"Доклад по правоприменительной практике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (1 квартал 2017 года)" (утв. Ространснадзором)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА

ДОКЛАД
ПО ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА (1 КВАРТАЛ 2017 ГОДА)

Доклад по правоприменительной практике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также доклад с руководством по соблюдению обязательных требований подготовлен во исполнение статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее также - ФЗ-294) и на основании Методических рекомендаций по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора), утвержденных протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 21.02.2017 N 13(2).

В соответствии с положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398, Ространснадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях), железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.

Контрольно-надзорная деятельность Ространснадзора осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в первую очередь, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Для реализации контрольно-надзорных функций приказами Министерства транспорта Российской Федерации утверждены соответствующие административные регламенты Ространснадзора.

В настоящее время под контролем Ространснадзора находится более 319 тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в транспортном комплексе Российской Федерации.

В 2016 году проведено 63 тысячи проверок хозяйствующих субъектов, что на 34% меньше, чем в 2015 году.

Несмотря на такое существенное снижение количества проверок, выявляемых нарушений не становится меньше. В 2016 году было выявлено 283 тысячи нарушений транспортного законодательства, что на 21% больше, чем в предыдущем году (234 тысячи).

В прошедшем году были выполнены все контрольные показатели работы Ространснадзора, утвержденные Министерством транспорта Российской Федерации.

По основным показателям деятельности, характеризующим результаты и качество работы, плановые значения перевыполнены. Так, например, показатель "соотношение количества устраненных нарушений, к общему количеству выявленных", выполнен с превышением на 15%.

Сумма наложенных штрафов составила почти 2,6 млрд. рублей.

Ниже приведены доклады по правоприменительной практике по видам контроля с учетом отраслевой специфики.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ НАДЗОР

1. Надзор за деятельностью в гражданской авиации

Управлением государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации в I квартале 2017 года проведено 2 115 проверок в отношении субъектов гражданской авиации, в том числе 160 проверок в рамках ФЗ-294 (36 плановых, 110 внеплановых и 14 предлицензионных проверок), 1 614 проверок воздушных судов на перроне, 118 проверок на маршруте при выполнении полетов, принято участие в 19 проверках других надзорных органов.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий в I квартале 2017 года выявлено 1 070 нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации, из которых устранено 1 058 нарушений установленных требований, включая нарушения, выявленные в предыдущих периодах деятельности со сроком устранения в отчетном периоде.

- наложенные по результатам указанных мероприятий меры административной и иной публично-правовой ответственности:

Для устранения выявленных нарушений в I квартале 2017 года выдано 375 обязательных для исполнения инспекторских предписаний, составлен 171 протокол об административных правонарушениях, вынесено 224 постановления о привлечении к административной ответственности, привлечено к административной ответственности 196 юридических, должностных и физических лиц на общую сумму наложенных штрафов 8 899 000 рублей.

- результаты административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) и его должностных лиц:

Количество вынесенных решений о прекращении производства делу об административном правонарушении (в том числе в порядке обжалования) по следующим статьям составило:

Ст. 14.1.2 ч. 1 - 1;

Ст. 20.25 ч. 1 - 2.

Типовые нарушения в сфере надзора за деятельностью в гражданской авиации можно условно подразделить на несколько групп:

1. Типовые (массовые) нарушения обязательных требований в сфере использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания, например:

а) нарушение требований по ведению учетно-отчетной документации организаций по обслуживанию воздушного движения, радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, служебной учетной документации специалистов этих организаций (нарушение требований пунктов 42, 82 Порядка функционирования непрерывной системы профессиональной подготовки, включая вопросы освидетельствования, стажировки, порядка допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала, утвержденного приказом Минтранса России от 14.04.2010 N 93, пунктов 3.1, 3.3, 3.16, 3.20, 3.30 Федеральных авиационных правил "Радиотехническое обеспечение полетов воздушных правил и авиационная электросвязь в гражданской авиации", утвержденных приказом Минтранса России от 20.10.2014 N 297)

Возможные мероприятия по предотвращению подобных нарушений: должностным лицам организовать контроль ведения учетно-отчетной документации.

б) не все, установленные на объектах РТОП средства радиосвязи, имеют сертификат типа (нарушение требований пунктов 3.20, 3.30 Федеральных авиационных правил "Радиотехническое обеспечение полетов воздушных правил и авиационная электросвязь в гражданской авиации", утвержденных приказом Минтранса России от 20.10.2014 N 297).

Возможные мероприятия по предотвращению подобных нарушений: должностным лицам центров ОВД отстранять от эксплуатации средства до получения сертификата типа.

в) пилоты не уведомляют органы обслуживания воздушным движением о предстоящем использовании воздушного пространства класса G (нарушение требований пункта 125 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации).

Пренебрегая подачей обязательного уведомления об использовании воздушного пространства, пилоты воздушных судов лишают себя, а также других пользователей воздушного пространства возможности получения полетно-информационного обслуживания. Непредставление данных о планируемом маршруте полета приводит к проблемам в аварийном оповещении. В случае авиационных событий, на поиск воздушных судов, улетевших в неизвестном направлении, привлекаются огромные людские и материальные ресурсы государственных и частных лиц.

2. Типовые (массовые) нарушения обязательных требований в сфере деятельности операторов аэродромов, организации воздушных перевозок и авиатопливообеспечения:

а) состояние искусственных покрытий ВПП, РД, перронов, мест стоянок ВС не соответствует установленным требованиям по ровности, чистоте физическим характеристикам (нарушение требований Раздела II Федеральных авиационных правил "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов", утвержденных приказом Минтранса России от 25.08.2015 N 262 (далее - ФАП-262).

