Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 21.12.2023 N АПЛ23-454 "Об оставлении без изменения Решения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 26.09.2023 N АКПИ23-604, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 119, 123, 195, 198 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 декабря 2023 г. N АПЛ23-454

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Зайцева В.Ю.,

членов коллегии Горчаковой Е.В., Зинченко И.Н.,

при секретаре И.,

с участием прокурора Клевцовой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Электроцентр" о признании частично недействующими пунктов 119, 123, 195, 198 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644,

по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Электроцентр" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 сентября 2023 г. по делу N АКПИ23-604, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., возражения на доводы апелляционной жалобы представителя Правительства Российской Федерации К., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной,

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Правительство Российской Федерации постановлением от 29 июля 2013 г. N 644 утвердило Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее также - Правила).

Нормативный правовой акт размещен 6 августа 2013 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru) и опубликован 12 августа 2013 г. в "Собрании законодательства Российской Федерации", N 32, ст. 4306.

Раздел VII Правил, именуемый "Порядок определения размера и порядок компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения", содержит пункты 119, 123.

Пункт 119 Правил предусматривает, что расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно: по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 названных Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123 (2), 123 (4), 130 - 130 (3) Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.

Приведенный выше пункт действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 728, размещенного на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru) 26 мая 2020 г. и опубликованного в "Собрании законодательства Российской Федерации" 1 июня 2020 г., N 22, ст. 3496 (далее - Постановление N 728).

Пункт 123 Правил закрепляет формулу, по которой определяется размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в случае сброса абонентом сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций. На основании данного пункта Правил плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения максимально допустимых значений показателей и концентраций рассчитывается с учетом объема сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента через канализационный выпуск, определенный по показаниям прибора учета сточных вод (для поверхностных сточных вод - расчетным способом) либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 776. А в иных случаях - общего объема сточных вод с начала календарного месяца, в котором согласно указанию абонентом в декларации либо по результатам контроля состава и свойств сточных вод абонента зафиксировано нарушение требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 113 Правил, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение (если следующий отбор проб был осуществлен в этом же календарном месяце), или до начала календарного месяца, в котором организацией, осуществляющей водоотведение, произведен следующий отбор проб, но не более чем за 3 календарных месяца (при расчетах платы на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение) (куб. метров).

Постановлением N 728 в Правила введен раздел XV "Порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, порядок взимания указанной платы, а также порядок уменьшения указанной платы на величину фактически произведенных абонентом затрат на реализацию мероприятий по обеспечению предотвращения превышения нормативов состава сточных вод, включенных в план снижения сбросов", в котором имеются пункты 195 и 198.

Согласно пункту 195 Правил расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, а в случаях непредставления декларации, и случаях, предусмотренных пунктами 130 - 130 (3) и 198 Правил, - на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.

Пунктом 198 Правил предусмотрена формула, определяющая массу сбросов загрязняющих веществ (платежная база) по каждому загрязняющему веществу, для которого установлен норматив состава сточных вод, содержащая такой показатель, как фактическая концентрация i-го загрязняющего вещества или фактический показатель свойств сточных вод абонента, заявленных абонентом в декларации и объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента через канализационный выпуск, в котором согласно указанию абонентом в декларации либо результатам контроля состава и свойств сточных вод абонента установлено превышение нормативов состава сточных вод, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение (если он был произведен в этом же календарном месяце) или до начала календарного месяца, в котором организацией, осуществляющей водоотведение, произведен следующий отбор проб, но не более чем за 3 календарных месяца (при расчетах платы на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение) (куб. метров).

Общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Электроцентр" (далее также - ООО УК "Электроцентр", Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующими пунктов 119, 123, 195, 198 Правил в той части, в которой они связывают окончание периода для производства начислений размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод только с отборами проб, проводимыми организацией, осуществляющей водоотведение, и исключают возможность окончания периода для производства начислений размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод на основании отборов проб, проводимых абонентами организации, осуществляющей водоотведение.

