ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ИНФОРМАЦИЯ
ОБЗОР
СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ЛИНЗ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ
ЗРЕНИЯ С ПОНИЖЕННЫМ СВЕТОПРОПУСКАНИЕМ
В таможенных органах на протяжении нескольких лет складывалась отрицательная судебная практика по спорам, связанным с обжалованием отказов в предоставлении льгот по уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении ввозимых в Российскую Федерацию линз для коррекции зрения с пониженным светопропусканием (далее - споры).
Таможенные органы, отказывая в предоставлении льготы в отношении указанных товаров, руководствовались положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Так, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 150 и подпункту 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2016 г.) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз в Российскую Федерацию медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, в частности очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 г. N 240 (утратило силу с 13 октября 2015 г.) был утвержден Перечень линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных), реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень). Перечень включал в себя два вида товарной продукции, классифицированной в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 301 (далее - ОКП), а именно очки (код по ОКП - 94 4260) и линзы для коррекции зрения (код по ОКП - 94 8000). При этом подкласс линз для коррекции зрения (код по ОКП - 94 8000) содержит перечень группировок основного классификационного деления (группы линз для коррекции зрения), в том числе линзы для коррекции зрения с пониженным светопропусканием.
Суды, разрешая споры не в пользу таможенных органов, указывали на то, что факт наличия у линз для коррекции зрения сопутствующей (дополнительной) функции по защите глаз от солнечного света не меняет основного предназначения товара как медицинского изделия, необходимого для восстановления зрения человека.
С учетом изложенного, по мнению судов, при ввозе в Российскую Федерацию линз для коррекции зрения с пониженным светопропусканием участники внешнеэкономической деятельности имели право на льготу по уплате НДС в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 150 НК РФ, подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ и Перечнем.
В целях изменения складывающейся не в пользу таможенных органов судебной практики и урегулирования сложившейся проблемной ситуации принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. N 1042 "Об утверждении перечней медицинских товаров, реализация в Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, сырья и комплектующих изделий для их производства, не подлежащих налогообложению", которое актуализировало Перечень.
Кроме того, в целях единообразного применения норм права при решении указанного вопроса в подпункт 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ Федеральным законом от 23 ноября 2015 г. N 318-ФЗ внесены изменения в части конкретизации формулировки наименования группы товаров, в отношении которых допускается освобождение от уплаты НДС при ввозе в Российскую Федерацию, а именно: очков корригирующих (для коррекции зрения), линз для коррекции зрения, оправ для очков корригирующих (для коррекции зрения).
Данная редакция указанной статьи НК РФ вступила в действие с 1 января 2016 г.
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области