МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СФЕРЕ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Важнейшая роль жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) для развития экономики неоднократно отмечалась Президентом Российской Федерации, в том числе в ходе состоявшегося 21.06.2022 заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации, посвященного Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года (далее - Стратегия).
Вопросы надлежащего функционирования и развития коммунальной отрасли, соблюдения жилищных прав граждан затрагивают интересы практически каждого жителя страны. Согласно Стратегии улучшению уровня жизни будут способствовать повышение качества жилищно-коммунальных услуг и своевременное обновление и обеспечение жилищного фонда необходимой инфраструктурой.
Несмотря на реализуемые государством масштабные мероприятия в жилищно-коммунальной отрасли, до настоящего времени сохраняется значительное количество нерешенных проблем.
Во многих регионах страны организация и выполнение работ по содержанию жилищного фонда не отвечают принципам создания безопасных и благоприятных условий проживания населения. Систематически не выполняются региональные программы в сфере ЖКХ, в том числе предусматривающие проведение капитального ремонта многоквартирных домов, затягиваются сроки газификации промышленной и жилищной инфраструктуры.
Жилой фонд в сельской местности существенно уступает по уровню комфорта городскому (удельный вес общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских поселениях составляет 39%, в городах - 81,3%).
Актуальной остается проблема ветшания объектов коммунального хозяйства.
Система теплоснабжения Российской Федерации состоит из 50 тыс. локальных систем и 18 тыс. обслуживающих организаций (общая протяженность тепловых сетей составляет 167 тыс. км). В системах водоснабжения и водоотведения функционирует около 100 тыс. насосных станций водопровода, 21 тыс. канализационных насосных станций, 60 тыс. очистных сооружений водопровода и 12 тыс. очистных сооружений канализации (протяженность сетей водоснабжения составляет 574 тыс. км, водоотведения - около 200 тыс. км). При этом более 40% линейных объектов ЖКХ нуждается в модернизации, около 3% сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения ежегодно признается аварийными, обновляется не более 1 - 2%.
Нарушения требований законов, связанные с установлением тарифов на коммунальные услуги, обоснованно вызывают недовольство населения и социальную напряженность.
Общественное внимание к перечисленным вопросам возрастает, увеличивается число жалоб граждан.
Кроме того, в 2022 году Российская Федерация столкнулась с вызовами, требующими мобилизации ресурсов и выработки новых подходов к решению актуальных задач в экономике и социальной сфере в условиях внешнего давления и ограничений.
В связи с этим укрепление состояния законности в области ЖКХ определено Генеральным прокурором Российской Федерации в качестве одного из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры.
Источники информации о нарушениях законодательства
Основой прокурорского надзора в указанной сфере должны быть результаты системного анализа текущей ситуации в регионе, сформированные с учетом поступающих в органы прокуратуры обращений граждан и юридических лиц, сведений органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе размещенных на официальных сайтах в сети "Интернет", материалов уголовных, административных, гражданских и арбитражных дел, публикаций в средствах массовой информации.
Обязательному использованию подлежат сведения различных баз данных.
Государственная информационная система ЖКХ включает информацию о:
реализуемых мероприятиях государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля;
нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, а также муниципальных программах в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в сфере ЖКХ, в том числе о субсидиях гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
производственных и инвестиционных программах лиц, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, а также о результатах их исполнения;
предоставлении субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, а также о выполнении условий предоставления такой финансовой поддержки;
специализированных некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
региональных адресных программах по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, региональных программах капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, краткосрочных планах реализации региональных программ капитального ремонта, региональных адресных программах по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, региональных программах по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, отчетах о ходе реализации указанных программ и планов;
перечне, об объеме, о качестве и стоимости ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также коммунальных услуг, оказанных собственникам и пользователям помещений с указанием использованного порядка расчета их стоимости;
проведении ремонта, в том числе планово-предупредительного ремонта, и выполнении работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе связанных с ограничением или приостановкой предоставления коммунальных услуг;
ценах, тарифах, установленных на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и на предоставляемые коммунальные услуги и др.
Автоматизированная информационная система "Реформа ЖКХ" предназначена для мониторинга региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, переселения из аварийного жилищного фонда, контроля устранения аварий и инцидентов на объектах ЖКХ.
Государственная автоматизированная информационная система "Управление" может быть использована в части модуля государственно-частного партнерства.
Федеральная государственная информационная система "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования" обеспечивает аналитическую обработку информации, поступающей от регулируемых организаций и региональных органов тарифного регулирования (включая отчетность и обосновывающие материалы к делам об установлении тарифов).
