ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИЯ
С 1 января 2014 года вступает в силу Федеральный закон от 02.12.2013 N 333-ФЗ "О внесении изменений в статьи 58 и 58.2 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", которым будут внесены изменения в части сохранения на период до 2016 года тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на уровне 2013 года в отношении большинства плательщиков в размере 30,0% в пределах установленной величины базы для начисления страховых взносов и в размере 10,0% в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов, а также в части продления периода применения льготного тарифа страховых взносов до 2018 года для малых предприятий, осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительных организаций и аптечных организаций с постепенным ежегодным увеличением совокупного тарифа страховых взносов для данной категории плательщиков на 2 процентных пункта.
Для организаций, оказывающих инжиниринговые услуги, тариф страхового взноса установлен на общих основаниях - 22% + 10%.
Плательщикам страховых взносов следует учитывать, что за декабрь 2013 года суммы страховых взносов, зачисляемых в ПФР на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, уплачиваются по прежним кодам бюджетной классификации (КБК), установленным в 2013 году.
Срок уплаты страховых взносов за декабрь 2013 года - до 15 января 2014 года.
В 2014 году КБК по всем видам платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, остаются прежними, не изменяются.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона N 351-ФЗ уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (начиная с расчетного периода 2014 года) осуществляется единым расчетным документом, направляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства, с применением кода бюджетной классификации (КБК), предназначенного для учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, в том числе 10 процентов свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов).
Расчетные документы на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды до 01.01.2014 необходимо заполнять в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2012 года N 171н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" с применением КБК, предназначенного для учета страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии.
В реквизите 105 распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации указывается значение кода, присвоенного территории муниципального образования или населенного пункта, входящей в состав муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований (далее - ОКТМО). При этом указывается код территории, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты страховых взносов и иных платежей.
Предельная величина базы, с которой уплачиваются страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, в 2014 году составит 624 тыс. рублей плюс 10% сверх этой суммы (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2013 N 1101 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 г.").
Тарифы страховых взносов на ОПС
2013
|
2014
|
2015
|
с 2016
|
||
ИП, применяющих патентную систему налогообложения
|
20%
|
20%
|
20%
|
20%
|
|
Аптечные организации, благотворительные фонды, некоммерческие организации
|
20%
|
20%
|
20%
|
20%
|
|
Организации, оказывающие инжиниринговые услуги
|
22%
|
22% + 10%
|
22% + 10%
|
22% + 10%
|
|
Организации, производящие выплаты членам экипажей судов
|
0%
|
0%
|
0%
|
2016 - 2027 гг.
|
0%
|
Организации СМИ
|
21,6%
|
23,2%
|
22% + 10%
|
22% + 10%
|
|
2016 - 2017 гг.
|
8%
|
||||
Хозяйственные общества, созданные научными учреждениями
|
8%
|
8%
|
8%
|
2018 г.
|
13%
|
2019 г.
|
20%
|
||||
Организации и ИП, применяющие единый сельскохозяйственный налог
|
21%
|
21%
|
22% + 10%
|
22% + 10%
|
|
2016 - 2017 гг.
|
8%
|
||||
Организации и ИП, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны
|
8%
|
8%
|
8%
|
2018 г.
|
13%
|
2019 г.
|
20%
|
||||
Организации, использующие труд инвалидов, общественные организации инвалидов и их учреждения
|
21%
|
21%
|
22% + 10%
|
22% + 10%
|
|
2016 - 2017 гг.
|
8%
|
||||
Организации, осуществляющие деятельность в области IT-технологий
|
8%
|
8%
|
8%
|
2018 г.
|
13%
|
2019 г.
|
20%
|
||||
Организации и ИП, применяющие УСН
|
20%
|
20%
|
20%
|
20%
|
|
Организации инновационного центра "Сколково"
|
14%
|
14%
|
14%
|
14% в течение 10 лет с момента присвоения статуса
|
|
Сельскохозяйственные товаропроизводители
|
21%
|
21%
|
22% + 10%
|
22% + 10%
|
|
Основной тариф страховых взносов
|
22% + 10%
|
22% + 10%
|
22% + 10%
|
22% + 10%
|
|
Справочно: Предельная величина базы для начисления страховых взносов 2013 год - 568 000 руб.
|
--------------------------------
<*> С 1 января 2014 года продлен срок права выбора застрахованными лицами 1967 года рождения и моложе варианта своего пенсионного обеспечения, в частности направления 0% или 6% индивидуальной части страхового взноса на финансирование накопительной части трудовой пенсии до 31.12.2015 (за исключением случая, если застрахованное лицо изменило вариант своего пенсионного обеспечения, отказавшись от финансирования накопительной части пенсии и направив указанный выше размер процентов индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование страховой части трудовой пенсии). Лицам 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, предоставлена возможность реализовать право выбора варианта своего пенсионного обеспечения до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с частью 2 статьи 33.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (в ред. Федерального закона от 04.12.2013 N 351-ФЗ) установлены следующие тарифы страховых взносов:
В 2014 - 2016 годах для страхователей, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, за исключением страхователей, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 33 настоящего Федерального закона, применяется тариф страхового взноса 22,0 процента (в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов) и 10,0 процента (свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов).
