"Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросу обеспечения осуществления мер, направленных на повышение готовности субъектов Российской Федерации к реагированию на крупномасштабные чрезвычайные ситуации и пожары" (утв. МЧС России)

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕР,
НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ ГОТОВНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ К РЕАГИРОВАНИЮ НА КРУПНОМАСШТАБНЫЕ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ И ПОЖАРЫ

Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросу обеспечения осуществления мер, направленных на повышение готовности субъектов Российской Федерации к реагированию на крупномасштабные чрезвычайные ситуации и пожары (далее - методические рекомендации), разработаны в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 1, раздел III, пункт 4).

Методические рекомендации разработаны с целью систематизации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части обеспечения осуществления мер, направленных на повышение готовности к реагированию на крупномасштабные чрезвычайные ситуации (далее - ЧС) и пожары, подготовку в этих целях соответствующих сил и средств, обучение населения и руководителей органов местного самоуправления в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС, и носят рекомендательный характер.

При разработке Методических рекомендаций использованы следующие нормативные правовые документы:

I. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

II. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

III. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

IV. Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ "Лесной кодекс Российской Федерации".

V. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

VI. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

VII. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

VIII. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417 "Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах".

IX. Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны".

X. Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

I. Общие положения

1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС

Деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, осуществляется в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее - РСЧС).

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

2. Деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предупреждению ЧС и снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также основные направления повышения их эффективности

2.1. Мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС.

Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.

2.2. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в рамках РСЧС субъектов Российской Федерации осуществляется на основе межрегиональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации силами и средствами РСЧС соответствующих субъектов Российской Федерации.

При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС федерального и регионального характера в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2.3. Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках РСЧС осуществляет МЧС России.

2.4. Основными направлениями повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предупреждению ЧС и снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения определены:

внедрение в механизм функционирования РСЧС субъектов Российской Федерации современных технологий;

проведение под эгидой Правительства Российской Федерации комплексных учений органов управления и сил РСЧС субъектов Российской Федерации в целях повышения их готовности к выполнению задач в сложных условиях;

разработка и внедрение новых подходов к реагированию на крупномасштабные ЧС и пожары (систем контроля, мониторинга, профилактики и предупреждения на социально значимых объектах) в рамках реализации соответствующей федеральной целевой программы;

создание с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации эффективных группировок в рамках территориальных гарнизонов пожарной охраны для ликвидации крупномасштабных ЧС и тушения пожаров на местах, в регионах страны (предполагается организация работы указанных группировок в тесном взаимодействии с соответствующими высокомобильными группировками сил, которые планируется создать в каждом федеральном округе в соответствии с Планом строительства и развития сил и средств МЧС России, утвержденным Президентом Российской Федерации);

обеспечение совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации исполнения мер по развитию и совершенствованию системы предупреждения и ликвидации крупномасштабных ЧС и пожаров с учетом региональных особенностей.

II. Нормативное правовое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по направлению реализации в пределах своей компетенции государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют нормативное правовое регулирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС межмуниципального и регионального характера, а также в области пожарной безопасности посредством разработки и утверждения в пределах своей компетенции соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, не противоречащих положениям федерального законодательства.

III. Мероприятия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленные на предупреждение ЧС

1. Обеспечение готовности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к реализации мероприятий, направленных на предупреждение ЧС

В целях предупреждения ЧС на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации возлагаются следующие задачи:

1.1. Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности.

Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок сбора и обмена информацией на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) определяется соответствующими нормативными правовыми актами, Соглашениями о взаимодействии и регламентами информационного обмена.

Сроки и формы представления указанной информации устанавливаются МЧС России по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

1.2. Подготовка и содержание в готовности достаточного количества необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС.

1.2.1. К силам и средствам РСЧС субъектов Российской Федерации относятся специально подготовленные силы и средства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации ЧС.

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС в течение не менее 3 суток.

Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с МЧС России.

Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации ЧС.

Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют в установленном порядке главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации.

1.2.2. Готовность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий МЧС России и его территориальными органами, органами государственного надзора и контроля, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, создающими указанные службы и формирования.

1.3. Подготовка органов управления.

