, заключение договора (контракта, соглашения);

8) реализация, управление реализацией, контроль за реализацией, координация мероприятий в рамках договора (контракта, соглашения), контроль со стороны заказчика над подрядчиком;

9) мониторинг достижения экономических, технологических, экологических эффектов;

10) обеспечение информационного освещения результатов мероприятий и проектов;

11) представление сведений о результатах мероприятий и проектов для включения в ежегодный государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации.

6.3. Мероприятия, рекомендуемые для включения в проекты

Для включения в проекты рекомендуется использовать перечень рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, подготовленный на основании типовых комплексных проектов, реализованных на территории Российской Федерации и содержащий предварительную оценку эффективности таких мероприятий.

Перечень рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности:

1) замена наружного (включая дворовое) и внутреннего освещения на светодиодное - возможно обеспечить 55% экономии средств на электроэнергию;

2) повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии за счет модернизации систем отопления и горячего водоснабжения (внедрение индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) с погодным и (или) погодно-временным регулированием - возможно обеспечить 10 - 35% экономии средств на тепло);

3) прочие мероприятия, обладающие экономическими эффектами и потенциалом повышения энергоэффективности (обеспечение использования светопрозрачных конструкций (окон) с современными требованиями к тепловому сопротивлению и т.д.).

6.3.1. Проекты по оптимизации энергозатрат на освещение

1. Данные проекты включают в себя проекты по оптимизации энергозатрат на наружное (включая дворовое) и внутреннее освещение, а также на освещение в многоквартиных домах (МКД).

2. Проекты по оптимизации энергозатрат на освещение могут быть реализованы по следующим направлениям:

1) оптимизации энергозатрат на освещение в МКД (модернизация систем внутреннего освещения мест общего пользования);

2) модернизация систем внутреннего освещения зданий бюджетной сферы;

3) оптимизации энергозатрат на наружное (уличное) освещение, в том числе на дворовых территориях (возможно с интеграцией в систему "умный город").

Проекты реализуются за счет следующих основных мероприятий.

3. Замена ламп накаливания, люминесцентных ламп на более энергоэффективные типы ламп - светодиодные лампы (LED, Light Emitting Diode).

В целом светодиоды подходят для мест непостоянного пребывания людей. При этом необходимо учитывать, что производительность светодиодов, их долговечность и безопасность для здоровья в значительной степени зависят от качества их производства, в связи с чем целесообразно отдавать предпочтение более качественной продукции.

4. Управление освещением - организация системы управления лампами в осветительной системе в большинстве случаев позволяет достичь еще большей экономии (особенно в совокупности с применением светодиодных ламп).

4.1. Рекомендуется применение автоматической системы управления освещением - автоматическое включение и (или) выключение, либо автоматическое снижение мощности (диммирование) осветительных приборов. Для автоматизации данных функций необходима установка соответствующих датчиков - естественной освещенности, движения, присутствия, а также автоматизированных систем управления, и прочих компонентов.

По различным оценкам, экономия от использования датчиков в МКД может составить от 20 до 60%, в зависимости от потока людей.

4.2. Необходимо учитывать, что специалисты не рекомендуют подключать к датчикам присутствия или движения любые типы люминесцентных ламп. Также необходимо учитывать чувствительность датчиков движения к скачкам напряжения (риск выхода из строя).

Кроме того, выявлен ряд негативных эффектов от использования датчиков - сокращение срока службы ламп (приблизительно на 30% в зависимости от вида), увеличение затрат и ресурсов на обслуживание светильников (приблизительно на 15 - 20%).

4.3. Одним из примеров наиболее простых решений является организация освещения в подъездах пятиэтажных домов без лифта - ручная система управления, при которой выключатели расположены у входа в подъезд и на каждом этаже таким образом, что человек, оказавшись в подъезде (зайдя с улицы или выйдя из квартиры), включает свет, а автоматизированное реле выключает свет через 3 минуты или иное время после включения, в зависимости от установок.

Одним из примеров оптимизации энергозатрат на уличное освещение является замена осветительных приборов на базе ламп накаливания и люминесцентных ламп на осветительные приборы на базе светодиодных ламп с интеграцией в единую осветительную систему, которая в свою очередь может быть интегрирована в систему "умный город".

5. Сопутствующие мероприятия.

5.1. Наилучшие показатели освещенности не всегда находятся в прямой зависимости исключительно от мощности ламп и могут быть также достигнуты за счет:

- поддержания чистоты плафонов и отражателей, и иных элементов осветительных приборов;

- поддержания чистоты окон, обеспечивающих доступ уличного света в помещение;

- использования светлой краски для лучшего отражения света от поверхностей стен, потолка и т.д.;

- локализации осветительных приборов в местах и зонах необходимого освещения;

- размещения осветительных приборов исключительно на потолке, а не на стенах, например (как правило, размещение осветительных приборов на потолке наиболее полно раскрывает потенциал освещенности при одинаковой мощности).

5.2. Необходимо учитывать, что на уровень освещенности также влияет высота подвеса осветительных приборов.

6.3.2. Проекты по оптимизации энергозатрат на горячее
водоснабжение и отопление

1. Целью проектов является оптимизации энергозатрат на горячее водоснабжение и отопление.

В большинстве случаев проекты реализуются за счет мероприятий по установке ИТП.

2. При реализации проектов недопустимо возникновение ситуации, когда потребитель, не имеющий подключения к ЦТП в связи с наличием ИТП, оплачивает в тарифе на горячую воду содержание оборудования и сетей горячего водоснабжения других потребителей.

3. Оптимизация энергозатрат может быть реализована посредством следующих мероприятий:

1) установка в МКД и на социальных объектах (в детских садах, школах и т.д.) ИТП;

2) перевод системы горячего водоснабжения с открытой на закрытую;

3) модернизация и заменена тепловых сетей с использованием современных технологий (с использованием современных теплоизоляционных материалов);

4) модернизация котельных с использованием современных технологий;

5) установка узлов учета и регулирования (погодного и/или погодно-временного) теплопотребления;

6) создание единой системы диспетчерского управления и контроля теплоснабжения;

7) замена устаревших теплообменных аппаратов на современные эффективные малогабаритные пластинчатые разборные и кожухотрубные;

8) замена устаревшего насосного оборудования на современное эффективное (включая установку частотно-регулируемых приводов);

9) замена основного оборудования и реконструкция зданий ЦТП;

10) утепление несветопрозрачных ограждающих конструкций зданий (стен, подвалов и кровель);

11) применение для отапливаемых помещений трехслойных оконных конструкций вместо двухслойных.

5. В целом реализация проектов позволяет:

- улучшить качество и надежность теплоснабжения и горячего водоснабжения;

- снизить удельное потребление тепловой энергии;

- снизить расходы на транспортировку теплоносителя;

- высвободить резервы пропускной способности тепловых сетей для подключения новых потребителей.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области