В рамках мониторинга перечисленных баз данных необходимо оценивать своевременность и полноту внесения в них информации. Так, вмешательство прокуратуры Ульяновской области потребовалось в связи с неотражением в автоматизированной информационной системе "Реформа ЖКХ" данных о 90% инцидентов, произошедших на территории области. По представлению прокурора региональным министерством жилищно-коммунального хозяйства и строительства разработан проект нормативного правового акта, устанавливающий порядок взаимодействия и обмена информацией о происшествиях с иными органами власти.
В работе по ключевым направлениям следует анализировать данные официальной статистической отчетности. Основные ее формы утверждены приказом Росстата от 29.07.2022 N 535 (N 1-жилфонд "Сведения о жилищном фонде"; N 1-КХ "Сведения о благоустройстве городских населенных пунктов"; N 1-ТЕП "Сведения о снабжении теплоэнергией"; N 1-водопровод "Сведения о работе водопровода (отдельной водопроводной сети)"; N 22-ЖКХ (ресурсы) "Сведения о работе ресурсоснабжающих организаций в условиях реформы" и др.).
Отсутствие слаженной работы по регулярному обобщению перечисленных сведений и определению имеющихся проблемных вопросов лишает прокуроров актуальной информации о состоянии законности на поднадзорной территории и препятствует своевременному принятию исчерпывающих мер для предотвращения и пресечения нарушений законодательства.
Организация и проведение надзорных мероприятий
В сфере ЖКХ задействовано большое количество органов и организаций, являющихся объектами прокурорского надзора, которые можно объединить в следующие группы:
органы государственной власти (в том числе федеральные - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная антимонопольная служба, Федеральное казначейство и их территориальные подразделения; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, наделенные широкими полномочиями по управлению (распоряжению) государственным жилищным фондом, его содержанию, учету и ремонту, по обеспечению функционирования и развития систем водоснабжения и водоотведения, газо-, тепло- и энергоснабжения, тарифному регулированию и др.);
органы местного самоуправления (утверждают соответствующие муниципальные программы, обеспечивают учет и надлежащую эксплуатацию муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры, а также бесхозяйных объектов ЖКХ, заключают концессионные соглашения, принимают решения о приватизации коммунальных объектов и др.);
органы государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля (компетенция установлена Жилищным кодексом Российской Федерации (в редакции от 28.04.2023), федеральными законами от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (в редакции от 14.04.2023), от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 29.05.2023), от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (в редакции от 05.12.2022), от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции от 04.11.2022), постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 1670 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)");
коммерческие и некоммерческие организации (ресурсоснабжающие организации, региональные операторы капитального ремонта и по обращению с твердыми коммунальными отходами, управляющие многоквартирными домами организации, товарищества собственников жилья, жилищные и иные специализированные потребительские кооперативы, организации, обслуживающие жилой фонд, и др.).
При организации надзорных мероприятий следует учитывать высокий потенциал проверок с участием специалистов, которые могут оказывать помощь в различных формах (консультации, подготовка заключений и др.).
К примеру, специалисты территориальных органов ФАС России могут быть привлечены к проведению с использованием ресурсов Единой информационной системы в сфере закупок анализа сведений о привлекаемых государственными и муниципальными заказчиками подрядчиках на предмет выявления признаков картельных сговоров, а также проверки соблюдения порядка осуществления закупок отдельными видами юридических лиц (в том числе учитываемых в рамках тарифного регулирования). Использование данных о занижении налогооблагаемой базы, полученных налоговыми органами в ходе проверок деятельности подрядчиков, повышает эффективность выявления фактов возможного завышения стоимости оказанных ими услуг.
Для повышения эффективности участия специалиста следует заблаговременно разработать перечень вопросов и задач, подлежащих разрешению в ходе проверочных мероприятий.
С учетом результатов анализа складывающейся на поднадзорной территории ситуации в сфере ЖКХ целесообразно составить план проверочных мероприятий, в который включить: наименование объекта проверки; перечень нормативных правовых актов, исполнение которых подлежит оценке; основной круг вопросов; перечень истребуемых для изучения на месте документов и материалов; сроки проведения проверки и составления итоговых документов и др. Такой план должен быть согласован с руководителем прокуратуры (отдела, управления).
Первоочередными целями надзорных проверок являются выявление и устранение причин, препятствующих повышению качества оказываемых населению коммунальных услуг, улучшению состояния жилищного фонда и сопутствующей инфраструктуры. Выявляя нарушения в деятельности хозяйствующих субъектов и реагируя на них, следует всегда давать оценку работе контролирующих органов.
