Приложение N 1
к протоколу о результатах заочного
голосования Совета Ассоциации
"Национальное объединение строителей"
от 20.08.2024 N 216
Одобрен Советом Ассоциации
"Национальное объединение строителей",
протокол от 20.08.2024 N 216
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 20.03.2024 N 338 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
МИНИМАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ЧЛЕНАМ САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ИНЖЕНЕРНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ПОДГОТОВКУ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ,
СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕКОНСТРУКЦИЮ, КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ,
СНОС ОСОБО ОПАСНЫХ, ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ И УНИКАЛЬНЫХ
ОБЪЕКТОВ, ОБЪЕКТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ,
УКАЗАННЫХ В ПОДПУНКТАХ "А" И "Б" ПУНКТА 1 ЧАСТИ 1
СТАТЬИ 48.1 ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(по состоянию на 14.08.2024)
1. Основные понятия
Независимая оценка квалификации - процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - требования к квалификации), проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" (далее - Федеральный закон "О независимой оценке квалификации") в форме профессионального экзамена.
Соискатель - работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном Федеральным законом.
Центр оценки квалификаций - юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с Федеральным законом деятельность по проведению независимой оценки квалификации.
Совет по профессиональным квалификациям - Совет по профессиональным квалификациям в строительстве, созданный по решению Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, базовой организацией которого является Ассоциация "Национальное объединение строителей".
Свидетельство о квалификации - документ государственного образца, подтверждающий успешное прохождение независимой оценки квалификации физического лица на соответствие положениям профессионального стандарта.
Национальный реестр специалистов в области строительства (далее - Национальный реестр специалистов) - информационная система, содержащая сведения о специалистах по организации строительства, которые в соответствии со статьей 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации имеют право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, в том числе в должности главного инженера проекта (https://nrs.nostroy.ru/).
Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации (Реестр) - информационный ресурс, содержащий все необходимые сведения для прохождения независимой оценки квалификации, а также сведения о соискателях, прошедших независимую оценку квалификации.
Квалификация - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника, который необходим для реализации определенного вида профессиональной деятельности или определенной трудовой функции.
Уровень квалификации - это степень профессиональных навыков в рамках определенной ступени квалификации. Уровень квалификации характеризуется объемом и качеством умений, знаний, способностей кадров (к планированию, организации работы, адаптации к меняющимся условиям, развитию технологий).
2. Перечень нормативных правовых актов
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее также - ГрК РФ);
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (далее также - ТК РФ);
Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации";
Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях";
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 N 1204 "Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена";
Постановление Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 N 338 "Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее также - Постановление);
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.2017 N 559 "Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов" (утрачивает силу с 01.09.2024);
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.01.2023 N 13 "Об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики" (далее также - Постановление Правительства N 13);
Приказ Минстроя России от 06.11.2020 N 672/пр "Об утверждении перечня направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства" (далее - приказ Минстроя России от 06.11.2020 N 672/пр);
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.04.2022 N 231н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по организации строительства";
Приказ Ростехнадзора от 26.11.2020 N 459 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по организации проведения аттестации по вопросам промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики";
Приказ Ростехнадзора от 09.08.2023 N 285 "Об утверждении Перечня областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики";
Регламент проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена в области строительства, утвержден решением Совета по профессиональным квалификациям в строительстве, протокол от 25.01.2023 N 118, с изменениями и дополнениями.
3. Область применения
Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью определить единообразный подход при реализации саморегулируемыми организациями в области строительства положений Постановления Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 N 338 "Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Статьей 55.1 ГрК РФ определены основные цели саморегулируемых организаций:
1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;
2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства;
3) обеспечение исполнения членами саморегулируемых организаций обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным.
Содержанием деятельности саморегулируемой организации в области строительства являются разработка и утверждение документов, предусмотренных статьей 55.5 ГрК РФ, а также контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований этих документов.
Статья 55.5 ГрК РФ четко определяет обязанность саморегулируемой организации в части формирования и утверждения квалификационных стандартов для своих членов.
Квалификационные стандарты саморегулируемой организации являются внутренними документами саморегулируемой организации и определяют характеристики квалификации (требуемые уровень знаний и умений, уровень самостоятельности при выполнении трудовой функции, дифференцированные в зависимости от направления деятельности), необходимой работникам для осуществления трудовых функций по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, осуществлению строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
Требования к членам саморегулируемой организации, устанавливаемые в стандартах и во внутренних документах саморегулируемой организации, не могут быть ниже чем минимально установленные в части 6 статьи 55.5 ГрК РФ.
1) квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, а также руководителям юридического лица, самостоятельно организующим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, - наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет;
2) требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), сведения о которых включены в Национальный реестр специалистов, - не менее чем два специалиста по месту основной работы.
Требование к минимальной численности специалистов индивидуального предпринимателя или юридического лица по месту основной работы могут быть увеличены саморегулируемой организацией в том числе при необходимости осуществления такими специалистами трудовой функции, включающей организацию выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства в отношении объектов культурного наследия в целях сохранения таких объектов, а также при необходимости осуществления такими специалистами трудовой функции, включающей организацию выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства в зависимости от их технической сложности и потенциальной опасности, от стоимости одного договора строительного подряда, договора подряда на осуществление сноса.
Требования к членам саморегулируемой организации, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 48.1 ГрК РФ, дифференцированные с учетом технической сложности и потенциальной опасности таких объектов, устанавливаются во внутренних документах саморегулируемой организации и не могут быть ниже минимально установленных Правительством Российской Федерации.
Минимальные требования к членам саморегулируемой организации, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2017 N 559 "Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов", которое утрачивает силу с 1 сентября 2024 года в связи с принятием и вступлением в силу с указанной даты Постановления.
В соответствии с частью 8 статьи 55.5 ГрК РФ саморегулируемые организации обязаны установить во внутренних документах требования к своим членам, выполняющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 48.1 ГрК не ниже минимально установленных Постановлением (то есть тождественные требованиям Постановления или содержащие более высокие требования по сравнению с теми, которые установлены Постановлением).
При этом необходимо учитывать, что содержание предъявляемых саморегулируемой организацией требований к своим членам, требуемый профессиональный уровень специалистов членов саморегулируемых организаций оказывает существенное влияние на качество и безопасность строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, указанных в статье 48.1 ГрК РФ в целом.
Так, к объектам, в отношении которых должны применяться требования Постановления, относятся:
1. Особо опасные и технически сложные объекты:
1.1) объекты использования атомной энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии, включая объекты, содержащие:
- только радиационные источники, в которых генерируется ионизирующее излучение, на объектах, радиационное воздействие от которых в случае аварии ограничивается помещениями, где осуществляется непосредственное обращение с источниками ионизирующего излучения;
- радиационные источники, содержащие в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии;
Примечание: часть 1 статьи 48.1 ГрК РФ исключила отнесение этих двух объектов к объектам использования атомной энергии, однако часть 8 статьи 55.8 ГрК РФ распространяет действие Постановления на указанные объекты.
1.2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений <*>;
--------------------------------
<*> С 01.09.2024 - гидротехнические сооружения первого и второго классов ответственности, устанавливаемых в соответствии с законодательством о техническом регулировании.
1.3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;
1.4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
1.5) объекты космической инфраструктуры;
1.6) объекты инфраструктуры воздушного транспорта, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации;
1.7) объекты капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте;
1.8) объекты инфраструктуры внеуличного транспорта;
1.9) портовые гидротехнические сооружения, относящиеся к объектам инфраструктуры морского порта, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов;
1.10) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
1.11) подвесные канатные дороги;
1.12) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:
- опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
- опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
- опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
2. Уникальные объекты (в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик):
2.1) высота более чем 100 метров, для ветроэнергетических установок - более чем 250 метров;
2.2) пролеты более чем 100 метров;
2.3) наличие консоли более чем 20 метров;
2.4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров.
Минимальные требования к членам саморегулируемой
организации, осуществляющим строительство, реконструкцию,
капитальный ремонт, снос особо опасных и технически сложных
объектов, являющихся объектами использования атомной энергии
в соответствии с законодательством Российской Федерации
об использовании атомной энергии, а также объектов
использования атомной энергии, указанных в подпунктах "а"
и "б" пункта 1 части 1 статьи 48.1 ГрК РФ
Минимальным требованием к членам саморегулируемой организации строителей, выполняющим работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу на особо опасных и технически сложных объектах, являющихся объектами использования атомной энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии, а также объектах использования атомной энергии, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 48.1 ГрК РФ (далее - атомные объекты), является наличие у члена саморегулируемой организации разрешения (лицензии) на право ведения соответствующих работ в области использования атомной энергии.
