Концепция модернизации муниципальных библиотек Российской Федерации на основе модельного стандарта д (утв. Минкультуры России)

Утверждаю

Заместитель Министра культуры

Российской Федерации

О.С.ЯРИЛОВА

КОНЦЕПЦИЯ

МОДЕРНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА ОСНОВЕ МОДЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЩЕДОСТУПНОЙ БИБЛИОТЕКИ

[в рамках реализации Национального проекта "Культура"]

I. Общие положения

1. Настоящая Концепция определяет цели, задачи и меры по модернизации муниципальных общедоступных библиотек с учетом целей и задач реализации стратегических национальных приоритетов, государственной культурной политики, формирования национальной цифровой экономики.

2. Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле", Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", другие федеральные законы, Указ Президента Российской Федерации "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства", Стратегия государственной культурной политики, Стратегия развития информационного общества и Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденные Президентом Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Также в Концепции учтены положения "Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки", утвержденного Министром культуры Российской Федерации 31.10.2014 и одобренного Коллегией Минкультуры России 06.12.2014.

3. Основой настоящей Концепции является понимание, что общедоступные муниципальные библиотеки как никакой иной современный социальный институт:

1) гарантируют права граждан на свободный доступ к информации, культурным ценностям и образовательным ресурсам;

2) обеспечивают свободу выбора способов получения знаний, сохраняя и развивая традиционные (отличные от цифровых) формы получения информации;

3) реализуют приоритет и защиту традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий;

4) осуществляют адаптацию всех категорий населения страны к условиям цифровой экономики путем всесторонней поддержки процесса непрерывного самообразования;

5) поддерживают общественные инициативы, направленные на раскрытие творческого и интеллектуального потенциала граждан и повышение качества жизни населения России.

4. Целью настоящей Концепции является помощь муниципальным общедоступным библиотекам в модернизации своей деятельности, что в свою очередь, обеспечит создание условий для формирования в Российской Федерации общества знаний.

Настоящая Концепция призвана содействовать достижению национальных целей и стратегических задач развития страны, о которых сказано в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204, а также целей и результатов национального проекта "Культура", что будет способствовать обеспечению следующих национальных интересов:

а) развитие человеческого потенциала;

б) обеспечение безопасности граждан и государства;

в) повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве;

г) повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения "1";

--------------------------------

"1" Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3.06.2017 N 1155-р.

что, в том числе, будет выражено следующими целевыми показателями:

д) увеличение к 2024 году на 15% числа посещений организаций культуры;

е) увеличение к 2024 году числа обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры в 5 раз.

Обеспечение национальных интересов при развитии муниципальных библиотек осуществляется путем реализации следующих приоритетов:

а) инициирование, организация и поддержка реализации общественных инициатив, направленных на повышение качества жизни граждан России;

б) повышение интереса к чтению, получению новых сведений и знаний, ознакомлению с лучшими образцами и достижениями российской и мировой культуры и науки;

в) обеспечение адаптации всех категорий населения страны к условиям цифровой экономики;

г) раскрытие гражданского, творческого и интеллектуального потенциала граждан и его включение в решение актуальных задач сообществ;

д) поддержка процесса непрерывного самообразования и просвещения граждан.

5. В настоящей Концепции используются следующие основные понятия:

Библиотека - информационная, культурная и просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающая организованным фондом документов и предоставляющие их во временное пользование физическим и юридическим лицам "2".

--------------------------------

"2" Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле".

Библиотечно-информационная услуга - результат библиотечно-информационного обслуживания, удовлетворяющий определенную информационную или социально-культурную потребность пользователя "3".

--------------------------------

"3" ГОСТ Р 7.0.103-2018. СИБИД. Библиотечное обслуживание: термины и определения, п. 3.1.2.

Информация "4" - сведения, воспринимаемые человеком и (или) специальными устройствами как отражение фактов материального или духовного мира в процессе коммуникации.

--------------------------------

"4" ГОСТ 7.0-99 Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения.