ООО УК "Электроцентр" полагает, что оспариваемые пункты Правил нарушают принцип равенства участников гражданских правоотношений, закрепленный пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, и достижения и соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, закрепленный в пункте 4 части 2 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), а также статью 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), устанавливающую запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением. Из административного иска также следует, что оспариваемые пункты позволяют организации водопроводно-канализационного хозяйства манипулировать ценой на услугу водоотведения, лишают Общество как абонента возможности защищать свои права и самостоятельно производить отборы и лабораторные исследования проб сточных вод, наделяют организацию водопроводно-канализационного хозяйства исключительным правом определять окончание периода (до 3-х календарных месяцев), в течение которого эта организация начисляет повышенный размер платы за услугу водоотведения, чем создают для абонентов как стороны договора водоснабжения и водоотведения неравные условия.

Нарушение своих прав Общество связывает с тем, что, осуществляя управление нежилыми помещениями, заключило с муниципальным унитарным предприятием водопроводно-канализационного хозяйства (далее - МУП "Водоканал") договор холодного водоснабжения и водоотведения. 24 февраля 2021 г. МУП "Водоканал" осуществило плановый забор пробы сточных вод на объекте ООО УК "Электроцентр". По результатам лабораторных исследований выявлено превышение загрязняющих веществ в составе сточных вод Общества сверх установленных нормативов. Результаты анализа контрольных проб, отобранных административным истцом самостоятельно 15 и 19 марта 2021 г., которые получены независимой лабораторией, МУП "Водоканал" не принял. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 28 июля 2022 г. с Общества взыскана задолженность по оплате услуг по приему сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, и сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, в том числе за март 2021 г.

Административный ответчик Правительство Российской Федерации, поручившее представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, административный иск не признало, просило в его удовлетворении отказать, указав, что Правила изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, в оспариваемой части соответствуют нормативным правовым актам большей юридической силы, права и законные интересы ООО УК "Электроцентр" не нарушают.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 сентября 2023 г. в удовлетворении административного искового заявления Обществу отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просил решение суда первой инстанции отменить, считая его незаконным и необоснованным, и принять новое решение, которым административный иск удовлетворить в полном объеме. Полагал, что пункты 119, 123, 195, 198 Правил фактически наделяют организации, осуществляющие водоотведение, и обладающие правом отбора соответствующих проб, исключительным правом определять (в пределах 3 календарных месяцев) как начало, так и конец периода, в течение которого абоненту услуг водоотведения производится начисление повышенного размера платы (за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в сточные воды), а абоненты организации водопроводно-канализационного хозяйства не могут повлиять на окончание периода, когда производится начисление повышенного размера платы. В связи с изложенным на практике это приводит к тому, что организация водопроводно-канализационного хозяйства производит начисления повышенного размера платы своим абонентам за превышение концентрации химических веществ в те месяцы, когда таких превышений фактически не было.

В письменном отзыве Правительство Российской Федерации не согласилось с доводами апелляционной жалобы, указав, что решение суда первой инстанции вынесено с учетом правовых обстоятельств, имеющих значение для административного дела. Выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, и соответствуют обстоятельствам данного административного дела. Доводы апелляционной жалобы не подтверждают наличие оснований для отмены обжалуемого решения.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения не нашла.

Правительство Российской Федерации, осуществляющее исполнительную власть в Российской Федерации наряду с иными федеральными органами исполнительной власти, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (часть 1 статьи 1, статья 2, части 1, 2 статьи 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

Аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации на день принятия Правил содержались в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".

Закон о водоснабжении и водоотведении относит к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения утверждение правил холодного водоснабжения и водоотведения (пункт 1 части 1 статьи 4 указанного федерального закона).

Холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, в том числе с учетом видов таких систем; порядок установления абонентам нормативов по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод; порядок осуществления контроля за соблюдением абонентами нормативов по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод, а также порядок определения размера платы абонентов при несоблюдении указанных нормативов; порядок подачи абонентами декларации о составе и свойствах сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения; порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов, порядок уменьшения для абонентов платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в случае реализации абонентами планов снижения сбросов (пункты 3, 5, 6, 7, 8.2 части 11 статьи 7 названного закона).

Во исполнение предоставленных федеральным законом полномочий в сфере регулирования отношений по водоснабжению и водоотведению Правительство Российской Федерации постановлением от 29 июля 2013 г. N 644 утвердило вышеназванные Правила.

Соблюдение требований закона, устанавливающего полномочия Правительства Российской Федерации на утверждение Правил, а также соблюдение требований к форме, процедуре принятия и правил введения в действие оспариваемого в части нормативного правового акта неоднократно проверялись в Верховном Суде Российской Федерации, подтверждены вступившими в законную силу судебными решениями: от 4 апреля 2018 г. N АКПИ18-73, от 22 июня 2020 г. N АКПИ20-15, от 23 июля 2021 г. N АКПИ21-472 и др., и по существу не оспариваются Обществом.

