ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ
от 29 июля 2015 г. N 294-1-6
О СПРАВОЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ
ПО НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ"
ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫБОРОВ
В соответствии со статьей 20, пунктом 9 статьи 21, статьями 44 - 50, 52, 54, 56, 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации решила:
1. Одобрить Справочно-методический материал по некоторым вопросам использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для информационного обеспечения выборов (прилагается).
2. Направить указанный Справочно-методический материал в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации и политические партии.
3. Рекомендовать избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации проводить разъяснительную работу по разъяснению правил использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для осуществления информационного обеспечения выборов и направлять в ЦИК России информацию о возникающей практике по рассмотрению обращений, связанных с распространением информации в сети "Интернет" в ходе избирательных кампаний.
4. Опубликовать настоящую выписку из протокола в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
В.Е.ЧУРОВ
Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
Н.Е.КОНКИН
Приложение
к выписке из протокола заседания
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
от 29 июля 2015 г. N 294-1-6
СПРАВОЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ПО НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ"
ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫБОРОВ
1. Информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет" (далее - сеть "Интернет") широко используется для информационного обеспечения выборов, которое согласно статье 45 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию. Ряд положений Федерального закона (например, пункт 10 статьи 48, пункт 36 статьи 68), иных федеральных законов о выборах прямо предписывает размещать ту или иную информацию в сети "Интернет".
Как указывается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003 года N 15-П, выборы могут считаться свободными, только когда реально гарантированы право на информацию и свобода выражения мнений. Поэтому законодатель обязан обеспечивать права граждан на получение и распространение информации о выборах, соблюдая применительно к данному предмету регулирования баланс конституционно защищаемых ценностей - права на свободные выборы и свободы слова и информации и не допуская неравенства и несоразмерных ограничений.
В связи с изложенным при решении вопросов правовой оценки тех или иных ситуаций, складывающихся в ходе избирательной кампании в сфере информационного обеспечения выборов, следует в комплексе учитывать положения:
Федерального закона;
Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ);
Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации");
Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации";
Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности");
иных федеральных законов.
2. В статье 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определены термины, касающиеся сети "Интернет", в частности:
информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;
обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;
сайт в сети "Интернет" - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством сети "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет";
страница сайта в сети "Интернет" (далее также - интернет-страница) - часть сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети "Интернет";
доменное имя - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети "Интернет" в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети "Интернет";
сетевой адрес - идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему;
владелец сайта в сети "Интернет" - лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети "Интернет", в том числе порядок размещения информации на таком сайте;
провайдер хостинга - лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети "Интернет".
В 2016 и 2017 годах в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" был внесен ряд изменений, касающихся регулирования распространяемой в сети "Интернет" информации на определенных часто посещаемых ресурсах с обширной аудиторией. Федеральными законами от 23 июня 2016 года N 208-ФЗ и от 1 мая 2017 года N 87-ФЗ в вышеназванный Федеральный закон включены статьи 10.4 и 10.5, которые вводят в правовой оборот следующие понятия:
1) "новостной агрегатор" и "владелец новостного агрегатора", под которым понимается владелец программы для электронных вычислительных машин, владелец сайта и (или) страницы сайта в сети "Интернет", которые используются для обработки и распространения новостной информации в сети "Интернет" на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации или иных языках народов Российской Федерации, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более одного миллиона пользователей сети "Интернет";
2) "аудиовизуальный сервис" и "владелец аудиовизуального сервиса", под которым понимается владелец сайта и (или) страницы сайта в сети "Интернет", и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, которые используются для формирования и (или) организации распространения в сети "Интернет" совокупности аудиовизуальных произведений, доступ к которым предоставляется за плату и (или) при условии просмотра рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более ста тысяч пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации. Следует учитывать, что согласно части 16 статьи 10.5 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" поисковые системы и информационные ресурсы, на которых аудиовизуальные произведения размещаются преимущественно пользователями сети "Интернет", не относятся к аудиовизуальным сервисам.
Признание того или иного ресурса в сети "Интернет" в качестве новостного агрегатора или аудиовизуального сервиса находится в ведении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор), которая обязана вести соответствующие реестры таких ресурсов в сети "Интернет".