Информационное общество - общество, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан "5".

--------------------------------

"5" Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы".

Информационное пространство - совокупность информационных ресурсов, созданных субъектами информационной сферы, средств взаимодействия таких субъектов, их информационных систем и необходимой информационной инфраструктуры "6".

--------------------------------

"6" Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы".

Культурно-просветительская деятельность библиотеки - деятельность, направленная на повышение уровня образования и культуры пользователя библиотеки, его интеллектуальное, духовное развитие и социализацию.

Национальная электронная библиотека - федеральная государственная информационная система, представляющая собой совокупность документов и сведений в электронной форме (объекты исторического, научного и культурного достояния народов Российской Федерации), доступ к которым предоставляется с использованием сети "Интернет" "7".

--------------------------------

"7" Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы".

Общедоступная библиотека - библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии "8".

--------------------------------

"8" Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле".

Пользователь библиотеки - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки "9".

--------------------------------

"9" Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле".

Удаленный пользователь - пользователь, использующий удаленный (дистанционный) доступ к информационным ресурсам "10".

--------------------------------

"10" ГОСТ Р 7.0.103-2018, п. 3.2.3.9.

Цифровой ресурс - любой вид информационного ресурса, представленный в виде последовательности дискретных (цифровых) сигналов "11".

--------------------------------

"11" ГОСТ Р 7.0.94-2015, п. 2.7.6.

Цифровая экономика - хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг "12".

--------------------------------

"12" Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы".

Электронная библиотека - информационная система, предназначенная для организации и хранения упорядоченного фонда электронных объектов, и обеспечения доступа к ним с помощью единых средств навигации и поиска "13".

--------------------------------

"13" ГОСТ Р 7.0.96-2016 Электронные библиотеки. Основные виды. Структура. Технология формирования.

II. Муниципальные библиотеки Россия в современном

информационном обществе

Современная общедоступная библиотека - социальный институт, обеспечивающий познавательную, творческую деятельность обслуживаемого сообщества посредством организации интеллектуального общения, взаимодействия, реализации обучающих и просветительских программ, предоставления в общественное пользование необходимого пространства, аппаратного и программного инструментария и доступа к источникам информации.

Подавляющее большинство таких общедоступных библиотек в стране находятся в ведении муниципальных органов управления.

Общедоступные муниципальные библиотеки в настоящее время:

Имеют серьезный кредит доверия, как со стороны общества, так и со стороны конкретных людей, которые при этом могут не пользоваться их услугами и ресурсами;

Реализуют идею и технологию беспрепятственного и безвозмездного доступа для всех категорий населения к социально-значимой информации;

Способствуют интеллектуальному развитию общества, предоставляя всем желающим знания и опыт, накопленные, зафиксированные и хранящиеся в библиотечных фондах;

Создают новые формы информационных услуг и обслуживания, основанные на широком применении информационно-коммуникационных технологий и нацеленные на повышение комфорта пользователей и улучшение качества жизни;

Гарантируют сохранность, неизменность, аутентичность и правомерность (легитимность) предоставления результатов интеллектуальной и культурно-просветительской деятельности, признавая это одним из приоритетов своей деятельности;

Создают условия для просвещения, самообразования и дополнительной профессиональной подготовки граждан;

Являются площадками живого общения, порождения идей, центрами межкультурного и межнационального взаимодействия;

Интегрируют и реализуют опыт сохранения мирового культурного наследия, в том числе сохраняют местную культуру и развивают краеведение.

1. Необходимость трансформации муниципальных библиотек

В настоящее время человечество вступило в фазу развития, именуемую эпохой четвертой промышленной революции или обществом знаний. Основанное на применении интеллектуальных роботов производство и повсеместное ускоряющееся распространение технологических достижений коренным образом меняет все сферы деятельности, подготавливая беспрецедентный по масштабам скачок в истории человечества. Увеличение продолжительности жизни, решение проблем продовольствия и бедности, получение безграничного объема возобновляемой энергии будут сочетаться с проблемами тотального контроля над личностью, избытком рабочей силы, необходимостью примирения враждующих идеологий. Грядущие перемены затрагивают все без исключения общественные институты, которые активно меняют свои основные функции, технологию и методы работы.

