Информационное письмо Банка России от 03.06.2024 N ИН-03-59/34 "О повышении внимания кредитных организаций к различным форматам оказания финансовых услуг в сельской местности и на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях"

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 3 июня 2024 г. N ИН-03-59/34

О ПОВЫШЕНИИ
ВНИМАНИЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАТАМ ОКАЗАНИЯ
ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И НА ОТДАЛЕННЫХ,
МАЛОНАСЕЛЕННЫХ И ТРУДНОДОСТУПНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

Настоящее информационное письмо подготовлено с учетом накопленного опыта, результатов проводимого Банком России мониторинга и анализа уровня развития инфраструктуры предоставления финансовых услуг в сельской местности и на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях (далее - ОМТ) субъектов Российской Федерации, востребованности финансовых услуг жителями сельской местности и ОМТ, а также обобщения лучших практик обслуживания населения, применяемых кредитными организациями - участниками рабочих групп при Банке России, которые включают в себя представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, телекоммуникационных операторов, муниципальных образований и других заинтересованных организаций <1>.

--------------------------------

<1> Результаты деятельности территориальных учреждений Банка России в сельской местности и на ОМТ в 2022 году опубликованы на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", URL: http://www.cbr.ru/Content/Document/File/150059/report_19072023.pdf.

Банк России рекомендует кредитным организациям (далее - КО) рассмотреть возможность открытия и обслуживания точек оказания финансовых услуг в сельской местности и на ОМТ для повышения качества жизни и создания условий для обеспечения доступа к базовому набору финансовых услуг жителей указанных территорий с учетом востребованности форматов точек доступа к финансовым услугам (см. таблицу в приложении).

В каждом месте предоставления финансовых услуг КО рекомендуется обеспечить:

а) надлежащее качество оказания услуг с учетом Рекомендаций Банка России по сохранению уровня финансовой доступности <2> и Информационного письма Банка России о раскрытии потребителям информации об условиях обслуживания расчетных (дебетовых) карт <3>, в том числе:

--------------------------------

<2> Информационное письмо Банка России от 24.06.2022 N ИН-04-59/88. Размещено на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://www.cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/5930.

<3> Информационное письмо Банка России от 31.08.2022 N ИН-03-45/110. Размещено на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://www.cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/5980.

учитывать потребности жителей сельской местности и ОМТ и их уровень дохода;

разместить перечень оказываемых финансовых услуг и порядок их предоставления;

информировать потребителей об основных параметрах финансовой услуги, в том числе ожидаемом результате получения финансовой услуги и рисках, связанных с ее получением;

разместить информацию о наличии и размере комиссии, взимаемой за оказываемые финансовые услуги;

обеспечить бесперебойное оказание финансовых услуг, при котором потребитель имеет возможность получить финансовую услугу в интервал времени, указанный КО, либо круглосуточно (в случае если КО декларирует круглосуточное обслуживание);

не навязывать финансовые услуги;

разместить информацию с условиями/порядком отказа потребителя от предоставленной финансовой услуги;

указать контакты, куда может обратиться потребитель в случае нарушения своих прав;

проинформировать орган местного самоуправления об открытии/функционировании точки доступа к финансовым услугам.

б) для клиентов из числа социально уязвимых групп граждан (люди с инвалидностью и другие маломобильные группы населения, пожилые граждане) полный, недискриминационный и беспрепятственный доступ ко всем объектам, услугам и каналам их оказания с соблюдением надлежащего уровня качества обслуживания, а также информирование об услугах и порядке их получения (с учетом действующего законодательства, национальных стандартов <4> и рекомендательных документов Банка России <5>).

--------------------------------

<4> Включая ГОСТ Р 52872-2019 "Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности".

<5> Рекомендации Банка России по созданию доступной среды для людей с инвалидностью, пожилого населения и иных маломобильных групп населения (от 01.09.2022 N ИН-01-59/112, от 27.12.2021 N ИН-06-59/101, от 09.08.2021 N 11-МР, от 29.12.2020 N ИН-01-59/184, от 26.04.2019 N 12-МР, от 28.01.2019 N ИН-01-59/5, от 23.10.2017 N ИН-01-59/50, от 12.05.2017 N ИН-03-59/20), размещенные на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://www.cbr.ru/develop/development_affor/recommend.

