Информация ФТС России "Обзор практики рассмотрения ФТС России жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов в области таможенного дела за 2014 год"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ИНФОРМАЦИЯ

ОБЗОР
ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ФТС РОССИИ ЖАЛОБ НА РЕШЕНИЯ, ДЕЙСТВИЯ
(БЕЗДЕЙСТВИЕ) ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
ЗА 2014 ГОД

1. Решение о корректировке таможенной стоимости товаров является неправомерным, если решение о проведении дополнительной проверки сведений о таможенной стоимости товаров признано необоснованным и при этом таможенным органом не установлены факты недостоверности заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости товаров, а также предусмотренные пунктом 1 статьи 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза", ограничения в применении метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

В Федеральную таможенную службу поступила жалоба ОАО "П" на решения таможни о корректировке таможенной стоимости товаров, о принятии таможенной стоимости данных товаров, формализованное в ДТС-2 в виде записи "ТС принята", на действия таможни по расчету суммы подлежащих уплате таможенных платежей, указанной в форме корректировки таможенной стоимости (КТС-1, КТС-2), а также на решение управления по жалобе заявителя.

По результатам проведенной дополнительной проверки сведений о таможенной стоимости товаров таможенным постом принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров, определенной декларантом в соответствии со статьей 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение от 25 января 2008 г.) по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

В качестве обоснования принятого решения таможенным постом указано, что сведения о таможенной стоимости не являются достаточными, количественно определяемыми, документально подтвержденными; документы, запрошенные в ходе дополнительной проверки, представлены не в полном объеме, а также указано, что основания неприменения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами приведены в решении о проведении дополнительной проверки.

В адрес заявителя направлено уведомление о принятии решения о корректировке таможенной стоимости указанных товаров с приложением копии данного решения, в котором декларанту предложено в срок, предусмотренный пунктом 23 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (далее - Порядок контроля таможенной стоимости товаров), осуществить корректировку таможенной стоимости товаров и уплатить таможенные платежи с учетом скорректированной таможенной стоимости.

Декларант корректировку таможенной стоимости товаров в установленный срок не осуществил, в связи с чем таможенным постом самостоятельно осуществлена корректировка, таможенная стоимость товаров определена в соответствии со статьей 10 Соглашения от 25 января 2008 г. на основе данных, имеющихся на таможенной территории Таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения от 25 января 2008 г.

Не согласившись с вышеуказанными решениями, ОАО "П" подало жалобу, по результатам рассмотрения которой управлением принято решение о признании неправомерными вышеуказанных решений таможенного поста, а также решений и действий таможни. Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы управлением было признано необоснованным и отменено в порядке ведомственного контроля решение таможни о проведении дополнительной проверки. Из решения управления по жалобе заявителя следует, что дополнительная проверка проведена поверхностно, решение о ее назначении принято с нарушением требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, решение о корректировке таможенной стоимости рассматриваемых товаров должным образом не обосновано.

Вместе с тем в решении управления изложены выявленные в ходе рассмотрения жалобы признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. На основании данного решения таможней принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров с указанием на то, что представленные при таможенном оформлении сведения не являются достаточными, количественно определяемыми и документально подтвержденными. Кроме того, продажа товаров или их цена зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено, что не позволяет определить таможенную стоимость товара по стоимости сделки с ввозимыми товарами. В установленный срок декларант корректировку таможенной стоимости товаров не осуществил, в связи с чем таможней самостоятельно осуществлена корректировка таможенной стоимости товаров.

Анализ материалов жалобы ОАО "П", поступившей в ФТС России, показал, что данная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган принимает решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Пунктом 3 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им сведений. Если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении.

Согласно пунктам 13, 14 Порядка контроля таможенной стоимости товаров при принятии решения о проведении дополнительной проверки должностное лицо в установленном порядке оформляет данное решение по форме согласно приложению N 2 к Порядку контроля таможенной стоимости. Указанная форма предусматривает необходимость указания перечня сведений по таможенной стоимости, требующих подтверждения, уточнения, который определяется с учетом выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров, а также с учетом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, физических характеристик, качества и репутации на рынке ввозимых товаров.

В соответствии с пунктами 17, 18 Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, утвержденной приказом ФТС России от 14 февраля 2011 г. N 272 (далее - Инструкция) дополнительная проверка заключается в выяснении дополнительных обстоятельств рассматриваемой сделки и условий продажи товаров, обусловливающих расхождение между величиной таможенной стоимости товара и ценовой информацией, имеющейся в таможенном органе, а также получении разъяснений относительно выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров. При этом запрос о представлении дополнительных документов и сведений для подтверждения таможенной стоимости формируется с учетом обстоятельств и условий конкретной внешнеторговой сделки. Кроме того, запрос документов должен соотносится с тем, какие именно сведения, заявленные декларантом (таможенным представителем), вызывают сомнения у таможенного органа и требуют уточнения или подтверждения.

Из анализа вышеприведенных норм законодательства следует, что решение о проведении дополнительной проверки в отношении заявленной декларантом таможенной стоимости товаров затрагивает права декларанта, а также возлагает на него дополнительные обязанности, в связи с чем такое решение должно быть мотивированным и обоснованным. Обоснование принятого решения приводится непосредственно в решении о проведении дополнительной проверки. В решении отражаются конкретные обстоятельства, расцененные таможенным органом как признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.

Требование таможенного органа о представлении дополнительных документов и сведений в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости также затрагивает права и законные интересы лица, в связи с чем запрос документов также должен быть мотивированным, обоснованным и содержать перечень сведений по таможенной стоимости, требующих подтверждения.

Важность обоснованного запроса обусловлена еще и тем, что в случае, если решение о корректировке принимается по причине непредставления декларантом дополнительно запрошенных документов, сведений, пояснений, таможенному органу необходимо указывать те обстоятельства, которые были выявлены должностным лицом в ходе контроля таможенной стоимости и явились поводом для проведения дополнительной проверки.

Установленный порядок контроля таможенной стоимости товаров является гарантией соблюдения прав декларанта, и его нарушение влечет для него невозможность подтверждения достоверности заявленных сведений.

В рассматриваемом случае таможенным органом вышеуказанные требования не исполнены, что послужило основанием для признания управлением решения нижестоящего таможенного органа о проведении дополнительной проверки необоснованным и его отмены в порядке ведомственного контроля.