Основные направления прокурорского надзора в сфере ЖКХ касаются исполнения законодательства в областях:
переселения граждан из аварийного жилого фонда (перечень подлежащих выяснению вопросов содержится в указании Генерального прокурора Российской Федерации от 01.09.2022 N 491/7 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства при переселении граждан из ветхого и аварийного жилья");
капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе жилых строений, являющихся объектами культурного наследия;
управления жилищным фондом коммунальными организациями (управляющие компании, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы);
осуществления ресурсоснабжающими организациями финансово-хозяйственной деятельности (планирование и выполнение ремонтных работ, расходование денежных средств граждан и бюджетов всех уровней);
установления тарифов и цен на жилищно-коммунальные ресурсы, нормативов их потребления.
В ходе надзорных мероприятий независимо от отраслей ЖКХ первоочередное внимание следует обращать на:
факты нецелевого использования и хищения организациями ЖКХ денежных средств, собранных с граждан и полученных из бюджетов всех уровней;
действия хозяйствующих субъектов по выводу из жилищно-коммунальной сферы имущества (включая имущественные права), в том числе в офшорные юрисдикции, а также путем приобретения акций, иных ценных бумаг, долей в уставных капиталах сторонних организаций, выдачи им займов с низкими процентными ставками, размещения на депозитных счетах денежных средств, полученных от населения;
наличие кредиторской задолженности организаций ЖКХ, ее объемы и причины образования, принимаемые меры по взысканию дебиторской задолженности за предоставленные услуги;
факты банкротства организаций, функционирующих в коммунальной отрасли, их ликвидации, учитывая, что данные действия могут использоваться в качестве способа уклонения от погашения кредиторской задолженности либо исполнения взятых на себя обязательств;
заключенные в рамках процедур банкротства договоры оказания правовых, консалтинговых и иных услуг;
законность и обоснованность расходов организаций ЖКХ на собственное содержание, соблюдение ими процедуры установления платы на такие расходы;
факты злоупотребления должностными лицами органов власти, совершения ими действий и принятия решений в пользу аффилированных и подконтрольных хозяйствующих структур;
полноту выполнения органами жилищного надзора (контроля) поставленных перед ними задач по профилактике, выявлению и устранению нарушений обязательных требований в области ЖКХ.
При проведении проверок органов государственной власти и органов местного самоуправления необходимо устанавливать:
своевременность и полноту реализации функций и задач в области электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом;
соответствие законодательству правовых актов, связанных с определением тарифов на производство, передачу и сбыт коммунальных ресурсов, а также с утверждением нормативов потребления коммунальных услуг;
правомерность и целевой характер расходования бюджетных средств при выполнении программных и иных мероприятий по ремонту, строительству и модернизации жилищного фонда, инженерно-коммунальной инфраструктуры, а также предоставления бюджетных кредитов и иных выплат организациям ЖКХ;
соблюдение требований законодательства, регламентирующего размещение заказов для государственных и муниципальных нужд в сфере ЖКХ, а также конкурентных процедур при отборе управляющих компаний;
обоснованность формирования цен на государственные и муниципальные контракты, заключаемые с организациями ЖКХ, особенно - на контракты с хозяйствующими субъектами, учредителями (участниками), работниками которых являлись (являются) должностные лица органов власти и их родственники;
правомерность принятия работ (товаров, услуг), выполненных (поставленных, оказанных) организациями ЖКХ;
полноту осуществления контроля за выполнением организациями ЖКХ принятых на себя обязательств;
соблюдение процедур банкротства государственных и муниципальных организаций в сфере ЖКХ, обоснованность изъятия у них имущества (включая имущественные права), результатов работ и оказания услуг, их передачи иным хозяйствующим субъектам;
всесторонность рассмотрения обращений граждан о нарушениях законодательства в деятельности организаций ЖКХ.
В ходе проверок деятельности органов государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля, а также органов регионального тарифного регулирования надлежит выяснять:
принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления названных контрольных полномочий, а также порядок взаимодействия между ними;
качество и своевременность выполнения органами жилищного надзора и контроля предоставленных им полномочий в области деятельности организаций ЖКХ, выявляемые ими характерные правонарушения в указанной сфере;
полноту принятия органами жилищного надзора и контроля мер по пресечению и устранению выявленных нарушений обязательных требований нормативных правовых актов, осуществление контроля за выданными предписаниями, а также соблюдение законодательства при ведении производств по делам об административных правонарушениях;
эффективность выполнения региональными органами тарифного регулирования контроля (надзора) за применением регулируемых ими цен (тарифов), проведения проверок организаций ЖКХ, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов);
результативность осуществления региональными органами тарифного регулирования контроля (надзора) за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые цены (тарифы), реализацией инвестиционных программ, соблюдением стандартов раскрытия информации.