На всем протяжении собственной эволюции и особенно на предшествующей цивилизационной ступени, имевшей характерное название "информационное общество", библиотеки выполняли важнейшую функцию накопления, хранения, систематизации и выдачи документально зафиксированной информации. Без реализации этих процессов была невозможна никакая научная, производственная, образовательная, воспитательная и многие иные виды деятельности. Общество нуждалось в библиотеках как в обязательном элементе своего функционирования.

С распространением глобальных компьютерных сетей библиотеки обрели конкурента, способного выполнять эти задачи с гораздо большей эффективностью. Цифровая природа сетевого информационного потока уже сегодня позволила во многом устранить проблемы хранения, поиска и доступа к информации. Дальнейшее развитие цифровой информационной инфраструктуры несет еще более впечатляющие изменения, выражающиеся в доставке каждому пользователю сведений в соответствии с его текущими интересами, местоположением и иной спецификой. Поступающие пользователю данные при этом все более отходят от текста в сторону видео- или аудиоконтента, объектов голографии, дополненной или виртуальной реальности.

Устранение проблем с поиском и доступом к информации переносит акцент информационной деятельности на процесс ее освоения и превращения в знания (убеждения) - как на уровне конкретной личности, так и общества в целом. Важность этого процесса невозможно переоценить: тем, какие источники "14", кем и каким образом осваиваются, определяется система ценностей и взаимоотношения как на уровне микроколлектива (например, семьи или рабочей группы), так и на уровне всей современной цивилизации.

--------------------------------

"14" Под источниками информации понимается вся совокупность каналов, посредством которых индивидуум воспринимает сведения в устной, графической, текстовой, аудиовизуальной и иных формах.

Знание, носителем которого выступают все мыслящие субъекты, формируется через общение, постоянно осуществляющееся в форме устных бесед, наблюдений, чтения текстов, восприятия любых форм видео- и аудиоконтента, а также внутренних размышлений. Общение выступает в роли основного инструмента, меняющего как понимание какого-либо частного вопроса, так и все мировоззрение отдельной личности, которые, объединяясь, в совокупности приобретают форму общественной позиции. Качеством общения в первую очередь определяется верность принимаемых решений и в конечном итоге степень успешности конкретного индивидуума и всего общества в целом.

2. Приоритетный сценарий развития муниципальных общедоступных библиотек

Перечисленные выше тенденции, в совокупности отражающие ценности цивилизации первой половины XXI века, позволяют четко определить сценарий развития современной общедоступной библиотеки как востребованного общественного института, к основным направлениям деятельности которого относятся:

- активизация, организация и модерирование интеллектуального взаимодействия внутри обслуживаемого сообщества, направленные на разрешение его насущных проблем;

- предоставление пространства для реализации творческих инициатив и решения повседневных задач пользовательской аудитории;

- создание, разработка и реализация обучающих (просветительских) программ, направленных на адаптацию граждан к непрерывно появляющимся инновационным разработкам.

Активизация, организация и модерирование интеллектуального взаимодействия внутри сообщества

Библиотеки призваны инициировать и организационно обеспечить диалог между различными слоями сообщества, добиваясь решения наиболее актуальных проблем. Задача библиотеки - выявить требующие решения вопросы, вовлечь в диалог все заинтересованные стороны, организовать всестороннее обсуждение, обнародовать результаты и способствовать принятию решений по проблеме. Общедоступная библиотека в этом случае выступает в роли эффективного инструмента решения социальных проблем, выполняя функцию организатора и интеллектуального лидера обслуживаемого сообщества.

Таким образом, общедоступная муниципальная библиотека - это коммуникационная площадка общественного диалога, интеллектуального и социального развития, просвещения и культурного досуга населения.