Возможные мероприятия по предотвращению подобных нарушений: соблюдение технологических требований по подготовке летных полей аэродромов.

б) отсутствуют либо не соответствуют установленным требованиям дневные маркировочные знаки на искусственных покрытиях ИВПП, РД, МС и перроне, а также переносные знаки, устанавливаемые на грунтовых (заснеженных) аэродромах, не обеспечена их видимость (нарушение требований пункта 4.12 - 4.47 ФАП-262).

Возможные мероприятия по предотвращению подобных нарушений:

разработка "Схемы дневной маркировки аэродрома и оборудования маркировочными знаками";

проведение ежедневного осмотра состояния и размещения маркировочных знаков;

соблюдение технологических требований по содержанию маркировочных знаков.

в) выведенные из эксплуатации участки ВПП, РД не маркируются запрещающими знаками (нарушение требований пунктов 4.43 - 4.47 ФАП-262).

Возможные мероприятия по предотвращению подобных нарушений: оперативно производить маркировку выведенных из эксплуатации участков летного поля.

г) не выполнение правил размещения на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании или других объектах дневных и ночных маркировочных знаков и устройств, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов (нарушение требований пунктов 4.48 - 4.58, 4.242 - 4.263 ФАП-262).

Возможные мероприятия по предотвращению подобных нарушений:

соблюдение периодичности проведения сверок данных акта обследования препятствий с фактическим наличием препятствий;

своевременное проведение работ по оценке соответствия маркировки покрытий и маркировки препятствий.

д) оснащенность спецтранспортом и средствами механизации, предназначенными для содержания искусственных покрытий аэродрома, грунтовой части летной полосы, очистки и заливки швов, восстановления дефектных участков искусственных покрытий не соответствует функциональной деятельности оператора аэродрома (нарушение требований пункта 2.4 Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов", утвержденных приказом ФСВТ России от 06.05.2000 N 121 (далее - ФАП-121).

Возможные мероприятия по предотвращению подобных нарушений: приобретение спецтранспорта и средств механизации в соответствии с функциональной деятельностью и требованием руководящих документов.

е) отсутствует необходимый запас материалов для эксплуатационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий (нарушение требований пункта 2.5 ФАП-121, пункта 47 Федеральных авиационных правил "Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2015 N 286 (далее - ФАП-286)

ж) не производится вырубка зарослей кустарников в пределах территории аэродрома, не обеспечена их видимость.

з) не проводится эколого-орнитологическое обследование аэродрома и прилегающей к нему территории;

и) оснащенность аэропортов средствами для борьбы с птицами не соответствует табелю оснащения аэропортов гражданской авиации приложение N 5 РООП ГА-89 (нарушение требований пункта 4.2.2 Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утвержденного приказом МГА СССР от 26.12.88 N 209 (далее - РООП ГА-89).

к) не создана внештатная группа из должностных лиц авиационного персонала в целях комплексного контроля за орнитологической обстановкой на аэродроме (нарушение требований пункта 1.3 ФАП-121; пунктов 3.1, 4.7 РООП ГА-89).

л) специальные автомобили не оборудованы амортизирующим устройством, предотвращающим жесткий контакт с фюзеляжем воздушного судна (нарушение требований пункта 26 Инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса России от 13.07.2006 N 82 (далее - Приказ N 82).

м) не ведется в соответствии с требованиями руководящих документов нормативно-техническая документация в службах спецавтотранспорта (нарушение требований пункта 2.2.5, пункта 2.2.8 ФАП-121 Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов", утвержденных приказом ФСВТ России от 06.05.2000 N 121 (далее - ФАП-121); пункта 3.1.8 приложения N 4, пункта 5.2.5 приложения 1, "Руководства по организации работы и обслуживания спецавтотранспорта аэропортов Российской Федерации", введенного в действие приказом ФСВТ России от 07.04.1997 N 30/и (далее - РОРОС-95).

н) не проводится поверка средств измерения и контрольно-измерительных приборов на специальном оборудовании спецмашин, осуществляющих обеспечение воздушных судов (нарушение требований пункта 2.7.2 ФАП-121, пункта 11.5, пункта 11.7 РОРОС-95).

Возможные мероприятия по предотвращению подобных нарушений: провести поверку средств измерения и контрольно-измерительных приборов на специальном оборудовании спецмашин.

о) для обеспечения деятельности органов и центров (пунктов) ОВД и деятельности служб аэропорта не организована сеть внутриаэропортовой электросвязи, предназначенная для взаимодействия органов ОВД и служб аэропорта, оповещения расчетов аварийно-спасательной команды при авиационных происшествиях и инцидентах (нарушение пункта 2.36 Федеральных авиационных правил "Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь в гражданской авиации", утвержденных приказом Минтранса России от 20.09.2014 N 297 (далее - ФАП-297), пункта 5.11.12 Норм годности к эксплуатации в СССР гражданских аэродромов, утвержденных приказом Минтранса России от 29.11.1993 N ДВ-156/и (далее - НГЭА СССР).

Возможные мероприятия по предотвращению подобных нарушений: разработать схему организации внутриаэропортовой связи, согласовать со всеми заинтересованными службами и обеспечить требуемым количеством сертифицированных переносных радиостанций.