Порядок лицензирования деятельности в области использования атомной энергии определен Правительством Российской Федерации (Постановление от 29.03.2013 N 280 "О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии" (далее - Положение о лицензировании)). Лицензирование деятельности в области использования атомной энергии осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами (Ростехнадзор) (пункт 2 Положения о лицензировании).
Повышенные требования к членам, осуществляющим соответствующие работы на атомных объектах, могут быть определены саморегулируемой организацией самостоятельно во внутренних документах (например, в документе, определяющем членство в саморегулируемой организации) и предусматривать требования о предоставлении иных документов (помимо лицензии на право ведения работ в области использования атомной энергии), например, подтверждающих наличие у члена саморегулируемой организации специалистов, имущества, документов об организации и проведении контроля качества выполняемых работ, договоров страхования, и (или) соответствие иным самостоятельно установленным саморегулируемой организацией требованиям (если такие требования установлены).
Минимальные требования
к членам саморегулируемой организации, осуществляющим
строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос особо
опасных, технически сложных и уникальных объектов,
за исключением особо опасных и технически сложных объектов,
являющихся объектами использования атомной энергии
Требования к кадровому составу
Минимальными требованиями к члену саморегулируемой организации, осуществляющему строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением особо опасных и технически сложных объектов, являющихся объектами использования атомной энергии, в отношении кадрового состава являются:
а) наличие у члена саморегулируемой организации:
- не менее 2 работников по месту основной работы, занимающих должности руководителей, имеющих стаж работы на инженерных должностях в организациях, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, не менее 5 лет и являющихся специалистами по организации строительства, сведения о которых включены в Национальный реестр специалистов в области строительства, а также не менее 3 специалистов технических служб, работающих по трудовому договору, в том числе по совместительству, сведения о которых могут быть не включены в указанный реестр, имеющих соответствующее высшее профессиональное (техническое) образование, в том числе по специальности или направлению подготовки в области строительства, стаж работы на инженерных должностях в организациях, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, не менее 3 лет, подтверждение прохождения не реже одного раза в 5 лет в соответствии с Федеральным законом "О независимой оценке квалификации" независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта, устанавливающего характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления соответствующего вида профессиональной деятельности, - в случае, если стоимость работ, которые член саморегулируемой организации планирует выполнять по одному договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, соответствует первому уровню ответственности члена саморегулируемой организации, установленному пунктом 1 части 12 статьи 55.16 ГрК РФ;
- не менее 2 работников по месту основной работы, занимающих должности руководителей, имеющих стаж работы на инженерных должностях в организациях, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, не менее 5 лет и являющихся специалистами по организации строительства, сведения о которых включены в Национальный реестр специалистов в области строительства, а также не менее 4 специалистов технических служб, работающих по трудовому договору, в том числе по совместительству, сведения о которых могут быть не включены в указанный реестр, имеющих соответствующее высшее профессиональное (техническое) образование, в том числе по специальности или направлению подготовки в области строительства, стаж работы на инженерных должностях в организациях, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, не менее 3 лет, подтверждение прохождения не реже одного раза в 5 лет в соответствии с Федеральным законом "О независимой оценке квалификации" независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта, устанавливающего характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления соответствующего вида профессиональной деятельности, - в случае, если стоимость работ, которые член саморегулируемой организации планирует выполнять по одному договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, соответствует второму уровню ответственности члена саморегулируемой организации, установленному пунктом 2 части 12 статьи 55.16 ГрК РФ;
- не менее 2 работников по месту основной работы, занимающих должности руководителей, имеющих стаж работы на инженерных должностях в организациях, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, не менее 5 лет и являющихся специалистами по организации строительства, сведения о которых включены в Национальный реестр специалистов в области строительства, а также не менее 5 специалистов технических служб, работающих по трудовому договору, в том числе по совместительству, сведения о которых могут быть не включены в указанный реестр, имеющих соответствующее высшее профессиональное (техническое) образование, в том числе по специальности или направлению подготовки в области строительства, стаж работы на инженерных должностях в организациях, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, не менее 3 лет, подтверждение прохождения не реже одного раза в 5 лет в соответствии с Федеральным законом "О независимой оценке квалификации" независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта, устанавливающего характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления соответствующего вида профессиональной деятельности, - в случае, если стоимость работ, которые член саморегулируемой организации планирует выполнять по одному договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, соответствует третьему уровню ответственности члена саморегулируемой организации, установленному пунктом 3 части 12 статьи 55.16 ГрК РФ;