Так, в решении таможенного поста о проведении дополнительной проверки не перечислены конкретные признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, в связи с чем перечень запрошенных документов не отвечает требованиям пункта 14 Порядка контроля таможенной стоимости и пункта 18 Инструкции.

При этом в рамках проведения дополнительной проверки должностным лицом не проводились мероприятия, установленные пунктом 18 Порядка контроля таможенной стоимости, по самостоятельному осуществлению сбора и анализа дополнительной информации о стоимости товаров, идентичных или однородных оцениваемым товарам, включая направление запросов в государственные органы и иные организации.

Статьей 68 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров.

В соответствии с пунктом 27 Порядка контроля таможенной стоимости в случае обнаружения в ходе контроля таможенной стоимости после выпуска товаров недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильного выбора метода определения таможенной стоимости товаров и (или) неправильного определения таможенной стоимости товаров, таможенный орган принимает решение о корректировке таможенной стоимости товаров и доводит его до сведения декларанта.

Принимая во внимание, что решение таможенного поста о проведении дополнительной проверки было отменено решением управления, решение таможни о корректировке таможенной стоимости товаров, было принято на основании имеющихся документов, представленных при декларировании данных товаров.

Таким образом, факты недостоверности заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости товаров таможней установлены не были, равно как и предусмотренные пунктом 1 статьи 4 Соглашения от 25 января 2008 г. ограничения в применении метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Корректировка таможенной стоимости осуществлена на основании признаков возможной недостоверности заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости, выявленных в ходе анализа документов и сведений, представленных декларантом при совершении таможенных операций.

Оценив в совокупности и их взаимосвязи вышеперечисленные факты, а также представленные таможенным органом документы, установлено, что решение таможни о корректировке таможенной стоимости товаров не отвечает требованиям статьи 68 Таможенного кодекса Таможенного союза и вышеназванным требованиям Порядка контроля таможенной стоимости, в связи с чем является необоснованным.

2. Государственное регулирование цен на товары не является основанием для отказа от применения в качестве основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров стоимости сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения от 25 января 2008 г. "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза".

Как следует из материалов жалобы, 11.09.2013 ООО "И", руководствуясь пунктами 10 - 12 Порядка корректировки таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (далее - Порядок корректировки таможенной стоимости товаров), обратилось в таможню с заявлениями о корректировке после выпуска таможенной стоимости товаров, в которых указало на необходимость применения для определения таможенной стоимости товаров метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

В связи с тем, что таможня не нашла оснований для проведения корректировки таможенной стоимости товаров, в адрес заявителя было направлено письмо, из которого следует, что на формирование цены товаров, ввезенных по контракту, оказывает влияние государственное регулирование цен на плодоовощную продукцию при ее вывозе на экспорт из Республики Узбекистан, что свидетельствует о несоблюдении условия применения метода 1, определенного подпунктом 2 пункта 1 статьи 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение от 25 января 2008 г.), - продажа товаров или их цена зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено.

Изложенный довод в ходе рассмотрения жалобы не нашел своего подтверждения в связи со следующим. Подпунктом "б" пункта 8 Правил применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами, утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2012 г. N 283, установлено, что метод по стоимости сделки не применяется в случае, когда внешнеэкономический договор, в соответствии с которым товары продаются для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза, предусматривает условие, которое влияет на продажу или цену ввозимых товаров, но при этом определить и документально подтвердить его количественное (то есть в стоимостном выражении) влияние на цену этих товаров не представляется возможным. В частности, условиями такого договора может быть предусмотрено следующее:

- продавец устанавливает цену на ввозимые товары при условии, что покупатель купит также и другие товары в определенных количествах;

- цена на ввозимые товары устанавливается в зависимости от цены (цен), по которой покупатель ввозимых товаров продает другие товары продавцу ввозимых товаров;

- цена устанавливается на основе формы платежа, не связанной с ввозимыми товарами, например, когда ввозимые товары являются полуфабрикатами, которые предоставляются продавцом на условии, что покупатель передаст продавцу определенное количество готовой продукции;

- цена на ввозимые товары устанавливается в зависимости от предоставления покупателем продавцу этих товаров определенных услуг.

В таких случаях на цену ввозимых товаров оказывают влияние определенные условия индивидуального характера, связанные с конкретной продажей определенному покупателю. Таким образом, имеет место некоторое отклонение от обычной торговой практики на свободном, конкурентном рынке соответствующих товаров.

Вместе с тем из документов, представленных ООО "И" в ходе проведения таможенных операций и при подаче заявлений о корректировке таможенной стоимости товаров следует, что в рассматриваемой ситуации такие условия индивидуального характера, влияющие на цену ввозимых товаров, связанные с конкретной продажей определенному покупателю, отсутствуют.

Представленный обществом Протокол от 30 апреля 2013 г. заседания Специальной Республиканской рабочей группы при Кабинете Министров (приложение N 1) устанавливает средние экспортные цены (для составления контрактов) на некоторые свежие сельскохозяйственные продукты (на условиях поставки EXW).

Какие-либо иные условия или обязательства сторон, влияющие на цену товара у общества перед продавцом, отличные от получения товара и уплаты установленной цены сделки, условиями представленного контракта не предусмотрены.

Таким образом, влияния определенных условий (факторов), установленных Правилами применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами, утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2012 г. N 283, на цену ввозимых товаров индивидуального характера, связанных с конкретной продажей определенному покупателю, не установлено.

Учитывая изложенное, довод таможенных органов о несоблюдении условия применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами, установленного подпунктом 2 пункта 1 статьи 4 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, в рассматриваемом случае не нашел своего подтверждения.

В решениях таможенных органов также приведен довод о несоблюдении обществом условия о документальном подтверждении таможенной стоимости товаров и сведений, относящихся к ее определению (сведения о цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате), что является нарушением пункта 3 статьи 2 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров и пункта 4 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза.

В ходе рассмотрения жалобы установлено, что при принятии обжалуемых решений таможенные органы не представили доказательств документального неподтверждения сведений, из которых следует, что расчет таможенной стоимости товаров произведен обществом не на основании цен на товары, фактически уплаченных продавцу.

Необходимо отметить, что таможенным органом при проведении таможенного контроля не исследованы причины расхождения расчетов по контракту, в то время как правовые акты, регламентирующие вопросы определения и контроля таможенной стоимости, предусматривают предоставление декларанту права самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемого товара и доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.