3. Типовые (массовые) нарушения обязательных требований в сфере деятельности авиации общего назначения заключаются в нарушении требования пункта 2.20 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128, а именно:

- управление воздушным судном АОН осуществляется лицом, не имеющим права управления им;

- допускаются случаи управления воздушным судном, не прошедшим государственной регистрации;

- осуществляется управление воздушным судном, на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации;

- выполнение полетов пилотами с истекшим сроком действия свидетельств, либо вообще без получения соответствующего свидетельства авиаспециалиста, либо без прохождения подготовки для полетов на данном типе воздушного судна;

- выполнение полетов на воздушных судах, летная годность которых не подтверждена в установленном воздушным законодательством России порядке;

- выполнение полетов без заявки или без уведомления органов обслуживания воздушного движения;

- продолжение полета по правилам визуальных полетов при метеоусловиях, не соответствующих этим правилам и с не выдерживанием безопасных высот полета.

Возможные мероприятия по предотвращению подобных нарушений:

Для выполнения функций члена экипажа воздушных судов необходимо пройти обучение и получить свидетельство с соответствующими квалификационными отметками.

Воздушное судно, не прошедшее государственной регистрации, к полетам не допускается. Государственная регистрация гражданских воздушных судов осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта Российской Федерации.

Изучить и соблюдать требования пункта 2.20 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128, которым определен список документов, обязанный находиться на борту воздушных судов при выполнении полетов в целях АОН.

4. Типовые (массовые) нарушения обязательных требований в сфере поддержания летной годности гражданских воздушных судов выражаются в нарушении требований пункта 39, подпунктов "б" и "д" части 2 пункта 61 Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание гражданских воздушных судов. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2015 N 285, а именно - при выполнении работ на авиационной технике допускается использование:

немаркированного инструмента;

неповеренных (с истекшим сроком поверки) средств измерений;

не прошедших освидетельствование средств наземного оборудования.

Возможные мероприятия по предотвращению подобных нарушений:

Необходимо составить реестр средств наземного оборудования (СНО), реестр средств измерений (СИ), подлежащих поверке, а также реестр инструмента, используемого при техническом обслуживании воздушных судов. Должны быть назначены должностные лица, ответственные за соблюдение сроков поверки СИ и освидетельствование СНО. В паспорта указанных СИ и СНО должна быть внесена информация о результатах проведенных освидетельствований и поверок. При составлении плана-графика проведения внутренних аудитов внести в план-график мероприятия по контролю маркировки инструмента, поверки СИ и освидетельствования СНО.

5. Типовые (массовые) нарушения обязательных требований в сфере соблюдения летных стандартов и сертификацией эксплуатантов воздушного транспорта:

а) нарушение экипажами установленных эксплуатационных минимумов при заходе на посадку (нарушение требований пункта 3.89 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128 (далее - ФАП-128).

Однако применение Ространснадзором требований части 4 статьи 11.5 КоАП РФ "Управление воздушным судном лицом, не имеющим права управлять им" было прокуратурой опротестовано с мотивировкой, что если экипаж имеет действующее свидетельство, значит, не лишен права управления ВС.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не определена ответственность экипажей воздушных судов за нарушения установленных правил полетов, когда командиры воздушных судов при несоответствии метеоусловий уровню своей подготовки, продолжают заход на посадку, порой рискуя сотнями жизней пассажиров на борту воздушного лайнера.

Такой неоправданный риск явился причинами ряда тяжелых авиационных катастроф.

Примером может служить катастрофа, произошедшая 10 апреля 2010 года, самолета Ту-154м Воздушных сил Польши (Si y Powietrzne), в которой погибло 96 человек, в том числе президент Польской Республики Лех Качиньский и руководство страны.

Возможные мероприятия по предотвращению подобных нарушений: должностным лицам авиакомпании организовать постоянный, действенный контроль за соблюдением экипажами установленных минимумов и правил полетов.

б) нарушение требований пункта 5.10 ФАП-128, а именно:

- эксплуатантом нарушаются им же заявленные требования, изложенные в Руководстве по производству (РПП) полетов:

- допуск к выполнению своих обязанностей авиационного персонала выполняется без изучения авиационным персоналом материалов по безопасности полетов;

- отсутствуют или проводятся формально анализы по безопасности полетов, ежемесячные, ежеквартальные;

- в заданиях на тренировку отсутствуют выводы старших авиационных начальников.

Возможные мероприятия по предотвращению подобных нарушений: должностным лицам авиакомпании организовать постоянный контроль за выполнением установленных РПП требований.

в) авиационный персонал, не изучивший изменения в РПП, допускается к выполнению должностных обязанностей (нарушение требований пункта 5.11 ФАП-128).

После вынесения Ространснадзором по части 8 статьи 11.5 КоАП РФ постановлений и наложения административного штрафа по указанным нарушениям транспортной прокуратурой был вынесен протест и отмена постановлений с мотивировкой, что если экипаж имеет действующее свидетельство с квалификационными отметками, значит, имеет право выполнять должностные обязанности, в том числе управлять ВС.

Возможные мероприятия по предотвращению подобных нарушений: должностным лицам авиакомпании организовать регулярные проверки РПП на ВС, поправки вносить своевременно, после их утверждения уполномоченным органом. Наладить действенный контроль за изучением персоналом вносимых изменений.

г) допуск к полетам авиационного персонала выполняется с истекшими сроками установленных тренировок и проверок (нарушение требований пункта 5.84 ФАП-128).

Возможные мероприятия по предотвращению подобных нарушений: должностным лицам авиакомпании организовать постоянный контроль за соблюдением установленных сроков проверок и тренировок. Допускать к полетам только летный состав, прошедший соответствующую подготовку и проверку.

д) эксплуатанты не принимают меры к тому, чтобы КВС имел на борту необходимую информацию, касающуюся поисково-спасательных служб в районе, над которым пролетает ВС (нарушение требований пункта 5.4 ФАП-128).

