МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОРГАНАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ СВОДНЫХ ПЛАНОВ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ПОВЫШЕНИЮ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ, ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ
НА НИХ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ НА ПЕРИОД С 2024 ПО 2030 ГОДЫ
(ДАЛЕЕ - РЕГИОНАЛЬНЫЕ СВОДНЫЕ ПЛАНЫ) И ИСПОЛНЕНИЮ СВОДНОГО
ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ
ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ НА НИХ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ НА ПЕРИОД С 2024
ПО 2030 ГОДЫ, УТВЕРЖДЕННОГО МИНИСТЕРСТВОМ ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ДАЛЕЕ - ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СВОДНЫЙ ПЛАН)
Настоящие Методические рекомендации подготовлены в рамках исполнения пункта 11 раздела I протокола заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов от 7 июня 2023 г. N 27 в качестве методической базы исполнительным органам субъектов Российской Федерации в сфере транспорта для разработки соответствующих региональных сводных планов, предусмотренных пунктом 18 раздела I указанного протокола, и организации исполнения федерального сводного плана.
I. Содержание и порядок разработки региональных
сводных планов
1. Под региональным сводным планом предлагается понимать документ планирования взаимоувязанных по срокам реализации и исполнителям мероприятий, проводимых в целях поэтапного обеспечения для инвалидов условий доступности объектов и услуг, установленных статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также иными федеральными законами, регулирующими вопросы предоставления услуг населению в соответствующих сферах деятельности.
2. Региональные сводные планы разрабатываются и утверждаются исполнительными органами субъекта Российской Федерации в сфере транспорта при участии иных заинтересованных региональных органов исполнительной власти, в том числе в сфере социальной защиты населения.
Исполнительные органы субъектов Российской Федерации в сфере транспорта в обязательном порядке обеспечивают привлечение представителей общественных объединений инвалидов к разработке региональных сводных планов и их общественное обсуждение.
3. Региональный сводный план разрабатывается с учетом положений раздела II настоящих Методических рекомендаций по форме согласно приложению N 1 и должен содержать:
а) значения показателей доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и предоставляемых на них транспортных услуг (далее - объектов и услуг);
б) перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.
4. Показатели доступности для инвалидов объектов и услуг, ожидаемые результаты повышения их значений, перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, и сроки их реализации определяются с учетом федерального сводного плана и региональных особенностей исходя из:
а) анализа текущего состояния доступности для инвалидов объектов и услуг;
б) планируемого участия в федеральных программах, направленных на развитие транспортной инфраструктуры и обновление транспортных средств;
в) бюджета на очередной финансовый год и плановый период, предусмотренных в целях повышения значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.
5. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
6. Региональные сводные планы могут содержать иные показатели доступности для инвалидов объектов и услуг, ожидаемые результаты повышения их значений, и мероприятия, реализуемые для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, исходя из разделов свода правил СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021 г. N 815 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
7. Исполнительным органам субъектов Российской Федерации в сфере транспорта целесообразно проводить ежегодный мониторинг выполнения региональных сводных планов и вносить в них при необходимости изменения с обеспечением согласованности сроков принимаемых решений со сроками формирования проектов соответствующих бюджетов на очередной финансовый год и плановый период и с учетом предварительных итогов реализации региональных сводных планов в текущем году.
Приложение N 1
ФОРМА РЕГИОНАЛЬНОГО СВОДНОГО ПЛАНА
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ
ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ НА НИХ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ НА ПЕРИОД
С 2024 ПО 2030 ГОДЫ
Сводный план
мероприятий по повышению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и предоставляемых на них транспортных услуг на период с 2024 по 2030 годы
|
(наименование субъекта Российской Федерации
|
N п/п
|
Мероприятие
|
Ответственные исполнители и соисполнители (по согласованию)
|
Сроки реализации
|
Ожидаемый результат
|
Финансовое обеспечение
|
Вид документа
|
|
2024 - 2026 годы
|
2027 - 2030 годы
|
||||||
I. Нормативное правовое регулирование в сфере обеспечения доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и предоставляемых на них транспортных услуг
|
|||||||
II. Внедрение новых организационно-управленческих решений в сфере создания доступной среды на транспорте
|
|||||||
III. Развитие объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и предоставляемых на них транспортных услуг
|
|||||||
IV. Развитие информационного обеспечения инвалидов о доступности для них объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и предоставляемых услуг
|
|||||||
V. Развитие кадрового обеспечения транспортного комплекса и исполнительных органов в сфере транспорта по вопросам создания доступной среды
|
|||||||
VI. Мониторинг и контроль исполнения законодательства по вопросам создания доступной среды на транспорте
|
|||||||
II. Организация исполнения федерального сводного плана
1. В целях организации исполнения федерального сводного плана исполнительному органу субъекта Российской Федерации, осуществляющему разработку регионального сводного плана, обеспечивается включение в него всех мероприятий федерального сводного плана, по которым ответственными исполнителями и соисполнителями определены субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления.
