Методические рекомендации Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при содержании (утв. Генпрокуратурой России)

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ СОДЕРЖАНИИ

В СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ФМС РОССИИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ

ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Введение

Осуществляемый Генеральной прокуратурой Российской Федерации мониторинг состояния законности в сфере миграции свидетельствует о постепенном возрастании значимости возникающих в этой сфере проблем, усилении их отрицательного воздействия на экономическую и социально-политическую стабильность государства и общества.

Отдельные нарушения прав иностранных граждан и лиц без гражданства, допускаемые представителями государственных органов, создают условия для негативной реакции соответствующих национальных диаспор и возможного усложнения дипломатических отношений. Многочисленные нарушения законодательства со стороны нелегальных мигрантов, в том числе совершаемые ими тяжкие преступления, в некоторых случаях могут спровоцировать массовые протесты населения и межэтнические конфликты.

В связи с актуальностью этой проблематики вопросы повышения эффективности деятельности правоохранительных органов Российской Федерации по выявлению, пресечению, расследованию и профилактике преступлений и иных правонарушений, связанных с незаконной миграцией, обсуждены 06.08.2014 на Координационном совещании руководителей правоохранительных органов Российской Федерации и разработан комплекс дополнительных организационных и практических мер по укреплению законности в этой сфере.

Важной составляющей указанной работы является безупречное функционирование механизма административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации и реадмиссии иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на российской территории незаконно либо утративших право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Содержание в специальных учреждениях ФМС России (далее - специальные учреждения) данных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, как ответственный процедурный этап, сопряжено с временным ограничением их свободы и возможности реализовать свои права, с принудительным характером действий органов ФМС России, ФССП России, МВД России. Указанные обстоятельства обусловливают необходимость строгого соблюдения требований законодательства в деятельности названных органов как с точки зрения соблюдения прав иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в специальных учреждениях, так и с точки зрения предотвращения их противоправных действий.

В таких условиях особую значимость приобретает прокурорский надзор за исполнением законодательства и соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении процедур административного выдворения, депортации и реадмиссии.

Анализ надзорной деятельности в этой сфере свидетельствует о том, что прокурорами в целом уделяется должное внимание обеспечению законности при содержании в специальных учреждениях отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства. Прокурорские проверки по этим вопросам проводятся повсеместно и регулярно, выявляются и пресекаются многочисленные нарушения законодательства.

Вместе с тем указанная работа не приобрела единообразного и системного характера, проверки проводятся с различной периодичностью и эффективностью, нарушения законодательства зачастую выявляются и устраняются несвоевременно.

Настоящие методические рекомендации подготовлены с учетом имеющегося опыта надзорной деятельности органов прокуратуры, с целью оказания содействия прокурорам в организации действенного надзора за исполнением законов при содержании в специальных учреждениях отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства.

2. Правовое регулирование вопросов содержания в специальных учреждениях отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства

2.1. В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

При этом обязательным условием, гарантирующим иностранным гражданам и лицам без гражданства реализацию их прав и защиту государства, является законность пребывания (проживания) на территории Российской Федерации и соблюдение требований Конституции Российской Федерации и российского законодательства.

Основным нормативным правовым актом, определяющим статус, права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства является лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральными законами или международными договорами Российской Федерации документы, подтверждающие их право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В силу требований статьи 33 Федерального закона N 115-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 3.1, пункта 2 статьи 3.3, пунктов 1, 2, 4, 5 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения является административное наказание, одним из видов которого определено административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, применяемое в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами.

При назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации осуществляют в соответствии со своими полномочиями федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов иных органов и должностных лиц, или его территориальный орган либо пограничные органы, которые направляют информацию об этом в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, а также в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции.

Приказом Минюста России, МИДа России, ФМС России и ФСБ России от 19.05.2014 N 100/7509/375/271 утвержден Порядок организации взаимодействия Федеральной службы судебных приставов, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и Федеральной службы безопасности Российской Федерации по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в форме принудительного и контролируемого перемещения через государственную границу Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции осуществляет контроль за исполнением иностранным гражданином или лицом без гражданства назначенного ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 - 4 статьи 31 Федерального закона N 115-ФЗ в случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) в Российской Федерации сокращен, он обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней. В случае, если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину (лицу без гражданства), аннулированы, он обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не исполнивший указанные обязанности, подлежит депортации - принудительной высылке из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Депортация иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции и его территориальными органами во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции.