Возможные мероприятия по предотвращению подобных нарушений: должностным лицам авиакомпании организовать составление и размещение на борту ВС необходимой информации, касающейся поисково-спасательных служб в районе, над которым пролетает ВС.

е) рабочие планы полетов не содержат полных сведений о запасных аэродромах (нарушение требований пункта 5.26 ФАП-128).

Возможные мероприятия по предотвращению подобных нарушений: должностным лицам авиакомпании организовать повторное изучение с летным составом требований п. 5.26 ФАП-128.

ж) члены экипажей в аэропортах не принимают ограничительных мер к лицам находящимся на борту без пропусков, не входящим в состав экипажа при подготовке ВС к полету (нарушение требований пункта 5.105 ФАП-128).

Возможные мероприятия по предотвращению подобных нарушений: должностным лицам авиакомпании организовать дополнительные занятия с бортпроводниками по тематике предотвращения актов терроризма или других форм незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

2. Государственный железнодорожный надзор

За 1 квартал 2017 года Управлением государственного железнодорожного надзора было проведено 0 плановых и 4 внеплановых проверок, 0 предлицензионных.

Кроме того, в 1 квартале 2017 года проведена работа по организации профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, целью проведения которых является снижение административных и финансовых издержек как контрольно-надзорного органа, так и подконтрольных субъектов, по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий, а также предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований.

Так, на основании статей 8.2, 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Управлением госжелдорнадзора было проведено 8 рейдовых осмотров, а также выдано 3 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

В случае выявления нарушений требований законодательства РФ, образующих состав административного правонарушения, Управление принимает меры административного воздействия в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Всего выявлено 43 нарушений требований законодательства РФ, из них - 38 нарушений, угрожающих обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте, которые требуют применения запретных мер. Выдано 3 предписаний для устранения выявленных в ходе проверки нарушений. Возбуждено 6 дел об административных правонарушениях в отношении должностных, физических и юридических лиц.

За 1 квартал 2017 года в судебные органы направлено 1 дело об административных правонарушениях для рассмотрения по существу из них:

- по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ - 1;

Общая сумма наложенных административных штрафов составляет 6 тыс. рублей.

В целом нарушениями является несоблюдение юридическими лицами, индивидуальным предпринимателем при осуществлении своей деятельности в области железнодорожного транспорта требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, подвижного состава и иных связанных с перевозочным процессом транспортных и технических средств, правил перевозки и перегрузки грузов, перевозки пассажиров и багажа, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области безопасности железнодорожного транспорта.

В частности, к таким нарушениям относятся:

1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях общего и необщего пользования, например:

- сплошная, кустовая гнилость шпал;

- отступления по ширине колеи;

- отступления по уровню, перекосам, просадкам пути;

- неисправность стрелочных переводов;

- не ведется технический паспорта на локомотив, вагон;

- неисправность скоростемера и регистрирующего устройства;

- неисправность подачи песка;

- не соблюдается периодичность ремонтов локомотивов (ТР, СР, КР);

- на тепловозе неисправна АЛСН;

- несоответствие квалификационным требованиям лиц, допущенных к работе (отсутствие профессионального образования у рабочих, отсутствие повышения квалификации у специалистов и исполнительных руководителей);

- и т.д.

2. Нарушение правил перевозки опасных веществ, например:

- подготовка железнодорожных цистерн к наливу, заправка клапанов сливных приборов производятся на не оборудованных путях;

- допущена течь (просыпание) опасного груза из вагона после проведения технического и коммерческого осмотра и принятого к перевозке;

- допущена неисправность запорно-предохранительной и сливоналивной арматуры;

- при погрузке (выгрузке) легковоспламеняющихся веществ допущено использование искрообразующего инструмента;

- места погрузки-выгрузки ЛВЖ не соответствуют требованиям НТД;

- и т.д.

3. Нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, например:

- на локомотиве, находящемся в эксплуатации выявлено подтекание масла в дизельном помещение;

- машинисты, помощники машинистов не прошли обучение по программе пожарно-технического минимума с последующей сдачей зачета;

- электропоезд эксплуатируется с неисправными дверями пассажирских вагонов (не полностью открывающимися, перекошенными - между тамбуром и салоном в вагонах) создана преграда для эвакуации пассажиров в случае пожара;

- на момент проверки отсутствует утвержденная руководителем предприятия программа проведения занятий по пожарно-техническому минимуму;

- в кабине машиниста тепловоза отсутствует памятка с необходимыми сведениями о действиях при пожаре;

- в кабине машиниста тепловоза отсутствует металлическая емкость (ящик, ведро) с крышкой для хранения обтирочных концов;

- и т.д.

4. Несоблюдение лицензиатом лицензионных требований в части, например:

- осуществления деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов:

- лицензиатом не соблюдаются Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах;

- у лицензиата отсутствует на праве собственности или на ином законном основании железнодорожный подвижной состав и (или) контейнеры, предназначенные для перевозки опасных грузов;

- состояние железнодорожного подвижного состава, используемого лицензиатом для перевозок опасных грузов, не соответствует требованиям статьи 17 Федерального закона РФ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 N 17-ФЗ;

- в штате лицензиата отсутствует работник, ответственный за обеспечение безопасности движения и эксплуатации подвижного состава, ведение учета транспортных происшествий и обеспечение их анализа, включая причины возникновения;

- в штате лицензиата отсутствуют работники, обеспечивающие перевозку опасных грузов, деятельность которых связана с движением поездов, удовлетворяющие соответствующим квалификационным требованиям, аттестованные в установленном порядке и проходящие повышение квалификации по требуемой специализации не реже 1 раза в 3 года.