2. Согласно раздела I "Нормативное правовое регулирование в сфере обеспечения доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и предоставляемых на них транспортных услуг" федерального сводного плана субъекты Российской Федерации являются соисполнителями по мероприятию "Определение и нормативно-правовое закрепление базовых требований доступности транспортного комплекса для инвалидов с учетом современных технических решений".
Участие субъектов Российской Федерации в исполнении данного мероприятия осуществляется в части согласования разрабатываемого нормативного правового акта в рамках оценки регулирующего воздействия, проводимого в установленном порядке.
При этом рекомендуется включить в соответствующий раздел регионального сводного плана мероприятие, предусматривающее при необходимости актуализацию региональной нормативной, правовой и методической базы в сфере транспорта в части обеспечения доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и предоставляемых на них транспортных услуг в соответствии с вновь принятыми нормативными правовыми актами федерального уровня.
Ожидаемым результатом такого мероприятия служат принятые нормативные правовые акты и другие документы нормативного характера.
3. В рамках исполнения мероприятия "Создание и развитие служб "социального такси" во всех субъектах Российской Федерации" раздела II "Внедрение новых организационно-управленческих решений в сфере создания доступной среды на транспорте" федерального сводного плана субъектам Российской Федерации рекомендуется предусмотреть в региональном сводном плане мероприятия, направленные на установление правил предоставления лицам с инвалидностью услуг "социального такси" и их реализацию. Содержание указанных мероприятий может быть направлено в том числе на увеличение количества поездок на человека, сокращение сроков ожидания исполнения заявки на услугу "социального такси", увеличение времени работы службы "социального такси" и согласовано с общественными организациями инвалидов.
Ожидаемым результатом такого мероприятия служит увеличение количества поездок на человека для лиц, получателей услуг "социального такси".
4. В рамках исполнения субъектами Российской Федерации мероприятий раздела III "Развитие объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и предоставляемых на них транспортных услуг" федерального сводного плана предполагается включение в региональный сводный план следующих мероприятий:
4.1. "Выявление и тиражирование эффективных практик по адаптации объектов транспортной инфраструктуры в соответствии с требованиями их доступности для инвалидов".
Участие регионов в реализации указанного мероприятия предусматривает наполнение сводного реестра лучших проектных решений совместно с органами местного самоуправления и транспортными организациями, а также размещение на региональных интернет-ресурсах ссылки на указанный реестр.
Ожидаемым результатом такого мероприятия служит размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте ФГБУ "НЦКТП Минтранса России" информации, направленной регионом, и наличие соответствующей ссылки на региональных интернет-ресурсах.
4.2. "Адаптация маршрутов между терминалами внешнего транспорта и организациями отдыха и оздоровления, не имеющими собственных транспортных средств для перевозки пассажиров, в целях создания доступной среды, обеспечивающей свободное передвижение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к указанным объектам инфраструктуры".
Под "терминалом внешнего транспорта" понимается автостанция, железнодорожная станция, автовокзал, железнодорожный вокзал, аэропорт, речной или морской вокзал (порт), с которых осуществляются пассажирские перевозки по международным или межрегиональным маршрутам транспорта общего пользования.
"Концепция шаговой доступности" в данном случае представляет собой возможность самостоятельного передвижения инвалидов от терминалов внешнего транспорта, обеспечивающих обслуживание инвалидов, до доступных для инвалидов остановок транспорта общего пользования, с которых осуществляются пассажирские перевозки в городском, пригородном и междугородном сообщении, по маршрутам, следующим к организациям отдыха и оздоровления, включая наличие на таких маршрутах транспортных средств, доступных для инвалидов.
Приоритетность указанных маршрутов может быть определена в соответствии с принципами и подходами, используемыми при реализации маршрутоориентированного подхода в создании доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения <1>
--------------------------------
<1> Маршрутоориентированный подход в создании доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения: методические рекомендации/Л.С. Болатаева, Е.Б. Ермилов, Ю.Ю. Ивашкина, В.А. Ковалев, О.С. Кудря, О.А. Мирошниченко, М.А. Смирнова; под редакцией О.Н. Владимировой. - Санкт-Петербург: СПбИУВЭК, ООО "ЦИАЦАН", 2023. - 52 с.