Согласно пункту 6 Наставления по организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по депортации и административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденного приказом МВД России и ФМС России от 12.10.2009 N 758/240, решение о депортации иностранного гражданина принимается начальником (руководителем) территориального органа ФМС России по мотивированному представлению начальника (руководителя) структурного подразделения территориального органа ФМС России либо руководителем ФМС России по мотивированному представлению начальника (руководителя) территориального органа ФМС России.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган направляет информацию о депортации иностранного гражданина в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, который уведомляет о депортации иностранного гражданина дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин.

Одной из форм регулирования миграционных процессов в межгосударственных отношениях является заключение международных договоров о реадмиссии - передаче запрашивающим государством и принятие запрашиваемым государством лиц, чей въезд, пребывание или проживание в запрашивающем государстве признаны незаконными.

Содержание международных договоров о реадмиссии составляют взаимные обязательства государств принять обратно своих граждан, граждан третьих стран или лиц без гражданства, незаконно прибывших на территорию одной договаривающейся стороны или остающихся там без законных оснований, если данные лица прибыли с территории другой договаривающейся стороны.

Согласно пункту 1 статьи 32.2 Федерального закона N 115-ФЗ передача иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или прием Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения о реадмиссии.

Приказом ФМС России от 30.09.2014 N 535 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной миграционной службы и ее территориальных органов, уполномоченных принимать решения о реадмиссии. В центральном аппарате ФМС России такими лицами являются руководитель ФМС России, его первый заместитель и заместители, в территориальных органах ФМС России - руководитель (начальник) территориального органа и его заместители.

В случае задержания иностранного гражданина в пределах приграничной территории его передача Российской Федерацией иностранному государству на основании международного договора Российской Федерации о реадмиссии осуществляется по ускоренной процедуре соответствующим пограничным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, на основании решения о реадмиссии по ускоренной процедуре данного иностранного гражданина, которое принимается должностным лицом, уполномоченным руководителем федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, на принятие таких решений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2012 N 715 утверждены Правила взаимодействия Федеральной миграционной службы и Федеральной службы безопасности Российской Федерации при реализации международных договоров Российской Федерации о реадмиссии.

Передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии подлежит иностранный гражданин или лицо без гражданства, въезд которого в Российскую Федерацию либо пребывание (проживание) которого в Российской Федерации признаны не соответствующими законодательству о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 статьи 31, пунктом 5 статьи 34, пунктом 2 статьи 32.2 Федерального закона N 115-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие административному выселению за пределы Российской Федерации или депортации, содержатся в специальных учреждениях федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.

Иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии и принятые Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с таким международным договором, но не имеющие законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, могут содержаться в указанных специальных учреждениях.

В обязательном порядке в специальное учреждение помещаются иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие реадмиссии, в случае отсутствия документа, удостоверяющего их личность.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1306 утверждены Правила содержания (пребывания) в специальных учреждениях Федеральной миграционной службы или ее территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии (далее - Правила).

Приказом ФМС России от 19.02.2014 N 100 утвержден примерный (типовой) распорядок дня специальных учреждений Федеральной миграционной службы, предназначенных для содержания (пребывания) иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии.

Согласно пунктам 9.3, 9.4 статьи 31 Федерального закона N 115-ФЗ помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его заместителя.

В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 32.2 Федерального закона N 115-ФЗ помещение иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа или его заместителя.

В остальных случаях помещение иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации или реадмиссии, в специальное учреждение может осуществляться только на основании решения суда.

2.2. Особенности производства в судах первой инстанции по делам о помещении иностранных граждан, подлежащих депортации или реадмиссии, в специальное учреждение регламентированы главой 26.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.

Заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение подается в суд в течение 48 часов с момента помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение.

Заявление о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается в суд не позднее чем за 48 часов до истечения установленного по решению суда срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении.

Указанные заявления судья рассматривает в течение пяти дней со дня возбуждения дела. Судебное заседание проводится в помещении суда. Дело рассматривается с участием прокурора, представителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, подавшего в суд заявление, и иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в отношении которого рассматривается дело.

Решение суда об удовлетворении указанного заявления является основанием для помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение на необходимый для осуществления его депортации или реадмиссии срок или продления срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении.

В соответствии с пунктами 1, 7.14.8 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2012 N 711, ФМС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции, в том числе по содержанию в специальных учреждениях иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316, ФССП России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Органы ФССП России, руководствуясь требованиями федеральных законов от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ), осуществляют в частности административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

В силу требований пункта 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 N 248, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Органы внутренних дел совместно с органами ФМС России осуществляют депортацию иностранных граждан и лиц без гражданства.