Кроме того, таможня при рассмотрении заявлений ООО "И" не воспользовалась правом, установленным пунктом 12 Порядка корректировки таможенной стоимости товаров, запрашивать дополнительные документы и сведения, необходимые для принятия решения о корректировке таможенной стоимости товаров.

Вместе с тем отсутствие в представленных декларантом документах (контракт, спецификация, инвойсы) сведений о полном наименовании товаров (сортности, качественных и физических характеристиках, местах произрастания, производителе и иных коммерческих характеристиках, определяющих цену сельскохозяйственной продукции) может свидетельствовать лишь о наличии признаков недостоверности заявленных сведений по таможенной стоимости, а не об установленном факте недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они не опровергнуты иными документами.

3. Требование о необходимости представления заключения, выданного любой организацией, которой в установленном порядке предоставлено право на проведение независимой экспертизы в целях экспортного контроля, должно выставляться таможенным органом по результатам анализа собранных в ходе таможенного контроля документов, а также после соотнесения фактических и подтвержденных в ходе проведения таможенного контроля характеристик товара не только коду ТН ВЭД ТС, содержащемуся в списке контролируемых товаров, но и описанию, приведенному в графе "Наименование" данного списка.

В ФТС России поступила жалоба ООО "Э" на решение таможенного поста об отказе в выпуске товаров, а также на решение управления по жалобе заявителя.

В ходе рассмотрения жалобы ФТС России установлено, что в 2014 году ООО "Э" в целях вывоза с таможенной территории Таможенного союза на таможенный пост подана ДТ.

Ввиду выявления риска, содержащегося в профиле риска, таможенным постом применены меры по его минимизации - по каналам электронной связи в адрес декларанта направлен запрос о предоставлении заключения, выданного любой организацией, которой в установленном порядке предоставлено право на проведение независимой экспертизы в целях экспортного контроля.

При проведении таможенного контроля таможенным постом проведен таможенный досмотр вышеуказанных товаров и с целью принятия решения по направлению торговых ограничений и экспортного контроля при проверке ДТ структурным подразделением таможни таможенным постом были направлены имеющиеся документы в таможню.

В связи с непредставлением вышеуказанного заключения, таможенным постом принято решение об отказе в выпуске вывозимых товаров.

В ходе рассмотрения жалобы ФТС России установлено, что она подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В пункте 1 статьи 6 Таможенного кодекса Таможенного союза определено, что к компетенции таможенных органов на таможенной территории Таможенного союза относится обеспечение исполнения таможенного законодательства Таможенного союза и иного законодательства государств - членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы; совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля; обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включая проведение экспортного контроля.

Исходя из положений пункта 1 статьи 181 и подпункта 5 пункта 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза, при помещении товаров под таможенные процедуры таможенному органу представляются декларация на товары и документы, на основании которых она заполнена, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.

Согласно статье 98 Таможенного кодекса Таможенного союза декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах. При этом таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.

Правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля установлены Федеральным законом от 18 июня 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (далее - Федеральный закон об экспортном контроле), согласно которому экспортный контроль представляет собой комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного Федеральным законом об экспортном контроле, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.

Согласно статье 7 Федерального закона об экспортном контроле данный вид контроля в Российской Федерации осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, в том числе, включающих в себя:

- идентификацию контролируемых товаров и технологий, то есть установление соответствия конкретных товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки (перечни), указанные в статье 6 Федерального закона об экспортном контроле, а также определение действующих в отношении таких товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности запретов и ограничений внешнеэкономической деятельности, установленных указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- таможенный контроль при совершении таможенных операций в отношении контролируемых товаров и технологий, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Полномочия таможенных органов в области экспортного контроля также установлены статьей 10 данного Федерального закона, согласно которой федеральные органы исполнительной власти обеспечивают его исполнение, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и международных обязательств Российской Федерации в области экспортного контроля в соответствии с полномочиями, возложенными на них законодательством Российской Федерации.

ФТС России в соответствии со своей компетенцией, установленной Таможенным кодексом Таможенного союза, Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о таможенном регулировании) и Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. N 809, осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела. В рамках этой деятельности ФТС России осуществляет таможенный контроль, в том числе при экспорте товаров, обеспечивает соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации.

Обязанности участников внешнеэкономической деятельности при реализации вышеуказанных полномочий таможенных органов прямо определены в статьях 14, 24 Федерального закона об экспортном контроле. Так, российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны по требованию федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области экспортного контроля, предоставлять документы, объяснения в письменной и устной формах, иную информацию, необходимые для выполнения указанными органами задач и функций, предусмотренных Федеральным законом об экспортном контроле и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области экспортного контроля.

Идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.

Исходя из вышеприведенных норм, законодателем определены полномочия таможенных органов при осуществлении таможенного контроля по запросу документов и сведений, необходимых для обеспечения запретов и ограничений, которые корреспондируются с обязанностью участников внешнеэкономической деятельности представлять необходимую информацию.

Результаты идентификации контролируемых товаров и технологий отражаются в идентификационном заключении. Идентификационное заключение является документом, определяющим для целей экспортного контроля статус товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономической операции, если данное заключение составлено по установленной форме и надлежащим образом удостоверено.

Статьей 1 Федерального закона об экспортном контроле определено, что к контролируемым товарам и технологиям относятся сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов.

Согласно статьям 6, 8 Федерального закона об экспортном контроле списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются Президентом Российской Федерации.

Анализ материалов жалобы показал, что код ТН ВЭД ТС 7616 99 900 8 вывозимого товара N 2 на уровне шести знаков соотносится с кодом ТН ВЭД ТС, указанным в позиции 8.1.2.13 Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль (далее - Список товаров и технологий двойного назначения), утвержденного указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2011 г. N 1661.

Код ТН ВЭД ТС 3917 31 000 8 вывозимого товара N 4 на уровне четырех знаков соотносится с кодом ТН ВЭД ТС, указанным в позиции 5.8 Списка химикатов и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль (далее - Список химикатов и технологий двойного назначения), утвержденного указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2001 г. N 1082.

Таким образом, рассматриваемые товары имеют первичный критерий возможного отнесения к категории товаров двойного назначения, подлежащих экспортному контролю.

