"Концепция "Русская школа за рубежом" (утв. Президентом РФ)

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОНЦЕПЦИЯ "РУССКАЯ ШКОЛА ЗА РУБЕЖОМ"

I. Общие положения

1. Настоящая Концепция определяет приоритетные цели и задачи государственной политики Российской Федерации в отношении общего образования на русском языке в международном образовательном пространстве, подходы к обеспечению доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к общему образованию на русском языке за рубежом, а также виды государственной поддержки образовательных организаций, осуществляющих преподавание на русском языке в зарубежных странах.

2. Нормативно-правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" и от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", указы Президента Российской Федерации от 11 августа 1994 г. N 1681 "Об Основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом", от 8 ноября 2011 г. N 1478 "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации" и от 7 мая 2012 г. N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации", Концепция внешней политики Российской Федерации и Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере международных гуманитарных связей, в том числе в сфере образования.

3. Настоящая Концепция дополняет и развивает Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества, утвержденные Президентом Российской Федерации 18 декабря 2010 г.

4. Происходящие в мире процессы глобализации и интернационализации вызвали резкую активизацию мобильности населения во многих странах и регионах. В результате этого, а также вследствие распада СССР существенно выросло число российских граждан и соотечественников, проживающих в настоящее время за пределами Российской Федерации. По оценкам МИДа России, только в странах Содружества Независимых Государств сейчас проживает около 17 млн. российских граждан и соотечественников, из них на Украине - около 7 млн., в Казахстане - около 5 млн., в Белоруссии - более 1 млн., в Узбекистане - около 1 млн., в остальных странах и регионах мира - более 12,5 млн. человек. Основными странами компактного проживания российских граждан и соотечественников являются: Германия - около 4 млн. человек, США - более 3 млн., Израиль - более 1,5 млн., Латвия - около 750 тыс., Эстония - около 400 тыс., Канада - около 400 тыс., Греция - более 350 тыс., Аргентина - более 300 тыс., Литва - около 220 тыс., Австралия - более 200 тыс., Великобритания - около 200 тыс., Иордания - около 120 тыс. человек.

5. Для многих постоянно проживающих за рубежом российских граждан и соотечественников в последние годы все большую остроту приобретает проблема получения их детьми образования на русском языке. В связи с этим общее образование на русском языке за рубежом необходимо рассматривать в контексте реализации основных направлений государственной политики Российской Федерации по оказанию систематической и разносторонней поддержки российским гражданам и соотечественникам, проживающим за рубежом, защите их прав, в том числе права на получение образования на русском языке, а также в контексте поддержки, продвижения и реализации стратегических внешнеполитических интересов Российской Федерации.

6. Поддержка и продвижение за рубежом общего образования на русском языке является важным фактором гуманитарного и политического влияния Российской Федерации в мировом сообществе, служит укреплению позиций русского языка и распространению российской культуры в мире.

7. Поддержка организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере общего образования на русском языке в зарубежных странах, способствует углублению и совершенствованию интеграционных процессов в мире с учетом глобализации и интернационализации, расширению возможностей для реализации новых программ и проектов в сфере международного гуманитарного сотрудничества.

II. Цели и задачи государственной политики Российской Федерации в отношении общего образования на русском языке в международном образовательном пространстве

8. Целями государственной политики Российской Федерации в отношении общего образования на русском языке в международном образовательном пространстве являются:

а) обеспечение доступа к российскому образованию и образованию на русском языке для проживающих за рубежом русскоязычных граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

б) создание условий проживающим за рубежом соотечественникам, иностранным гражданам и лицам без гражданства для получения общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в рамках межправительственных соглашений;

в) совершенствование условий для становления и формирования личности обучающегося на основе российских культурных традиций и моральных ценностей, развития интересов и способности к социальному самоопределению;

г) формирование у новых поколений в процессе обучения за рубежом уважения к правам и свободам человека и позитивного отношения к современной России.

9. Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач:

а) предоставление за рубежом качественного общего образования на русском языке;

б) оказание государственной поддержки организациям, осуществляющим образовательную деятельность в сфере общего образования на русском языке и (или) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в зарубежных странах;

в) обеспечение востребованности российского образования;

г) культурное и эстетическое воспитание обучающихся, основанное на российских традициях;

д) социализация обучающихся и их воспитание на основе нравственных норм, включая любовь и уважение к России, ее духовным ценностям.

III. Направления государственной поддержки организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере общего образования за рубежом

10. Для целей настоящей Концепции под русскими школами за рубежом понимаются следующие организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования за рубежом:

а) специализированные структурные образовательные подразделения в загранучреждениях МИДа России, осуществляющие образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей, установленных статьей 88 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";

б) российские образовательные организации (их филиалы), осуществляющие образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам на территории иностранных государств;

в) образовательные организации, созданные в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

г) иностранные организации (государственные и негосударственные), осуществляющие образовательную деятельность по основным и (или) дополнительным общеобразовательным программам полностью или частично на русском языке и (или) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

11. Государственная поддержка русских школ за рубежом осуществляется по следующим направлениям:

а) информационная поддержка;

б) методическая поддержка;

в) материально-техническая поддержка;

г) организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования для работников русских школ за рубежом.