Кроме того, общедоступная муниципальная библиотека - площадка общения, коммуникации и реализации инициатив успешных граждан, занимающих активную жизненную позицию, модератор местного гражданского общества, инструмент повышения качества жизни.

При этом, поддержка и развитие детского и юношеского чтения понимаемые как приоритетное направление в культурной и образовательной политике государства, имеющее важнейшее значение для будущего страны, постоянно являются наиболее актуальным направлением деятельности общедоступной библиотеки "15".

--------------------------------

"15" Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.06.2017 N 1155-р.

Кроме того, библиотека остается и понимается как хранитель культурного наследия, в том числе регионального и местного значения, воплощенного в ее фондах и других информационных ресурсах.

При этом библиотека должна не только хранить, но и создавать, приумножать культурное наследие, предоставлять в общественное пользование материалы, имеющие отношение к культурному наследию российской нации, в том числе региональной, краеведческой и локально-исторической тематики.

Предоставление пространства

Общедоступная муниципальная библиотека функционирует как открытое общественное, интеллектуально нагруженное пространство, комфортное место индивидуальной или коллективной работы и творческой самореализации. Привлекая на свою площадку все интеллектуально активные группы обслуживаемого сообщества, она трансформируется в основное место реализации созидательных и познавательных инициатив в масштабах муниципальных образований любого типа.

Изменение функций влечет изменение требований к библиотечному пространству, в основе формирования которого лежат принципы трансформативности (мобильности), комфортности, открытости и безопасности.

Общедоступная библиотека продолжает предоставлять доступ к той части информационных ресурсов, которые позволяют обретать новые профессиональные компетенции и знания.

Поэтому общедоступная библиотека остается в своей роли активного информационного агента, равноправного действующего лица в сетевом, виртуальном, цифровом пространстве, обеспечивающего доступ, как к собственным, так и мировым информационным ресурсам, при этом дающая пользователю профессиональную консультацию в навигации и выборе источников информации.

Создание, разработка и реализация обучающих (просветительских) программ

Важная задача общедоступных библиотек - адаптация общества к изменениям, связанным с наступлением четвертой промышленной революции, смягчение ее социальных последствий, что включает самые разнообразные направления работы:

от развития творческих способностей дошкольников до обучения пользованию новыми устройствами и приложениями лиц пожилого возраста,

от знакомства с постоянно появляющимися новыми профессиями подростков и молодежи до предоставления доступа к очным или дистанционным курсам по новым профессиям для работоспособных взрослых, прежние профессии которых утрачивают востребованность.

Основной формой реализации этого направления должно стать формирование и осуществление максимально возможного спектра развивающих, обучающих и просветительских программ и мероприятий "16" (реализация направления осуществляется как силами библиотек, так и с привлечением партнеров "17" которыми могут выступать как организации, так и физические лица).

--------------------------------

"16" Варианты: от разовых мастер-классов до целостных учебных курсов (занятия по развитию ранней грамотности для малышей, адаптация детей из неблагополучных семей и мигрантов, общая компьютерная грамотность для лиц 60+, финансовая грамотность, профессиональная ориентация для подростков и взрослых, безопасный Интернет для детей, удаленная профессиональная переподготовка для взрослых и т.д.).

"17" Варианты: Партнерами могут выступать образовательные организации, банки и иные финансовые регуляторы (финансовая грамотность), медицинские учреждения (ЗОЖ), ОВД (профилактика правонарушений), коммерческие компании (в рамках продвижения товаров и услуг) и т.д., а также частные лица - преподаватели, волонтеры.