В силу части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Рассматривая и разрешая указанное административное дело, суд первой инстанции исполнил приведенные требования данного кодекса и пришел к обоснованному выводу о том, что пункты 119, 123, 195, 198 Правил в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Установленное оспариваемыми положениями Правил правовое регулирование направлено на стимулирование абонентов к соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод, принятию мер к устранению допущенных нарушений в целях обеспечения работоспособности объектов централизованной системы водоотведения, что подтверждается следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о водоснабжении и водоотведении по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение названных нормативов и требований.

В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, то абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 7 поименованного закона).

Статья 30.1 названного закона закрепляет, что в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод (часть 1). Нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, рассчитываются в соответствии с Правилами (часть 2).

Статья 30.2 этого же закона, регулирующая исчисление платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимание указанной платы с абонентов, закрепляет, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, то абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном Правилами. Порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и порядок взимания указанной платы устанавливаются с учетом необходимости обеспечения компенсации платежей организации, осуществляющей водоотведение, за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, расходов организации, осуществляющей водоотведение, на выполнение функций по исчислению платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, выставлению счетов и сбору с абонентов указанной платы, а также расходов на возмещение вреда, причиненного водному объекту, в случае невыявления абонента, допустившего сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, или иного лица, допустившего сброс загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения (канализации), приведший к причинению вреда водному объекту. Средства, полученные организацией, осуществляющей водоотведение, в виде платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, используются на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, возмещение вреда, причиненного водным объектам, а также в качестве источника финансирования инвестиционной программы организации, осуществляющей водоотведение, в части осуществления мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду (части 1, 2, 4 указанной статьи федерального закона).

Пункты 119, 123, 195 и 198 Правил, регламентирующие, что при определении размера и порядка платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также при расчете платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод используются декларация, представляемая абонентом, или результаты анализа проб, отобранных организацией, осуществляющей водоотведение, а период применения полученных результатов или задекларированных показателей, который используется для начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, ограничен по времени месяцем, в котором произведен следующий отбор, но не более чем 3 календарных месяца, приведенному выше федеральному законодательству в сфере водоснабжения и водоотведения не противоречат.

Довод апелляционной жалобы о том, что правомочие организации, осуществляющей водоотведение, контролировать состав и свойства сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения (канализации) посредством отбора проб сточных вод и их последующего анализа, нарушает принцип равенства участников правоотношений в рассматриваемой сфере несостоятелен, основан на неверном толковании норм материального права.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что принцип равенства, предполагающий равный подход к формально равным субъектам, не обусловливает необходимости предоставления одинаковых гарантий лицам, относящимся к разным категориям, а равенство перед законом и судом не исключает фактических различий и необходимости их учета законодателем (постановления от 12 марта 2015 г. N 4-П, от 25 октября 2016 г. N 21-П; определения от 24 октября 2019 г. N 2706-О, от 26 октября 2021 г. N 2214-О и др.).

В соответствии с частью 1 статьи 30.3 Закона о водоснабжении и водоотведении контроль состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения (канализации), осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абонентов абоненты, категории которых определены Правилами, подают в организацию, осуществляющую водоотведение, декларацию о составе и свойствах сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения (канализации), где, в частности, указываются фактические состав и свойства сточных вод абонента, определяемые в порядке, установленном Правилами (часть 2 этой же статьи).

Согласно пункту 2 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 728 (далее - Правила N 728), при осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах (фактические показатели состава сточных вод) и (или) фактические показатели свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения (канализации), на соответствие фактическим показателям состава и свойств сточных вод, указанным абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения (канализации), и (или) нормативам состава сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, установленным Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.

Организацией, осуществляющей водоотведение, осуществляется плановый и внеплановый контроль состава и свойств сточных вод (пункт 5 Правил N 728).

Контроль состава и свойств сточных вод включает в себя в том числе отбор проб сточных вод и их последующий анализ. При отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств (пункты 3, 33 Правил N 728).