- осуществления деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров:

- у лицензиата отсутствует на праве собственности или на ином законном основании железнодорожный подвижной состав;

- состояние железнодорожного подвижного состава, используемого лицензиатом для перевозок пассажиров, не соответствует требованиям статьи 17 Федерального закона РФ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 N 17-ФЗ;

- в штате лицензиата отсутствует работник, ответственный за обеспечение безопасности движения и эксплуатации подвижного состава, ведение учета транспортных происшествий и обеспечение их анализа, включая причины возникновения;

- в штате лицензиата отсутствуют работники, обеспечивающие перевозку пассажиров, деятельность которых связана с движением поездов, удовлетворяющие соответствующим квалификационным требованиям, аттестованные в установленном порядке и проходящие повышение квалификации по требуемой специализации не реже 1 раза в 5 лет.

- осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте:

- у лицензиата отсутствуют на праве собственности или на ином законном основании погрузо-разгрузочные устройства и сооружения, а также производственные объекты, необходимые для осуществления лицензируемой деятельности;

- погрузо-разгрузочные устройства и сооружения, а также производственные объекты, необходимые для осуществления лицензируемой деятельности, не соответствуют требованиям, установленным нормативными правовыми и иными актами;

- в местах осуществления лицензируемой деятельности отсутствуют средства противопожарной защиты, противопожарного водоснабжения, необходимые для ликвидации пожара;

- средства противопожарной защиты, противопожарного водоснабжения, находящиеся в местах осуществления лицензируемой деятельности находятся в неработоспособном состоянии;

- в штате лицензиата отсутствует должностное лицо, ответственное за организацию лицензируемой деятельности, имеющее высшее профессиональное или среднее специальное профессиональное образование и стаж работы в области осуществления лицензируемой деятельности не менее 5 лет за последние 10 лет трудовой деятельности;

- в штате лицензиата отсутствуют работники, деятельность которых связана с осуществлением лицензируемой деятельности, удовлетворяющие соответствующим квалификационным требованиям, аттестованные в установленном порядке и проходящие повышение квалификации по требуемой специализации не реже 1 раза в 3 года.

В 1 квартале 2017 года наиболее часто встречающимися административными правонарушениями явились:

1. На транспорте:

- нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожных путях необщего пользования или на железнодорожных переездах (ч. 6 ст. 11.1 КоАП РФ);

- проход по железнодорожным путям в неустановленных местах (ч. 5 ст. 11.1 КоАП РФ);

- несоблюдение установленных габаритов при погрузке и выгрузке грузов (ч. 2 ст. 11.1 КоАП РФ);

- повреждение железнодорожного пути, сооружений и устройств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, сбрасывание на железнодорожные пути или оставление на них предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов (ч. 1 ст. 11.1 КоАП РФ);

- нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном транспорте (ст. 11.16 КоАП РФ);

- повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, если причиненный имущественный ущерб не превышает сто рублей, а равно повреждение грузовых вагонов, плавучих и других транспортных средств, контейнеров или иного оборудования, предназначенных для перевозки и хранения грузов на транспорте (ч. 1 ст. 11.15 КоАП РФ).

2. Против порядка управления:

- непредставление или несвоевременное представление в орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор) в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 19.7 КоАП РФ).

- невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ);

- непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6 КоАП РФ);

- воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок (ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ);

- осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) - (ч. 3 ст. 19.20. КоАП РФ);

- осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) - (ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ).

3. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти:

- невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП РФ).

4. В области предпринимательской деятельности:

- осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией (ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ);

- осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией (ч. 4 ст. 14.1.2. КоАП РФ);

- осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии (ч. 1 ст. 14.1.2. КоАП РФ).

За 1 квартал 2017 года постановления о назначении административного наказания (вынесенные как инспекторами, так и судами), предписания, выданные государственными инспекторами, обжалованы не были.

При анализе условий, способствовавших совершению административному правонарушению можно выделить следующие:

- отсутствие системы контроля за деятельностью работников предприятия со стороны руководства;

- халатное отношение работников по отношению к исполнению своих должностных обязанностей;

- незнание требований нормативных правовых (технических) актов работниками и руководителями предприятий;

- несоответствие квалификационным требованиям лиц, допущенных к работе (отсутствие профессионального образования у рабочих, отсутствие повышения квалификации у специалистов и исполнительных руководителей);

- система периодической проверки знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и Инструкций работниками носит формальный характер или отсутствует вообще (только на бумаге)

- и т.п.

Для устранения причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, как уже говорилось выше, руководителям предприятий вносятся представления для их устранения с указание мер, которые необходимо предпринять.

3. Государственный морской и речной надзор

Общее количество проверок, проведенных в этой сфере, - 407, из них:

1. Количество проверок, проведенных в отношении субъектов транспортного комплекса (юридические лица и индивидуальные предприниматели) - 202, в т.ч.

- судоходных компаний - 104

- организаций, эксплуатирующих гидротехнических сооружений (ГТС) и судоходных гидротехнических сооружений (СГТС) - 72

- других хозяйствующих субъектов транспортного комплекса (стивидорные компании, АСФ, лоцманские организации) - 26

2. Количество проведенных предлицензионных проверок - 205

Количество осмотров объектов транспортной инфраструктуры - 184, в т.ч.

- ГТС и СГТС - 143.