Учитывая приведенные нормы, таможенные органы наделены полномочиями в ходе проведения таможенного контроля в случае выявления признаков отнесения декларируемых товаров к объектам экспортного контроля по запросу заключений организаций, уполномоченных на проведение независимой идентификационной экспертизы в целях экспортного контроля.

Вместе с тем при рассмотрении жалобы ФТС России установлены следующие обстоятельства, позволяющие прийти к выводу о необоснованности требования в рассматриваемой ситуации заключения организации, осуществляющей независимую экспертизу в целях экспортного контроля.

Как следует из представленных управлением и таможней документов, таможенным постом был проведен таможенный досмотр товаров NN 2 и 4. Согласно акту таможенного досмотра установлено, что предъявленные товары представляют собой круглые вентиляционные решетки и армированные гибкие воздуховоды, что соответствует заявленным сведениям.

Нарушений в ходе таможенного досмотра, а также по результатам проверки кодов ТН ВЭД ТС вывозимых товаров, заявленных декларантом в графе 33 ДТ, не выявлено.

Таким образом, по результатам таможенного контроля с учетом принятых мер по минимизации риска, представленных декларантом и полученных по результатам таможенного контроля документов, таможенным органом было установлено соответствие предъявленных товаров заявленным сведениями их достоверность.

При этом в ходе таможенного контроля таможенный орган выявил первичный критерий возможного отнесения вывозимых товаров к категории продукции, подлежащей экспортному контролю, - коды ТН ВЭД ТС.

Необходимо учесть, что согласно примечанию к Списку товаров и технологий двойного назначения принадлежность конкретного товара или технологии к товарам и технологиям, подлежащим экспортному контролю, определяется соответствием технических характеристик этого товара или технологии техническому описанию, а также регистрационному номеру товара Реферативной службы по химии (CAS) (Chemical Abstracts Service Registry Number), приведенным в графе "Наименование" данного Списка.

Кроме того, в примечании прямо указано, что коды ТН ВЭД, приведенные в Списке, носят лишь справочный характер.

Согласно общим примечаниям к Списку химикатов и технологий двойного назначения принадлежность конкретного химиката к товарам, подлежащим экспортному контролю, определяется соответствием описания химиката описанию, приведенному в графе "Наименование", коду ТН ВЭД, а также регистрационному номеру по КАС (Chemical Abstracts Service Registry Number).

Принадлежность конкретного оборудования к товарам, подлежащим экспортному контролю, определяется соответствием описания и (или) технических характеристик оборудования описанию и (или) техническим характеристикам, приведенным в графе "Наименование", и коду ТН ВЭД.

Из изложенного следует, что при решении вопроса о возможности отнесения вывозимых товаров к контролируемым необходимо руководствоваться не только кодами ТН ВЭД ТС, но и описанием, техническими характеристиками, приведенными в графе "Наименование" вышеуказанных Списков.

Пункт 8.1.2.13 Списка товаров и технологий двойного назначения куда, по мнению таможни, возможно относятся перемещаемые вентиляционные решетки, включен в категорию 8. Морское дело, и содержит следующее описание в графе "Наименование": полностью погруженные некавитирующие или суперкавитационные подводные крылья, специально разработанные для судов на подводных крыльях с активными системами для автоматического управления крыльевыми устройствами с максимальной проектной скоростью 40 узлов или более при полной загрузке и характерной высоте волны 3,25 м.

В пункте 5.8 Списка химикатов и технологий двойного назначения приведено применительно к заявленному коду ТН ВЭД ТС следующее описание контролируемых товаров: многоцелевые коммуникации (двойные и многостенные трубы) типа "труба в трубе", которые имеют отверстие для обнаружения течи и у которых все поверхности внутреннего трубопровода, находящиеся в контакте с химикатами, изготовлены из одного или нескольких коррозионно-стойких материалов.

Таким образом, исходя из материалов жалобы, очевидно несовпадение критериев, приведенных в Списках, фактическим характеристикам вывозимых товаров. Кроме того, меры дополнительного контроля не должны применяться к товарам, хотя и обладающим признаками объектов экспортного контроля, но имеющим явно выраженные признаки общегражданского назначения.

Документы, подтверждающие технические характеристики вывозимых товаров NN 2 и 4, в таможню были представлены, правом на запрос у декларанта дополнительных документов (в случае, если представленными документами не были устранены сомнения в назначении, технических характеристиках, материале изготовления товаров) таможня не воспользовалась. При этом, представленными декларантом документами подтверждается, что вывозимые товары подпадают под категорию товаров, изготовленных по гражданским стандартам и техническим условиям, функциональные и потребительские свойства которых исключают их применение в военных целях.

Учитывая изложенное, таможне надлежало провести анализ документов, полученных в ходе проведения таможенного контроля, при необходимости затребовать у декларанта дополнительные документы, а также проверить соответствие вывозимых товаров, их характеристик описанию, содержащемуся в вышеприведенных Списках, и в случае наличия сомнений реализовать полномочия на запрос заключения, выданного любой организацией, которой в установленном порядке предоставлено право на проведение независимой экспертизы в целях экспортного контроля.

При таких обстоятельствах, требование о представлении заключения, выданного любой организацией, которой в установленном порядке предоставлено право на проведение независимой экспертизы в целях экспортного контроля является нецелесообразным, данная мера по минимизации - излишней, отказ в выпуске товаров - необоснованным.

4. Бездействие таможенного органа по принятию решения по заявлению лица и предъявление заявителю требований, не предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, является неправомерным.

ООО "А" подало в таможню заявление о создании постоянной зоны таможенного контроля. Как следует из заявления, целью создания постоянной зоны таможенного контроля являются хранение, комплектация, перекомплектация товаров, используемых в качестве припасов, загружаемых на воздушные суда и временно выгружаемых с воздушных судов, выполняющих международные рейсы.

Таможней в адрес заявителя направлен ответ, из которого следует, что рассмотрение вопроса о создании зоны таможенного контроля на территории фабрики бортового питания, предполагаемой к использованию для совершения операций по комплектации/перекомплектации припасов для погрузки на борт воздушного судна, необходимых для обеспечения питанием членов экипажей международных авиарейсов, а также для хранения временно выгружаемых припасов, возможно после согласования Порядка доставки иностранных товаров и использования их в качестве припасов на воздушном транспорте, выполняющем международные рейсы, с таможней.

