КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 13 сентября 2022 г. N 14-КЭ

О ПРАВЕ
СУДЬИ, ПРЕБЫВАЮЩЕГО В ОТСТАВКЕ, ЗАМЕЩАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ДОЛЖНОСТИ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В УПРАВЛЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПО СУБЪЕКТУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике (далее - комиссия по этике, комиссия) в порядке заочного голосования рассмотрела запрос судьи, пребывающего в отставке, о праве (возможности) судьи в отставке с сохранением статуса судьи в отставке и назначенного при удалении в отставку ежемесячного пожизненного содержания замещать в Управлении Федеральной налоговой службы России по Республике Башкортостан (далее - УФНС по РБ) следующие должности федеральной государственной гражданской службы:

- начальника правового отдела N 1 УФНС по РБ;

- начальника отдела обеспечения процедур банкротства УФНС по РБ;

- начальника отдела досудебного урегулирования налоговых споров УФНС по РБ;

- начальника отдела кадров УФНС по РБ.

Вместе с запросом представлены должностные регламенты по трем из названных выше должностей федеральной государственной гражданской службы.

Комиссия по этике неоднократно высказывалась по вопросам, связанным с возможностью замещения пребывающим в отставке судьей различных конкретных должностей государственной и муниципальной службы. Наличие повторяющихся вопросов свидетельствует о необходимости сформулировать общий подход комиссии по этике к их разрешению.

Кодекс судейской этики, утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года, с изменениями, внесенными постановлением N 2 от 8 декабря 2016 года IX Всероссийского съезда судей (далее - Кодекс судейской этики), действие которого распространяется на всех судей Российской Федерации, в том числе на судей, пребывающих в отставке, допускает возможность судьи заниматься различными видами внесудебной деятельности, включая научную, образовательную, творческую, общественную, благотворительную и иные виды деятельности, в том числе на платной основе, лишь тогда, когда это не противоречит законодательству о статусе судей в Российской Федерации и не причиняет ущерб интересам правосудия (пункт 1 статьи 2, пункт 2 статьи 14).

Условия и виды оплачиваемой деятельности, которой может заниматься судья, пребывающий в отставке, устанавливает пункт 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 16.04.2022) "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей). Абзацем первым этого пункта определены общие условия осуществления судьей в отставке оплачиваемой деятельности (возраст; стаж работы в должности судьи), исчерпывающе названы виды органов и организаций, в которых может работать судья в отставке, и отдельные должности, которые судья в отставке может замещать:

судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 лет (для женщин - 50 лет), вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, может быть назначен на должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.

Федеральным законом от 29.12.2015 N 409-ФЗ пункт 4 статьи 3 Закона о статусе судей дополнен абзацем вторым, согласно которому на судью, пребывающего в отставке, независимо от возраста и судейского стажа не распространяются требования, установленные подпунктом 1 пункта 3 той же статьи.

Тем самым федеральный законодатель признал необходимым и целесообразным в максимальной мере использовать на государственной и муниципальной службе нереализованный потенциал и накопленный практический опыт пребывающих в отставке судей и закрепил их право занимать иные (кроме должности судьи) государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, сохранив прямой запрет на замещение должностей прокурора, следователя и дознавателя.

Других исключений в отношении возможности замещения судьей в отставке конкретных государственных должностей, должностей государственной службы, муниципальных должностей, должностей муниципальной службы Закон о статусе судей не предусматривает.

Федеральное законодательство не ограничивает право пребывающего в отставке судьи замещать названные должности в зависимости от вида соответствующей службы, от предмета ведения и полномочий органа, в котором такая служба осуществляется. Не связывается соответствующее право и с возможностью последующего судебного контроля (обжалования в судебном порядке) принимаемых государственным, муниципальным служащим решений.

Принимая во внимание дополнения, внесенные в абзац первый пункта 4 статьи 3 Закона о статусе судьей Федеральным законом от 04.06.2018 N 133-ФЗ (о возможности назначения судьи в отставке на должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг), можно с уверенностью утверждать, что федеральный законодатель не признает несовместимым со статусом судьи в отставке занятие деятельностью, непосредственно связанной с досудебным урегулированием споров.

Согласно Федеральному закону от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О системе государственной службы Российской Федерации" одним из основных принципов построения и функционирования системы государственной службы является законность (пункт 1 статьи 3).

Закрепленные в Федеральном законе от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" принципы государственной гражданской службы и основные обязанности государственного гражданского служащего (статьи 4, 15) требуют неукоснительного соблюдения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и обеспечения их исполнения.

Единство публичной природы статуса судьи и статуса государственного служащего обеспечивается, в частности, сходным объемом ограничений и обязательств, налагаемых на судью и государственного гражданского служащего.

Пребывающий в отставке судья не осуществляет правосудие и не может оказаться в ситуации конфликта интересов в том значении, как это определяет Закон о статусе судей. Что же касается возможности возникновения конфликта интересов при выполнении им обязанностей по замещаемой должности государственной службы, то предотвращение и урегулирование такого конфликта могут и должны осуществляться в соответствии с законодательством, регулирующим прохождение соответствующего вида государственной службы.

Поэтому комиссия приходит к выводу о том, что исполнение судьей в отставке обязанностей государственной службы в любой должности государственной службы (за исключением прямо обозначенных законодателем должностей прокурора, следователя, дознавателя) не противоречит законодательству о статусе судей в Российской Федерации, и при надлежащем исполнении судьей в отставке обязанностей такой службы исключается возможность причинения ущерба интересам правосудия.

Объективная схожесть публичной природы, условий и порядка прохождения государственной и муниципальной службы дает основания для аналогичного подхода к рассмотрению вопросов о возможности замещения судьей в отставке муниципальных должностей, должностей муниципальной службы.

Изложенный выше подход по общему правилу не предполагает необходимости анализа обязанностей, устанавливаемых конкретным должностным регламентом.

Применительно к рассматриваемому запросу это означает, что заявитель вправе замещать каждую из названных в запросе должностей государственной гражданской службы в территориальном органе Федеральной налоговой службы России.

Однако каждый судья в отставке, принимая решение о поступлении на государственную либо муниципальную службу, должен учитывать наличие в Законе о статусе судей (подпункт 6 пункта 3 статьи 3) и Кодексе судейской этики (статья 16) самостоятельного запрета осуществлять представительство по делам физических или юридических лиц, кроме случаев законного представительства.

Из этого следует, что при замещении судьей, пребывающим в отставке, должностей, указанных в подпункте 1 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей, он (судья в отставке) не может по доверенности выполнять функции представителя органа, в котором проходит службу.

Ответ на вопрос о сохранении права на получение назначенного при удалении в отставку ежемесячного пожизненного содержания наряду с оплатой по замещаемым должностям, указанным в подпункте 1 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей, был дан в заключении комиссии Совета судей Российской Федерации по этике, утвержденном постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 27.06.2016 N 518: в таком случае судья вправе одновременно получать ежемесячное пожизненное содержание и оплату по замещаемой должности.