Количество нарушений, выявленных в текущем году, всего - 600, в том числе:

- при проверках юр. лиц и ИП - 337

- при осмотрах судоходных путей, ГТС и СГТС - 111

Количество предписаний, выданных по результатам проведения проверок и осмотров, всего - 88

Количество протоколов, направленных в суд, всего - 89, в том числе:

- количество протоколов, составленных по статье 19.5 - 42.

Количество нарушений, устраненных в текущем году (в том числе из выявленных в прошлом году) - 476.

3. Наложенные по результатам указанных мероприятий меры административной и иной публично-правовой ответственности:

- Количество протоколов об административных нарушениях (АП), ед. - 282.

- Количество вынесенных постановлений о привлечении к административной ответственности, ед. - 292.

- Общая сумма наложенных штрафов по постановлениям, вынесенным по результатам рассмотрения административных дел, тыс. руб. - 3982,2.

- Привлечено к административной ответственности, ед. - 279, в том числе:

- должностных лиц - 187;

- юридических лиц - 76;

- физических лиц - 19;

- индивидуальных предпринимателей - 2.

Типовые (массовые) нарушения обязательных требований классифицируются следующим образом:

1. В области безопасной эксплуатации судов на морском и внутреннем водном транспорте:

- отсутствие системы управления безопасностью;

Систематическое выявление данного нарушения происходит ввиду того, что судовладельцами либо не разрабатывается система управления безопасности судна (далее - СУБ), либо отсутствует взаимосвязь с организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов (далее - Российский Речной Регистр), в результате чего согласование СУБ происходит годами. Все это является результатом незнания судовладельцами Правил разработки и применения системы управления безопасностью судов, утвержденных приказом Минтранса России от 11.09.2013 N 287.

- отсутствуют документы о соответствии разработанной и применяемой системы управления безопасностью требованиям, которые выдаются судовладельцу организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов (п. 5 ст. 34.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 N 24-ФЗ (далее - КВВТ РФ), п. п. 6 п. 18 Правил разработки и применения системы управления безопасностью судов, утвержденных Приказом Минтранса России от 11.09.2013 N 287);

- отсутствуют удостоверения о прохождении аттестаций работников, назначенных судовладельцами ответственными за обеспечение безопасной эксплуатацией судов и осуществлением связи между судовладельцем и находящимися на судах лицами (п. 3 ст. 34.1 КВВТ РФ; п. 12 Правил разработки и применения системы управления безопасностью судов, утвержденных Приказом Минтранса России от 11.09.2013 N 287);

- нарушение судоводителем или иным лицом, управляющим судном (за исключением маломерного) на морском, внутреннем водном транспорте, правил плавания и стоянки судов, входа судов в порт и выхода их из порта буксировки составов и плотов, подачи звуковых и световых сигналов, несения судовых огней и знаков (требование статьи 11.7 КоАП РФ);

- управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не зарегистрированным в установленном порядке, либо не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения, а равно имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания (требование ст. 11.8 КоАП РФ);

- несоблюдение перевозчиком требований законодательства Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (требование ст. 11.31 КоАП РФ);

- отсутствуют договора страхования членов экипажей судов на случай возможного причинения вреда их жизни и здоровью, при исполнении ими служебных обязанностей (п. 4 ст. 28 КВВТ РФ).

- нарушение требований пожарной безопасности на внутреннем водном транспорте (требование ст. 11.16 КоАП РФ);

- отсутствие на судне судовых документов, нахождение которых, предусмотрено статьей 25 КТМ РФ и статьей 14 КВВТ РФ.

- неисполнение в срок законного предписания надзорного органа об устранении выявленных в ходе проверок нарушений требований законодательства.

Субъектом указанных правонарушения по статье 11.7 КоАП РФ во всех случаях, связанных с управлением судна является судоводитель или иное лицо, управляющие судном.

Вместе с тем, отсутствие необходимых документов на судне является следствием ненадлежащего исполнения судовладельцем своих обязанностей.

Так, за указанные правонарушения по статье 11.13 КоАП РФ также к привлечению к административной ответственности подлежит и лицо, ответственное за эксплуатацию судна, а в случае отсутствия такого лица директор организации-судовладельца.

В целях недопущения указанных нарушений капитану судна, при назначении его на должность капитана следует в обязательном порядке проверять наличие всех необходимых документов на управляемом в дальнейшем им судне, а в случае отсутствия таких документов, незамедлительно уведомлять судовладельца.

Повышение профессионального уровня плавсостава в системе курсового обучения в рамках повышения квалификации с последующей тренажерной отработкой практических эксплуатационных ситуаций позволило бы значительно снизить нарушения правил плавания.

2. В области безопасной эксплуатации портовых ГТС.

а) несоответствие причалов, гидротехнических сооружений требованиям Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденных соответственно постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 620 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта":

- повреждение конструкции гидротехнических сооружений;

- отсутствие или повреждение швартовых и отбойных устройств;

- отсутствие нумерации швартовых устройств;

- повреждение или отсутствие колесотбойного бруса;

- отсутствие обозначенных границ причалов и схем эксплуатационных нагрузок;

- нарушение установленного режима эксплуатации и назначения причалов.

