КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 29 апреля 2022 г. N 8-КЭ

О ПРАВЕ
ПРЕБЫВАЮЩЕГО В ОТСТАВКЕ СУДЬИ ЗАМЕЩАТЬ ДОЛЖНОСТЬ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ - ДОЛЖНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ АГЕНТСТВА
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИРОВЫХ СУДЕЙ
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике в порядке заочного голосования рассмотрела запрос пребывающего в отставке судьи о возможности замещать должность руководителя Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Ульяновской области с учетом того, что Агентство исполняет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области на финансовое обеспечение деятельности Агентства и подведомственного учреждения, а руководитель осуществляет общее руководство деятельностью Агентства на основе единоначалия.

Согласно абзацу второму пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 (с послед. изм.) "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) на судью, пребывающего в отставке, независимо от возраста и судейского стажа не распространяются требования, установленные подпунктами 1, 11 и 12 пункта 3 той же статьи.

Таким образом, в отношении судей в отставке, независимо от возраста и судейского стажа, не действует запрет занимать государственные должности, а также должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О мировых судьях в Российской Федерации" организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Под организационным обеспечением деятельности мировых судей понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Ульяновской области (далее - Агентство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим управление в сфере обеспечения деятельности мировых судей Ульяновской области; действует на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 19 января 2017 года N 1/22-П (с послед. изм.) (далее - Положение).

Согласно Положению Агентство является юридическим лицом; имущество Агентства является государственной собственностью Ульяновской области и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

В систему Агентства входит подведомственное ему государственное казенное учреждение Ульяновской области "Обеспечение судебных участков" (пункт 1.2 Положения).

В функции и полномочия Агентства, в частности, входит осуществление функций и полномочий учредителя подведомственного учреждения (пункт 2.2.2 Положения), исполнение функций главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области на финансовое обеспечение деятельности Агентства и подведомственного учреждения (пункт 2.2.4 Положения).

Согласно Положению Агентство возглавляет руководитель Агентства, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Ульяновской области в установленном порядке (пункт 4.1).

Руководитель Агентства осуществляет общее руководство деятельностью Агентства на основе единоначалия, без доверенности представляет Агентство в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований и организациями, а также в суде (пункт 4.2.2) Положения).

Должность руководителя агентства включена в утвержденный Законом Ульяновской области от 19 декабря 2006 года N 212-ЗО (с послед. изм.) Реестр должностей государственной гражданской службы Ульяновской области (раздел 4, должности категории "руководители", высшая группа).

Комиссия по этике исходит из того, что федеральный законодатель, внося в пункт 4 статьи 3 Закона о статусе судей изменения, направленные на привлечение судей, пребывающих в отставке, к государственной и муниципальной службе, не ввел ограничений в зависимости от вида государственной и муниципальной службы; не установил запрет замещения конкретных государственных должностей, должностей государственной службы, муниципальных должностей, должностей муниципальной службы в зависимости от характера функций и объема полномочий, предусмотренных конкретным должностным регламентом по таким должностям, за исключением таких должностей как должности прокурора, следователя и дознавателя.

Поэтому комиссия приходит к выводу о том, что замещение судьей в отставке такой должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации как должность руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере обеспечения деятельности мировых судей данного субъекта (агентство, департамент, служба и т.п.), не вступает в противоречие с требованиями Закона о статусе судей.

Для реализации возложенных на них публичных функций исполнительные органы государственной власти могут осуществлять определенную хозяйственную (экономическую) деятельность, вступать в отношения, регулируемые гражданским законодательством, и т.п., что само по себе не дает оснований рассматривать их в качестве субъектов предпринимательской деятельности.

Поэтому замещение пребывающим в отставке судьей должности руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не ведет к нарушению запрета, предусмотренного подпунктом 4 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей: заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы.

В тех случаях, когда полномочия лица представлять юридическое лицо без доверенности основаны на законе либо положениях учредительных документов юридического лица, имеет место законное представительство, осуществление которого допускается подпунктом 6 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей.

Комиссия обращает внимание на то, что ее заключения имеют рекомендательный характер, не обладают свойством обязательности. Из этого следует, что с судьи, пребывающего в отставке и принявшего решение о поступлении на государственную или муниципальную службу, не снимаются личная ответственность и обязанность самостоятельно оценивать все свои конкретные действия с точки зрения соответствия их требованиям федерального законодательства, регулирующего статус судьи, и Кодекса судейской этики.