В основе работы общедоступной библиотеки лежат принципы, обеспечивающие устойчивое развитие общества знаний и отвечающие ключевым потребностям его граждан, которые заключаются в том, что каждый желающий гражданин - пользователь общедоступной муниципальной библиотеки имеет право на:

- интеллектуально-творческое развитие путем приобщения (гарантированного доступа) к образованию, культурным ценностям, передовым инновационным идеям и технологическим достижениям;

- возможность живого общения, выражения собственной позиции и участие в общественном управлении и развитии общества;

- просвещение, обучение и переобучение в течение жизни как непременное условие успешного развития;

- гарантированный доступ к любым источникам информации, легитимно введенной в гражданский оборот и представляющей социальную, научную и культурную значимость, а также помощь в навигации по ним и оценке их легитимности и социальной значимости.

3. Содержание основных направлений деятельности общедоступной муниципальной библиотеки

Направление: Активизация, организация и модерирование интеллектуального взаимодействия внутри сообщества, основные формы реализации:

- объединение сообщества с целью решения стоящих перед ним актуальных задач, в том числе предоставление помещения для проведения различных видов интеллектуально-творческой деятельности по запросу граждан (библиотека выявляет актуальные проблемы сообщества, организует их обсуждение с привлечением экспертов и всех заинтересованных сторон, инициирует формулировку и возможную фиксацию решений, оказывает консультации при поиске источников финансирования, включая оформление заявок на получение грантов и пр.);

- организация и проведение мероприятий, предусматривающих активное интеллектуальное взаимодействие граждан "18" (задача библиотек - выбор тем, привлечение спикеров, непосредственная организация и ведение (модерирование) мероприятия, подведение итогов, трансляция результатов);

--------------------------------

"18" Варианты: лекции, дискуссионные площадки, TED-сессии, батлы и т.д.

- организация работы студий, клубов, кружков дополнительного образования детей "19" и иных форм интеллектуального творчества, развивающих способности участников-пользователей библиотеки "20", в том числе организация и проведение детских праздников интеллектуальной направленности;

--------------------------------

"19" Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р "Концепция развития дополнительного образования детей".

"20" Варианты: литературные, мультипликационные и театральные студии, рисование светом, рисование на песке, киноклубы, клубы любителей... и т.д.

- организация интеллектуального досуга "21";

--------------------------------

"21" Варианты: квесты, настольные и ролевые игры, всевозможные турниры, викторины и т.д.

- организация просветительских и культурных, интеллектуально-досуговых мероприятий, в том числе культурно-просветительские мероприятия, связанные с событиями, вызывающими интерес значительной части аудитории "22";

--------------------------------

"22" Варианты: концерты, "квартирники", любительские спектакли, мастер-классы, иные событийные активности.

- организация и проведение выставок "23";

--------------------------------

"23" Варианты: книг, картин, предметов народного творчества, результатов деятельности участников кружков и т.д.

- организация проектов "совместного потребления" (sharing economy).

Направление: Предоставление пространства

Реализация этого направления влечет изменение требований к библиотечному пространству, его организации, в основе формирования которого лежат принципы трансформативности (мобильности), комфортности, открытости и безопасности.

Общедоступная библиотека продолжает предоставлять доступ к той части информационных ресурсов, которые позволяют обретать новые профессиональные компетенции и знания.

Основные формы реализации:

- предоставление в пользование фонда печатных книг и периодических изданий, включая режим внестационарного обслуживания;

- предоставление доступа к компьютерной сети Интернет посредством подключения к беспроводным сетям (при безусловном обеспечении безопасного доступа к ресурсам Интернет при обслуживании детей);

- выдача библиографических и фактографических справок, а также обеспечение консультационной поддержки в очном и удаленном режимах при поиске информации;

- предоставление консультативной помощи гражданам при поиске работы, включая составление резюме;

- обеспечение доступа к получению государственных и иных социально-значимых услуг в электронной форме, а также обеспечение консультирования по вопросам пользования данными ресурсами;

- предоставление доступа к удаленным информационным ресурсам ограниченного доступа (по возможности);

- предоставление в пользование оборудования, предназначенного для работы с информационными источниками в цифровой форме "24";

--------------------------------

"24" Варианты: компьютеры со специализированным ПО, планшеты, ридеры, шлемы виртуальной реальности и т.д.