Предусмотренная указанным мероприятием адаптация маршрутов осуществляется в соответствии с компетенцией исполнительных органов, исходя из установленных полномочий.
Представляется, что субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления при участии общественных организаций инвалидов будет сформирован перечень муниципальных/межмуниципальных маршрутов транспорта общего пользования к организациям отдыха и оздоровления, нуждающихся в адаптации в приоритетном порядке.
Мероприятия по адаптации с учетом концепции шаговой доступности указанных маршрутов в приоритетном порядке включаются в региональные сводные планы.
Ожидаемым результатом мероприятия "Адаптация маршрутов между терминалами внешнего транспорта и организациями отдыха и оздоровления, не имеющими собственных транспортных средств для перевозки пассажиров, в целях создания доступной среды, обеспечивающей свободное передвижение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к указанным объектам инфраструктуры" на первом этапе служит утверждение перечня соответствующих приоритетных маршрутов, на втором этапе - количество маршрутов, адаптированных с учетом концепции шаговой доступности.
Предполагается, что исполнительные органы субъектов Российской Федерации осуществляют мониторинг исполнения данного мероприятия и направляют в Минтранс России отчеты о реализации мероприятия на территории региона в целом.
4.3. "Развитие транспортных маршрутов, обеспечивающих доступность социально-значимых объектов (поликлиники, больницы, школы, МФЦ и т.д.), разработанных совместно с общественными организациями инвалидов".
Предусмотренное указанным мероприятием развитие транспортных маршрутов осуществляется в соответствии с компетенцией исполнительных органов, исходя из установленных полномочий.
Представляется, что субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления при участии общественных организаций инвалидов будут подготовлены предложения по совершенствованию маршрутной сети транспорта общего пользования, а также пешеходных путей передвижения, обеспечивающих доступность социально-значимых объектов (поликлиники, больницы, школы, МФЦ и т.д.).
Данные предложения формируются с учетом концепции шаговой доступности, основанной на принципах и подходах, используемых при реализации маршрутоориентированного подхода в создании доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Мероприятия по реализации предложений по совершенствованию маршрутной сети транспорта общего пользования и пешеходных путей с учетом концепции шаговой доступности включаются в региональные сводные планы.
Ожидаемым результатом данного мероприятия на первом этапе служит определение перечня маршрутов, нуждающихся в развитии с учетом концепции шаговой доступности, на втором этапе - количество маршрутов, модернизированных с учетом концепции шаговой доступности и обеспечивающих доступность социально-значимых объектов.
Предполагается, что исполнительные органы субъектов Российской Федерации осуществляют мониторинг исполнения данного мероприятия и направляют в Минтранс России отчеты о реализации мероприятия на территории региона в целом.
4.4. "Оборудование на автомобильных стоянках (парковках) мест для автотранспортных средств инвалидов, в том числе с установкой дорожных знаков, и нанесение дорожной разметки для обозначения мест парковки для инвалидов".
Участие регионов в выполнении указанного мероприятия предусматривает реализацию при строительстве, реконструкции или модернизации объектов дорожной инфраструктуры на автомобильных дорогах общего пользования регионального и местного значения мероприятий по обеспечению их доступности для инвалидов в соответствии с требованиями законодательства.
Ожидаемым результатом мероприятия служит повышение доли автомобильных стоянок (парковок), соответствующих требованиям доступности для инвалидов, на автомобильных дорогах общего пользования регионального и местного значения.
Достижение целевого показателя обеспечивается посредством приведения существующих и строящихся (в случае необходимости) стоянок (парковок) установленным требованиям доступности для инвалидов.
Значения целевых показателей устанавливаются в региональных сводных планах по годам, начиная с 2024 года, отдельно для автомобильных дорог общего пользования регионального и местного значения.
4.5. "Обустройство тротуаров и пешеходных путей передвижения для инвалидов в соответствии с требованиями по обеспечению их доступности для инвалидов".
Участие регионов в выполнении указанного мероприятия предусматривает реализацию при строительстве, реконструкции или модернизации объектов дорожной инфраструктуры на автомобильных дорогах общего пользования регионального и местного значения мероприятий по обеспечению их доступности для инвалидов в соответствии с требованиями законодательства.
Ожидаемым результатом мероприятия служит повышение доли тротуаров и пешеходных путей передвижения для инвалидов, соответствующих требованиям доступности для инвалидов, на автомобильных дорогах общего пользования регионального и местного значения.
Достижение целевого показателя обеспечивается посредством приведения существующих и строящихся (в случае необходимости) тротуаров и пешеходных путей передвижения установленным требованиям доступности для инвалидов.
Значения целевых показателей устанавливаются в региональных сводных планах по годам, начиная с 2024 года, отдельно для автомобильных дорог общего пользования регионального и местного значения.