Отдельно необходимо отметить, что деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанная с принятием управленческих и распорядительных решений в сфере ЖКХ, содержит коррупционные риски. Их своевременное выявление и пресечение способствует значительному укреплению состояния законности в коммунальной отрасли, обеспечению соблюдения и защиты прав и интересов граждан.
Наибольшую опасность в данной области правоотношений создают факторы, которые могут привести к аффилированности государственных и муниципальных служащих с организациями ЖКХ. При проведении проверок деятельности органов публичной власти наряду с оценкой полноты и своевременности выполнения ими своих полномочий следует также оценивать наличие признаков аффилированности.
Об аффилированном характере связей (признаков родственного, имущественного и иного характера, наличие которых повлекло или создает условия для принятия должностными лицами органов власти решений и совершения действий в пользу определенных организаций ЖКХ и их сотрудников в ущерб интересам граждан, общества и государства в целях получения прямо или косвенно выгод и преимуществ материального и иного характера для себя и иных лиц) должностных лиц органов власти с организациями ЖКХ могут свидетельствовать:
предоставление должностным лицам займов с низкой процентной ставкой со стороны организаций ЖКХ, в том числе имеющих кредиторскую задолженность перед контрагентами;
наличие у должностного лица и его родственников статуса учредителя (участника), акционера организации ЖКХ, а также иной организации, находящейся в коммерческих отношениях с этими хозяйствующими субъектами;
нахождение должностного лица до поступления на службу в трудовых и экономических отношениях с хозяйствующими субъектами;
спонсорская помощь организаций ЖКХ в пользу государственных и муниципальных учреждений (санаториев, домов отдыха и др.), а также оплата повседневных бытовых расходов должностных лиц;
родственные отношения с сотрудниками организаций ЖКХ.
В ходе проверок ресурсоснабжающих организаций и иных организаций коммунального комплекса оценке подлежат следующие вопросы:
обеспечиваются ли сохранность, модернизация и ремонт инженерных и сетевых электро-, тепло-, водо- и иных коммуникаций, а также другого имущества, необходимого для производства, передачи, реализации коммунальных ресурсов, захоронения и утилизации коммунальных отходов;
допускаются ли факты нецелевого расходования средств, в том числе бюджетных, полученных за предоставленные ресурсы и оказанные услуги, а также выделенных на иные цели;
каковы основные причины возникновения дебиторской и кредиторской задолженности, принимаются ли необходимые меры к ее погашению;
имеются ли факты представления в органы тарифного регулирования недостоверных сведений в целях установления завышенных цен на оказываемые коммунальные услуги;
в полном ли объеме выполнены инвестиционные и производственные программы, параметры инвестиционной деятельности;
соблюдаются ли права потребителей при начислении и взимании платы за оказанные услуги, в том числе при отсутствии установленных уполномоченным органом тарифов или на основании тарифов, не утвержденных уполномоченным органом либо установленных самостоятельно;
имеются ли факты заключения с контрагентами заведомо невыгодных, кабальных сделок, совершенных под принуждением, вследствие стечения обстоятельств, обманным путем, в том числе посредством включения в них условий, позволяющих прекращать поставку коммунальных ресурсов;
допускаются ли нарушения порядка ограничения и прекращения подачи потребителям коммунальных ресурсов;
взимаются ли дополнительные платежи, не предусмотренные законодательством;
соблюдаются ли стандарты раскрытия информации;
имеются ли факты злоупотребления доминирующим положением, в том числе при выполнении требований законодательства, регламентирующих технологическое присоединение объектов ЖКХ, а также устройств, принадлежащих физическим и юридическим лицам, к коммунальным сетям;
соблюдается ли законодательство о предотвращении и расследовании причин аварий в коммунальной сфере.
Например, по итогам проверки, проведенной прокуратурой Саратовской области, установлено, что в собственности одной из ресурсоснабжающих организаций находится 37% тепловых сетей областного центра. При этом уровень износа коммунальной инфраструктуры составляет свыше 70%, что приводит к многочисленным авариям (в 2022 году на сетях произошло свыше 2 тыс. аварий и инцидентов, повлекших за собой массовые отключения отопления и горячего водоснабжения жителей г. Саратова). Прокуратурой области проанализирован каждый случай нарушения прав граждан на бесперебойное предоставление коммунальных услуг, а также правомерность начисления платы.