- предоставление в пользование оборудования и материалов общественной мастерской "25".

--------------------------------

"25" Варианты: 3D-принтеры, наборы для робототехники, 3D-ручки, аудио- и видеостудии и т.д.

Направление: Создание, формирование и реализация просветительских и обучающих программ

Основным вариантом реализации этого направления должно стать формирование и осуществление максимально возможного спектра развивающих, обучающих и просветительских программ "26" (реализация направления осуществляется как силами библиотек, так и с привлечением партнеров "27" которыми могут выступать как организации, так и физические лица).

--------------------------------

"26" Варианты: от разовых мастер-классов до целостных учебных курсов (занятия по развитию ранней грамотности для малышей, адаптация детей из неблагополучных семей и мигрантов, общая компьютерная грамотность для лиц 60+, финансовая грамотность, профессиональная ориентация для подростков и взрослых, безопасный Интернет для детей, удаленная профессиональная переподготовка для взрослых и т.д.

"27" Варианты: Партнерами могу выступать банки (финансовая грамотность), медицинские учреждения (ЗОЖ), ОВД (профилактика правонарушений), коммерческие компании (в рамках продвижения товаров и услуг) и т.д., а также частные лица - преподаватели, волонтеры.

Общедоступными библиотеками также оказываются услуги, имеющие комплексный характер - сочетающие в одном мероприятии или проекте несколько видов услуг.

III. Пространство общедоступных муниципальных библиотек

Основные направления деятельности, влекущие изменение функций общедоступных библиотек, обуславливают кардинальную реорганизацию их площадей с выделением зон, ориентированных на выполнение основных задач.

Деление помещения на абонемент и читальный зал максимально нивелируется или исключается. Особое внимание уделяется открытому доступу к фондам "28" с возможностью брать книги на дом.

--------------------------------

"28" Редкие и ценные издания, требующие особого режима охраны или обеспечения сохранности, могут иметь ограничения в доступности, однако информация об их наличии должна быть максимально доступной.

Необходимое условие обслуживания детей в библиотеках: уютное, комфортное и безопасное пространство, обладающее особой "детской" инфраструктурой для учебы, игры, самореализации и отдыха, с выделенными местами для индивидуальной и групповой работы.

Для каждой возрастной категории детей (раннего, дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста) должно быть выделено отдельное пространство (зона).

В основе организации пространства общедоступной библиотеки лежит понимание ее как центра живого общения и коммуникации граждан, задача которого - реализация всех видов интеллектуального взаимодействия. В идеале помещение должно быть приспособлено для любых возможных форм общения: от сосредоточенных уединенных размышлений до шумных многолюдных мероприятий.

Ограниченность площади в сочетании с невозможностью заранее точно предсказать содержание и характер выполняемых задач обуславливают основной принцип построения современного библиотечного пространства - его трансформативность (мобильность).

Другими важными принципами являются комфортабельность, открытость и включенность в контекст окружающей среды.

Трансформативность (мобильность) - возможность быстрой трансформации помещения в зависимости от текущих задач. Составной частью трансформативности выступает многофункциональность объектов - способность одного предмета выполнять сразу несколько задач.

Комфортабельность (лучше, чем дома или по месту работы/учебы) - основной фактор привлечения посетителей. Включает наличие удобных мест для индивидуальной и коллективной работы и неформального общения, продуманный дизайн, удобную и практичную мебель и оборудование.

Открытость - "приглашающие" максимально широкие и прозрачные окна, двери, внутренние перегородки.

Включенность в контекст окружающей среды - учет специфики интересов жителей места расположения библиотеки при выделении помещений под различные виды деятельности, пользующиеся приоритетным спросом у аудитории.

Обязательным требованием для общедоступных библиотек любого масштаба является обеспечение доступности для маломобильных граждан, а также создание дружелюбной среды для пользователей с особыми нуждами "29".

--------------------------------

"29" Варианты: оборудование туалетов специальными приспособлениями, выделение мест для пеленания младенцев.