4.6. "Установка и модернизация светофорных объектов с учетом их оснащения устройствами звукового сопровождения пешеходов".
Участие регионов в исполнении указанного мероприятия предусматривает реализацию соответствующих мероприятий при выполнении работ по строительству, реконструкции, модернизации или ремонту на автомобильных дорогах общего пользования регионального и местного значения.
Ожидаемым результатом такого мероприятия служит повышение доли светофорных объектов, соответствующих требованиям доступности для инвалидов, на автомобильных дорогах общего пользования регионального и местного значения.
Достижение целевого показателя обеспечивается посредством приведения существующих и строящихся (в случае необходимости) светофорных объектов установленным требованиям доступности для инвалидов.
Значения целевых показателей устанавливаются в региональных сводных планах по годам, начиная с 2024 года, отдельно для автомобильных дорог общего пользования регионального и местного значения.
4.7. "Обустройство остановочных пунктов пассажирского транспорта на автомобильных дорогах общего пользования и трамвайных остановок специальными средствами для инвалидов, передвигающихся в креслах-колясках, инвалидов с нарушениями зрения и слуха".
Участие регионов в выполнении указанного мероприятия предусматривает реализацию соответствующих мероприятий при выполнении работ по строительству, реконструкции, модернизации или ремонту на автомобильных дорогах общего пользования регионального и местного значения.
Ожидаемым результатом мероприятия служит повышение доли остановочных пунктов пассажирского транспорта на автомобильных дорогах общего пользования регионального и местного значения и трамвайных остановок, соответствующих базовым требованиям доступности транспортного комплекса для инвалидов <2>.
--------------------------------
<2> До утверждения единого порядка обеспечения доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и предоставляемых транспортных услуг, соответствующих базовых требований доступности и методики оценки показателей доступности (далее - единый порядок, базовые требования, методика оценки) ожидаемым результатом мероприятия служит повышение доли остановочных пунктов пассажирского транспорта на автомобильных дорогах общего пользования регионального и местного значения и трамвайных остановок, соответствующих требованиям доступности транспортного комплекса для инвалидов, действующим на дату утверждения федерального сводного плана.
Достижение целевого показателя обеспечивается посредством приведения существующих и строящихся (в случае необходимости) остановочных пунктов пассажирского транспорта установленным требованиям доступности для инвалидов.
Значения целевых показателей устанавливаются в региональных сводных планах по годам, начиная с 2024 года <3>, отдельно для автомобильных дорог общего пользования регионального и местного значения.
--------------------------------
<3> Значения целевых показателей с 2024 по 2025 годы (до утверждения единого порядка, базовых требований и методики оценки) устанавливаются в соответствии с требованиями доступности для инвалидов, действующими на дату утверждения федерального сводного плана. Значения целевых показателей с 2026 года определяются предварительно и уточняются по итогам проведения оценки показателей доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и предоставляемых транспортных услуг в соответствии с планируемыми к утверждению в 2024 году единым порядком, базовыми требованиями и методикой оценки.
4.8. "Включение в конкурсную документацию на осуществление перевозок пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом условий по обеспечению доступности транспортного средства для инвалидов".
Исполнение мероприятия предусматривает включение в конкурсную документацию на осуществление перевозок пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в зависимости от конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки заявок, в соответствии с которыми оценивается оборудование для перевозки инвалидов, условия по обеспечению доступности транспортного средства для инвалидов или обязательное требование к транспортному средству, которое будет использоваться при осуществлении перевозок. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) наличие оборудования для перевозки инвалидов и условия по обеспечению доступности транспортного средства для инвалидов указываются в обязательных требованиях к транспортному средству, включаемых в описание объекта закупки.
Ожидаемым результатом мероприятия является наличие необходимых критериев оценки заявок или требований в соответствующей конкурсной документации с 2024 года.
В качестве целевого показателя указывается количество конкурсных процедур на осуществление перевозок пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, запланированных к проведению в соответствующем году, в конкурсную документацию которых включены условия по обеспечению доступности транспортного средства для инвалидов.
4.9. "Приобретение транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, оборудованного для перевозки инвалидов, а также оснащение транспортных средств специализированными устройствами, необходимыми для перевозки всех категорий инвалидов".
Значения целевых показателей устанавливаются регионами самостоятельно, исходя из бюджетных возможностей и планируемого участия в федеральных программах, направленных на обновление транспортных средств.
Ожидаемым результатом мероприятия служит повышение доли автобусов, троллейбусов и трамваев, соответствующих базовым требованиям доступности транспортного комплекса для инвалидов <4>.