12. Информационная поддержка русских школ за рубежом предоставляется в целях обеспечения таких школ информацией нормативно-правового, образовательного, научного, просветительского, культурно-эстетического характера и способствует:

а) укреплению престижа российского образования;

б) обоснованию экономической эффективности организации и функционирования русских школ за рубежом;

в) пропаганде российских образовательных технологий, методов обучения и воспитания, научных и методических разработок российских педагогов;

г) разъяснению правовых основ и преимуществ российского образования в среде молодежи зарубежных стран.

13. Мероприятия информационной поддержки реализуются путем комплексного использования ресурсов сети "Интернет", телевидения, печатных и электронных СМИ и включают создание специализированного интернет-портала "Русская школа за рубежом".

14. Методическая поддержка русских школ за рубежом направлена на организацию и осуществление образовательной деятельности в этих школах в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и (или) на основе российских образовательных технологий, методов обучения и воспитания и включает в себя:

а) предоставление русским школам за рубежом доступа к российским образовательным технологиям, методам обучения и воспитания;

б) разработку современных учебно-методических комплексов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного и общего образования и с учетом соответствующих образовательных программ;

в) организацию использования российских цифровых образовательных ресурсов;

г) содействие в разработке международных общеобразовательных программ с использованием полилингвального подхода на национальных, включая русский, языках;

д) использование механизмов государственно-частного партнерства в целях привлечения инвесторов, заинтересованных в продвижении российских образовательных технологий, результатов фундаментальных и прикладных исследований и разработок в области психологии и педагогики, инновационных методов обучения и воспитания, опыта подготовки по дисциплинам естественнонаучного, гуманитарного и математического циклов.

15. Материально-техническая поддержка русских школ за рубежом позволяет организовать обучение на современном уровне с использованием информационно-коммуникационных технологий. Она включает в себя меры:

а) по улучшению учебных помещений;

б) по совершенствованию учебной, компьютерной техники, информационно-коммуникационного оборудования и специализированного программного обеспечения;

в) по созданию современных учебно-методических комплексов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования и с учетом соответствующих примерных основных общеобразовательных программ;

г) по обеспечению учебниками, учебно-методическими пособиями, книгами и электронными образовательными ресурсами.

16. Мероприятия по организации профессионального образования и дополнительного профессионального образования для работников русских школ за рубежом проводятся в формате непрерывного образования, предусматривают применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и включают в себя:

а) предоставление работникам русских школ за рубежом возможности получения профессионального образования, а также возможности получения дополнительного профессионального образования в российских образовательных организациях;

б) организацию и проведение российскими специалистами выездных научно-методических мероприятий в соответствующих странах в рамках дополнительного профессионального образования работников русских школ за рубежом.

17. Государственная поддержка предоставляется организациям, включенным в реестр русских школ за рубежом. Ведение такого реестра осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в целях определения конкретных направлений государственной поддержки.

IV. Механизмы реализации государственной политики в отношении общего образования на русском языке за рубежом

18. Правительство Российской Федерации принимает меры по реализации государственной политики в отношении общего образования на русском языке в международном образовательном пространстве, определяет необходимые для этого ресурсы и механизмы.

19. Основными субъектами, осуществляющими практическую деятельность по реализации настоящей Концепции, являются МИД России, Минобрнауки России, Россотрудничество, а также другие федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

20. МИД России разрабатывает общую стратегию и осуществляет координацию деятельности в отношении общего образования на русском языке в международном образовательном пространстве и поддержку русских школ за рубежом.

21. Минобрнауки России осуществляет меры нормативно-правового и методического обеспечения, связанные с предоставлением общего образования на русском языке, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

22. Россотрудничество участвует в выработке предложений и реализации внешней политики Российской Федерации в сфере международного гуманитарного сотрудничества, поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, укрепления позиций русского языка в мире и осуществляет координацию практических мер по поддержке русских школ за рубежом.

23. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализующие настоящую Концепцию, действуют в рамках своих полномочий и компетенции и представляют соответствующие предложения Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

24. Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом, а также созданные Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2007 г. N 796 фонд "Русский мир" и Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 2011 г. N 678 Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, дополняют деятельность федеральных органов исполнительной власти по реализации настоящей Концепции в рамках своих полномочий и компетенции и действуют согласованно с ними.

25. В целях совершенствования форм и методов поддержки русских школ за рубежом к реализации настоящей Концепции привлекаются российские образовательные организации, общественные организации и объединения, средства массовой информации, государственные корпорации, расширяющие свое присутствие за рубежом, а также бизнес-структуры с учетом их потенциала в области взаимодействия с зарубежными партнерами.

26. Реализацию настоящей Концепции в иностранных государствах координируют загранучреждения МИДа России, представительства Россотрудничества (российские центры науки и культуры) и его представители в составе дипломатических представительств Российской Федерации. Их деятельность дополняют общественные организации соотечественников за рубежом.

27. Поддержка русских школ за рубежом предусматривает систематическое и целенаправленное взаимодействие с официальными структурами зарубежных стран, координационными советами соотечественников, образовательными организациями, осуществляющими преподавание на русском языке в иностранных государствах, а также сотрудничество с российскими обществами дружбы, городами-побратимами, национальными ассоциациями иностранных выпускников российских (советских) высших учебных заведений.

28. Настоящая Концепция служит основой для разработки подпрограммы "Русская школа за рубежом" государственной программы Российской Федерации "Внешнеполитическая деятельность", а также подпрограмм других профильных государственных программ Российской Федерации, иных целевых программ, отдельных проектов, мероприятий и инициатив, направленных на поддержку русских школ за рубежом.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области