2.3. В соответствии с подпунктом 76 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопроса подбора и передачи федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, в целях размещения специальных учреждений зданий с прилегающими земельными участками. Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 388-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения сроков передачи полномочий по содержанию иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выселению за пределы Российской Федерации или депортации" указанные полномочия должны быть осуществлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 01.04.2014.

По состоянию на май 2015 г. специальные учреждения созданы во всех субъектах Российской Федерации, за исключением республик Крым, Тыва, Еврейской автономной области, Ненецкого и Чукотского автономных округов, г. Севастополя.

3. Методика прокурорской проверки исполнения законов при содержании в специальных учреждениях отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства

3.1. Общие положения

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, органами контроля, их должностными лицами.

Целью прокурорского надзора за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина администрациями специальных учреждений и территориальными органами ФМС России, ФССП России и МВД России при содержании в специальных учреждениях отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства является обеспечение законности в процессе осуществления указанной деятельности этими органами, их должностными лицами.

Задачами прокурорского надзора за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина в названной сфере является своевременное выявление и пресечение нарушений законодательства, принятие мер по их недопущению в дальнейшем.

Надзорная деятельность при этом должна быть организована с учетом требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" о необходимости конкретными и систематическими действиями реализовывать приоритетное направление прокурорского надзора - соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с пунктом 2.1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 01.07.2015 N 343 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере миграции" прокуроры обязаны обеспечить эффективность организации и действенность надзора за исполнением законов, надлежащее состояние законности в сфере миграции. При осуществлении надзора особое внимание необходимо обращать на факты нарушения прав и свобод человека и гражданина, решительно пресекать злоупотребления, нарушающие право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 01.07.2015 N 342 "О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" установлено, что при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства прокурорам необходимо особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства в сфере миграции в деятельности территориальных подразделений Федеральной миграционной службы и других контролирующих (надзирающих) и правоохранительных органов, в том числе по выявлению и пресечению преступлений и иных правонарушений.

При этом следует систематически, не реже одного раза в месяц, проводить проверки исполнения законов при содержании в специальных учреждениях иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации и реадмиссии.

Важным условием эффективной прокурорской проверки является тщательная подготовка прокурора к ее проведению. При этом необходимо детально изучить законодательные и иные нормативные правовые акты по предмету проверки, собрать и проанализировать информацию о состоянии законности в деятельности специального учреждения.

К источникам указанной информации можно отнести:

материалы ранее проведенных прокурорских проверок, а также проверок, проведенных в специальном учреждении территориальными органами ФМС России, Роспотребнадзора, МЧС России, МВД России, другими контролирующими и правоохранительными органами;

материалы уголовных, гражданских, арбитражных дел;

сообщения средств массовой информации и сведения, размещенные в сети "Интернет";

обращения (жалобы, заявления) иностранных граждан и лиц без гражданства в прокуратуру, территориальные подразделения ФМС России и иные государственные органы о нарушении их прав и свобод, нарушениях законодательства в деятельности специального учреждения;

специальные донесения территориальных органов МЧС России, МВД России, ФМС России о фактах чрезвычайных происшествий в специальных учреждениях;

данные службы скорой помощи и иных медицинских учреждений о происшествиях в специальном учреждении, связанных с причинением вреда здоровью находящихся в нем лиц;

иные источники сведений.

Поскольку в ходе проверки подлежат исследованию вопросы, требующие специальных познаний, на основании пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" к ее проведению необходимо привлекать специалистов территориальных органов Роспотребнадзора, МЧС России, медицинских учреждений, иных специалистов.

Непосредственно в ходе прокурорской проверки в специальном учреждении необходимо изучить широкий круг вопросов, которые условно можно разделить на две группы.

Это вопросы законности помещения физических лиц в специальное учреждение и вопросы соблюдения установленного законодательством режима содержания в специальном учреждении.

3.2. Законность помещения физических лиц в специальное учреждение

Как свидетельствует практика прокурорского надзора, имеют место отдельные факты незаконного помещения в специальное учреждение граждан Российской Федерации. Поэтому прежде всего в ходе проверки прокурор должен убедиться в том, что пребывающие в нем физические лица являются иностранными гражданами или лицами без гражданства.

При этом надо учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 115-ФЗ иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицом без гражданства является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Прокурор также должен знать, что согласно статье 3, пунктам 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" физическое лицо может иметь двойное гражданство, иметь гражданство (подданство) иностранного государства и Российской Федерации.

В ходе проверки необходимо также удостовериться в наличии законных оснований для помещения иностранных граждан и лиц без гражданства в специальное учреждение.