- не менее 3 работников по месту основной работы, занимающих должности руководителей, имеющих стаж работы на инженерных должностях в организациях, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, не менее 5 лет и являющихся специалистами по организации строительства, сведения о которых включены в Национальный реестр специалистов в области строительства, а также не менее 6 специалистов технических служб, работающих по трудовому договору, в том числе по совместительству, сведения о которых могут быть не включены в указанный реестр, имеющих соответствующее высшее профессиональное (техническое) образование, в том числе по специальности или направлению подготовки в области строительства, стаж работы на инженерных должностях в организациях, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, не менее 3 лет, подтверждение прохождения не реже одного раза в 5 лет в соответствии с Федеральным законом "О независимой оценке квалификации" независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта, устанавливающего характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления соответствующего вида профессиональной деятельности, - в случае, если стоимость работ, которые член саморегулируемой организации планирует выполнять по одному договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, соответствует четвертому уровню ответственности члена саморегулируемой организации, установленному пунктом 4 части 12 статьи 55.16 ГрК РФ;
- не менее 3 работников по месту основной работы, занимающих должности руководителей, имеющих стаж работы на инженерных должностях в организациях, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, не менее 5 лет и являющихся специалистами по организации строительства, сведения о которых включены в Национальный реестр специалистов в области строительства, а также не менее 7 специалистов технических служб, работающих по трудовому договору, в том числе по совместительству, сведения о которых могут быть не включены в указанный реестр, имеющих соответствующее высшее профессиональное (техническое) образование, в том числе по специальности или направлению подготовки в области строительства, стаж работы на инженерных должностях в организациях, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, не менее 3 лет, подтверждение прохождения не реже одного раза в 5 лет в соответствии с Федеральным законом "О независимой оценке квалификации" независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта, устанавливающего характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления соответствующего вида профессиональной деятельности, - в случае, если стоимость работ, которые член саморегулируемой организации планирует выполнять по одному договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, соответствует пятому уровню ответственности члена саморегулируемой организации, установленному пунктом 5 части 12 статьи 55.16 ГрК РФ;
- не менее 1 работника по месту основной работы, занимающего должность руководителя, имеющего стаж работы на инженерных должностях в организациях, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, не менее 5 лет и являющегося специалистом по организации строительства, сведения о котором включены в Национальный реестр специалистов в области строительства, а также не менее 2 специалистов технических служб, работающих по трудовому договору, в том числе по совместительству, сведения о которых могут быть не включены в указанный реестр, имеющих соответствующее высшее профессиональное (техническое) образование, в том числе по специальности или направлению подготовки в области строительства, стаж работы на инженерных должностях в организациях, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, не менее 3 лет, подтверждение прохождения не реже одного раза в 5 лет в соответствии с Федеральным законом "О независимой оценке квалификации" независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта, устанавливающего характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления соответствующего вида профессиональной деятельности, - в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять только снос объекта капитального строительства, не связанный со строительством, реконструкцией объекта капитального строительства, что соответствует простому уровню ответственности члена саморегулируемой организации, установленному пунктом 6 части 12 статьи 55.16 ГрК РФ (см. рис. 1).
Согласно подпункту "а" пункта 3 Постановления под руководителями по тексту акта подразумеваются должности генерального директора (директора, управляющего), и (или) технического директора, и (или) их заместителей, и (или) главного инженера, и (или) его заместителя.
В соответствии с частью 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации наименования в трудовых договорах должностей, профессий или специальностей должны соответствовать наименованиям, указанным в квалификационных справочниках либо профессиональных стандартах, если ТК РФ, иными федеральными законами предусмотрено право работников на предоставление им компенсаций, льгот или каких-либо ограничений при работе на таких должностях (по профессиям, специальностям).
Кроме того, статьей 195.3 ТК РФ установлено, что, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Иными словами, в данном случае закреплена обязанность полного соответствия наименований должностей в штатном расписании и профессиональном стандарте, но в отношении ограниченного законодателем круга должностей, профессий и специальностей. В остальных случаях наименование должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним определяются организацией самостоятельно с учетом своей специфики организации труда.