Благодаря вмешательству прокуратуры региона 30 тыс. абонентов произведен перерасчет на общую сумму свыше 4,5 млн. рублей, в суд направлены исковые заявления об обязании ресурсоснабжающей организации произвести модернизацию тепловых сетей. По постановлениям прокуроров должностные лица, ответственные за нарушения нормативных сроков оказания коммунальных услуг, несвоевременное устранение аварий, привлечены к административной ответственности. В результате принятых прокуратурой мер между администрацией г. Саратова и ресурсоснабжающей организацией заключено соглашение о партнерстве, которым предусмотрено дополнительное финансирование работ по ремонту и модернизации тепловой инфраструктуры областного центра на сумму свыше 3 млрд. рублей на период 2023 - 2024 годов.
В ходе оценки деятельности ресурсоснабжающих организаций дополнительно следует установить обоснованность привлечения ими к производственному процессу управляющих компаний-операторов (необходимо учитывать, что участие сторонних организаций может являться одной из форм вывода имущества из сферы ЖКХ и криминального банкротства).
При проверке ресурсоснабжающих организаций с выходом на место целесообразно:
1) при анализе затрат, учтенных при формировании тарифов, выяснить:
связаны ли эти затраты с процессом производства, передачи, реализации ресурсов, являются ли они экономически обоснованными, не имелось ли злоупотреблений при заключении контрактов, повлекших завышение цен и, как следствие, себестоимости коммунального ресурса;
не превышены ли предусмотренные законодательством нормативы (нормы) в отношении отдельных видов расходов (на топливо, страхование, компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, мотоциклов и др.);
не учитывались ли одни и те же расходы в разных статьях расходов (групп расходов);
осуществлены ли фактически расходы на заявленные цели;
2) в рамках проведения проверок исполнения затратной части производственных и инвестиционных программ необходимо:
определить объемы фактических затрат по регулируемому виду деятельности и сопоставить их с затратами, учтенными при формировании тарифов, в том числе установить суммы фактически выплаченной заработной платы, из них - руководству организации, суммы расходов на ремонт, модернизацию сетей, иного имущества, на оплату обязательных платежей, топлива, ГСМ, на производство продукции, социальные и иные выплаты, в том числе управленческого характера, оказание информационно-консультационных и иных услуг;
проверить соответствие фактически выполненных объемов работ (их стоимости) заявленным в проектной документации, актах выполненных работ, обращая внимание на использование продукции (материалов), которые указаны в технической документации;
проанализировать представленные ресурсоснабжающими организациями данные о соответствии оборудования, установленного в рамках инвестиционных программ, технологическим требованиям;
установить наличие разрешительной документации на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.
При выявлении фактов невыполнения программ мерами прокурорского реагирования следует добиваться снижения объема прибыли указанных организаций, учитываемой при расчете тарифа на очередной период.
В случае эксплуатации на поднадзорной территории объектов ЖКХ организациями-концессионерами, помимо перечисленных вопросов, необходимо проверить:
соответствие федеральному законодательству правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере концессионных соглашений, в том числе устанавливающих порядок их заключения, платы по ним, права и обязанности концессионера и концедента, а также связанных с формированием перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений и сделок приватизации объекта концессионного соглашения;
полноту и своевременность принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления мер по передаче имущества в концессию, а также по контролю за его использованием (применение штрафных санкций, осуществление претензионно-исковой работы и др.);
соблюдение порядка заключения соглашений, в том числе на бесконкурсной основе (включая чрезвычайные ситуации), перехода полномочий по ним третьим лицам (передача прав исполнителя, привлечение сторонних подрядных организаций, не располагающих достаточной материально-технической базой для выполнения в том числе ремонтных работ на объектах), а также продления срока их действия и расторжения;
соответствие требованиям федерального законодательства существенных условий концессионных соглашений, порядка внесения в них изменений;
правомерность расходования бюджетных средств на реализацию соглашений (наличие фактов завышения объемов выполненных работ по договору, в том числе содержащихся в проектной документации, возложение на бюджет дополнительных долговых обязательств и т.д.). Для пресечения фактов финансирования концессионных соглашений исключительно за счет бюджетных источников при проведении надзорных мероприятий необходимо учитывать, что финансовые обязательства публично-правовых образований не могут превышать расходы концессионных компаний на создание или модернизацию коммунальной инфраструктуры. В этой связи следует оценивать уровень участия концессионеров в достижении целей заключенных соглашений, а также экономическую целесообразность производимых в рамках их реализации расходов (наличие реальной потребности в замене сетей, строительстве новых объектов и др.);
выполнение концессионерами обязательств, в том числе в части сроков реализации, соответствия построенных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации;
полноту исполнения инвестиционных и производственных программ, включающих в себя мероприятия, предусмотренные концессионными соглашениями, параметры инвестиционной деятельности, обоснованность расходования денежных средств в рамках данных программ;