Такими основаниями являются:

1) постановление судьи "1" по делу об административном правонарушении, предусматривающее административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации "2", с применением меры обеспечения исполнения производства по делу об административном правонарушении - содержания в специальном учреждении "3".

--------------------------------

"1" Статьей 3.10 КоАП РФ предусмотрено, что в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию административное выдворение за пределы Российской Федерации устанавливается соответствующими должностными лицами.

"2" В соответствии со ст. 3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства может осуществляться в форме контролируемого самостоятельного выезда иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

"3" Применение меры обеспечения исполнения производства по делу об административном правонарушении, в том числе в виде содержания в специальном учреждении, является правом судьи. Следовательно, теоретически возможны случаи применения административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения без содержания в специальном учреждении.

При этом надо иметь в виду, что в соответствии с пунктами 1, 3, 4 статьи 27.19 КоАП РФ помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, заключается в их препровождении в специальные учреждения либо в специально отведенные для этого помещения пограничных органов и во временном содержании их в таких специальных учреждениях до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

Постановление судьи о содержании иностранного гражданина или лица без гражданства в специальном учреждении подлежит немедленному исполнению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов.

В специально отведенное для этого помещение пограничного органа помещается иностранный гражданин или лицо без гражданства, совершившие административное правонарушение в области защиты государственной границы Российской Федерации, на основании постановления судьи или решения соответствующего должностного лица пограничного органа.

Порядок исполнения Федеральной службой судебных приставов постановления судьи о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, предусмотренное законодательством Российской Федерации, утвержден приказом Минюста России от 11.09.2014 N 191. Указанным нормативным актом в частности предусмотрено, что лицо, подлежащее выдворению, препровождается судебным приставом из здания суда до специального учреждения и передается уполномоченному сотруднику специального учреждения. Одновременно с лицом, подлежащим выдворению, сотруднику специального учреждения передаются постановление и документы, удостоверяющие его личность (при их наличии). О помещении в специальное учреждение лица, подлежащего выдворению, судебный пристав незамедлительно уведомляет территориальный орган ФМС России.

Прокурору следует учитывать, что согласно пункту 1 статьи 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу. Следовательно, тот же срок применяется и к действию меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе в виде содержания в специальном учреждении. При отмене или прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания данная мера обеспечения также отменяется;

2) решение начальника (руководителя) территориального органа ФМС России или руководителя ФМС России о депортации иностранного гражданина или лица без гражданства и решение начальника (руководителя) территориального органа ФМС России или его заместителя, руководителя ФМС России или его заместителя о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов;

решение начальника (руководителя) территориального органа ФМС России или руководителя ФМС России о депортации иностранного гражданина или лица без гражданства и решение суда о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение (в случае истечения 48 часов с принятия решения о депортации) "1";

--------------------------------

"1" См. с. 7 настоящих методических рекомендаций.

3) решение начальника (руководителя) территориального органа ФМС России или его заместителя, руководителя ФМС России или его заместителя о реадмиссии иностранного гражданина или лица без гражданства и решение начальника (руководителя) территориального органа ФМС России или его заместителя, руководителя ФМС России или его заместителя о помещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов;

решение начальника (руководителя) территориального органа ФМС России или руководителя ФМС России о депортации иностранного гражданина или лица без гражданства и решение суда о помещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение (в случае истечения 48 часов с принятия решения о депортации). "1"

--------------------------------

"1" См. с. 7 - 8 настоящих методических рекомендаций.

В ходе проверки прокурору следует иметь в виду, что согласно пункту 2 статьи 32.2 Федерального закона N 115-ФЗ иностранный гражданин или лицо без гражданства, подлежащие реадмиссии, могут содержаться в специальном учреждении, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 6, 12 статьи 32.2 Федерального закона N 115-ФЗ содержание иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении осуществляется до передачи иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо до депортации данного иностранного гражданина в случае, если между Российской Федерацией и государством гражданской принадлежности либо постоянного или преимущественного проживания данного иностранного гражданина не имеется международного договора о реадмиссии.

Кроме того, следует также учитывать, что в период содержания иностранного гражданина или лица без гражданства в специальном учреждении процедура реадмиссии в отношении его при определенных обстоятельствах может быть приостановлена или прекращена (пункты 1 - 3 статьи 32.4, пункты 1, 2 статьи 32.5 Федерального закона N 115-ФЗ). При этом приостановление процедуры реадмиссии, а также ее прекращение в связи с решением о добровольном выезде иностранного гражданина или лица без гражданства прекращения временного размещения в специальном учреждении до выезда такого иностранного гражданина (лица без гражданства) из Российской Федерации не влечет.