--------------------------------
<4> До утверждения единого порядка, базовых требований и методики оценки ожидаемым результатом мероприятия служит повышение доли автобусов, троллейбусов и трамваев, соответствующих требованиям доступности для инвалидов, действующим на дату утверждения федерального сводного плана.
Достижение целевого показателя обеспечивается посредством обновления подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования транспортными средствами, обеспечивающими их доступность для инвалидов.
Значения целевых показателей устанавливаются в региональных сводных планах по годам, начиная с 2025 года <5>, отдельно для автобусов, троллейбусов и трамваев.
--------------------------------
<5> Значения целевых показателей на 2024 год (до утверждения единого порядка, базовых требований и методики оценки) устанавливаются в соответствии с требованиями доступности для инвалидов, действующими на дату утверждения федерального сводного плана. Значения целевых показателей с 2025 года определяются предварительно и уточняются по итогам проведения оценки показателей доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и предоставляемых транспортных услуг в соответствии с планируемыми к утверждению в 2024 году единым порядком, базовыми требованиями и методикой оценки.
4.10. "Оборудование объектов транспортной инфраструктуры специализированными средствами, необходимыми для обслуживания всех категорий инвалидов".
Ожидаемым результатом мероприятия служит повышение доли объектов транспортной инфраструктуры, соответствующих базовым требованиям доступности транспортного комплекса для инвалидов <6>.
--------------------------------
<6> До утверждения единого порядка, базовых требований и методики оценки ожидаемым результатом мероприятия служит повышение доли объектов транспортной инфраструктуры, соответствующих требованиям доступности транспортного комплекса для инвалидов, действующим на дату утверждения федерального сводного плана.
Достижение целевого показателя обеспечивается посредством приведения существующих и строящихся (в случае необходимости) объектов транспортной инфраструктуры установленным требованиям доступности для инвалидов.
Значения целевых показателей устанавливаются в региональных сводных планах по годам, начиная с 2024 года <7>.
--------------------------------
<7> Значения целевых показателей с 2024 по 2025 годы (до утверждения единого порядка, базовых требований и методики оценки) устанавливаются в соответствии с требованиями доступности для инвалидов, действующими на дату утверждения федерального сводного плана. Значения целевых показателей с 2026 года определяются предварительно и уточняются по итогам проведения оценки показателей доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и предоставляемых транспортных услуг в соответствии с планируемыми к утверждению в 2024 году единым порядком, базовыми требованиями и методикой оценки.
4.11. "Обеспечение доступности для инвалидов административных зданий исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере транспорта".
Предусмотренное указанным мероприятием обеспечение доступности для инвалидов административных зданий в сфере транспорта осуществляется в соответствии с компетенцией исполнительных органов, исходя из установленных полномочий.
Представляется, что субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления при участии общественных организаций инвалидов будут подготовлены предложения:
по обеспечению условий доступности для инвалидов административных знаний и государственных услуг в сфере транспорта, оказанию инвалидам при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг и использованию объектов наравне с другими лицами;
по совершенствованию маршрутной сети транспорта общего пользования и пешеходных путей передвижения, обеспечивающих доступность для инвалидов административных зданий исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере транспорта.
Данные предложения формируются в том числе с учетом концепции шаговой доступности, основанной на принципах и подходах, используемых при реализации маршрутоориентированного подхода в создании доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Мероприятия по реализации указанных предложений как в части доступности помещений административных зданий, так и в части их транспортной доступности включаются в региональные сводные планы.
Ожидаемым результатом данного мероприятия служат:
на первом этапе:
- проведение обследования в целях определения мер по поэтапному повышению уровня условий доступности для инвалидов объектов и услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем государственных услуг в сфере транспорта;
- определение перечня маршрутов, нуждающихся в развитии с учетом концепции шаговой доступности;
на втором этапе:
- количество в субъекте Российской Федерации административных зданий исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере транспорта, обеспечивающих условия доступности для инвалидов помещений и государственных услуг, оказание инвалидам при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг и использованию объектов наравне с другими лицами;
- количество маршрутов, модернизированных с учетом концепции шаговой доступности и обеспечивающих доступность административных зданий в сфере транспорта.
Предполагается, что исполнительные органы субъектов Российской Федерации осуществляют мониторинг исполнения данного мероприятия и направляют в Минтранс России отчеты о реализации мероприятия на территории региона в целом.
5. В рамках исполнения субъектами Российской Федерации мероприятий раздела IV "Развитие информационного обеспечения инвалидов о доступности для них объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и предоставляемых услуг" федерального сводного плана предполагается включение в региональный сводный план следующих мероприятий:
5.1. "Размещение и актуализация информации о доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры в разделе "Дорожно-транспортные учреждения" на карте доступности социальных объектов информационно-аналитического портала государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" (портал "Жить вместе")".