1.3.1. Органами повседневного управления РСЧС на региональном уровне являются центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, а также дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Порядок создания и функционирования, а также взаимодействия органов повседневного управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти определяется соответствующими руководителями. Взаимодействие органов повседневного управления на региональном уровне осуществляется на основании нормативных и правовых документов субъектов Российской Федерации, а также Соглашений о взаимодействии и регламентов информационного обмена.

Взаимодействие и обмен информацией между органами повседневного управления субъектов Российской Федерации организуется через центры управления в кризисных ситуациях соответствующих главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.

Центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации являются старшими органами повседневного управления на региональном уровне.

1.3.2. Органами повседневного управления РСЧС на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы (далее - ЕДДС) муниципальных районов (городских) округов (далее - муниципальные образования).

Порядок создания и функционирования ЕДДС муниципальных образований регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", нормативными правовыми актами муниципального образования, а также Положением о ЕДДС муниципального образования, утвержденного Протоколом Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности от 21.10.2011 N 5.

Взаимодействие ЕДДС муниципального образования с органами повседневного управления на муниципальном уровне осуществляется на основании нормативных правовых актов муниципальных образований, а также Соглашений о взаимодействии и регламентов информационного обмена.

1.4. Финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС.

1.4.1. Финансовое обеспечение деятельности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, является расходным обязательством соответственно субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

1.4.2. Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от ЧС, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

1.4.3. Финансовое обеспечение установленных федеральным законодательством мер по предупреждению и ликвидации последствий ЧС:

регионального и межмуниципального характера (за исключением ЧС в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации;

в границах (на территории) муниципального образования (за исключением ЧС в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

1.4.4. Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.

Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения ЧС. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающими их органами (учреждениями, организациями).

Порядок создания и использования резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

1.5. Подготовка населения в области защиты от ЧС и обучение мерам пожарной безопасности.

1.5.1. Подготовка населения к действиям в ЧС осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, по месту жительства, а также с помощью пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от ЧС, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.

Методическое руководство при решении вопросов защиты населения от ЧС и контроль за подготовкой населения к действиям в ЧС осуществляется МЧС России.

Руководители и другие работники органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в ЧС в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы.

Подготовка в области защиты от ЧС предусматривает:

а) для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в ЧС с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;

б) для неработающего населения - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от ЧС;

в) для обучающихся - проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", утверждаемым Минобрнауки России по согласованию с МЧС России;

г) для руководителей органов государственной власти - повышение квалификации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, проведение самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от ЧС, участие в ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых по планам Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

д) для председателей комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.

Финансирование подготовки председателей КЧС и ОПБ органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета.

Финансирование содержания учебно-методических центров по гражданской обороне и ЧС субъектов Российской Федерации, подготовки уполномоченных работников территориальных подсистем РСЧС, а также проведения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации учений и тренировок осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Финансирование подготовки председателей КЧС и ОПБ органов местного самоуправления, уполномоченных работников соответствующего звена территориальной подсистемы РСЧС, содержания курсов гражданской обороны муниципальных образований, подготовки неработающего населения, а также проведения органами местного самоуправления учений и тренировок осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Финансирование подготовки работающего населения в области защиты от ЧС, подготовки и аттестации формирований, а также проведения организациями учений и тренировок осуществляется за счет организаций.

1.5.2. Организация обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности, включая:

а) противопожарную пропаганду - целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения;

б) обязательное обучение соответствующими учреждениями детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности по специальным программам, согласованным с МЧС России;

в) информационное обеспечение в области пожарной безопасности посредством создания и использования в системе обеспечения пожарной безопасности специальных информационных систем и банков данных, необходимых для выполнения поставленных задач.

Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации.

Организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний в границах муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.

1.6. Проведение мероприятий в области пожарной безопасности, включая:

осуществление государственного пожарного надзора в лесах в рамках переданных полномочий;

нормативное правовое регулирование в пределах компетенции;

организацию выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;

разработку, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;

организацию обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности;

разработку, организацию выполнения и финансирование региональных целевых программ;

осуществление в пределах их компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами;

осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и членов их семей;

создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

организацию тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей);

утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств субъектов Российской Федерации;

оперативное управление подразделениями территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляемое в порядке делегирования полномочий без предоставления субвенций.