Согласно статье 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
3. Распространение информации, связанной с выборами, в сети "Интернет" является одним из множества способов распространения такой информации, в силу чего подпадает под соответствующие правила информирования избирателей и предвыборной агитации, установленные Федеральным законом.
В части информирования избирателей следует учитывать:
требование пункта 2 статьи 45 Федерального закона, согласно которому содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений;
правила опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения (статья 46 Федерального закона);
запрет на публикацию (обнародование) данных об итогах голосования, о результатах выборов до окончания времени голосования (пункт 7 статьи 45 Федерального закона).
В части предвыборной агитации следует учитывать:
установленные сроки агитационного периода (статья 49 Федерального закона);
необходимость финансирования расходов на агитацию исключительно из средств избирательных фондов (пункт 5 статьи 48 Федерального закона);
правила использования изображений и высказываний физических лиц в агитационных материалах (пункты 9, 9.1 статьи 48 Федерального закона);
запреты на проведение предвыборной агитации, предусмотренные пунктом 7 статьи 48 Федерального закона;
требования к выпуску и распространению агитационных аудиовизуальных материалов (статья 54 Федерального закона);
установленные Федеральным законом (статья 56) ограничения на проведение агитации.
4. В контексте требований пункта 2 статьи 45 Федерального закона одним из наиболее острых вопросов, возникающих в ходе избирательных кампаний, может быть вопрос о распространении недостоверных сведений о кандидате, избирательном объединении. Вопросы защиты чести и достоинства гражданина, а также деловой репутации граждан и юридических лиц отражены в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц".
Кроме того, статьей 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за клевету, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, в том числе клевету, содержащуюся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.
Согласно статье 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности, гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом. Если данные сведения были распространены в средствах массовой информации, то опровергнуты они должны быть в тех же средствах массовой информации, а гражданин, в отношении которого распространены указанные сведения, имеет право потребовать наряду с опровержением также опубликования своего ответа в тех же средствах массовой информации. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети "Интернет", гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети "Интернет".
Под распространением сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию граждан, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети "Интернет", а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.
В вышеуказанном Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года N 3 отмечается, что в случае, если не соответствующие действительности порочащие сведения были размещены в сети "Интернет" на информационном ресурсе, зарегистрированном в установленном законом порядке в качестве средства массовой информации, при рассмотрении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо руководствоваться нормами, относящимися к средствам массовой информации. Если сайт в сети "Интернет" не зарегистрирован в качестве средства массовой информации, то согласно изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2010 года N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" позиции "лица, допустившие нарушения законодательства при распространении массовой информации через сайты в сети "Интернет", не зарегистрированные в качестве средств массовой информации, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации без учета особенностей, предусмотренных законодательством о средствах массовой информации".
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 года N 18-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 1, 5 и 6 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Е.В. Крылова" отмечается, что если противоправные действия с применением ресурсов сети "Интернет" совершены неизвестным лицом, то это не отменяет общего принципа, в силу которого ответственность за эти действия несет именно правонарушитель. Однако даже фактическая невозможность в подобных случаях установить и привлечь к ответственности виновное лицо, равно как и отсутствие правовых оснований для привлечения к ответственности владельца соответствующего сайта, не являющегося средством массовой информации, или иного уполномоченного им на размещение информации лица, в качестве способа защиты прав потерпевшего не означает, что эти права не подлежат защите иными способами, такими как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
5. Законом о СМИ предусмотрен такой вид средств массовой информации, как сетевое издание. Согласно статье 2 Закона о СМИ под сетевым изданием понимается сайт в сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с указанным Законом.
В силу положений Федерального закона, с учетом предусмотренного Законом о СМИ равенства статуса редакций средств массовой информации любых видов, на указанные организации распространяются условия проведения предвыборной агитации, аналогичные общим условиям проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, установленным статьей 50 Федерального закона, а также сроки агитационного периода, установленные пунктом 2 статьи 49 Федерального закона, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.
--------------------------------
<*> Сноска исключена. - Выписка из протокола заседания ЦИК России от 01.11.2017 N 108-1-7.