IV. Персонал общедоступных муниципальных библиотек

Изменение функций общедоступной библиотеки закономерно приводит к изменению профессиональных обязанностей и, соответственно, компетенций сотрудников библиотек, призванных выполнять гораздо более широкие профессиональные задачи.

В библиотеках работают высокомотивированные сотрудники, имеющие багаж знаний, касающийся не только библиотечно-информационной деятельности, но и многих других областей знаний и практической деятельности, однако, специфика профессии вынуждает их постоянно заботиться о постоянной актуализации своих профессиональных компетенций.

В данный ряд включаются такие компетенции, как коммуникабельность, умение взаимодействовать с окружающими в процессе деятельности, критическое мышление и творческий подход. Эти навыки в сочетании с уверенным владением цифровыми технологиями, инновационностью мышления, умением грамотно выстраивать образовательную траекторию ныне составляют неотъемлемую часть библиотечной профессии.

Незыблемыми принципами для персонала общедоступной библиотеки, пронизывающими всю ее деятельность, является уважительное отношение к интересам пользователей, стремление максимально полно удовлетворять их интеллектуальные запросы, вежливость и понимание социальной ответственности библиотеки.

Цель деятельности реализуется персоналом общедоступных библиотек через выполнение следующего перечня обязанностей, выделенных по трем основным направлениям.

Активизация, организация и модерирование интеллектуального взаимодействия внутри сообщества:

- Знание, изучение, мониторинг и четкая идентификация интересов, имеющихся проблем всех пользовательских групп обслуживаемой территории, включая не являющихся в настоящем пользователями библиотеки, а также категорий, нуждающихся в особом внимании.

- Выявление организаций и неформальных объединений, а также отдельных граждан, которых целесообразно привлечь в пространство библиотеки для реализации их деятельности в качестве партнеров или добровольных помощников.

- Разработка совместно с активными гражданами программы (плана) работы, призванной повысить качество жизни максимально возможной доли обслуживаемого населения.

- Организация и модерирование различных форм интеллектуального взаимодействия, способствующих росту познавательно-творческой активности сообщества и разрешению его насущных проблем.

Предоставление пространства:

- Формирование и организация дружественного, комфортного и открытого пространства, в том числе текущая ежедневная трансформация пространства библиотеки в зависимости от характера выполняемых задач и требований пользователей.

- Формирование фонда библиотеки, как в виде коллекции печатных книг и периодических изданий, так и путем подписки и предоставления доступа к сетевым удаленным ресурсам.

- Создание эффективной системы использования фонда, включающую разнообразные формы обслуживания, мероприятия по продвижению чтения, выставочную и рекламную деятельность.

- Осуществление справочной и консультационной поддержки при обеспечении доступа пользователей к государственным и иным социально-значимым услугам в электронной форме, а также при поиске и оценке, требующейся гражданам информации.

- Обеспечение работы имеющегося оборудования, умение обучить пользователей его правильному применению.

Создание, формирование и реализация просветительских и обучающих программ:

- Выявление образовательных потребностей различных пользовательских групп и отдельных граждан, правильное формулирование задач обучения, составление оптимального плана достижения образовательных целей всеми категориями обучаемых.

- Проведение занятий по широкому тематическому спектру с учетом конкретных задач, возрастных, психологических и иных особенностей аудитории.

- Формирование в библиотеке атмосферы сотрудничества, поощрения практики самообучения и взаимного обучения пользователей.

Расширение функционала общедоступной библиотеки обуславливает трансформацию ее организационной структуры и выделение иных структурных подразделений и должностей "30".

--------------------------------

"30" Варианты: появление в штате библиотек специалистов с компетенциями и профессиональными квалификациями аналитиков, маркетологов, организаторов и модераторов массовых мероприятий, тренеров-преподавателей, консультантов и пр.