В иных случаях прекращения процедуры реадмиссии (признание иностранного гражданина или лица без гражданства беженцем; предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища) законных оснований для содержания указанных физических лиц в специальном учреждении не имеется.

В ходе проверки прокурорам особое внимание необходимо уделять фактам длительного пребывания в специальном учреждении иностранных граждан и лиц без гражданства.

При выявлении подобных фактов применительно к иностранным гражданам и лицам без гражданства, подлежащим административному выдворению за пределы Российской Федерации, необходимо проверить исполнение требований Федерального закона N 229-ФЗ в деятельности территориального органа ФССП России.

Также следует дать оценку полноте и эффективности реализации органами ФССП России полномочий в данной сфере, переданных им в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 410-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Так, судебные приставы наделены полномочиями обеспечивать препровождение иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергнутых административному выдворению, в специальное учреждение, а также препровождать таких лиц до пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации. "1"

--------------------------------

"1" См. с. 13 настоящих методических рекомендаций.

При этом особое внимание следует обратить на факты:

нарушения судебными приставами-исполнителями порядка и установленных пунктом 8 статьи 30 и пунктом 4 статьи 109.1 Федерального закона N 229-ФЗ сроков возбуждения исполнительных производств и вынесения постановлений о препровождении лица через государственную границу Российской Федерации;

неполноты и несвоевременности действий судебных приставов, волокиты и необоснованного затягивания сроков исполнения судебных постановлений, в том числе по запросу в консульских учреждениях и МИДе России необходимых для выдворения документов;

несоблюдения требований статьи 65 Федерального закона N 229-ФЗ об исполнительном розыске судебными приставами-исполнителями подлежащих административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства, уклоняющихся от выполнения постановлений суда;

необоснованного окончания исполнительных производств об административном выдворении, в том числе при отсутствии актов о пересечении выдворяемым в принудительном порядке иностранным гражданином или лицом без гражданства государственной границы Российской Федерации;

незаконного освобождения судебными приставами-исполнителями иностранных граждан и лиц без гражданства от административного выдворения за пределы Российской Федерации, фальсификации ими актов о выдворении и доставлении до пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Недопустимая медлительность при организации административного выдворения может допускаться и в деятельности территориальных органов ФМС России, прежде всего при направлении запросов в дипломатические учреждения иностранных государств и предоставлении имеющейся информации в территориальный орган ФССП России.

При выявлении фактов длительного пребывания в специальном учреждении иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации и реадмиссии, необходимо дать правовую оценку деятельности территориального органа ФМС России по обеспечению соответствующих процедур, полноте и своевременности принятых мер по подготовке и осуществлению депортации и реадмиссии.

Прокурорами выявлялись следующие типичные нарушения законодательства при помещении физических лиц в специальные учреждения и содержания в них:

содержание иностранного гражданина в специальном учреждении после истечения установленного судом срока пребывания;

содержание в специальном учреждении физического лица после предоставления ему гражданства Российской Федерации;

содержание иностранного гражданина в специальном учреждении после предоставления ему временного убежища на территории Российской Федерации;

нарушения установленных законом сроков возбуждения исполнительных производств об административном выдворении, ненадлежащее принятие мер по исполнению судебных постановлений о выдворении судебными приставами;

незаконное окончание исполнительных производств об административном выдворении судебными приставами;

неудовлетворительное выполнение установленных законом обязанностей по осуществлению административного выдворения, депортации и реадмиссии территориальными подразделениями ФМС России.

3.3. Соблюдение установленного законодательством режима содержания в специальном учреждении

Серьезное внимание, особенно в ходе первоначальных проверок, прокурор должен уделять вопросам соответствия зданий, помещений, территории специального учреждения требованиям, предусмотренным действующим законодательством.

Требования, предъявляемые к зданиям с прилегающими земельными участками, передаваемым субъектами Российской Федерации в целях размещения специальных учреждений Федеральной миграционной службы для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2013 N 310.

Типовые требования к проектированию, техническому оснащению и оборудованию специальных учреждений утверждены приказом ФМС России от 26.09.2014 N 534.

Указанными нормативными правовыми актами определен перечень условий, соблюдение которых необходимо для правомерного функционирования специального учреждения.