В рамках мероприятия исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления организовывается работа по наполнению карты доступности социальных объектов информационно-аналитического портала государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" (далее - карта доступности) информацией по доступности для инвалидов всех нозологий всех объектов транспортной инфраструктуры, в том числе с учетом мероприятий, проводимых в соответствии с федеральным и региональным сводными планами.
Ожидаемым результатом такого мероприятия служит размещение и актуализация исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями транспортного комплекса и региональными операторами портала "Жить вместе" соответствующей информации на карте доступности.
В отчетах субъектов Российской Федерации в Минтранс России указывается информация о принятых мерах по организации данной работы, количестве объектов транспортной инфраструктуры, сведения о доступности которых размещены на карте доступности, в абсолютном и относительном значении (нарастающим итогом).
5.2. "Размещение и актуализация информации на официальных сайтах исполнительных органов субъектов Российской Федерации о доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и предоставляемых транспортных услуг на территории региона (с указанием порядка предоставления дополнительных бесплатных услуг)".
В рамках мероприятия исполнительными органами субъектов Российской Федерации организовывается работа по соответствующему наполнению своих официальных сайтов.
Ожидаемым результатом такого мероприятия служит размещение и актуализация исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующей информации, в том числе с учетом мероприятий, проводимых в соответствии с федеральным и региональным сводными планами.
В отчетах субъектов Российской Федерации в Минтранс России указывается информация о принятых мерах по организации данной работы, перечень размещенной информации с указанием ссылки на региональные интернет-ресурсы.
5.3. "Разработка цифровых решений, направленных на снижение использования льготными категориями граждан бумажных документов для подтверждения имеющихся у них льгот в сфере транспортного обслуживания".
Участие субъектов Российской Федерации в реализации указанного мероприятия предусматривает применение регионами с 2026 года типовых решений цифровой платформы для мониторинга осуществления перевозок пассажиров с использованием инфраструктуры цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех" <8>.
--------------------------------
<8> Внедрение Автоматизированной информационной системы управления льготными и субсидированными перевозками (АИС УИЛП) на федеральном контуре цифровой платформы для мониторинга осуществления перевозок пассажиров с использованием инфраструктуры цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех" планируется Минтрансом России в 2024 году.
В отчетах субъектов Российской Федерации в Минтранс России по исполнению данного мероприятия указывается информация о принятых мерах по организации данной работы и сроках применения указанных типовых решений.
5.4. "Включение в контракты, в том числе заключаемые по итогам закупочных процедур, предметом которых выступают выполнение работ (оказание услуг) по разработке и модернизации интерфейсов Интернет-ресурсов и мобильных приложений, используемых для организации транспортного обслуживания граждан, условий по обеспечению доступности таких ресурсов и приложений для инвалидов по зрению".
В рамках мероприятия исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления организовывается работа по включению в конкурсную документацию на выполнение работ (оказание услуг) по разработке и модернизации интерфейсов Интернет-ресурсов и мобильных приложений, используемых для организации транспортного обслуживания граждан, условий по обеспечению доступности таких ресурсов и приложений для инвалидов по зрению.
Ожидаемым результатом мероприятия является наличие необходимых условий в соответствующей конкурсной документации с 2024 года.
В качестве целевого показателя указывается количество конкурсных процедур на выполнение работ (оказание услуг) по разработке и модернизации интерфейсов Интернет-ресурсов и мобильных приложений, используемых для организации транспортного обслуживания граждан, запланированных к проведению в соответствующем году, в конкурсную документацию которых включены условия по обеспечению доступности транспортного средства для инвалидов.
Предполагается, что исполнительные органы субъектов Российской Федерации осуществляют мониторинг исполнения данного мероприятия и направляют в Минтранс России отчеты о реализации мероприятия на территории региона в целом.
6. В рамках исполнения субъектами Российской Федерации мероприятий раздела V "Развитие кадрового обеспечения транспортного комплекса и исполнительных органов в сфере транспорта по вопросам создания доступной среды" федерального сводного плана предполагается включение в региональный сводный план следующих мероприятий:
6.1. "Повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, исполнение должностных обязанностей которых связано с созданием на транспорте условий доступности для инвалидов в рамках исполнения полномочий в части организации транспортного обслуживания населения, осуществления регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси".