Согласно разъяснениям Минстроя России (исх. от 24.07.2024 N 41953-ТБ/02) в отношении лиц, являющихся специалистами технических, и (или) энергомеханических, и (или) контрольных, и (или) других технических служб и подразделений, обеспечивающих строительное производство, в Постановлении введено сокращение "специалисты технических служб".
При этом Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, содержит квалификационные характеристики массовых должностей, общих для всех отраслей экономики.
Наименования таких должностей обусловлены выполняемыми специалистами трудовыми функциями. В этой связи к числу должностей специалистов технических служб относятся указанные в Справочнике инженерные должности руководителей, специалистов и других служащих, связанные с обеспечением в том числе строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
Рисунок 1
Обзор минимальных требований к членам саморегулируемой
организации, выполняющим строительство, реконструкцию,
капитальный ремонт, снос особо опасных, технически сложных
и уникальных объектов, объектов использования
атомной энергии, указанных в подпунктах "а"
и "б" пункта 1 части 1 статьи 48.1 ГрК РФ
(Постановление Правительства Российской Федерации
от 20.03.2024 N 338)
Уровень ответственности по КФ ВВ
|
Руководители
(генеральный директор, директор, управляющий, технический директор, их заместители, главный инженер, его заместители)
|
Специалисты технических служб с инженерным стажем (энергомеханических, контрольных, других технических служб и подразделений)
|
Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос
|
||
1
|
2 работника по основному месту работы, стаж 5 лет + НРС
|
3 специалиста, возможно совместительство, стаж 3 года + НОК, возможно НРС
|
2
|
4 специалиста, возможно совместительство, стаж 3 года + НОК, возможно НРС
|
|
3
|
5 специалистов, возможно совместительство, стаж 3 года + НОК, возможно НРС
|
|
4
|
3 работника по основному месту работы, стаж 5 лет + НРС
|
6 специалистов, возможно совместительство, стаж 3 года + НОК, возможно НРС
|
5
|
3 работника по основному месту работы, стаж 5 лет + НРС
|
7 специалистов, возможно совместительство, стаж 3 года + НОК, возможно НРС
|
Только снос ОКС
|
1 работник по основному месту работы, стаж 5 лет + НРС
|
2 специалиста, возможно совместительство, стаж 3 года + НОК, возможно НРС
|
В отношении требований к образованию и опыту работы кадрового состава необходимо отметить следующее.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определяет уровни образования в Российской Федерации. Постановление устанавливает, что специалисты технических служб должны иметь соответствующее высшее профессиональное (техническое) образование, в том числе по специальности или направлению подготовки в области строительства. Требование к образованию, сформированное в Постановлении, предусматривающее наличие у специалистов технических служб высшего профессионального (технического) образования идентично высшему (техническому) образованию. Таким образом, необходимо учитывать, что в Постановлении идет речь исключительно о высшем (техническом) образовании. Прохождение программ профессиональной переподготовки по техническим специальностям при базовом высшем (не техническом) образовании не является надлежащим уровнем образования по Постановлению, так как в соответствии с частями 5 и 6 статьи 10 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" дополнительное профессиональное образование не является уровнем профессионального образования (в том числе высшего), а является подвидом дополнительного образования.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 55.5-1 ГрК РФ для специалистов по организации строительства, сведения о которых включены в Национальный реестр специалистов в области строительства, установлено требование о наличии высшего образования по специальности или направлению подготовки в области строительства. Исчерпывающий перечень таких направлений подготовки, специальностей в области строительства установлен приказом Минстроя России от 06.11.2020 N 672/пр.
Для специалистов технических служб Постановлением установлено требование о соответствующем высшем профессиональном (техническом) образовании, в том числе по специальности или направлению подготовки в области строительства.
Перечень направлений подготовки, специальностей в области строительства специалистов технических служб может быть определен в соответствии с приказом Минстроя России от 06.11.2020 N 672/пр.
Также вопрос о возможности отнесения такого образования к высшему профессиональному (техническому) может быть решен на основании справки высшего учебного заведения, выдавшего документ об образовании, либо на основании сопоставления с соответствующим разделом Общероссийского классификатора специальностей по образованию (приказ Росстандарта от 08.12.2016 N 2007-ст) "Инженерное дело, технологии и технические науки". Согласно разъяснениям Минстроя России (исх. от 24.07.2024 N 41953-ТБ/02) специалисты технических служб должны иметь техническое образование, указанное в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, или соответствующем профессиональном стандарте.