Так, территория специальных учреждений должна быть удалена от жилых, общественных, производственных и прочих строений на расстояние не менее 150 м (исключение допустимо только по согласованию с ФМС России, с разработкой дополнительных мер по обеспечению безопасности объекта), по всему периметру объекта возводится ограждение высотой не менее 3 метров, специальные учреждения оборудуются комплексом средств охраны и безопасности, устройство помещений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства должно обеспечивать надежную звуковую и визуальную изоляцию от других помещений и т.д.

Несоблюдение указанных требований является основанием для принятия мер прокурорского реагирования.

Важным вопросом, подлежащим исследованию в ходе прокурорской проверки, является соблюдение законодательства, регламентирующего обеспечение должной охраны специальных учреждений.

Согласно пунктам 1, 6 статьи 35.1, пункту 3 статьи 35.2 Федерального закона N 115-ФЗ содержание иностранных граждан и лиц без гражданства в специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы их передвижения, исключающее возможность самовольного оставления указанных учреждений. Содержащиеся в специальном учреждении иностранные граждане подлежат круглосуточному контролю и надзору. В целях осуществления таких контроля и надзора и для предупреждения нарушений установленных условий и порядка содержания (пребывания) иностранных граждан в специальных учреждениях могут применяться аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля и надзора.

В целях обеспечения безопасности иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в специальных учреждениях, а также сотрудников специальных учреждений, иных лиц, находящихся на территориях специальных учреждений, осуществляется охрана данных учреждений.

Порядок осуществления этой деятельности определен постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2014 N 250 "Об осуществлении охраны специальных учреждений Федеральной миграционной службы или ее территориального органа, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии".

В частности установлено, что охрана специальных учреждений осуществляется подразделениями вневедомственной охраны полиции, специальные учреждения обеспечивают при этом техническую укрепленность охраняемых объектов, включая оснащение охраняемых объектов системами охранной (периметральной) и тревожной сигнализации, системами контроля и управления доступом, системами теленаблюдения и видеоконтроля, системами оповещения и связи.

Анализ практики прокурорского надзора свидетельствует, что нарушения указанных требований законодательства, ненадлежащее обеспечение охраны специальных учреждений, круглосуточного контроля и надзора за содержащимися в них лицами весьма распространены и зачастую являются факторами, способствующими побегам указанных лиц из специальных учреждений.

В процессе прокурорской проверки следует убедиться в соблюдении требований законодательства об обеспечении личной безопасности содержащихся в специальном учреждении иностранных граждан и лиц без гражданства.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 35.1, пунктом 1 статьи 35.2 Федерального закона N 115-ФЗ иностранные граждане содержатся в специальных учреждениях в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения человеческого достоинства, личной безопасности, охраны здоровья граждан. Законом установлен запрет дискриминации лиц, размещенных в специальных учреждениях, либо предоставления им льгот и привилегий по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по иным обстоятельствам.

Содержание (пребывание) иностранных граждан и лиц без гражданства в специальных учреждениях не должно сопровождаться причинением таким лицам физических или нравственных страданий, в том числе при осуществлении предусмотренного статьей 35.3 Федерального закона N 115-ФЗ личного досмотра иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в специальных учреждениях, и досмотра вещей и предметов, находящихся при них.

Личный досмотр иностранных граждан и лиц без гражданства, досмотр вещей и предметов, находящихся при них, осуществляются по прибытии их в специальное учреждение в случае доставки иностранного гражданина из суда, медицинской организации либо дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации либо по мере необходимости в период нахождения иностранных граждан в специальном учреждении должностным лицом территориального органа ФМС России одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола, являющихся совершеннолетними лицами, не заинтересованными в исходе такого досмотра.

В случае обнаружения у иностранного гражданина или лица без гражданства, содержащегося в специальном учреждении, вещей, изъятых из оборота или ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, осуществляется изъятие таких вещей. Об изъятии вещей также составляется акт.

Формы документов, применяемых при личном досмотре иностранных граждан и лиц без гражданства, помещенных в специальные учреждения, досмотре вещей и предметов, находящихся при указанных иностранных гражданах и лицах без гражданства, а также перечень опасных веществ и предметов, запрещенных к хранению у иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в специальном учреждении, утверждены приказом ФМС России от 26.09.2014 N 532.

Выявление возможных нарушений указанных требований законодательства о личной безопасности и порядке осуществления личного досмотра может осуществляться как в форме истребования и анализа соответствующих документов, так и организацией личного приема или опросом содержащихся в специальном учреждении лиц, в том числе с участием специалиста - врача. В случае обнаружения у лица, содержащегося в специальном учреждении, телесных повреждений, получения сведений о неправомерном применении к нему недозволенных мер воздействия необходимо тщательно выяснить все обстоятельства происшествия.