В рамках мероприятия исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления организовывается работа по повышению квалификации государственных/муниципальных служащих, исполнение должностных обязанностей которых связано с созданием на транспорте условий доступности для инвалидов в рамках исполнения полномочий в части организации транспортного обслуживания населения, осуществления регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси (далее - служащие).
Ожидаемым результатом мероприятия служит повышение доли служащих, повысивших квалификацию.
Для расчета показателя "Доля государственных / муниципальных служащих, исполнение должностных обязанностей которых связано с созданием на транспорте условий доступности для инвалидов в рамках исполнения полномочий в части организации транспортного обслуживания населения, осуществления регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, повысивших квалификацию" необходимо количество служащих, повысивших квалификацию, разделить на общее количество служащих.
Предполагается, что исполнительные органы субъектов Российской Федерации осуществляют мониторинг исполнения данного мероприятия и направляют в Минтранс России отчеты о реализации мероприятия на территории региона в целом.
В отчетах субъектов Российской Федерации указывается информация о принятых мерах по организации данной работы, количестве служащих, повысивших квалификацию, в абсолютном и относительном значении (нарастающим итогом).
6.2. "Проведение инструктирования или обучения сотрудников организаций транспортного комплекса, исполнение должностных обязанностей которых связано с обеспечением доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации".
В рамках мероприятия исполнительными органами субъектов Российской Федерации организовывается работа по проведению инструктирования или обучения сотрудников организаций транспортного комплекса, исполнение должностных обязанностей которых связано с обеспечением доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (далее - сотрудники).
Ожидаемым результатом мероприятия служит повышение доли сотрудников, прошедших инструктирование или обучение.
Значения целевых показателей устанавливаются в региональных сводных планах по годам, начиная с 2024 года, с учетом планируемого принятия в 2025 - 2026 годах нормативного правового акта, устанавливающего требование о недопущении к работе сотрудников транспортных организаций, исполнение должностных обязанностей которых связано с обеспечением доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, не прошедших соответствующее обучение, и предусматривающего проведение такого обучения в течение 6 месяцев после приема на работу (пункт 2 федерального сводного плана).
Для расчета показателя "Доля сотрудников организаций транспортного комплекса, исполнение должностных обязанностей которых связано с обеспечением доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, прошедших обучение или инструктирование" необходимо количество сотрудников, прошедших обучение или инструктирование, разделить на общее количество сотрудников.
Предполагается, что исполнительные органы субъектов Российской Федерации осуществляют мониторинг исполнения данного мероприятия и направляют в Минтранс России отчеты о реализации мероприятия на территории региона в целом.
В отчетах субъектов Российской Федерации указывается информация о принятых мерах по организации данной работы, количестве сотрудников, прошедших инструктирование или обучение, в абсолютном и относительном значении (нарастающим итогом).
6.3. "Проведение обучения по программам дополнительного профессионального образования, согласованным с общественными организациями инвалидов, сотрудников организаций транспортного комплекса, исполнение должностных обязанностей которых связано с инструктированием по вопросам обеспечения доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации".
В рамках мероприятия исполнительными органами субъектов Российской Федерации организовывается работа по проведению обучения по программам дополнительного профессионального образования, согласованным с общественными организациями инвалидов, сотрудников организаций транспортного комплекса, исполнение должностных обязанностей которых связано с инструктированием по вопросам обеспечения доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (далее - сотрудники).
Ожидаемым результатом мероприятия служит повышение доли организаций транспортного комплекса, в которых сотрудники прошли обучение по программам дополнительного профессионального образования, согласованным с общественными организациями инвалидов.
Значения целевых показателей устанавливаются в региональных сводных планах по годам, начиная с 2024 года, с учетом планируемого принятия в 2025 - 2026 годах нормативного правового акта, устанавливающего требование о недопущении к работе сотрудников транспортных организаций, исполнение должностных обязанностей которых связано с обеспечением доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, не прошедших соответствующее обучение, и предусматривающего проведение такого обучения в течение 6 месяцев после приема на работу (пункт 2 федерального сводного плана).
Для расчета показателя "Доля организаций транспортного комплекса, в которых сотрудники, исполняющие должностные обязанности по инструктированию по вопросам обеспечения доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, прошли обучение по программам дополнительного профессионального образования, согласованным с общественными организациями инвалидов" необходимо количество организаций транспортного комплекса, в которых сотрудники прошли обучение по программам дополнительного профессионального образования, согласованным с общественными организациями инвалидов, разделить на общее количество транспортных организаций, оказывающих услуги по пассажирским перевозкам.
Предполагается, что исполнительные органы субъектов Российской Федерации осуществляют мониторинг исполнения данного мероприятия и направляют в Минтранс России отчеты о реализации мероприятия на территории региона в целом.