Также необходимо обратить внимание на следующее:
- специалисты по организации строительства должны иметь опыт работы не менее 5 лет на инженерных должностях в организациях, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, и сведения о них должны быть включены в Национальный реестр специалистов в области строительства, при включении в который требования к инженерному стажу составляет 3 года;
- специалисты технических служб должны иметь опыт работы не менее 3 лет на инженерных должностях в организациях, в организациях, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, и могут быть не включены в Национальный реестр специалистов в области строительства.
Согласно разъяснениям Минстроя России (исх. от 22.08.2019 N 30618-ТБ/02): "Стаж работы на инженерных должностях является одним из видов специального трудового стажа. В него включаются периоды трудовой деятельности физического лица соответственно в организациях, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, подтвержденные сведениями трудовой книжки после получения документа о высшем образовании по специальности (направлению подготовки), необходимой для занятия инженерной должности в соответствии с профессиональными стандартами, квалификационными справочниками должностей руководителей, специалистов и других служащих".
В этой связи при определении соответствия стажа минимальным требованиям инженерный стаж исчисляется с момента получения высшего (технического) образования, в том числе по специальности или направлению подготовки в области строительства.
В отношении требования о независимой оценке квалификации кадрового состава необходимо иметь в виду следующее.
Работники, занимающие должности руководителей и являющиеся специалистами по организации строительства, сведения о которых включены в Национальный реестр специалистов в области строительства, с 1 сентября 2022 года проходят независимую оценку квалификации на соответствие профессиональному стандарту "Специалист по организации строительства" (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.04.2022 N 231н, квалификация 16.02500.09 Главный инженер проекта (специалист по организации строительства) (7 уровень квалификации)).
Постановлением также установлено требование к прохождению независимой оценки квалификации специалистами технических служб.
При этом Постановлением установлено, что требование о наличии подтверждения прохождения не реже одного раза в 5 лет независимой оценки квалификации не применяется к члену саморегулируемой организации в отношении тех специалистов технических служб, прошедших повышение квалификации по направлению подготовки в области строительства до 1 марта 2024 года, до истечения 5 лет со дня прохождения указанными специалистами повышения квалификации. Таким образом наличие у работника организации - специалиста технических служб удостоверения о повышении квалификации по направлению подготовки в области строительства, выданного в любую дату до 1 марта 2024 года, дает ему право не проходить независимую оценку квалификации в течение 5 лет со дня прохождения указанными специалистами повышения квалификации. День, с которого производится исчисление указанного 5-летнего срока, может быть определен со дня выдачи удостоверения о повышении квалификации, если иной срок не указан в удостоверении или ином документе, подтверждающем прохождение специалистом повышения квалификации. К истечению пятилетнего срока специалист уже должен пройти независимую оценку квалификацию и иметь соответствующее свидетельство о квалификации.
В этой связи саморегулируемым организациям рекомендуется при формировании требований к своим членам в части предоставления документов, подтверждающих соответствие квалификационным требованиям специалистов технических служб, не имеющих сведений о прохождении независимой оценки квалификации, указывать на возможность предоставления ими удостоверений о повышении квалификации по направлению подготовки в области строительства, выданных до 1 марта 2024 года, до истечения 5 лет со дня прохождения такими специалистами повышения квалификации.
Проанализировав нормативные правовые акты в сфере градостроительной деятельности, саморегулирования, труда и существующие профессиональные стандарты, прохождение независимой оценки квалификации специалистов технических служб, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением особо опасных и технически сложных объектов, являющихся объектами использования атомной энергии, может производиться на соответствие требованиям профессионального стандарта: "Специалист по организации строительства" (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.04.2022 N 231н, квалификация Специалист по строительству особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (6 уровень квалификации) <*>).
--------------------------------
<*> На заседании Совета по профессиональным квалификациям 04.07.2024, протокол N 309, одобрен проект наименования указанной квалификации и требования к ней. В настоящее время проводится процедура ее утверждения Национальным агентством развития квалификаций.
Таким образом, в соответствии с указанным приказом Минтруда России, исходя из содержания трудовых функций и входящих в них трудовых действий, установленных профессиональным стандартом "Специалист по организации строительства", наличие у специалиста технической службы подтвержденной квалификации "Главный инженер проекта (специалист по организации строительства) (7 уровень квалификации)" исключает необходимость подтверждения таким специалистом квалификации "Специалист по строительству особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (6 уровень квалификации)", так как осуществляемые работником трудовые функции и трудовые действия по 6 уровню квалификации являются частью трудовых функций, трудовых действий, осуществляемых этим работником по 7 уровню квалификации, при этом пятилетний срок независимой оценки квалификации по 7 уровню не истек.