эксплуатацию объектов концессии в целях и порядке, которые установлены концессионным соглашением, сохранность государственного и муниципального имущества, переданного в рамках концессионных соглашений;
обеспечение при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возможности получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг;
исполнение концессионерами обязанности по ремонту объекта концессии и несению иных расходов на его содержание;
факты неправомерного освобождения концессионера от ответственности за несоответствие созданного и (или) реконструированного им объекта требованиям нормативных актов или концессионного соглашения;
соблюдение порядка приватизации концессионером объекта концессии по окончании срока действия концессионного соглашения;
наличие злоупотреблений со стороны концессионеров (нецелевое расходование средств (включая бюджетные), полученных на реализацию концессий, в том числе путем использования фирм-однодневок, офшорных компаний, передача концессионером в залог объекта концессионного соглашения или его отчуждение, уклонение от уплаты налогов, необоснованное возмещение НДС и т.д.);
правомерность учета в объеме валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации соглашения, расходов в области электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и водоотведения потребителей, а также качество выполнения поставленных задач при осуществлении поставок населению энергетических и иных видов ресурсов;
факты преднамеренного, фиктивного банкротства хозяйствующих субъектов, использующих концессионное имущество, а также случаи неправомерных действий при их банкротстве;
обеспечение информационной открытости данных о заключении и об исполнении концессионных соглашений, в том числе при размещении информации на официальных сайтах уполномоченных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Кроме того, необходимо направить усилия на расширение доступности механизма государственно-частного партнерства.
К примеру, по инициативе прокуратуры Новосибирской области с целью дополнительного вовлечения средств частных лиц в концессионный механизм в Закон Новосибирской области от 16.10.2003 N 142-ОЗ "О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области" внесены изменения, предусматривающие льготу по налогу на имущество для концессионеров, реализующих мероприятия по развитию объектов ЖКХ.
Прокурорами в Архангельской, Иркутской областях, Кемеровской области - Кузбассе и других регионах в судебном порядке оспорены сделки по передаче объектов ЖКХ в обход концессии и без проведения конкурентных процедур (по договорам аренды, безвозмездного пользования, технического обслуживания).
В организациях, осуществляющих управление жилищным фондом, его эксплуатацию и обслуживание, выяснению подлежат следующие вопросы:
соблюдение процедур выбора способа управления многоквартирным домом;
законность создания жилищных, жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья в целях управления многоквартирным домом;
правомерность деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов по управлению многоквартирными домами, своевременность их ликвидации в многоквартирных домах, переставших находиться в собственности кооперативов;
полнота осуществления органами местного самоуправления полномочий по отбору управляющих организаций в случае непринятия мер собственниками помещений по выбору способа управления многоквартирным домом, в том числе построенным на средства членов кооператива;
соблюдение управляющими организациями процедур и условий заключения с собственниками жилых помещений договоров об управлении многоквартирными домами, оказании услуг и (или) выполнении работ по содержанию и ремонту общего имущества;
соблюдение организациями, осуществляющими управление жилищным фондом, стандартов раскрытия информации;
выполнение управляющими, обслуживающими жилищный фонд, и специализированными организациями требований законодательства о своевременном и качественном предоставлении собственникам и пользователям жилых помещений коммунальных услуг, об осуществлении работ по содержанию и ремонту общего имущества, о проведении осмотра, текущего и капитального ремонта внутридомовых инженерных коммуникаций;
соблюдение законодательства при привлечении управляющими компаниями подрядчиков для выполнения работ и оказания услуг в сфере содержания и обслуживания жилищного фонда, предоставления коммунальных услуг гражданам;
наличие у организаций, обслуживающих внутридомовые тепловые, газовые, электрические и иные сети и внутриквартирные устройства, соответствующих договоров, заключенных с собственниками жилья и управляющими компаниями, а также необходимых допусков и разрешений для выполнения ремонтно-профилактических работ;
наличие в деятельности названных организаций нарушений при установлении и взимании платы за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предъявление к оплате "двойных" квитанций;
выполнение обязанности по информированию в письменной форме нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги в сроки, предусмотренные жилищным законодательством;
взимание с собственников помещений, не являющихся членами жилищного, жилищно-строительного кооператива или товарищества собственников жилья, наряду с платой за жилое помещение и коммунальные услуги, платежей в виде административных расходов на уставную деятельность таких жилищных объединений (зарплату их председателей либо управляющих, бухгалтеров, уплату налогов и взносов в резервные фонды, канцелярские расходы и др.);
взимание управляющими, обслуживающими жилищный фонд, и специализированными организациями дополнительных платежей, не предусмотренных законодательством;
исполнение законодательства при взимании с граждан взносов на капитальный ремонт общего имущества, включая факты взимания взносов с жителей домов, признанных аварийными и подлежащими сносу;