В ходе проверки в специальном учреждении необходимо с участием специалистов исследовать вопросы обеспечения надлежащего медицинского обслуживания, нормальных материально-бытовых условий, соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и правил, требований пожарной безопасности.

В соответствии с пунктами 18 - 21, 33, 34 Правил "1" о порядке оказания медицинской помощи и обеспечения лекарственными препаратами иностранные граждане и лица без гражданства, поступающие в специальное учреждение, подлежат опросу и медицинскому осмотру (в том числе термометрия, осмотр кожных покровов, зева, осмотр на педикулез), которые проводятся медицинским работником специального учреждения с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, и больных, имеющих показания для госпитализации.

--------------------------------

"1" См. с. 7 настоящих методических рекомендаций.

Иностранные граждане и лица без гражданства, содержащиеся в специальных учреждениях, в течение 3 рабочих дней со дня поступления в специальное учреждение подлежат профилактическому медицинскому осмотру на туберкулез. Профилактические медицинские осмотры в целях выявления других инфекционных и паразитарных заболеваний проводятся по назначению медицинского работника специального учреждения при наличии медицинских показаний.

Оказание медицинской помощи иностранным гражданам, содержащимся в специальных учреждениях, осуществляется в соответствии с Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2013 N 186.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, содержащимся в специальных учреждениях и не нуждающимся в госпитализации, медицинская помощь предоставляется в специальном учреждении в амбулаторных условиях.

Специальное учреждение обеспечивается лекарственными препаратами для медицинского применения в целях оказания медицинской помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства, содержащимся в специальном учреждении. Они обеспечиваются лекарственными препаратами для медицинского применения, которыми располагает специальное учреждение, при наличии медицинских показаний, только по назначению медицинского работника специального учреждения либо медицинской организации, в которой им оказывалась медицинская помощь.

Прокурору необходимо проверить соблюдение указанных требований законодательства, а также выявить возможные факты неоказания или оказания ненадлежащей медицинской помощи содержащимся в специальном учреждении физическим лицам.

Кроме того, в обязательном порядке следует проверить исполнение требований пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", наличие у специального учреждения действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также с участием специалистов соблюдение соответствующих лицензионных требований в части осуществления медицинской деятельности.

В ходе прокурорской проверки с участием специалистов необходимо также дать правовую оценку деятельности специального учреждения по соблюдению требований Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологических норм и правил (СанПиН 2.1.2/3041-96 "Устройство, оборудование и содержание центров временного размещения иммигрантов - иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев", утвержденные постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 12.01.1996 N 1, СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 N 58).

Особое внимание необходимо обратить на соблюдение требований пункта 11 Правил о норме санитарной площади на одного человека в специальном учреждении (не менее 6 кв. метров на 1 человека, при установке двухъярусных кроватей не менее 4,5 кв. метра на человека). Указанные требования законодательства на практике систематически нарушаются.

Важное значение имеет строгое соблюдение администрацией специального учреждения требований пункта 2 статьи 35.1 Федерального закона N 115-ФЗ, пункта 3 Правил о соблюдении требований пожарной безопасности. Прокурор с помощью специалистов должен выяснить, обеспечивается ли в специальном учреждении исправное состояние системы автоматической пожарной сигнализации, назначены ли лица, ответственные за пожарную безопасность, проводится ли инструктаж по пожарной безопасности и т.д.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установленный этим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Практике прокурорского надзора известны факты принятия мер прокурорского реагирования в связи с выявлением в специальных учреждениях нарушений этих требований законодательства.

При выявлении в ходе проверки признаков неблагополучной, криминогенной атмосферы в специальном учреждении прокурору следует учесть, что работа с иностранными гражданами по профилактике правонарушений осуществляется органами внутренних дел. В соответствии с пунктом 7.9 Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденной приказом МВД России от 17.01.2006 N 19, участковые уполномоченные полиции участвуют в мероприятиях по выявлению и пресечению на обслуживаемой территории нарушений правил регистрации, соблюдению иностранными гражданами установленных для них правил пребывания на территории Российской Федерации. При наличии оснований следует оценивать своевременность и полноту мер, принятых территориальным органом МВД России по исполнению этих обязанностей.