В отношении специалистов технических служб в Постановлении допускаются работа по трудовому договору, в том числе по совместительству с учетом соблюдения требований Постановления к минимальному количеству работников, занимающих должности руководителей, являющихся специалистами по организации строительства, и специалистов технических служб. Так, по первому уровню ответственности по компенсационному возмещения вреда у члена саморегулируемой организации в штате должно быть не менее 5 работников (2 специалиста по организации строительства и 3 специалиста технических служб), соответственно один и тот же работник не может являться работником, осуществляющим функции специалиста по организации строительства (7 уровень квалификации профессионального стандарта) и функции специалиста технической службы (6 уровень квалификации профессионального стандарта).
В отношении требования к аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов и законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, необходимо отметить следующее.
Постановление устанавливает требование о наличии у работников члена саморегулируемой организации, подлежащих аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов и законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, подтверждения прохождения указанной аттестации.
Порядок проведения такой аттестации устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2023 N 13 "Об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики".
Постановлением Правительства N 13 определены категории работников, в том числе руководителей организаций (обособленных подразделений организаций), осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также с изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, обязанных получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности:
- работник, на которого возложены функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I, II или III класса опасности;
- работники, являющиеся членами аттестационных комиссий организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности;
- работники, являющиеся специалистами, осуществляющими авторский надзор в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов;
- работники, осуществляющие функции строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта опасных производственных объектов.
Аттестацию, в том числе первичную аттестацию, в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", абзацами третьим - шестым статьи 9.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", проходят следующие категории работников:
а) руководители организаций (обособленных подразделений организаций), осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов I, II или III класса опасности, а также монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах I, II или III класса опасности, проектирование, строительство, капитальный ремонт, эксплуатацию, реконструкцию, консервацию и ликвидацию, а также техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнических сооружений, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие указанную профессиональную деятельность;
б) работник, на которого возложены функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, эксплуатационного контроля и контроля за показателями состояния гидротехнических сооружений, авторского надзора в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений;
в) работники, на которых возложено руководство производственной деятельностью при осуществлении видов деятельности, отнесенных к предмету регулирования законодательства в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, безопасности гидротехнических сооружений;
г) не указанные в пунктах "а" - "в" работники, являющиеся членами аттестационных комиссий организаций.
Первичная аттестация в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики проводится не позднее 3 месяцев со дня (пункт 2 Особенностей разрешительных режимов в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов, безопасности гидротехнических сооружений, электроэнергетики и теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 353 <*>):
--------------------------------
<*> Применяется до 31 декабря 2024 года.
назначения на соответствующую должность;
перевода на другую работу, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации;
заключения трудового договора с другим работодателем, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.
Каждый из работников, указанных выше, проходит аттестацию только в той области аттестации, которая соответствует занимаемой им должности и выполняемым трудовым обязанностям, и в объеме требований безопасности в соответствующей области, необходимых для выполнения возложенных на него трудовых обязанностей.
Аттестацию, в том числе первичную аттестацию, проходят руководители (заместители руководителей) субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, указанные в пункте 1 статьи 28.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Аттестация проводится аттестационными комиссиями, формируемыми:
а) Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;
б) территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
в) Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации;
г) организациями.
Организацией могут быть сформированы главная аттестационная комиссия и отдельные аттестационные комиссии в обособленных подразделениях организации. Сформировать единую аттестационную комиссию могут 2 и более организации.
Кроме этого, Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.11.2020 N 459 утвержден соответствующий административный регламент, определяющий порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий) Ростехнадзора и его территориальных органов при предоставлении государственной услуги по организации проведения аттестации по вопросам промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, порядок взаимодействия должностных лиц Ростехнадзора (его территориальных органов) с заявителями при предоставлении государственной услуги.
Также Приказом Ростехнадзора от 09.08.2023 N 285 утвержден перечень областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики.