Решение о создании постоянной зоны таможенного контроля либо мотивированное решение об отказе в ее создании таможней приняты не были.

ООО "А" подало в ФТС России жалобу на бездействие таможни по принятию решения по заявлению о создании постоянной зоны таможенного контроля, подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе рассмотрения жалобы установлено, что таможня в ответе на первичное обращение ООО "А" о создании постоянной зоны таможенного контроля после проведения осмотра помещения указала на недостатки, препятствующие созданию такой зоны в заявленном помещении, его несоответствие требованиям статьи 163 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федерального закона о таможенном регулировании), а также проинформировала заявителя о возможности дальнейшего рассмотрения вопроса после устранения недостатков и замечаний, отраженных в акте таможенного осмотра помещений и территорий, тем самым, определив порядок дальнейших действий заявителя, совершение которых необходимо для создания постоянной зоны таможенного контроля.

Исходя из положений статьи 163 Федерального закона о таможенном регулировании, порядок создания постоянных зон таможенного контроля предполагает принятие начальником таможни решения о создании зоны таможенного контроля, которое формализуется в приказе начальника таможни. Необходимо отметить, что неотъемлемым условием принятия такого решения является выполнение требований, предусмотренных данной статьей, а именно: обеспечение сохранности товаров, находящихся под таможенным контролем, ограничение на перемещение товаров через границы зон, ограничение доступа посторонних лиц в пределы зон таможенного контроля.

Как следует из материалов жалобы, в целях устранения недостатков, ООО "А" подало повторное заявление о создании постоянной зоны таможенного контроля, в котором указало новое помещение, соответствующее, по мнению общества, вышеуказанным требованиям.

Однако таможня при поступлении данного заявления не провела осмотр нового помещения, не провела проверку его соответствия вышеуказанным требованиям Федерального закона о таможенном регулировании, устранения выявленных недостатков и замечаний, изложенных в акте таможенного осмотра помещений и территорий, и дала ответ лишь в части отсутствия согласованного порядка совершения таможенных операций в отношении припасов в создаваемой зоне таможенного контроля.

Вместе с тем необходимо отметить, что положения статьи 163 Федерального закона о таможенном регулировании определяют только требования к обустройству и оборудованию зон таможенного контроля с целью соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, но не содержат условия о представлении в таможенный орган, рассматривающий вопрос о создании зоны таможенного контроля, порядка или технологической схемы взаимодействия этого таможенного органа и лица, направившего просьбу о ее создании.

Учитывая изложенные обстоятельства, установлено, что таможней допущено бездействие по рассмотрению в полном объеме заявления ООО "А" о создании постоянной зоны таможенного контроля и принятию решения о создании постоянной зоны таможенного контроля либо направлению лицу аргументированного решения об отказе.

5. Принятие решения по классификации товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза без достаточного документального подтверждения неправомерно.

ООО "Э" в целях помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на таможенный пост в электронном виде подана таможенная декларация на товар "термоформовочный гидравлический пресс для производства резиновой плитки с усилием 50 тонн". Декларантом данный товар классифицирован в подсубпозиции 8477 40 000 0 ТН ВЭД ТС ("Оборудование для обработки резины или пластмасс или для производства продукции из этих материалов, в другом месте данной группы не поименованное или не включенное: - машины для вакуумного литья и прочие термоформовочные машины").

В ходе осуществления контроля таможенным постом принято решение о проведении дополнительной проверки сведений о классификационном коде товара, в связи с чем у декларанта запрошена техническая документация на вышеуказанное оборудование и осуществлен таможенный досмотр.

Согласно акту таможенного досмотра рассматриваемое оборудование является "гидравлическим прессом, представляющим собой закрепленные на металлическом каркасе электродвигатель, бак для технических жидкостей, манометр, пульт управления, электрокоммуникационный щит, прижимные пластины, расположенные в четыре яруса".

На основании представленного декларантом технического описания оборудования, а также результатов таможенного досмотра таможней принято решение по классификации данного товара в подсубпозиции 8477 59 100 0 ТН ВЭД ТС ("Оборудование для обработки резины или пластмасс или для производства продукции из этих материалов, в другом месте данной группы не поименованное или не включенное: - машины для литья или формования любым другим способом прочие: -- прочие: --- прессы").

ООО "Э" обратилось в ФТС России с жалобой, подлежавшей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с текстом товарной позиции 8477 ТН ВЭД ТС в нее включается оборудование для обработки резины или пластмасс или для производства продукции из этих материалов, в другом месте данной группы не поименованное или не включенное.

Согласно тексту подсубпозиции 8477 40 000 0 ТН ВЭД ТС, заявленной декларантом, в нее включаются машины для вакуумного литья и прочие термоформовочные машины.

Подсубпозиция 8477 59 100 0 ТН ВЭД ТС, в которой классифицируются "прессы", относится к субпозиции "машины для литья или формования любым другим способом прочие". Таким образом, в подсубпозицию 8477 59 100 0 включаются прессы, а также машины для формирования различных изделий из резины, пластмасс литьем, отличным от вакуумного, либо иным способом формования.

В ходе дополнительной проверки сведений о классификационном коде товара декларантом представлено техническое описание на ввозимый товар, в соответствии с которым крошка резиновая дробленая различных фракций в миксере смешивается с красителем и клеем полиуретановым до однородной массы, которая наносится мастерком в матрицы пресс-форм. Подготовленные и засыпанные материалом формы задвигаются в пресс, с помощью усилия гидравлики ярусы сжимаются, и начинается процесс формования. После срабатывания таймера отсчета ярусы разжимаются, выкатываются формы с готовым изделием. Предварительно за 40 - 50 минут до начала работы прессы включают, за это время прогреваются пресс-формы. Однако цели, для которых необходим прогрев пресс-форм, в технической документации не указаны.

Из представленных документов следует, что измельченная резиновая крошка перемешивается со связующим компонентом - полиуретановым клеем. Исходя из свойств полиуретанового клея, который используется при формировании плит из резиновой крошки, можно сделать вывод, что нагрев пресс-форм, возможно, необходим для сокращения времени застывания (отверждения полиуретана), что подтверждается доводами жалобы. Так, в своей жалобе ООО "Э" ссылается на необходимые два условия для изготовления резиновых плит - температуру и давление - и указывает необходимую температуру, при которой происходит отверждение клея - 700C - 900C.