С учетом этого редакции сетевых изданий, зарегистрированных не менее чем за один год до начала избирательной кампании, а также редакции сетевых изданий, учрежденных избирательными объединениями (в том числе их структурными подразделениями), независимо от срока регистрации, вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям соответствующие услуги при условии выполнения пункта 6 статьи 50 Федерального закона, то есть при условии опубликования сведений о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты услуг не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Указанные сведения и уведомление о готовности предоставить услуги для проведения предвыборной агитации в тот же срок должны быть представлены в избирательную комиссию, организующую выборы, или указанную в законе нижестоящую избирательную комиссию.
6. В соответствии с пунктами 6 и 7 части 1 статьи 10.4 и пунктами 3 и 4 части 1 статьи 10.5 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" владелец новостного агрегатора и владелец аудиовизуального сервиса обязаны обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации, в частности:
соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о референдуме и законодательством Российской Федерации о выборах;
соблюдать требования законодательства Российской Федерации, регулирующие порядок распространения массовой информации.
Владельцы сайтов в сети "Интернет", которые зарегистрированы в соответствии с Законом о СМИ в качестве сетевых изданий, не являются новостными агрегаторами и аудиовизуальными сервисами. Также согласно статье 8 Закона о СМИ сайт в сети "Интернет", не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является.
Таким образом, понятия "новостной агрегатор" и "аудиовизуальный сервис" не тождественны понятию "средство массовой информации".
Вместе с тем владельцы новостных агрегаторов в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 10.4 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" обязаны проверять достоверность распространяемых общественно значимых сведений до их распространения и незамедлительно прекратить их распространение на основании предписания Роскомнадзора. Роскомнадзор, в свою очередь, рассматривает обращения уполномоченных государственных органов о распространении новостной информации с нарушением законодательства Российской Федерации в течение 24 часов с момента их поступления и принимает решение о направлении предписания.
Роскомнадзором утвержден Порядок направления уполномоченными государственными органами требований о принятии мер по прекращению распространения новостным агрегатором фальсифицированных общественно значимых сведений, недостоверной общественно значимой новостной информации под видом достоверных сообщений, новостной информации, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации (Приказ Роскомнадзора от 5 декабря 2016 года N 308).
Размещение предвыборных агитационных материалов на новостных агрегаторах и на аудиовизуальных сервисах осуществляется в рамках общих требований к порядку проведения предвыборной агитации, установленных статьями 49, 54, 56 вышеуказанного Федерального закона.
7. Согласно пункту 1 статьи 56 Федерального закона предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в сети "Интернет"), выступления кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации (в том числе размещаемые в сети "Интернет") не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность.
Согласно части 1 статьи 15.3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, включая случай поступления уведомления о распространении такой информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители направляют требование в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.
Таким образом, в случае если, по мнению избирательной комиссии, размещаемый в сети "Интернет", в том числе в рамках сетевого издания, информационный или агитационный материал носит признаки нарушений пункта 1 статьи 56 Федерального закона в части распространения призывов к осуществлению экстремистской деятельности и (или) части 1 статьи 15.3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ей следует незамедлительно направить соответствующее сообщение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. О данном факте также целесообразно уведомить вышестоящую избирательную комиссию (избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, ЦИК России).
Если в агитационном материале будет установлено наличие признаков иных нарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона, то данный агитационный материал подлежит направлению избирательной комиссией в правоохранительные органы по месту их обнаружения. В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу. Таким образом, наличие экстремизма в информационном или агитационном материале может быть, в частности, установлено по результатам приговора суда о привлечении гражданина к уголовной ответственности.
В случае если судебное решение, подтверждающее факт нарушения положений пункта 1 статьи 56 Федерального закона кандидатом или политической партией, вступило в силу до момента рассмотрения избирательной комиссией решения о регистрации кандидата, списка кандидатов, избирательная комиссия принимает решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидата из списка кандидатов (подпункт "к" пункта 24, подпункт "и" пункта 25, подпункт "в" пункта 26 статьи 38 Федерального закона).