Проверка достоверности предоставляемых членом саморегулируемой организации сведений и документов об аттестации специалистов в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений может быть осуществлена с использованием Сервиса проверки подлинности протоколов Единого портала тестирования Ростехнадзора России (по номеру предоставляемого членом саморегулируемой организации протокола, но не ранее 1 ноября 2019 года выдачи).
Требования к имуществу, оборудованию, машинам и механизмам
Минимальным требованием к члену саморегулируемой организации, осуществляющему строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением особо опасных и технически сложных объектов, являющихся объектами использования атомной энергии, в отношении имущества является наличие принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании зданий, и (или) сооружений, и (или) помещений, строительных машин и механизмов, транспортных средств, средств технологического оснащения, передвижных энергетических установок, средств контроля и измерений и в случае необходимости средств обеспечения промышленной безопасности.
Состав и количество указанного имущества определяются саморегулируемой организацией путем установления перечня имущества либо путем использования объективных критериев, в частности указания на документы, содержащие перечень необходимых материальных ресурсов в составе и количестве, достаточных для выполнения планируемых или осуществляемых видов работ (например, проект организации строительства особо опасного, технически сложного, уникального объекта капитального строительства).
Как следует из указанных положений, обязанностью саморегулируемой организации является определение состава и количества имущества, необходимого члену саморегулируемой организации для выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением особо опасных и технически сложных объектов, являющихся объектами использования атомной энергии. В данном случае при определении состава и количества необходимого имущества можно исходить из уровня ответственности члена саморегулируемой организации по компенсационному фонду возмещения вреда, уровня ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
Требования к контролю качества выполнения работ
Минимальным требованием к члену саморегулируемой организации, осуществляющему строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением особо опасных и технически сложных объектов, являющихся объектами использования атомной энергии, в отношении контроля качества выполняемых работ является наличие у него документов, устанавливающих порядок организации и проведения контроля качества выполняемых работ (далее - документы в отношении контроля качества выполняемых работ), а также работников, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.
1. Документы в отношении контроля качества выполняемых работ.
Контроль качества строительных работ выполняется в целях выяснения и обеспечения соответствия производимых строительных работ и применяемых строительных материалов, изделий и конструкций требованиям технических регламентов, проектной и рабочей документации.
Контроль качества строительных работ является составляющей строительного контроля.
Саморегулируемая организация вправе разработать и утвердить свои стандарты и правила предпринимательской деятельности, устанавливающие требования по обеспечению контроля качества выполняемых работ по строительству.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" стандарты и правила саморегулируемых организаций должны соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам. Стандартами и правилами саморегулируемой организации могут устанавливаться дополнительные требования к предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида.
При этом виды документов в отношении контроля качества выполняемых работ, их содержание и состав могут быть определены саморегулируемой организацией исходя из Свода правил СП 48.13330.2019 "СНиП 12-01-2004. Организация строительства" (утвержден Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 24.12.2019 N 861/пр).
Также саморегулируемая организация вправе определить внутренними документами, что в качестве подтверждения наличия у члена саморегулируемой организации документов в отношении контроля качества выполняемых работ принимаются документы о прохождении им добровольной сертификации на соответствие ГОСТ Р 55048-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2008 в строительстве" (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.11.2012 N 701-ст).
2. Документы в отношении работников, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению контроля качества выполняемых работ.
Исходя из текста Постановления, наличие у члена саморегулируемой организации документов в отношении работников, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению контроля качества выполняемых работ, является обязательным минимальным требованием.
Такие документы должны доказывать факт возложения на конкретных работников обязанностей по осуществлению контроля. Видами таких документов могут являться приказы, должностные инструкции, иные документы. Примерным составом исполнительной документации на общестроительные работы, согласно СП 48.13330.2019 "СНиП 12-01-2004 Организация строительства" (утвержден и введен в действие Приказом Минстроя России от 24.12.2019 N 861/пр), определено наличие в составе документации приказов о назначении ответственных лиц (производителей работ) за ведение работ на объекте строительства, за осуществление строительного контроля, за ведение исполнительной документации, квалификационных удостоверений лиц, осуществляющих работы, испытания, измерения, обследования (сварщиков, машинистов строительных машин и установок, рабочих-высотников, лиц, осуществляющих неразрушающий контроль и т.д.).
Саморегулируемая организация вправе самостоятельно определить во внутренних документах необходимый, требуемый ею от члена саморегулируемой организации перечень документов в отношении работников, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению контроля качества выполняемых работ.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области