Определение суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на финансирование страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии в отношении застрахованных лиц осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения (0,0 или 6,0 процента на финансирование накопительной части трудовой пенсии) по следующим тарифам:
Тариф страхового взноса
|
Для лиц 1966 года рождения и старше
|
Для лиц 1967 года рождения и моложе
|
|||
Вариант пенсионного обеспечения 0,0 процента на финансирование накопительной части трудовой пенсии
|
Вариант пенсионного обеспечения 6,0 процента на финансирование накопительной части трудовой пенсии
|
||||
на финансирование страховой части трудовой пенсии
|
на финансирование накопительной части трудовой пенсии
|
на финансирование страховой части трудовой пенсии
|
на финансирование накопительной части трудовой пенсии
|
||
22,0 процента (в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов)
|
22,0 процента на финансирование страховой части трудовой пенсии, из них:
|
22,0 процента, из них:
|
0,0 процента - индивидуальная часть тарифа страховых взносов
|
16,0 процента, из них:
|
6,0 процента - индивидуальная часть тарифа страховых взносов
|
6,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов;
|
6,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов;
|
||||
6,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов;
|
|||||
16,0 процента - индивидуальная часть тарифа страховых взносов
|
10,0 процента - индивидуальная часть тарифа страховых взносов
|
||||
16,0 процента - индивидуальная часть тарифа страховых взносов
|
|||||
10,0 процента (свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов)
|
10,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов
|
10,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов
|
0,0 процента
|
10,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов
|
0,0 процента
|
Введение Единой формы отчетности в ПФР с 2014 года
С 2014 года, начиная с отчетного периода I квартал 2014 года, вводится для плательщиков Единая форма отчетности в ПФР, объединившая в себе отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам на ОПС и на ОМС в целом по организации и сведения индивидуального персонифицированного учета по каждому застрахованному лицу.
Переход к единой форме отчетности осуществлен для снижения административной нагрузки на плательщиков страховых взносов. Единая форма отчетности введена в рамках реализации дорожной карты в целях обеспечения удобства формирования и представления отчетности страхователями, а также создание комфортных условий взаимодействия плательщиков страховых взносов с ПФР.
Предварительно проведенный ВЦИОМ социологический опрос показал, что 91,2% представителей страхователей выступают за введение единой формы отчетности в ПФР. Опрос был проведен в 70 субъектах России. В опросе приняли участие более трех тысяч представителей страхователей - юридических лиц.
Единая форма отчетности вводится для всех категорий страхователей - плательщиков страховых взносов на ОПС и ОМС, осуществляющих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. I квартал 2014 года - это первый отчетный период, по которому страхователи будут отчитываться по новой форме отчетности.
При приеме отчетности территориальными органами ПФР Единая отчетность будет проверяться единым программным комплексом, по итогам проверки предполагается формирование единого протокола для плательщика страховых взносов, отражающего правильность заполнения отчетности.
При разработке единой формы отчетности РСВ-1 ПФР учтены принятые изменения в законодательстве о страховых взносах, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2013 N 351-ФЗ в части уплаты страховых взносов с 2014 года единым платежным документом, в части дифференциации уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ.
Таким образом, в единой форме отчетности за периоды с 2014 года:
в индивидуальных сведениях, представляемых страхователем, не указывается сумма уплаченных страховых взносов;
отражается уплата страховых взносов за периоды с 2014 года единым расчетным документом без выделения страховой и накопительной части (уплата на КБК страховой части);
выделение страховой и накопительной части с учетом возрастной категории застрахованного лица, принадлежности к гражданству и выбора варианта пенсионного обеспечения будет производиться Пенсионным фондом России по сведениям данных персонифицированного учета;
отражение задолженности по страховым взносам, доначисление и уплата страховых взносов за периоды 2010 - 2013 годов;
новый подраздел 2.4 формы отражает особенности уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам по результатам проведения специальной оценки условий труда.
Для упрощения внесения изменений в ранее представленные расчеты ПФР в пункте 7.3 порядка заполнения расчета предусмотрел в текущем отчетном периоде отражение в строке 120 сумм самостоятельно доначисленных страховых взносов в случае выявления факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов за предыдущие отчетные периоды.
Единая форма отчетности позволит плательщикам страховых взносов обеспечить представление сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом по организации и сведений персонифицированного учета по застрахованным лицам, исключая их несоответствие.