б) невыполнение положений Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта" и невыполнение требований Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ, а именно:

- отсутствуют декларации соответствия безопасности причальных сооружений, зарегистрированных в Едином реестре деклараций о соответствии на сайте Росаккредитации (п. 518, п. 455 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 623; п. 6 ст. 24 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании");

- отсутствие согласования на эксплуатацию гидротехнического сооружения с администрацией бассейна внутренних водных путей (п. 1 ст. 9 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ);

- отсутствие законного права пользования причалами (п. 444 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 623);

- отсутствуют паспорта гидротехнических сооружений (пп. а п. 446, п. 477 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 623);

- отсутствуют акты ежегодного освидетельствования причальных сооружений (п. 453, п. 455, п. 456 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 623);

- не ведется наблюдение за причальными сооружениями с отметкой в журналах наблюдений (заполнение журналов), для которых необходимо иметь контрольно-измерительную аппаратуру (нивелиры, нивелирные рейки, рулетки и т.д.). Средства измерений, испытаний и контроля, используемые в целях обеспечения безопасности объектов внутреннего водного транспорта утвержденных типов, должны пройти проверку, а методики измерений должны быть аттестованы в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 21, 443 (в), 453, 454, 480, 482 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российский Федерации от 12.08.2010 N 623; Раздел 2 п. 2.6, раздел 3 п. 3.4 Правил технической эксплуатации портовых сооружений 1986);

- отсутствие плана-графика ремонтных работ на причальное сооружение (пп. а п. 4 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 193);

- отсутствуют плакаты с указанием схем эксплуатационных нагрузок, установленные на видном месте объекта регулирования (п. 447 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 623);

- отсутствуют журналы технического контроля за состоянием и режимом эксплуатации причальных сооружений (п. 443, 450 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 623);

- отсутствуют планы оперативных действий персонала при локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций, утвержденных руководителем эксплуатанта гидротехнического сооружения (п. 477 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 623);

- объекты инфраструктуры морского транспорта, на которых осуществляется перегрузка опасных грузов, в том числе нефтепродуктов, должны быть оснащены техническими средствами мониторинга и документирования швартовных и грузовых операций (п. 198 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта).

Причинами несоблюдения обязательных требований собственниками (эксплуатирующими организациями) гидротехнических сооружений являются:

- незнание положений Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 623;

- недостаточное финансирование деятельности по устранению отклонений технического характера от проектного состояния (проведение ремонтных (восстановительных) работ, закупка специализированного оборудования и т.д.);

- отсутствие квалифицированного персонала, обслуживающего гидротехническое сооружение.

Для устранения вышеуказанных причин, необходимо проводить следующие мероприятия:

- руководителям организаций, с учетом финансового состояния организаций, разработать планы-графики по устранению отклонений технического характера от проектного состояния с указанием мероприятий им сроков их проведения;

- нанимать квалифицированный персонал, обслуживающий объект инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта;

- проводить мероприятия по повышению квалификации персонала, обслуживающего гидротехническое сооружение;

- усиление персональной ответственности ответственных по безопасной эксплуатации за невыполнение требований законодательства по безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения;

- не допускать эксплуатацию гидротехнических сооружений, находящихся в аварийном состоянии или выведенных из эксплуатации.

- планирование восстановительного ремонта гидротехнических сооружений, планирование и выделение под эти мероприятия финансовых средств предприятий эксплуатирующих сооружения.

3. В области лицензирования деятельности на морском и внутреннем водном транспорте:

- нарушение лицензиатами требований п. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части отсутствия заявлений о переоформлении лицензий при прекращении деятельности по отдельным местам ее осуществления.

- осуществление деятельности посредством объекта лицензирования, не включенного в приложение к лицензии;

Например, организация имеет лицензию на перевозку опасных грузов. В приложении к лицензии для осуществления работ заявлено одно судно. Соответственно, в случае, осуществления деятельности посредством судна, не указанного в приложении к лицензии, образуется состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ "Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией".

- осуществление вида работ, не указанного в лицензии;

Например, организация имеет лицензию на перевозку опасных грузов. Видом работ, заявленным в лицензии, является перевозка опасных грузов только внутренним водным транспортом. Таким образом, осуществление деятельности морским транспортом является нарушением условий, предусмотренных лицензией.

- лицензия не переоформлена в связи с изменением места осуществления лицензируемого вида деятельности, в том числе, в связи с продажей судна (ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Основными причинами выявленных нарушений обязательных требований в области лицензирования являются, с одной стороны недостаточный уровень подготовки специалистов, осуществляющих деятельность на водном транспорте, с другой стороны, игнорирование требований законодательства, которые напрямую не создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде.

В целях пресечения нарушений обязательных требований и устранения последствий таких нарушений инспекторами территориальных управлений возбуждаются административные дела о привлечении юридических лиц, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности и выдаются предписания с установленными сроками устранения выявленных нарушений.

4. Государственный автомобильный и дорожный надзор

Общее количество проведенных территориальными управлениями Госавтодорнадзора проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за I квартал 2017 года составило чуть более 10,2 тыс. (на 30% меньше аналогичного периода прошлого года) из них 3568 плановых и 6668 внеплановых, нарушений выявлено - порядка 18,9 тыс., что на 32% меньше аналогичного периода прошлого года.

Несмотря на это, привлеченных к административной ответственности лиц по результатам проверок увеличилось, по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 22% (более 7,7 тыс.), а число привлеченных к административной ответственности юридических лиц возросло на 35%. Кроме того, на 78% увеличилось количество привлеченных к административной ответственности должностных лиц.

Сумма наложенных по результатам проведения проверок штрафов за отчетный период составила 99,3 млн. руб. (рост на 31%).

Транспортный и весовой контроль

Количество проконтролированных в ходе проведения транспортного контроля международных перевозок транспортных средств осталось на уровне отчетного периода 2016 года - около 186 тыс. транспортных средств. Несмотря на это, число выявленных нарушений увеличилось на 6%, вынесенных постановлений - на 7%, а сумма наложенных штрафов - на 9% более 146 млн. рублей.