Согласно подпункту "д" пункта 7, подпункту "д" пункта 8, пункту 9 статьи 76 Федерального закона распространение агитационных материалов кандидатом, избирательным объединением с нарушением пункта 1 статьи 56 Федерального закона является основанием для обращения избирательной комиссии в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов. Согласно пункту 12 статьи 76 Федерального закона заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов по данному основанию также может быть подано в суд прокурором.
8. Согласно пункту 4 статьи 48 Федерального закона кандидат, избирательное объединение самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц. Одним из методов предвыборной агитации является выпуск и распространение печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов (подпункт "в" пункта 3 статьи 48 Федерального закона). Таким образом, агитационные материалы могут распространяться кандидатом, избирательным объединением в сети "Интернет" как в сетевых изданиях, так и на сайтах (страницах сайтов) в сети "Интернет", не зарегистрированных в качестве средств массовой информации.
По смыслу статьи 54 Федерального закона материалы, которые технически могут быть размещены в сети "Интернет", относятся к аудиовизуальным (предназначенным для зрительного и слухового восприятия либо только для зрительного, либо только для слухового), в связи с чем при их выпуске и распространении должны соблюдаться соответствующие требования указанной статьи Федерального закона.
В частности, согласно пункту 2 статьи 54 Федерального закона все аудиовизуальные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда. Для целей реализации указанного требования закона в качестве информации о тираже аудиовизуального материала возможно указывать количество его копий, изготовленных на материальных носителях (на жестких дисках персональных компьютеров, а также съемных носителях - компакт-дисках, флэш-картах и т.д.), либо количество сайтов (страниц сайтов), на которых кандидат, избирательное объединение планируют разместить предвыборный агитационный материал. Указанные данные могут быть размещены на соответствующем материальном носителе либо содержаться непосредственно в визуальном и (или) звуковом ряду материала.
Независимо от того, где в сети "Интернет" будут размещаться предвыборные агитационные материалы (в сетевом издании или на ином ресурсе), экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением в соответствующую избирательную комиссию вместе с указанными в пункте 3 статьи 54 Федерального закона сведениями.
9. Административная ответственность за соответствующие нарушения порядка информационного обеспечения выборов установлена в отношении редакции, главного редактора, представителя соответствующего сетевого издания статьями 5.5, 5.10, 5.11, 5.12, 5.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Иные лица при наличии соответствующих нарушений могут быть привлечены к административной ответственности по статьям 5.5, 5.10 или 5.12 КоАП.
Полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях по статьям 5.5, 5.10, 5.11, 5.13 КоАП в части сетевых изданий обладают должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в связи с чем материалы, свидетельствующие о факте нарушения, предусмотренного указанными статьями КоАП, включая мотивированное решение избирательной комиссии о признании факта нарушения, направляются в Роскомнадзор или его территориальный орган.
Во исполнение пункта 3.5.1 Соглашения о порядке взаимодействия ЦИК России и Роскомнадзора ЦИК России осуществляет обмен информацией с Роскомнадзором, а избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования - с территориальным органом Роскомнадзора соответствующего субъекта Российской Федерации о фактах возбуждения дел либо об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.5, 5.10 КоАП, а также информирование друг друга о направлении протоколов об административных правонарушениях в судебные органы. Кроме того, в соответствии с пунктом 3.5.2 указанного Соглашения ЦИК России осуществляет обмен информацией с Роскомнадзором, а избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования - с его территориальным органом о фактах вступления в силу постановлений о привлечении к административной ответственности по статьям 5.5, 5.10 КоАП.
10. Согласно частям 2 и 5 статьи 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
Основаниями для включения в реестр указанных сведений является в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В связи с этим с учетом положений части 6 статьи 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" при установлении факта нарушения одновременно с направлением протокола об административном правонарушении в суд, а также в случаях, когда составление протокола об административном правонарушении неосуществимо в силу невозможности установить лицо, виновное в распространении незаконных агитационных материалов, либо указанное лицо (владелец сайта) расположено за пределами территории Российской Федерации, избирательной комиссии следует направить соответствующие материалы в прокуратуру. Прокурор на основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением о признании информации, распространяемой в сети "Интернет", запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.