Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 19.12.2024 N АПЛ24-452 "Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 26.09.2024 N АКПИ24-668, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 3461 санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 декабря 2024 г. N АПЛ24-452

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Зайцева В.Ю.,

членов коллегии Александрова В.Н., Зинченко И.Н.,

при секретаре И.,

с участием прокурора Клевцовой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Л. о признании недействующим пункта 3461 санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4,

по апелляционной жалобе Л. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 сентября 2024 г. по делу N АКПИ24-668, которым в удовлетворении его административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., возражения представителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека К. относительно доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (далее также - Санитарные правила), срок действия которых определен с 1 сентября 2021 г. до 1 сентября 2027 г.

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 15 февраля 2021 г., регистрационный номер 62500, и размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru) 18 февраля 2021 г.

В главе XLIV Санитарных правил ("Профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи") содержатся положения по организации и проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность.

Пункт 3461, расположенный в данной главе, предусматривает, что при приеме на работу и далее 1 раз в год (дополнительно - по клиническим и эпидемиологическим показаниям) подлежит обследованию на маркеры вирусов гепатитов B и C медицинский персонал организаций, осуществляющих заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, отделений гемодиализа, пересадки почки, сердечно-сосудистой и легочной хирургии, гематологии, хирургических, урологических, акушерско-гинекологических, офтальмологических, отоларингологических, анестезиологических, реанимационных, стоматологических, инфекционных, гастроэнтерологических стационаров, отделений и кабинетов поликлиник, диспансеров (в том числе процедурных, прививочных), клинико-диагностических лабораторий, персонал станций и отделений скорой помощи, перинатальных центров, центров медицины катастроф, фельдшерско-акушерских пунктов, здравпунктов.

Л., являющийся индивидуальным предпринимателем, оказывающим стоматологические услуги, оспорил в Верховном Суде Российской Федерации указанный пункт 3461 Санитарных правил, ссылаясь в первоначально поданном административном исковом заявлении на его противоречие подпункту 5.2.53 пункта 5 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (далее - Положение), и постановлению Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (далее - Постановление N 554).

В дальнейшем, уточнив административное исковое заявление, Л. сослался на противоречие оспариваемой им нормы Постановлению N 554 и приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры" (далее - Приказ N 29н).

Обосновывая заявленное требование, Л. указал, что при осуществлении медицинской деятельности в связи с отсутствием сведений о прохождении обследования на маркеры вирусов гепатитов B и C он был привлечен к административной ответственности.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) и Минюст России, привлеченные к участию в деле в качестве административного ответчика и заинтересованного лица, возражали против удовлетворения заявленного требования, отметив в представленных в суд первой инстанции письменных возражениях, что Санитарные правила утверждены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий; оспариваемое положение соответствует действующему законодательству, прав и охраняемых законом интересов административного истца не нарушает.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 сентября 2024 г. в удовлетворении административного искового заявления Л. было отказано.

Не согласившись с таким решением, административный истец подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права, принять по административному делу новое решение, которым признать пункт 3461 Санитарных правил незаконным.

В жалобе Л. ссылается на то, что в оспариваемой норме административный ответчик установил комплекс медицинских вмешательств, которые являются медицинским осмотром, однако Постановление N 554 такого права Роспотребнадзору не предоставляет, поскольку согласно подпункту 5.2.53 пункта 5 Положения оно закреплено за Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России).

Административный истец Л. и представитель Минюста России, будучи извещенными о месте и времени судебного разбирательства в установленном законом порядке, в суд апелляционной инстанции не явились.

Представитель административного ответчика - Роспотребнадзора представил возражения на апелляционную жалобу, которые поддержал в судебном заседании Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, указав, что Санитарные правила были утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, права административного истца не нарушают.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда не находит.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Отказывая Л. в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что по настоящему административному делу такое основание для признания пункта 3461 Санитарных правил недействующим отсутствует.

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), направленный на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (преамбула), в абзаце десятом статьи 1 под санитарно-эпидемиологическими требованиями понимает обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

Пункт 2 статьи 37 приведенного закона устанавливает, что государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации, а именно Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным Постановлением N 554.

В соответствии с пунктом 2 данного положения нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), содержащие: гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранению и укреплению его здоровья; оптимальные и предельно допустимые уровни влияния на организм человека факторов среды его обитания; максимально или минимально допустимое количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего с позиций безопасности и (или) безвредности для здоровья человека тот или иной фактор среды его обитания.