На основании вышеизложенного можно предположить, что рассматриваемый товар предназначен, главным образом, для формования плит из резиновой крошки, смешанной с красителем и полиуретановым клеем. Для отверждения клея (либо для ускорения процесса отверждения) необходим определенный температурный режим. При этом наличие температуры в гидравлическом прессе необходимо для отверждения связующего компонента (клея) и не влияет на форму исходного сырья - резины (резиновой крошки). Вместе с тем документы, однозначно подтверждающие данный вывод, таможенным органом в ходе проведения дополнительной проверки запрошены не были.

Кроме того, при подаче декларации на товары ООО "Э" представлено техническое описание на ввозимый товар, в котором отсутствует информация о заданных температурных параметрах, необходимых для формования плит, а также необходимость постоянного подогрева пресс-форм. Более того, оно противоречит техническому описанию, направленному декларантом в ходе дополнительной проверки, поскольку содержит ссылку на процесс вулканизации.

Процесс вулканизации возможен лишь с сырой резиной или каучуком путем добавления серы либо иного вулканизирующего агента, в то время как готовый продукт при формовании получается из резиновой крошки, то есть уже готового резинового изделия, неспособного к вулканизации. Термин "вулканизационные плиты пресса", содержащийся в представленном техническом описании, некорректен, т.к. вулканизация происходит не за счет наличия пресса (плит), а за счет введения в сырую резиновую или каучуковую массу серы или иного вулканизирующего агента.

Таким образом, при осуществлении таможенных операций в отношении рассматриваемого товара в таможенный орган представлена техническая документация на ввезенное оборудование, содержащая противоречивые сведения. При проведении дополнительной проверки указанные противоречия устранены не были, в связи с чем решение таможни по классификации товара по ТН ВЭД ТС принято без достаточного документального подтверждения.

6. В случае ошибки при расчете требования об уплате таможенных платежей таможенному органу надлежит выставить лицу новое требование с учетом положений частей 5, 10 и 15 статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

10.06.2013 гражданин иностранного государства ввез на таможенную территорию Таможенного союза транспортное средство. Срок временного ввоза был установлен таможенным постом до 10.09.2013. Впоследствии постом срок временного ввоза автомобиля был продлен до 21.02.2014. 22.02.2014 вышеуказанное транспортное средство под управлением лица прибыло в зону таможенного контроля таможенного поста в целях убытия с таможенной территории Таможенного союза с нарушением срока временного ввоза транспортного средства.

20.03.2014 таможней составлен акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей. 25.03.2014 в адрес лица направлено требование об уплате таможенных платежей, в том числе, пеней за просрочку уплаты таможенных платежей за период с 11.06.2013 по 25.03.2014, основанием для выставления которого послужил невывоз в установленный срок за пределы таможенной территории Таможенного союза временно ввезенного данным лицом транспортного средства.

Не согласившись с указанным требованием таможенного органа, лицо обратилось в ФТС России, указав на необходимость отмены выставленного в его адрес требования об уплате таможенных платежей, обосновывая его незаконность, что срок временного ввоза был нарушен незначительно и по независящим от лица причинам, а именно: ввиду смены предполагаемого маршрута из-за осложнившейся нестабильной обстановки в центральной части соседнего государства и, как следствие, задержки на непрогнозируемый период времени нахождения в очереди перед таможенным пропускным пунктом.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее. Пунктом 5 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза прямо предусмотрено, что в случае, если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории Таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.

В соответствии с положениями подпункта 3 пункта 5 статьи 14, подпункта 5 пункта 2 статьи 13 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 г. (далее - Соглашение от 18 июня 2010 г.), обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, прекращается у декларанта при уничтожении (безвозвратной утрате) товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения. При этом задержка на незначительное время как основание для прекращения обязанности по уплате таможенных платежей отсутствует.

Таким образом, в отношении транспортного средства, незадекларированного в установленные сроки таможенному органу с целью обратного вывоза или помещения под таможенные процедуры, при неподтверждении обстоятельств, свидетельствующих о его уничтожении (безвозвратной утрате) вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, таможенные пошлины, налоги подлежат взиманию в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза.

Транспортное средство не было задекларировано с целью обратного вывоза или помещения под таможенные процедуры. Таможенному органу доказательства его уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения не предоставлены. Установленный срок временного ввоза более таможенным органом не продлевался.

Таким образом, исходя из положений статьи 14 Соглашения от 18 июня 2010 г., у лица имеется неисполненная обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении указанного временно ввезенного транспортного средства в связи с его невывозом в установленный таможенным органом срок.

В соответствии со статьей 151 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федерального закона о таможенном регулировании) в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить пени, которые начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

Частью 2 статьи 151 Федерального закона о таможенном регулировании предусмотрено, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Согласно требованию об уплате таможенных платежей от 25.03.2014 расчет пеней произведен таможенным органом за период с 11.06.2013 по 21.02.2014. Однако, срок временного ввоза, установленный таможенным постом в соответствии с ПТД был продлен таможенным постом до 21.02.2014.

Таким образом, днем, следующим за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов является 22.02.2014. Следовательно, произведенный в требовании об уплате таможенных платежей расчет пени за период с 11.06.2013 по 21.02.2014 неверен.

В соответствии с частью 5 статьи 152 Федерального закона о таможенном регулировании требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей.

Согласно части 15 статьи 152 Федерального закона о таможенном регулировании при направлении требования об уплате таможенных платежей после истечения вышеуказанных сроков, пени, подлежащие уплате, начисляются по день окончания указанных сроков включительно.

В связи с тем, что факт неуплаты таможенных платежей лицом обнаружен таможней 20.03.2014, при направлении требования об уплате таможенных платежей в адрес лица пени подлежат начислению с 22.02.2014 по день окончания срока, установленного частью 5 статьи 152 Федерального закона о таможенном регулировании (03.04.2014).

Учитывая изложенные обстоятельства, установлено, что требование таможни об уплате таможенных платежей было выставлено с неправильным расчетом пеней, в связи с чем оно является неправомерным и подлежит отмене.

Таможне поручено принять меры по взысканию с лица таможенных платежей с учетом положений таможенного законодательства Таможенного союза.