За отчетный период через динамические системы весового контроля прошло порядка 4,47 млн. транспортных средств. Должностными лицами Госавтодорнадзора остановлено и направлено на контрольное взвешивание более 24,5 тысяч транспортных средств, что на 12% меньше чем за тот же период прошлого года. Превышение весогабаритных параметров подтвердилось более чем у 20% транспортных средств, осуществляющих внутрироссийские перевозки грузов.

Количество привлеченных к административной ответственности лиц, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличилось более чем на 10% и составило около 7 тыс. из них: должностных лиц возросло более чем на 40%, а юридических - более чем на 26%.

Сумма наложенных по итогам весового контроля штрафов уменьшилась на 8%, а сумма взысканных штрафов увеличилась более чем на 25%. Также было задержано более 2,7 тыс. транспортных средств (рост на 23%).

Рейдовые мероприятия

Территориальными управлениями Госавтодорнадзора регулярно проводятся профилактические рейдовые мероприятия по проверке транспортных средств в процессе их эксплуатации совместно с сотрудниками ГИБДД, с привлечением общественности и СМИ, в том числе за деятельностью перевозчиков при перевозке организованных групп детей.

Количество проведенных рейдовых мероприятий в 2017 году увеличилось на 60%, по сравнению с 2016 годом. Также, более чем на 26% возросло количество выявленных по их результатам нарушений, составленных протоколов - на 67%, а сумма наложенных штрафов - в 3 раза (165,1 млн. руб.). Кроме того, было арестовано 1,2 тыс. транспортных средств, что почти в 3 раза превышает аналогичный показатель 2016 года.

Административная практика

Общие показатели по административной практике Госавтодорнадзора, по сравнению с I кварталом 2016 года увеличились. Количество возбужденных административных дел увеличилось на 30% и составило более 68 тысяч, составленных протоколов - на 25% (более 66 тыс.), вынесенных постановлений - на 29% (более 67 тыс.), привлеченных к административной ответственности лиц - на 29% (около 67 тыс.), в том числе более чем 2 раза возросло число привлеченных к ответственности юридических лиц (4, 4 тыс.).

Общие суммы наложенных и взысканных штрафов увеличились на 42% и 27%, что составило более 680 млн. рублей и 295 млн. рублей соответственно.

Типовые и массовые нарушения обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению

За I квартал 2017 года территориальными управлениями Госавтодорнадзора всего было выявлено более 18,8 тыс. нарушений требований законодательства в ходе проведения плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, более 40 тыс. - в ходе проведения транспортного контроля международных транспортных средств, около 5 тыс. нарушений - по результатам проведения весового контроля внутрироссийских транспортных средств.

Основными нарушениями, выявленными за I квартал 2017 году в ходе контрольно-надзорной деятельности Госавтодорнадзора являются:

- управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха (ст. 11.23 КоАП РФ) - 44%;

- нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства (ст. 12.21.1 КоАП РФ) - 12%;

- нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (ст. 12.31.1 КоАП РФ) - 12%;

- несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (ст. 12.21.3 КоАП РФ) - 11%;

- нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса (ст. 11.33 КоАП РФ) - 5%;

- другие нарушения - 16%;

Безусловно, задача повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности в сфере автомобильных перевозок пассажиров и грузов не должна создавать дополнительной нагрузки на бизнес. Совершенствование контрольно-надзорных процедур достигается нами за счет применения инновационных технологий контроля, использования методов косвенного мониторинга и контроля, основанных на использовании данных о нарушениях Правил дорожного движения, жалобах населения, информации от органов исполнительной власти субъекта РФ и муниципальных образований, данных спутникового мониторинга и т.д. Подобные источники "диагностических данных" позволяют в полной мере реализовать риск-ориентированную модель контроля и надзора за перевозками автомобильным транспортом.

В целях успешной и эффективной организации контрольно-надзорной деятельности на всей территории России первоочередной задачей является создание и ведение электронных реестров перевозчиков, допущенных к осуществлению пассажирских перевозок.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР)
В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Управлением транспортной безопасности проведено 752 плановых и 51 внеплановая проверки. Выявлено 2490 нарушений, выдано 59 предписаний об устранении нарушений законодательства. Кроме того, принято участие в 118 проверках с органами прокуратуры, МВД России, ФСБ России.

По результатам контрольных мероприятий вынесено 301 постановление о привлечении к административной ответственности (привлечено 513 лиц), составлено 94 протокола об административном правонарушении. Общая сумма наложенных штрафов составила 22 791 100 рублей.

Типовыми (массовыми) нарушениями обязательных требований являются:

1. Отсутствие утвержденной компетентным органом оценки уязвимости (дополнительной оценки уязвимости) объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ) и/или транспортного средства (ТС).

2. Отсутствие утвержденного компетентным органом плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС.

3. Отсутствие организационно-распорядительных документов, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС.

4. Отсутствие образованных (сформированных) и (или) привлеченных в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие задачи реагирования на подготовку совершения или совершения незаконного вмешательства.

5. Отсутствие проверки сил обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в целях выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".

6. Отсутствие обеспечения подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".

7. Отсутствие информирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на ОТИ, а также в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в части, их касающейся.

8. Отсутствие оснащения ОТИ I, II и III категорий в соответствии с утвержденным планом объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, предусмотренными частью 8 статьи 12.2 Федерального закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".

9. Не реализован поэтапно план объекта транспортной инфраструктуры не позднее 2 лет со дня присвоения категории объекту транспортной инфраструктуры.

10. Не обеспечена передача данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности уполномоченным подразделениям органов ФСБ России, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в соответствии с порядком передачи данных (технические средства не сертифицированы).

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области