Разработка и утверждение санитарных правил осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 38, пункт 1 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), является Роспотребнадзор (пункт 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322), руководитель которого является главным государственным санитарным врачом Российской Федерации (абзац второй пункта 8 приведенного положения).

Федеральный закон N 52-ФЗ в пункте 2 статьи 51 к полномочиям Главного государственного санитарного врача Российской Федерации относит в числе прочего принятие постановлений, издание распоряжений и указаний, утверждение методических, инструктивных и других документов по вопросам организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включая методики расчета и оценки риска для здоровья человека (абзац третий).

Учитывая приведенные положения законодательства, суд первой инстанции правомерно указал в решении, что Санитарные правила утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий; порядок их принятия, государственной регистрации и опубликования соблюден.

Санитарные правила разработаны с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения Российской Федерации; устанавливают обязательные требования: к комплексу организационных, профилактических, в том числе лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических, лабораторно-диагностических мероприятий, направленных на обеспечение раннего выявления, предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения Российской Федерации; к организационным, санитарно-противоэпидемическим (профилактическим), инженерно-техническим мероприятиям, направленным на обеспечение личной и общественной безопасности, защиту окружающей среды при работе с микроорганизмами, вирусами, белковоподобными инфекционными частицами (прионами), ядами биологического происхождения (токсинами) и иными биологическими агентами, в том числе созданными в результате генетических манипуляций, применения технологий синтетической биологии и другой направленной деятельности, способных вызывать патологический процесс в организме человека или животного, а также биологические материалы, в которых могут содержаться перечисленные патогены (далее - ПБА); к порядку учета, хранения, передачи и транспортирования ПБА, а также объектов и материалов, содержащих или подозрительных на содержание ПБА (пункты 1, 2 Санитарных правил).

В статье 1 Федерального закона N 52-ФЗ под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (абзац четырнадцатый); под инфекционными заболеваниями понимаются инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку (абзац шестнадцатый); под инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, понимаются инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия) (абзац семнадцатый).

Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715, под пунктами 4 и 5 в него включены заболевания гепатит B и гепатит C соответственно.

Оспариваемый административным истцом пункт 3461 Санитарных правил, закрепляющий, что при приеме на работу и далее 1 раз в год (дополнительно - по клиническим и эпидемиологическим показаниям) подлежит обследованию на маркеры вирусов гепатитов B и C медицинский персонал указанных в пункте организаций, расположен в главе XLIV ("Профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи") в разделе, содержащем положения по организации и проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность.

Указание в пункте 3459 Санитарных правил об обязанности персонала медицинской организации проходить предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры дано со ссылкой на Приказ N 29н.

Проанализировав приведенные нормы и положения Приказа N 29н, суд первой инстанции обоснованно констатировал, что медицинские осмотры, проводимые в соответствии с Приказом N 29н, и мероприятия, связанные с профилактикой инфекций в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, предусмотренные Санитарными правилами, имеют разные цели и представляют собой самостоятельные виды медицинских обследований, при этом Санитарные правила не регулируют порядок проведения медицинских осмотров.

Довод апелляционной жалобы о том, что в пункте 3461 Санитарных правил административный ответчик установил комплекс медицинских вмешательств, являющихся медицинским осмотром, ошибочен.

Медицинский осмотр, в соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. При этом медицинским вмешательством являются выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (пункт 5 части 1 статьи 2 приведенного федерального закона).

Таким образом, указанная в пункте 3461 Санитарных правил обязанность медицинского персонала определенных организаций проходить обследования на маркеры вирусов гепатитов B и C является профилактическим мероприятием, направленным на предотвращение распространения среди населения Российской Федерации инфекционных болезней в связи с оказанием медицинской помощи, но не медицинским осмотром.

Обоснованно установив, что оспариваемое положение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца в указанных им аспектах, суд первой инстанции правомерно отказал Л. в удовлетворении заявленного им требования в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Обжалуемое решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 сентября 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Л. - без удовлетворения.

Председательствующий
В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Члены коллегии
В.Н.АЛЕКСАНДРОВ
И.Н.ЗИНЧЕНКО

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области