В отчетах субъектов Российской Федерации указывается информация о принятых мерах по организации данной работы, количестве организаций транспортного комплекса, в которых сотрудники прошли обучение по программам дополнительного профессионального образования, согласованным с общественными организациями инвалидов, в абсолютном и относительном значении (нарастающим итогом).
7. В рамках исполнения субъектами Российской Федерации мероприятий раздела VI "Мониторинг и контроль исполнения законодательства по вопросам создания доступной среды на транспорте" федерального сводного плана предполагается включение в региональный сводный план следующих мероприятий:
7.1. "Мониторинг доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере транспорта".
Участие регионов в реализации указанного мероприятия предусматривает направление в Минтранс России информации для подготовки ежегодных сводных аналитических докладов о результатах реализации мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов в субъектах Российской Федерации транспортной инфраструктуры и транспортных услуг, включая информацию об исполнении федерального и региональных сводных планов (далее - САД).
Минтранс России организует работу по подготовке САД, устанавливает перечень запрашиваемой информации и сроки ее предоставления.
Ожидаемым результатом такого мероприятия служит направление САД в Комиссию при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов.
7.2. "Обеспечение методического сопровождения субъектов Российской Федерации при разработке и исполнении региональных планов".
Участие регионов в данном мероприятии предполагается в качестве пользователей соответствующего раздела на официальном сайте ФГБУ "НЦКТП Минтранса России" в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
Ожидаемым результатом такого мероприятия служит размещение (при необходимости) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте ФГБУ "НЦКТП Минтранса России" направленной регионами информации о проблемных вопросах, связанных с исполнением федерального или региональных сводных планов, и подготовленных Минтрансом России предложений по их решению.
7.3. "Разработка и принятие региональных сводных планов мероприятий по повышению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и предоставляемых на них транспортных услуг на период с 2024 по 2030 годы".
В рамках мероприятия исполнительными органами субъектов Российской Федерации организовывается работа по утверждению региональных сводных планов.
Утвержденные региональные сводные планы направляются в Минтранс России.
7.4. "Проведение выездных и документарных проверок по вопросам соблюдения обязательных требований в части обеспечения доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и предоставляемых на них услуг".
Участие регионов в данном мероприятии предполагается в качестве лиц, контролируемых Ространснадзором.
Включение данного мероприятия в региональный сводный план не является обязательным.
Ожидаемым результатом мероприятия служит направление Ространснадзором соответствующего отчета в Минтранс России.
7.5. "Проведение в рамках регионального государственного контроля за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси мероприятий по вопросам соблюдения обязательных требований в части обеспечения доступности для инвалидов".
В рамках мероприятия исполнительными органами субъектов Российской Федерации организовывается работа по проведению в рамках регионального государственного контроля за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси мероприятий по вопросам соблюдения обязательных требований в части обеспечения доступности для инвалидов.
Ожидаемым результатом мероприятия служат проведение соответствующего регионального государственного контроля согласно ежегодным планам проведения плановых проверок, выданные акты и предписания организациям транспортного комплекса, аналитические материалы по итогам устранения нарушений, обозначенных в выданных актах, предписаниях.
Предполагается, что исполнительные органы субъектов Российской Федерации осуществляют мониторинг исполнения данного мероприятия и направляют в Минтранс России отчеты о количестве проверок и их результатах.
Отчеты субъектов Российской Федерации по данному мероприятию предоставляются в порядке и в сроки, установленные Минтрансом России в рамках подготовки САД.
7.6. "Организация работы общественных советов и групп".
Ожидаемым результатом мероприятия служат принятые протокольные решения заседаний:
- региональных рабочих групп рабочей группы по мониторингу доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и предоставляемых транспортных услуг;
- иных региональных совещательных органов по вопросам обеспечения транспортной доступности для инвалидов.
Отчеты субъектов Российской Федерации по данному мероприятию предоставляются в порядке и в сроки, установленные Минтрансом России в рамках подготовки САД, и включают в себя информацию по протоколам заседаний региональных совещательных органов по вопросам обеспечения транспортной доступности для инвалидов, в том числе их исполнении.
7.7. "Мониторинг исполнения Сводного плана".
Данным пунктом предусматривается мониторинг исполнения федерального сводного плана. Мониторинг исполнения регионального сводного плана должен быть предусмотрен в соответствующем региональном сводном плане.
Отчет о ходе выполнения субъектами Российской Федерации федерального сводного плана направляется в ФГБУ "НЦКТП Минтранса России" ежегодно, не позднее 1 декабря и содержит краткий анализ исполнения регионального сводного плана, включая информацию о динамике установленных в нем показателей.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области