V. Пользователи общедоступных муниципальных библиотек

Необходимо понимать, что общедоступная муниципальная библиотека работает и учитывает в своей работе читательские и другие интересы местного сообщества, тех жителей, в том числе специалистов и творческой интеллигенции, которые проживают на территории ее обслуживания.

Однако, это не означает, что любой гражданин (посетитель) не имеющий формальной принадлежности к обслуживаемой библиотекой территории будет исключен из обслуживания и не сможет воспользоваться всеми услугами и возможностями, предоставляемыми библиотеками "31".

--------------------------------

"31" При обязательном соблюдении правил пользования библиотекой.

Традиционными группами пользователей, обслуживанию которых общедоступные библиотеки уделяют повышенное внимание являются:

1. Дети разных возрастных категорий (раннего, дошкольного, младшего школьного, подросткового возраста), молодежь, а также их родители и руководители детским чтением;

2. Старшее поколение;

3. Иммигранты, переселенцы и люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации;

4. Лица, имеющие инвалидность или ОВЗ.

Контингент пользователей общедоступной библиотеки, тех кто реально и потенциально может пользоваться ее услугами должны составлять успешные, социально-активные граждане, желающие решать имеющиеся проблемы как на уровне территории, так и на уровне региона и страны.

Особого внимания требует аудитория, которая еще не воспользовалась возможностями и ресурсами библиотеки.

VI. Перечень показателей реализации настоящей Концепции

и этапы ее реализации

В соответствии с требованиями "Создать (реконструировать) культурно-досуговые организации клубного типа на территориях сельских поселений, обеспечить развитие муниципальных библиотек" (пп. "д" пункта 12 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204) ежегодно до 2024 года должно быть переоснащено 660 муниципальных библиотек по Модельному стандарту деятельности общедоступной библиотеки.

Для повышения качества библиотечного обслуживания будет создано 660 модельных библиотек (180 муниципальных библиотек, имеющих в соответствии с действующим законодательством статус "центральной" (муниципального района, муниципального образования, городского округа), и 480 муниципальных библиотек, в том числе, библиотеки-филиалы централизованных библиотечных систем).

Согласно Модельному стандарту деятельности общедоступной библиотеки это будут интеллектуальные центры, площадки общения и общественной активности, оснащенные скоростным Интернетом, доступом к современным отечественным информационным ресурсам научного и художественного содержания, к оцифрованным ресурсам периодической печати.

Достижение данного показателя предусматривает создание точек доступа к НЭБ и другим электронным ресурсам, комплектование мультимедийными ресурсами, а также организацию современного комфортного библиотечного пространства.

В составе библиотечных фондов, который должен регулярно пополняться, будут предусмотрены носители информации, выпущенные в форматах, доступных для инвалидов по зрению.

Будут созданы дискуссионные клубы, консультационные пункты и лектории для всех возрастных групп. Обновление муниципальных библиотек повысит эффективность их работы и посещаемость не менее, чем в 2 раза.

VII. Управление реализацией настоящей Концепции,

механизмы ресурсного обеспечения мероприятий по реализации

настоящей Концепции

Реализация настоящей Концепции должна обеспечиваться согласованными действиями, прежде всего, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, при участии государственных органов управления культурой.

Финансовое обеспечение реализации настоящей Концепции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.

Согласованное планирование и реализация мероприятий, предусмотренных настоящей Концепцией, осуществляются на основе документов стратегического планирования с использованием механизмов координации мероприятий по обеспечению стратегического управления в сфере культуры, реализуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Мероприятия по реализации настоящей Концепции обязательно должны учитываться при формировании и корректировке государственных программ Российской Федерации в сфере культуры, программ развития библиотечной отрасли, программ субъектов Российской Федерации по созданию и развитию отрасли культуры и библиотечно-информационной отрасли.

Для реализации настоящей Концепции должен быть разработан соответствующий план, где кроме перечня основных мероприятий по достижению целей и задач национального проекта "Культура" должны быть предусмотрены задачи и порядок координации деятельности и взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и профессионального сообщества при реализации настоящей Концепции.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области