1.7. Подготовка и реализация комплекса мер в области пожарной безопасности, направленных на предупреждение ЧС, связанных с возникновением лесных пожаров, включая:

1.7.1. Организацию работы по противопожарному обустройству лесов (находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, а также расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения), включая:

строительство, реконструкцию и эксплуатацию дорог противопожарного назначения;

строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;

прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;

строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов, а также пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;

устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями пожарной безопасности;

проведение работ по гидромелиорации;

снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;

проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов.

1.7.2. Осуществление мониторинга пожарной опасности в лесах (находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, а также расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения) и лесных пожаров, включая:

наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами;

организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств;

организацию патрулирования лесов;

прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами.

1.7.3. Осуществление государственного пожарного надзора в лесах (находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, а также расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения):

при проведении рубок лесных насаждений;

при проведении переработки лесных ресурсов, заготовке живицы;

при осуществлении рекреационной деятельности;

при размещении и эксплуатации железных и автомобильных дорог, включая создание минерализованных полос, организацию в период пожароопасного сезона при высокой и чрезвычайной пожарной опасности в лесу патрулирования на проходящих через лесные массивы участках железнодорожных путей общего и необщего пользования и организацию тушения пожара в случае его обнаружения;

при добыче торфа;

при выполнении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых;

при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов.

1.7.4. Обучение населения способам защиты и действиям в случае возникновения ЧС, связанных с возникновением лесных пожаров.

1.7.5. Осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС, связанных с возникновением лесных пожаров.

1.7.6. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС, связанных с возникновением лесных пожаров.

1.7.7. Подготовка и поддержание в готовности достаточного количества необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, связанных с возникновением лесных пожаров, а также обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, включая:

приобретение тяжелой пожарной техники, противопожарного снаряжения и инвентаря (ранцевых огнетушителей и т.п.);

содержание пожарной и инженерной техники, оборудования, систем связи и оповещения;

создание резерва пожарной и инженерной техники, передвижных емкостей для подвоза воды, оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.

1.7.8. Организация работы по проведению инвентаризации земельных участков с наличием торфа на землях различной категории для установления их потенциальной пожарной опасности и разработка совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти плана действия по рекультивации и консервации выработанных и выведенных из эксплуатации месторождений торфа и их противопожарному обустройству.

1.7.9. Осуществление на лесных участках, предоставленных в аренду, контроля за выполнением арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов следующих мер пожарной безопасности:

противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;

создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.

1.7.10. Содействие федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о ЧС и подготовки населения в области защиты от ЧС.

1.7.11. Обеспечение готовности к выполнению мероприятий по оповещению и информированию населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении ЧС межмуниципального и регионального характера.

1.7.12. Обеспечение готовности к проведению эвакуационных мероприятий в случае возникновения ЧС межмуниципального и регионального характера.

1.7.13. Обеспечение готовности к выполнению мероприятий по осуществлению оперативного сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий в случае возникновения ЧС межмуниципального и регионального характера.

1.7.14. Обеспечение готовности к поддержанию общественного порядка в ходе проведения работ по ликвидации ЧС.

1.8. Организация проведения учений и тренировок в субъекте Российской Федерации по проверке готовности сил и средств РСЧС субъекта Российской Федерации.

2. Обеспечение готовности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к реализации мероприятий, направленных на ликвидацию ЧС и их последствий

В случае возникновения или угрозе возникновения ЧС на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации возлагаются следующие задачи:

2.1. Введение режима повышенной готовности или режима ЧС для органов управления и сил РСЧС субъектов Российской Федерации.

Решениями руководителей, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о введении для соответствующих органов управления и сил РСЧС субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности или режима ЧС определяются:

а) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима ЧС;

б) границы территории, на которой может возникнуть ЧС, или границы зоны ЧС;

в) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;

г) перечень мер по обеспечению защиты населения от ЧС или организации работ по ее ликвидации;

д) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению ЧС, или руководитель работ по ликвидации ЧС.

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима ЧС, руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил РСЧС субъектов Российской Федерации.

2.2. Установление уровней реагирования.