ПФР совместно с разработчиками программного обеспечения планируют в марте обеспечить плательщиков страховых взносов бесплатными программами - программами подготовки данных и проверочной программой в целях оказания содействия в подготовке единой отчетности в ПФР без увеличения трудозатрат со стороны страхователей. Все вспомогательные программы по мере их готовности будут размещаться на сайте ПФР в свободном доступе, а также в Кабинете плательщика - электронном сервисе ПФР для плательщиков страховых взносов.
Единая форма отчетности соответствует всем требованиям действующего законодательства о страховых взносах и разрабатывалась при непосредственном участии бухгалтерского сообщества. Все содержательные замечания и предложения специалистов были учтены при разработке единой формы отчетности. Единая форма отчетности размещена на сайте ПФР и в специализированных бухгалтерских системах.
Плательщики страховых взносов из числа самозанятого населения по-прежнему освобождены от сдачи отчетности в ПФР, за исключением глав крестьянско-фермерских хозяйств.
--------------------------------
<*> Новая форма отчетности утверждена Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и порядка ее заполнения", которое зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.02.2014 и опубликовано в Российской газете N 41 от 21.02.2014.
Специальная оценка условий труда
28.12.2013 принят Федеральный закон N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". Основной целью Закона N 426-ФЗ является унификация процедуры оценки условий труда на рабочих местах как единого способа реализации установленного пенсионным законодательством механизма освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и механизма предоставления предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций, а также формирование комплекса мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда.
В целях реализации Закона N 426-ФЗ положениями Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" вносятся изменения в статью 58.3 Закона N 212-ФЗ, с учетом которых устанавливается, что в зависимости от результатов специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ дополнительных тарифов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:
Опасный
|
4
|
8,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов
|
Вредный
|
3.4
|
7,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов
|
3.3
|
6,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов
|
|
3.2
|
4,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов
|
|
3.1
|
2,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов
|
|
Допустимый
|
2
|
0,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов
|
Оптимальный
|
1
|
0,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов
|
Для уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам в 2014 году применяются коды бюджетной классификации (КБК), действовавшие в 2013 году для уплаты взносов, установленных частями 1, 2 статьи 58.3 212-ФЗ.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 N 358-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды" увеличиваются сроки взыскания задолженности по платежам во внебюджетные фонды.
Предусматривается, что в случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых ПФР - 1500 рублей для плательщиков - юридических лиц, решение о взыскании задолженности за счет денежных средств со счетов плательщика может быть принято в течение одного года и двух месяцев после истечения срока исполнения самого раннего требования.
Органам контроля за уплатой страховых взносов предоставляется право принимать одно решение о взыскании по нескольким неисполненным требованиям об уплате страховых взносов. Постановление о взыскании таких сумм задолженности за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается после истечения срока, установленного в требованиях, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования.
Также установлена законодательством минимальная сумма взыскания по нескольким неисполненным требованиям на взыскание задолженности для физических лиц - 500 рублей.
Вопросы и ответы по начислению страховых взносов по дополнительным тарифам
Начисляются ли страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты, производимые в пользу работников, на рабочих местах которых условия труда по актуальным результатам аттестации рабочих мест (или с 01.01.2014 по результатам специальной оценки условий труда) признаны вредными и (или) опасными, но при этом не поименованных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ?
С 01.01.2014 в связи с принятием федеральных законов от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) и от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 421-ФЗ) размер дополнительных тарифов страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, определяется с учетом установленного класса (подкласса) условий труда в результате проведенной специальной оценки условий труда или в результате проведенной до 1 января 2014 года аттестации рабочих мест по условиям труда.
В случае если по результатам аттестации рабочих мест, проведенной до 01.01.2014, рабочему месту присвоен класс условий труда допустимый или оптимальный и при этом профессия включена в перечень видов работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, применяются дополнительные тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 1 или 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ.
Начисление страховых взносов по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на рабочих местах, не поименованных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи Закона N 173-ФЗ, законодательством Российской Федерации о страховых взносах не предусмотрено.
В связи с этим страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты, производимые в пользу работников, на рабочих местах которых условия труда по актуальным результатам аттестации рабочих мест (или с 01.01.2014 по результатам специальной оценки условий труда) признаны вредными и (или) опасными, но при этом не поименованных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, не начисляются.
Какие виды КБК используются при уплате страховых взносов по дополнительным тарифам за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ?
С 01.01.2014 в связи с принятием Федерального закона от 02.12.2013 N 320-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" установлены 2 вида КБК страховых взносов по дополнительным тарифам за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ.
Уплата страховых взносов по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, осуществляется вне зависимости от установления класса условий труда по результатам аттестации рабочих мест по кодам бюджетной классификации в соответствии с Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации":
392 1 02 02131 06 0000 160 "Страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии";
392 1 02 02132 06 0000 160 "Страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии".
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области