своевременность и полнота расчета, производимого названными организациями, получающими с населения плату за жилищно-коммунальные услуги, с ресурсоснабжающими и иными организациями;
правомерность использования средств граждан организациями, осуществляющими управление жилищным фондом, его эксплуатацию и обслуживание (пристального внимания требуют факты приобретения автотранспортных средств, предоставления беспроцентных займов, самовольного распоряжения общедомовым имуществом без согласия собственников и в ущерб их интересам, включая предоставление рекламных мест, размещение платных парковок, сдачу в аренду придомовой территории, помещений, в которых находятся инженерные коммуникации многоквартирного дома, и др.);
законность использования средств формируемых фондов капитального ремонта общего имущества, бюджетных средств, а также средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, полнота и качество выполненных работ;
соблюдение законодательства при владении, пользовании и распоряжении общим имуществом в многоквартирном доме.
Меры прокурорского реагирования, принимаемые
в связи с нарушениями законов в сфере ЖКХ
В зависимости от характера нарушений законов в сфере ЖКХ, причин и условий, им способствующих, распространенности правонарушений, их повторности, наступивших и возможных в будущем вредных последствий, степени вины правонарушителей прокурором применяются предусмотренные Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (статьи 9.1, 23 - 25.1) меры прокурорского реагирования: требование, протест, представление, постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предостережение о недопустимости нарушения закона.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор наделен правом в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
При выборе форм реагирования следует руководствоваться приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", от 03.03.2017 N 140 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере" (в редакции приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26.05.2023 N 354), от 02.10.2007 N 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления", от 31.03.2008 N 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности", от 11.01.2021 N 2 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве", от 07.07.2017 N 473 "О реализации прокурорами полномочий в арбитражном судопроизводстве".
Избираемая мера реагирования должна быть направлена не только на пресечение нарушения закона органами, организациями и должностными лицами, но и способствовать активизации их деятельности в рассматриваемой сфере, принятию мер по защите и восстановлению нарушенных прав граждан.
Протест прокурора является действенной мерой реагирования на нарушения, связанные с изданием незаконных правовых актов федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, реализующими функции в области ЖКХ, и их должностными лицами.
В случае его отклонения прокурорам необходимо рассматривать вопрос об обращении в пределах компетенции в суд с заявлением об оспаривании нормативного (ненормативного) правового акта либо решения уполномоченных органов, организаций и их должностных лиц.
При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые его издали, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Представление прокурора вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Государственные органы и их должностные лица, руководители коммерческих и некоммерческих организаций обязаны в течение месяца принять меры по устранению допущенных правонарушений и обстоятельств, им способствовавших, и сообщить об их результатах прокурору в письменной форме.
Фактическое устранение нарушений должно находиться на контроле органов прокуратуры. Неисполнение законных требований прокурора, изложенных в представлении, является основанием для возбуждения прокурором производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Предостережение о недопустимости нарушения закона направляется прокурором или его заместителем в письменной форме должностным лицам в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.
Указанием Генерального прокурора Российской Федерации от 06.07.1999 N 39/7 "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона" определено, что основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, которые могут привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность. При наличии оснований для привлечения нарушителей закона к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности предостережение о недопустимости нарушения закона, как правило, не применяют. Однако с учетом правовой оценки конкретной ситуации предостережение должностному лицу может быть объявлено одновременно наряду с другими мерами прокурорского реагирования.
Направлению предостережений должна предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.
Обязательными условиями применения данной формы прокурорского реагирования являются строгий контроль исполнения изложенных в предостережении требований и принятие к лицам, уклоняющимся от их выполнения, предусмотренных законом мер ответственности.
Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 28.4 КоАП РФ может быть вынесено прокурором при выявлении любого административного правонарушения. Вместе с тем в силу пункта 2.1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 19.02.2015 N 78 "Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях" прокурорам следует учитывать, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Необходимо иметь в виду, что прокурор наделен исключительными полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан и порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (статьи 5.59 и 13.19.1 КоАП РФ).