Применительно к вопросам соблюдения установленного законодательством режима содержания в специальном учреждении органами прокуратуры выявлялись следующие типичные нарушения законодательства:

несоблюдение требований, предъявляемых действующим законодательством к параметрам и характеристикам зданий, помещений, территории специального учреждения;

необеспечение должной охраны специальных учреждений, технической укрепленности охраняемых объектов, их надлежащего оснащения системами охранной сигнализации, контроля, оповещения и связи;

неоформление специальным учреждением лицензии на осуществление медицинской деятельности;

неоказание необходимой медицинской помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства, содержащимся в специальном учреждении;

нарушения норм санитарной площади на одного человека в специальном учреждении, других санитарно-эпидемиологических норм и правил;

нарушения требований пожарной безопасности в специальном учреждении;

нарушения требований законодательства при рассмотрении обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в специальном учреждении.

3.4. Меры прокурорского реагирования

По результатам прокурорской проверки исполнения законов при содержании в специальных учреждениях ФМС России отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства при наличии оснований принимаются меры прокурорского реагирования, предусмотренные Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации":

протест на незаконный правовой акт;

представление об устранении нарушений законодательства;

постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении;

предостережение о недопустимости нарушения закона;

заявление в суд в соответствии со статьей 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также согласно статье 52 АПК РФ в предусмотренных ею случаях.

При выявлении прокурором в ходе проверки нарушений уголовного законодательства в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 37 УПК РФ им выносится постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц.

Если по результатам проверки в специальном учреждении выявлены грубые нарушения законодательства и имеются основания для постановки вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности руководителя специального учреждения, а также если выявлены нарушения законодательства и в деятельности территориального органа ФМС России, представление об устранении нарушений законодательства следует адресовать руководителю территориального органа ФМС России.

4. Список нормативных правовых актов

Конституция Российской Федерации.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации АПК РФ)

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации ГПК РФ).

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации УПК РФ ).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах".

Федеральный закон от 06.12.2011 N 410-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Федеральный закон от 28.12.2013 N 388-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения сроков передачи полномочий по содержанию иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выселению за пределы Российской Федерации или депортации".

Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов".

Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2011 N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации".

Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2012 N 711 "О вопросах Федеральной миграционной службы".

Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2012 N 715 "О порядке взаимодействия Федеральной миграционной службы и Федеральной службы безопасности Российской Федерации при реализации международных договоров Российской Федерации о реадмиссии".

Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2013 N 310 "Об утверждении требований, предъявляемых к зданиям с прилегающими земельными участками, передаваемым субъектами Российской Федерации в целях размещения специальных учреждений Федеральной миграционной службы для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии".

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1306 "Об утверждении Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Федеральной миграционной службы или ее территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии".

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2014 N 250 "Об осуществлении охраны специальных учреждений Федеральной миграционной службы или ее территориального органа, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии".

Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.2013 N 186 "Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации".

Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина".

Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 01.07.2015 N 342 "О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина".

Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 01.07.2015 N 343 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере миграции".

Приказ Минюста России, МИДа России, ФМС России, ФСБ России от 19.05.2014 N 100/7509/375/271 "Об утверждении Порядка организации взаимодействия Федеральной службы судебных приставов, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и Федеральной службы безопасности Российской Федерации по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в форме принудительного и контролируемого перемещения через государственную границу Российской Федерации".

Приказ Минюста России от 11.09.2014 N 191 "Об утверждении Порядка исполнения Федеральной службой судебных приставов постановления судьи о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, предусмотренное законодательством Российской Федерации".

Приказ МВД России от 17.01.2006 N 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений".

Приказ МВД России и ФМС России от 12.10.2009 N 758/240 "Об организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по депортации и административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства".

Приказ ФМС России от 19.02.2014 N 100 "Об утверждении примерного (типового) распорядка дня специальных учреждений Федеральной миграционной службы, предназначенных для содержания (пребывания) иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии".

Приказ ФМС России от 26.09.2014 N 534 "Об утверждении типовых требований к проектированию, техническому оснащению и оборудованию специальных учреждений Федеральной миграционной службы и ее территориальных органов, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии".

Приказ ФМС России от 30.09.2014 N 535 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной миграционной службы и ее территориальных органов, уполномоченных принимать решения о реадмиссии".

Приказ ФМС России от 26.09.2014 N 532 "Об утверждении форм документов, применяемых при личном досмотре иностранных граждан и лиц без гражданства, помещенных в специальные учреждения, предназначенные для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации либо реадмиссии, досмотре вещей и предметов, находящихся при указанных иностранных гражданах и лицах без гражданства, а также перечня опасных веществ и предметов, запрещенных к хранению у иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в специальном учреждении".

СанПиН 2.1.2/3041-96 "Устройство, оборудование и содержание центров временного размещения иммигрантов - иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев" (утверждены постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 12.01.1996 N 1).

СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 N 58).

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области