Информационное сообщение Минфина России от 27.12.2023 N ИС-аудит-68 "Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии"

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
от 27 декабря 2023 г. N ИС-аудит-68

НОВОЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: ФАКТЫ И КОММЕНТАРИИ

Государственный контроль в сфере аудита в 2024 г.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2023 г. N 2140 определены случаи проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок <1> в рамках государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, допустимые в 2024 г. <2>

--------------------------------

<1> См. Информационные сообщения ИС-аудит-52, ИС-аудит-60 и ИС-аудит-62.

<2> Ограничения не распространяются на государственный контроль (надзор), осуществляемый в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Применительно к сфере аудиторской деятельности это означает, что в 2024 г. Казначейство России будет проводить внеплановые проверки деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, а Минфин России - внеплановые проверки деятельности саморегулируемой организации аудиторов без согласования с органами прокуратуры по: поручениям Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации (принятым после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336) и его заместителей (принятым после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 и согласованным с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации); требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Помимо этого, Казначейство России и Минфин России будут продолжать проводить указанные проверки по согласованию с органами прокуратуры в случаях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 (в частности, при непосредственной угрозе и по фактам причинения вреда безопасности государства, по истечении срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, выданного после 1 марта 2023 г., а Казначейство России также при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований <3>).

--------------------------------

<3> См. Информационное сообщение ИС-аудит-60.

В иных случаях Казначейством России и Минфином России внеплановые проверки проводиться не будут.

Утвержден порядок оценки рисков совершения операций (сделок)
в целях отмывания доходов, полученных преступным путем,
и финансирования терроризма в аудиторской деятельности

В соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Федеральное казначейство проводит оценку рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - ОД и ФТ) по сектору аудиторской деятельности (секторальная оценка рисков) <4>. В целях реализации данного полномочия приказом Федерального казначейства от 20 ноября 2023 г. N 24н утвержден порядок проведения такой оценки.

--------------------------------

<4> См. Информационное сообщение ИС-аудит-44.

Порядок распространяется на сферу деятельности по проведению финансового аудита (далее - сектор). Оценка рисков проводится Федеральным казначейством с участием саморегулируемой организации аудиторов. Основными целями ее являются: определение факторов подверженности рискам ОД и ФТ сектора; актуализация параметров модели оценки рисков, утвержденной Федеральным казначейством <5>; определение динамики уровня риска ОД и ФТ в секторе в целом; ранжирование отдельных сегментов (видов деятельности) в секторе по уровню риска ОД и ФТ; определение степени внимания, которое необходимо уделять соответствующим сегментам (видам деятельности); оценки эффективности мер, принятых для снижения рисков ОД и ФТ в секторе по результатам национальной оценки рисков ОД и ФТ и предыдущей секторальной оценки рисков; выработка мер для снижения рисков ОД и ФТ в секторе; информирование сектора о новых рисках (типологиях) ОД и ФТ.

--------------------------------

<5> См. Информационное сообщение ИС-аудит-66.

Секторальная оценка рисков проводится следующими этапами: описание сектора и его структуры; оценка уровня угроз ОД и ФТ в секторе; оценка уровня уязвимости сектора рискам ОД и ФТ; оценка последствий материализации рисков ОД и ФТ в секторе; оценка уровня рисков ОД и ФТ в секторе; формирование и обсуждение результатов секторальной оценки рисков; оформление отчета о результатах секторальной оценки рисков. По результатам секторальной оценки рисков формируется отчет, включающий: общую характеристику сектора; характеристику угроз ОД и ФТ; характеристику уязвимостей сектора рискам ОД и ФТ; характеристику последствий материализации рисков ОД и ФТ; сравнительную оценку уровня риска ОД и ФТ в отдельных сегментах (видах деятельности) сектора; актуальные типологии и схемы ОД и ФТ; рекомендуемые меры по снижению рисков ОД и ФТ в секторе. На основе отчета о результатах секторальной оценки рисков формируется его публичная версия.

Последняя секторальная оценка рисков в сфере аудиторской деятельности проведена Федеральным казначейством в 2023 г. Отчет о ней размещен на официальном Интернет-сайте Федерального казначейства.

Приказ Федерального казначейства от 20 ноября 2023 г. N 24н вступает в силу с 31 декабря 2023 г.

Вступило в силу Соглашение об осуществлении аудиторской
деятельности в рамках Евразийского экономического союза

В связи с завершением внутригосударственных процедур в Армении, Беларуси, Казахстане, Киргизии и России 25 декабря 2023 г. на территории Евразийского экономического союза, в том числе на территории Российской Федерации, вступило в силу Соглашение об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза <6>. Однако Соглашение вступило в силу не в полном объеме, а лишь в части касающейся: ведения реестров аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудиторов; организации оказания аудиторских услуг; регулирования аудиторской деятельности и участия в нем профессиональных объединений (саморегулируемых организаций); внешнего контроля качества работы субъектов аудиторской деятельности. Остальные положения Соглашения вступят в силу позднее, а именно: с даты вступления в силу решения Высшего Евразийского экономического совета, предусматривающего отнесение услуг в области аудита к секторам (подсекторам) услуг, в которых функционирует единый рынок услуг в рамках Евразийского экономического союза.

--------------------------------

<6> См. Информационное сообщение ИС-аудит-63.

В связи с вступлением в силу Соглашения в государствах-членах Евразийского экономического союза начинается работа по приведению национального законодательства в соответствие Соглашению. При этом необходимо обратить внимание, что данным Соглашением не установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Департамент регулирования
бухгалтерского учета, финансовой
отчетности и аудиторской деятельности
Минфина России

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области