Таким образом, действующее законодательство предусматривает, что контроль состава и свойств сточных вод проводится организацией, осуществляющей водоотведение. Исходя из результатов осуществленного контроля начисляется плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод. Вместе с тем абоненту предоставлено право проводить параллельный отбор проб сточных вод и самостоятельно обращаться в аккредитованную лабораторию для их анализа, тем самым обеспечивается соблюдение баланса прав и законных интересов участников правоотношений в сфере водоотведения.

Как правомерно отмечено в обжалуемом решении, сооружения по очистке сточных вод, эксплуатируемые организациями водопроводно-канализационного хозяйства, предназначены для приема бытовых и сточных вод и не предназначены для приема загрязненных промышленными отходами сточных вод. Главенствующую роль в этом играет барьерная функция очистных сооружений канализации, препятствующая попаданию в водные объекты веществ, способных нанести им невосполнимый вред.

При осуществлении сброса сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации, а следовательно, и в окружающую среду ущерб последним наносится при сбросе как в пределах, так и сверх установленных нормативов. Обязанностью же организации водопроводно-канализационного хозяйства при приеме сточных вод является принятие мер к снижению размера вредного воздействия. В случае если объем вредных стоков превышает установленные нормативы, то организация водопроводно-канализационного хозяйства во избежание вредного воздействия на окружающую среду вынуждена затрачивать дополнительные средства на обезвреживание таких стоков, восстановление систем канализации и систем очистки стоков. Поскольку сама организация водопроводно-канализационного хозяйства платит повышенную плату природоохранным органам за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты из своей прибыли, то с экономической точки зрения установление повышенной платы за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ в системы городской канализации является обоснованным.

Средства, полученные организациями, осуществляющими водоотведение, в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения используются целевым образом в качестве источника финансирования производственной и (или) инвестиционной программ организации, осуществляющей водоотведение, на выполнение иных мероприятий, связанных с ремонтом, реконструкцией или строительством объектов централизованных систем водоотведения, а также в качестве средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию производственной и (или) инвестиционной программ (пункт 123 (5) Правил.

Нормативного правового акта большей юридической силы, который бы определял иные условия для объектов абонентов при расчете платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, не имеется.

Ссылка ООО УК "Электроцентр" на нарушение оспариваемыми положениями статьи 10 Закона о защите конкуренции судом первой инстанции проверялась и правильно признана несостоятельной, так как данный федеральный закон имеет иной предмет правового регулирования, не устанавливает права и обязанности сторон договора водоотведения, требования к сточным водам, порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Указывая на необходимость наделения абонентов правом самостоятельного отбора проб, исходя из результатов которых в последующем календарном месяце будет начисляется плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, Общество, по сути, заявляет о необходимости изменения правового регулирования в рассматриваемой сфере. Однако вопрос о принятии нормативных правовых актов, внесении в них изменений и дополнений относится к исключительной компетенции соответствующих органов государственной власти и суды, в том числе Верховный Суд Российской Федерации, по правилам административного судопроизводства не вправе возлагать на них обязанность по осуществлению нормативного правового регулирования, за исключением случаев, непосредственно указанных в федеральном законе (часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Вывод о законности пунктов 119, 123, 195, 198 Правил в оспариваемой части сделан судом первой инстанции исходя из компетенции правотворческого органа, их издавшего, и содержания изложенных в них положений на основе надлежащего анализа норм федерального законодательства, непосредственно регулирующего правоотношения в рассматриваемой сфере.

Установив, что оспоренные правовые положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а следовательно, прав и законных интересов административного истца не нарушают, суд первой инстанции правомерно, на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принял решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в правоприменительной практике организация водопроводно-канализационного хозяйства производит начисления повышенного размера платы своим абонентам за превышение концентрации химических веществ в те месяцы, когда таких превышений фактически не было, по существу сводятся к несогласию с вынесенными в отношении Общества конкретными судебными постановлениями и не влекут отмену обжалованного решения суда, которым были проверены оспариваемые пункты Правил в порядке абстрактного нормоконроля.

С учетом изложенного Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу, что нормы материального права, регулирующие рассматриваемые в данном деле правоотношения, применены судом первой инстанции правильно, в соответствии с их содержанием, выводы суда о законности оспоренных положений мотивированны, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 сентября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Электроцентр" - без удовлетворения.

Председательствующий
В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Члены коллегии
Е.В.ГОРЧАКОВА
И.Н.ЗИНЧЕНКО

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области