Первый заместитель
Председателя Банка России
Д.В.ТУЛИН

Приложение
к Информационному письму
Банка России о повышении внимания
кредитных организаций к различным
форматам оказания финансовых
услуг в сельской местности
и на отдаленных, малонаселенных
и труднодоступных территориях

ФОРМАТЫ
ТОЧЕК ДОСТУПА К ФИНАНСОВЫМ УСЛУГАМ И РАЗМЕЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ

Численность фактически проживающего населения в населенном пункте, человек
100 - 499
500 - 999
1000 - 2999
3000 - 9999
10 000 - 30 000
Формат точки доступа к финансовым услугам
Стационарное подразделение КО (головной офис/филиал/дополнительный офис)
V
V
Мобильный офис <1>
V
V
V
V
Удаленная точка обслуживания с работником КО <2>, отличная от окна в ООФПС
V
V
V
V
Окно в ООФПС <3>, в котором оказывается набор финансовых услуг, эквивалентный набору, оказываемому в подразделении банка <4>
V
V
Окно в ООФПС с возможностью снятия наличных денежных средств с использованием ЭСП/платежной карты и приема документов для последующего открытия банковского счета/вклада
V
V
V
V
Окно в ООФПС с возможностью снятия наличных денежных средств с использованием ЭСП/платежной карты
V
V
V
V
V
Банкомат КО или БПА <5> (субагента) типа БК с одновременным наличием функций НВ, НП и БО
V
V
Иной банкомат КО или БПА (субагента) типа БК с функцией НВ
V
V
Банкомат КО или БПА (субагента) типа БК без функции НВ
V
V
V
Банкомат КО или БПА (субагента) типа БП
V
V
V
V
Точка оказания услуг БПА в формате "Наличные на кассе" <6>, <7>
V
V
V
V
Точка оказания иных услуг БПА
V
V
V
V
Терминал КО без функции НВ
V
V
V
V
Оказание информационно-консультационных услуг агентом и (или) партнером банка, в том числе в выездном формате
V
V
V
V
V
Размещение печатных материалов/видеороликов (при наличии технической возможности) по вопросам предоставления финансовых услуг
В МФЦ <8>
Да
Да
Да
Да
Да
В общественном транспорте <8>
Да
Да
Да
Да
Да
В библиотеках <8>
Да
Да
Да
Да
Да
В здании (помещении) администрации поселения <8>
Да
Да
Да
Да
Да

--------------------------------

<1> В случае отсутствия в населенном пункте стационарного подразделения КО.

<2> Удаленная точка обслуживания с работником КО - помещение дополнительного офиса, в котором осуществляются банковские операции, находящееся по адресу, отличному от адреса места нахождения дополнительного офиса (пункт 1.2 Указания Банка России от 21.04.2021 N 5775-У "О порядке открытия кредитными организациями (их филиалами) дополнительных офисов, порядке внесения сведений о них в Книгу государственной регистрации кредитных организаций, а также о перечне банковских операций, которые вправе осуществлять дополнительный офис").

<3> При наличии в населенном пункте ООФПС.

<4> Обслуживание в таких окнах осуществляется работниками КО.

<5> По усмотрению КО.

<6> При наличии в населенном пункте подходящего ТСП.

<7> Услуга "Наличные на кассе" - услуга по выдаче держателям платежных карт наличных денежных средств на кассе ТСП одновременно с покупкой.

<8> При наличии в населенном пункте соответственно МФЦ (согласно подпункту 4.1.5 приказа Минэкономразвития России от 27.05.2016 N 322 "Об утверждении Методических рекомендаций по созданию и организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг" в каждом муниципальном районе рекомендуется создавать как минимум один МФЦ. В муниципальном районе МФЦ рекомендуется создавать в городском или сельском поселении, как правило, в административном центре соответствующего муниципального района), общественного транспорта, библиотеки, администрации поселения.

Примечание. V - в населенных пунктах с определенной численностью населения в ряде случаев востребованы точки доступа к финансовым услугам указанного формата.

Список используемых сокращений:

БК - банкомат, посредством которого осуществляются операции выдачи и (или) приема наличных денежных средств с использованием платежных карт (их реквизитов)

БО - безналичные операции по оплате товаров (работ, услуг)

БП - банкомат, посредством которого осуществляются только операции по приему наличных денежных средств без использования платежных карт (их реквизитов)

БПА - банковский платежный агент

КО - кредитная организация

НВ - выдача наличных денежных средств

НП - прием наличных денежных средств в целях, не связанных с оплатой товаров (работ, услуг) (например, погашение кредитов, зачисление на счета физических лиц, увеличение остатка электронных денежных средств)

ООФПС - отделение организации федеральной почтовой связи

ТСП - торгово-сервисное предприятие

ЭСП - электронное средство платежа

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области