7. Удостоверение переселенца из Латвийской Республики в Российскую Федерацию, выданное в соответствии с "Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев" от 2 июня 1993 г. является документом, свидетельствующим о переселении физического лица в Российскую Федерацию для постоянного проживания, на основании которого физическое лицо может быть признано прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в целях предоставления освобождения от уплаты таможенных платежей в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" от 18 июня 2010 г.

В ФТС России поступила жалоба гражданина С. на решение таможни об отмене в порядке ведомственного контроля решения таможенного поста о предоставлении освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины путем применения совокупного таможенного платежа в отношении транспортного средства, сведения о котором заявлены в пассажирской таможенной декларации (далее - ПТД), а также на требование таможни об уплате таможенных платежей и пеней. При рассмотрении жалобы установлены следующие обстоятельства.

Гражданином С. осуществлен ввоз из Латвийской Республики в Российскую Федерацию бывшего в эксплуатации транспортного средства и на таможенный пост подана ПТД и заявление о предоставлении освобождения от уплаты таможенных платежей в отношении указанного транспортного средства, в связи с переселением на постоянное место жительства из Латвийской Республики в Российскую Федерацию, с приложением копий следующих документов:

- удостоверения переселенца из Латвийской Республики в Российскую Федерацию;

- иностранного паспорта на иностранном языке, выданного Латвийской Республикой;

- транзитной декларации;

- свидетельства о регистрации транспортного средства, выданного Латвийской Республикой.

В тот же день таможенным постом принято решение о применении совокупного таможенного платежа в отношении транспортного средства, задекларированного С. по вышеуказанной ПТД для личного пользования. При этом расчет подлежащих уплате таможенных платежей произведен исходя из суммы налога на добавленную стоимость и акциза с одновременным освобождением от уплаты ввозной таможенной пошлины на основании статьи 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 2 июня 1993 г. (далее - Соглашение с Латвийской Республикой о регулировании процесса переселения). Указанные таможенные платежи были уплачены С. по таможенному приходному ордеру.

Согласно отметкам должностного лица таможенного органа в графе "Для служебных отметок" ПТД выпуск транспортного средства разрешен 26.03.2014, таможенные операции осуществлены в соответствии Соглашением с Латвийской Республикой о регулировании процесса переселения.

Решением таможни признано не соответствующим таможенному законодательству Таможенного союза и законодательству Российской Федерации о таможенном деле и отменено в порядке ведомственного контроля решение таможенного поста о применении совокупного таможенного платежа в отношении транспортного средства, сведения о котором заявлены в пассажирской таможенной декларации, перемещаемого гражданином С. в связи с переселением на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, с одновременным освобождением от уплаты ввозной таможенной пошлины на основании статьи 10 Соглашения с Латвийской Республикой о регулировании процесса переселения.

Согласно решению таможни таможенным постом необоснованно произведен расчет подлежащих уплате таможенных платежей путем применения совокупного таможенного платежа в отношении ввезенного С. транспортного средства исходя из суммы налога на добавленную стоимость и акциза, с освобождением от уплаты ввозной таможенной пошлины.

При этом, по мнению таможни, ввиду отсутствия у С. на момент декларирования транспортного средства постоянной регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, подлежали уплате платежи по единой ставке таможенных пошлин, налогов (в зависимости от рабочего объема двигателя) в размере, установленном пунктом 12 раздела IV Приложения 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" от 18 июня 2010 г. (далее - Соглашение от 18 июня 2010 г.).

В связи с принятием данного решения таможней в адрес С. направлено требование об уплате таможенных платежей и пеней.

В ходе рассмотрения жалобы гражданина С. ФТС России установлено, что она частично подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 80 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные пошлины, налоги не уплачиваются при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Порядок перемещения физическими лицами товаров и транспортных средств для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, установлен главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также Соглашением от 18 июня 2010 г., которым регламентирован порядок применения таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, а также определены случаи освобождения от уплаты таможенных платежей.

Условия предоставления льгот по уплате таможенных платежей в отношении транспортных средств для личного пользования, ввозимых физическими лицами в сопровождаемом и несопровождаемом багаже при переселении на территорию государства - члена Таможенного союза на постоянное место жительства из иностранных государств, определены пунктом 24 Приложения 3 к Соглашению от 18 июня 2010 г.

Согласно пункту 24 приложения 3 к Соглашению от 18 июня 2010 г., физические лица могут ввозить на таможенную территорию Таможенного союза с освобождением от уплаты таможенных платежей один легковой автомобиль и один прицеп, находящиеся собственности физических лиц, признанных в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающих (переселяющихся) в государство - член Таможенного союза на постоянное место жительства, при одновременном выполнении следующих условий:

а) ввоз автомобиля и прицепа на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется из страны предыдущего проживания не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза;

б) автомобиль и прицеп находятся в собственности у указанных лиц и зарегистрированы на них в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев до даты их прибытия (переселения) на постоянное место жительства.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 2 Соглашения от 18 июня 2010 г. датой прибытия (переселения) физического лица на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза является дата выдачи документа, подтверждающего получение статуса беженца, вынужденного переселенца, либо признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства.

В рассматриваемом случае переселение производилось в рамках реализации международного договора Российской Федерации о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев, а именно: в рамках Соглашения с Латвийской Республикой о регулировании процесса переселения. Исходя из положений указанного Соглашения и Протоколов, подписанных в целях его реализации между государственными органами договаривающихся сторон под документом, свидетельствующим о переселении физического лица в Российскую Федерацию для постоянного проживания, на основании которого физическое лицо может быть признано прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства понимается удостоверение переселенца из Латвийской Республики в Российскую Федерацию.

Соответственно, представленное гражданином С. удостоверение переселенца из Латвийской Республики в Российскую Федерацию от 27 февраля 2014 г., действительное до 26 февраля 2015 г., является документом, подтверждающим факт переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительство для целей применения Соглашения от 18 июня 2010 г. в части предоставления льгот по уплате таможенных платежей.

Таким образом, из материалов жалобы следует, что решение таможенного поста о применении совокупного таможенного платежа в отношении транспортного средства, сведения о котором заявлены в ПТД, перемещаемого С. в связи с переселением на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, с одновременным освобождением от уплаты ввозной таможенной пошлины на основании статьи 10 Соглашения с Латвийской Республикой о регулировании процесса переселения не соответствует таможенному законодательству Таможенного союза и законодательству Российской Федерации о таможенном деле.