Кроме того, при использовании данных государственной статистической отчетности (об объектах жилищно-коммунальной инфраструктуры, их состоянии, о реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан и др.) одновременно целесообразно оценивать достоверность ее формирования поставщиками информации (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими и управляющими организациями).
Непредоставление указанными лицами в органы Росстата первичных статистических данных, их несвоевременное направление либо предоставление недостоверных сведений влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 13.19 КоАП РФ. Неразмещение информации, размещение ее не в полном объеме или размещение недостоверной информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.19.2 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор обращается с иском (заявлением) в суд общей юрисдикции или арбитражный суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; обеспечивает участие в рассмотрении судами гражданских, административных и арбитражных дел, возбужденных как по искам (заявлениям) прокуроров, так и по делам, в которых прокурор вступил в процесс для дачи заключения, а также своевременно подает жалобы и приносит представления на незаконные судебные акты.
В силу пункта 2 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор уполномочен выносить мотивированное постановление о направлении материалов в органы предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
Одновременно следует учитывать, что подготовке такого постановления должна предшествовать прокурорская проверка исполнения законодательства в сфере ЖКХ. При поступлении в прокуратуру из контролирующего органа сообщения о преступлении, не требующего такой проверки, прокурор, руководствуясь требованиями приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 27.12.2007 N 212 "О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях", должен перенаправить его по подведомственности в соответствующий правоохранительный орган.
В связи с этим прокурорам следует исключить случаи, когда постановления о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании фактически подменяют ранее поступившие сообщения о преступлениях, выявленных контролирующими органами.
Главное управление
по надзору за исполнением
федерального законодательства
Генеральной прокуратуры
Российской Федерации
Приложение
СПИСОК
ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, НЕОБХОДИМЫХ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Конституция Российской Федерации (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
Жилищный кодекс Российской Федерации (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 28.04.2023 N 150-ФЗ);
Гражданский кодекс Российской Федерации (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 14.04.2023 N 121-ФЗ);
Бюджетный кодекс Российской Федерации (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 14.04.2023 N 128-ФЗ);
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 05.12.2022 N 478-ФЗ);
Федеральный закон от 22.05.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 19.12.2022 N 519-ФЗ);
Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 14.07.2022 N 284-ФЗ);
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 21.11.2022 N 461-ФЗ);
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 29.05.2023 N 184-ФЗ);
Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 29.12.2022 N 604-ФЗ);
Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 19.12.2022 N 542-ФЗ);
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 04.11.2022 N 427-ФЗ);
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 01.05.2022 N 127-ФЗ);
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 05.12.2022 N 498-ФЗ);
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 29.05.2023 N 184-ФЗ);
Федеральный закон от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 28.12.2022 N 569-ФЗ);
Федеральный закон от 29.07.2017 N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 14.07.2022 N 326-ФЗ);
Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 05.12.2022 N 498-ФЗ);
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 14.04.2023 N 129-ФЗ);
постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616);
постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2023 N 480);
постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2023 N 671);
постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2020 N 950);
постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2018 N 1090);
постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2016 N 453 "Об утверждении Правил размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.2019 N 1358);
постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2022 N 813);
постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 1670 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)" (с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 N 3268-р "Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года";
приказ Минэкономразвития России от 06.12.2017 N 654 "Об утверждении перечня показателей мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности" (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказом Минэкономразвития России от 23.06.2018 N 333);
приказ Минстроя России от 30.12.2020 N 912/пр "Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного жилищного надзора, лицензионного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами";
приказ Минстроя России от 23.12.2021 N 990/пр "Об утверждении типовых индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля";
приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2007 N 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления" (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 20.02.2020 N 85);
приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 21.12.2022 N 763);
приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 31.03.2008 N 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности" (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 05.12.2017 N 822);
приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 27.03.2009 N 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 20.04.2022 N 228);
приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 19.02.2015 N 78 "Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях";
приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 03.03.2017 N 140 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере" (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.05.2023 N 354);
приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.07.2017 N 473 "О реализации прокурорами полномочий в арбитражном судопроизводстве" (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 19.10.2022 N 608);
приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 11.01.2021 N 2 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве" (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 19.10.2022 N 608);
приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 02.06.2021 N 294 "О реализации Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 11.03.2022 N 141);
указание Генерального прокурора Российской Федерации от 06.07.1999 N 39/7 "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона" (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 16.10.2000 N 134);
указание Генерального прокурора Российской Федерации от 01.09.2022 N 491/7 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства при переселении граждан из ветхого и аварийного жилья".
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области