При введении режима повышенной готовности или режима ЧС в зависимости от последствий ЧС, привлекаемых к предупреждению и ликвидации ЧС сил и средств РСЧС, классификации ЧС и характера развития ЧС, а также других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от ЧС, устанавливается один из следующих уровней реагирования:

а) объектовый уровень реагирования - решением руководителя организации при ликвидации ЧС силами и средствами организации, оказавшейся в зоне ЧС, если зона ЧС находится в пределах территории данной организации;

б) местный уровень реагирования:

решением главы поселения при ликвидации ЧС силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне ЧС, которая затрагивает территорию одного поселения;

решением главы муниципального района при ликвидации ЧС силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне ЧС, которая затрагивает межселенную территорию, либо территории двух и более поселений, либо территории поселений и межселенную территорию, если зона ЧС находится в пределах территории одного муниципального района;

решением главы городского округа при ликвидации ЧС силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне ЧС, если зона ЧС находится в пределах территории городского округа;

решением должностных лиц, определяемых законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, при ликвидации ЧС на внутригородских территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

в) региональный (межмуниципальный) уровень реагирования - решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при ликвидации ЧС силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне ЧС, которая затрагивает территории двух и более муниципальных районов либо территории муниципального района и городского округа, если зона ЧС находится в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

2.3. Принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от ЧС.

При введении режима повышенной готовности или режима ЧС, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил РСЧС орган государственной власти или должностное лицо, определенные пунктом 2.2, может определять руководителя работ по ликвидации ЧС, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от ЧС:

а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения ЧС, а также в зону ЧС;

б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне ЧС, за исключением государственного материального резерва;

в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне ЧС, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;

д) осуществлять меры, обусловленные развитием ЧС, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от ЧС, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации ЧС и минимизации ее негативного воздействия.

2.4. Порядок реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от ЧС.

Порядок реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от ЧС при введении режима повышенной готовности или режима ЧС, а также при установлении соответствующих уровней реагирования определяется:

при установлении объектового уровня реагирования - решением руководителя организации о принятии дополнительных мер по защите населения и территорий от ЧС по предложению КЧС и ОПБ организации в установленном порядке;

при установлении местного уровня реагирования - решением главы поселения, муниципального района, городского округа, должностного лица, определяемого законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о принятии дополнительных мер по защите населения и территорий от ЧС по предложению КЧС и ОПБ органа местного самоуправления в установленном порядке;

при установлении регионального (межмуниципального) уровня реагирования - решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о принятии дополнительных мер по защите населения и территорий от ЧС по предложению КЧС и ОПБ органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в установленном порядке.

2.5. Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к работам по ликвидации ЧС и организация их проведения.

2.5.1. Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации ЧС осуществляется:

в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях;

в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях;

по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.

2.5.2. Ликвидация ЧС:

межмуниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне ЧС;

межрегионального и федерального характера осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне ЧС.

При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

2.5.3. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют в установленном порядке главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации.

2.6. Принятие решения о проведении эвакуационных мероприятий в ЧС межмуниципального и регионального характера и обеспечение их проведения.

2.7. Содействие МЧС России в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о ЧС и подготовки населения в области защиты от ЧС.

2.8. Организация поддержания общественного порядка в ходе их проведения работ по ликвидации ЧС и их последствий.

2.9. Содействие устойчивому функционированию организаций при возникновении ЧС межмуниципального и регионального характера.

2.10. Ликвидация ЧС в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров:

2.10.1. Организация и осуществление на лесных участках, расположенных в границах территории, признанной зоной ЧС, выборочных рубок и сплошных рубок лесных насаждений без предоставления лесных участков, в том числе в целях создания противопожарных разрывов.

2.10.2. Организация работы по привлечению добровольных пожарных и волонтеров для участия в выполнении работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах.

2.10.3. Обеспечение взаимодействия с юридическими лицами и гражданами по вопросу привлечения работников (для юридических лиц), пожарной техники, транспортных и других средств на тушение лесных пожаров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2.10.4. Ограничение в пределах своих полномочий пребывания граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

2.10.5. Обеспечение взаимодействия в части тушения лесных пожаров с учреждениями, осуществляющими управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, расположенными на территории субъекта Российской Федерации.

2.11. Принятие решения и осуществление единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения ЧС, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области