Таможней обоснованно указано, что в данном случае применению подлежат положения Соглашения от 18 июня 2010 г., которыми регламентирован порядок применения таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, а также определены случаи освобождения от уплаты таможенных платежей.

Вместе с тем вывод таможни об отсутствии у таможенных органов оснований для предоставления С. освобождения от уплаты таможенных платежей по причине отсутствия у него постоянной регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, в связи с чем, по мнению таможни, в отношении указанного транспортного средства подлежали уплате платежи по единой ставке таможенных пошлин, налогов в размере, установленном пунктом 12 раздела IV Приложения 5 Соглашения от 18 июня 2010 г., необоснован, следовательно, требование об уплате таможенных платежей и пеней, выставленное таможней на основании указанного решения, неправомерно.

8. В случаях фактического отсутствия у декларанта права на льготу по уплате таможенных пошлин, заявленную им в таможенной декларации, отказ в выпуске товаров в связи несоблюдением декларантом условий, установленных подпунктом 3 пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза, без информирования лица о необходимости уплаты таможенных пошлин является преждевременным.

ФТС России в ходе рассмотрения жалобы "С" установлено, что в октябре 2014 года таможенным постом по результатам таможенного контроля принято решение об отказе в выпуске товара, в отношении которого были заявлены льготы по уплате таможенных пошлин.

В качестве основания для принятия решения таможенным органом указано на отсутствие у декларанта права на льготу в виде освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины и несоблюдение необходимых требований и условий для помещения товара под избранную таможенную процедуру (неуплата вывозных таможенных пошлин), следовательно, декларантом не соблюдены условия для выпуска товаров, установленные статьей 195 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Вывод об отсутствии права на льготу сделан таможенным органом в связи с тем, что объем товара, задекларированного во временной таможенной декларации (далее - ВТД), указан сверх количества, предусмотренного индикативным балансом дизельного топлива Республики Таджикистан и Российской Федерации на 2014 год, согласованным в соответствии с положениями Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве в сфере поставок нефтепродуктов в Республику Таджикистан, заключенного в г. Москве 06.02.2013 (далее - Соглашение).

Анализ материалов жалобы показал, что решение таможенного поста об отказе в выпуске товара является неправомерным в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 2 статьи 74 Таможенного кодекса Таможенного союза виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Согласно статье 5 Соглашения нефтепродукты, поставляемые из Российской Федерации в Республику Таджикистан в объемах внутреннего потребления, согласованных компетентными органами сторон в рамках индикативных балансов, указанных в статье 3 Соглашения, не облагаются Российской стороной вывозными таможенными пошлинами. В отношении нефтепродуктов, вывозимых из Российской Федерации в Республику Таджикистан сверх количества, предусмотренного в индикативных балансах, необходимо обеспечить взимание вывозных таможенных пошлин.

В соответствии со статьей 3 Соглашения 31.12.2013 Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством энергетики и промышленности Республики Таджикистан были согласованы объемы внутреннего потребления в Республике Таджикистан на 2014 год автомобильного бензина, дизельного топлива, топлива для реактивных двигателей, мазута топочного, битума и смесей битумных, сжиженных углеводородных газов, кокса нефтяного и подписаны по ним индикативные балансы. Объем дизельного топлива, которое может быть вывезено в 2014 году из Российской Федерации в Республику Таджикистан без уплаты вывозных таможенных пошлин, согласно индикативным балансам на 2014 год составил 250 тыс. тонн (данная информация указана в телетайпограмме ФТС России от 31.12.2013 N ТФ-1309).

Статьей 195 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что выпуск товаров осуществляется таможенными органами при условии уплаты в отношении товаров таможенных пошлин, налогов либо предоставления обеспечения их уплаты в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.

Согласно статье 201 Таможенного кодекса Таможенного союза, при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также в случаях, указанных в пункте 6 статьи 193 Таможенного кодекса Таможенного союза и в пункте 2 данной статьи, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.

В соответствии со статьей 213 Таможенного кодекса Таможенного союза товары помещаются под таможенную процедуру экспорта при соблюдении условия по уплате вывозных таможенных пошлин, если не установлены льготы по уплате вывозных таможенных пошлин.

Учитывая, что на момент подачи ВТД и осуществления контроля начисленных и подлежащих уплате таможенных платежей в отношении товара остаток, возможный к декларированию без уплаты вывозной таможенной пошлины в соответствии с Соглашением, составлял 3,518 тонн дизельного топлива, право декларанта на вывоз товара в количестве 2 тыс. тонн без уплаты вывозной таможенной пошлины отсутствовало.

Исходя из положений пункта 2 статьи 201 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный орган не вправе отказать в выпуске товаров, если при проведении таможенного контроля товаров выявленные таможенным органом нарушения таможенного законодательства устранены. При этом согласно пункту 6 части 2 статьи 220 Федерального закона о таможенном регулировании таможенный орган вправе продлить срок выпуска товаров в пределах десяти рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, при представлении письменного заявления декларанта о продлении срока выпуска в связи с необходимостью уплаты таможенных пошлин, налогов, дополнительно начисленных в соответствии с решением таможенного органа, до уплаты таможенных пошлин, налогов.

Таким образом, в случае, если при проверке деклараций на товары и представленных документов должностным лицом таможенного органа выявлено несоблюдение условий предоставления заявленной льготы, такое должностное лицо должно информировать лицо о необходимости исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. И только в случае неуплаты лицом таможенных пошлин, налогов таможенный орган вправе отказать в выпуске товаров на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Кроме того, в рассматриваемом случае, обстоятельством, указывающим на необходимость обязательного информирования декларанта или таможенного представителя об отсутствии у него льгот по уплате вывозной таможенной пошлины, является тот факт, что действующим законодательством не предусмотрена возможность получения в режиме "он-лайн" участниками внешнеэкономической деятельности сведений о количественных остатках нефтепродуктов, представляемых к декларированию без уплаты вывозной таможенной пошлины в соответствии с индикативными балансами, согласованными в порядке, установленном Соглашением.

Поскольку в материалах жалобы отсутствуют документы, свидетельствующие о направлении в адрес декларанта информации как об остатках дизельного топлива, возможного к вывозу в соответствии с Соглашением, так и о необходимости уплаты вывозных таможенных пошлин, решение таможенного поста об отказе в выпуске товара является преждевременным и необоснованным.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области